Приложения к уроку истории Социально-экономические и политические реформы: замыслы и результаты. 11 класс.
Приложение № 1.
ИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СООБЩЕНИЯ, СДЕЛАННОГО
П. А. СТОЛЫПИНЫМ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ НА ПОСТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
СОВЕТА МИНИСТРОВ. 1906 г.
...Таким образом, путь Правительства ясен: оградить порядок и решительными мерами охранить население от революционных проявлений и, вместе с тем, напряжением всей силы государственной идти по пути строительства, чтобы создать вновь устойчивый порядок, зиждущийся на законности и разумно понятой истинной свободе.
Обращаясь к способам достижения последней цели, Правительство сознает, что перед ним стоят вопросы разного порядка. Одни подлежат разрешению Государственной Думы и Государственного Совета, и по этим вопросам высшая администрация обязана подготовить вполне разработанные законопроекты, которые служили бы основанием для суждения в законодательных учреждениях…Другие, по чрезвычайной неотложности своей, должны быть проведены в жизнь немедленно...На первом месте в ряду этих задач стоит вопрос земельный и землеустроительный. Практический почин в этом вопросе дан Высочайшим повелением о передаче крестьянскому поземельному банку удельных оброчных статей. Последующими распоряжениями Правительство даст возможность местным землеустроительным комиссиям ныне же фактически начать устройство быта малоземельных крестьян, как использованием во всех местностях, где существует земельная нужда, наличного земельного запаса, так и облегчением в этом отношении частной самодеятельности крестьян. Реальная работа на местах даст богатый материал будущей Государственной Думе в этом в высшей степени сложном вопросе.
Ныне также будут проведены некоторые неотложные мероприятия в смысле гражданского равноправия и свободы вероисповедания. Предположено отменить отжившие ограничения, стесняющие крестьян и старообрядцев с определением прав последних точными законодательными постановлениями. Равным образом и в области еврейского вопроса безотлагательно будет рассмотрено, какие ограничения, как вселяющие лишь раздражение и явно отжившие, могут быть отменены немедленно и какие, как касающиеся существа отношений еврейской народности к коренному населению, являются делом народной совести, почему предрешение их стеснило бы последующую работу законодательных учреждений. Расширение сети народных школ, в связи с планом введения всеобщего обучения, и улучшение материального обеспечения народных учителей уже намечены Правительством к ближайшему осуществлению путем внесения на этот предмет в смету будущего года 5 1/2миллиона рублей.
Насколько широка область подготовляемых законопроектов для представления в будущую Государственную Думу, видно из того, что, независимо от работ по замене существующих временных правил о собраниях, союзах и печати постоянными законоположениями, Правительство разрабатывает в настоящее время целый ряд вопросов первостепенного государственного значения; важнейшие из них следующие:
1) о свободе вероисповедания;
2) о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;
3) об улучшении крестьянского землевладения;
4) об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;
5) о реформе местного управления, которое предполагается организовать таким образом, чтобы губернские и уездные административные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мелкую земскую единицу;
6) о введении земского самоуправления в Прибалтийском, а также Северо и Юго -Западном крае;
7) о введении земского и городского самоуправления в губерниях Царства Польского;
8) о преобразовании местных судов;
9) о реформе средней и высшей школы;
10) о подоходном налоге;
11) о полицейской реформе, направленной, между прочим, к слиянию общей и жандармской полиций;
12) о мерах исключительной охраны государственного порядка и общественного спокойствия, с объединением нынешних различных видов исключительной охраны в одном законе…
Поставить себе целью безусловное поддержание и упрочение порядка и одновременное подготовление и проведение необходимых преобразований и твердо надеясь на успешность работы будущих сессий законодательных учреждений, Правительство вправе рассчитывать на сочувствие благоразумной части общества, жаждущей успокоения, а не разрушения и распада государства. Со своей стороны Прави-тельство считает для себя обязательным не стеснять свободно высказываемого общественного мнения, будь то печатным словом или путем общественных собраний. Но если этими способами разумного проявления общественного сознания воспользуются для проведения идей революционных, то Правительство, не колеблясь, должно будет и впредь предъявлять к своим агентам безусловное требование всеми законными мерами ограждать население от обращения орудия просвещения и прогресса в способ пропаганды разрушения и насилия.
Убийство Столыпина: Свидетельства и документы. — Рига, 1990. — С. 43—45.
Вопросы и задания:
Чем предлагавшиеся П. А. Столыпиным меры отличались от тех, которые предлагали его предшественники?
Соотнесите предложения, изложенные в речи П.А.Столыпина с направлениями его реформ (см. схему).
Найдите в тексте доказательства, что правительство не собиралось отказываться от первого направления в своей деятельности по «успокоению» страны.
Приложение № 2.
Экспертное заключение.
Группа Соблюдение регламента Умение выделить главное Эстетика оформления презентации Презентация работы группы Общее впечатление
«Сторонники»
«Противники»
Оценивание производится по 5-бальной шкале.
Приложение № 3.
Петр Аркадьевич Столыпин: «баловень судьбы» или «спаситель России»?
Качества исторической личности Отметить те, качества, которые соответствуют П.А. Столыпину.
Стремление служить общему благу государства и народа.
Беззаветное мужество.
Стремление и умение вникнуть в условия русской жизни.
Совестливость во всех делах.
Интеллект, образованность.
Организаторские способности.
Воля, смелость.
Способность влиять на других.
Умение понимать людей.
Нравственная зрелость.
Гибкость.
Целеустремленность.
Понимание необходимости решения экономических и социальных проблем. 3 балла – качества присутствуют в полной мере
2 балла - в основном
1 балл - частично
31-39 баллов – П.А.Столыпин - выдающийся государственный деятель
20-30 баллов – П.А.Столыпин - выдающийся государственный деятель, не сумевший, в силу объективных обстоятельств , воплотить в жизнь все свои планы
меньше 20 баллов –П.А.Столыпин - «баловень судьбы», случайно вознесенный к вершинам власти.