Формирование коммуникативной компетентности у воспитанников кадетского училища.
HYPERLINK "http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/47776/" \o "Теущий путь: Формирование коммуникативной компетентности у воспитанников кадетского корпуса" ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА
Удовиченко О.Ф.
Ставропольское президентское кадетское училище, г. Ставрополь
Основным результатом деятельности общеобразовательных учреждений должна стать не система знаний, умений и навыков самих по себе, а набор компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и информационной сферах, позволяющих использовать усвоенное содержание образовательных стандартов для решения познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных проблем. В этой связи нами была определена проблема для научно-методической разработки: «Формирование коммуникативной компетентности у воспитанников СПКУ». Данная проблема полностью соотносится и является одним из важных компонентов Программы воспитания и социализации воспитанников Ставропольского президентского кадетского училища.
Компетентность – это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области. Компетентность выступает интегральной характеристикой личности, которая является приобретаемым качеством. А компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Без знаний нет компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция. Компетентность – это знание в деятельности (в действии) совместно с прогнозированием её результатов и ответственностью за них.
Коммуникативная компетентность относится к ключевым компетентностям общего (метапредметного) содержания образования. Коммуникативная компетентность предполагает:
свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения;
осознание индивидом потребностей, ценностных ориентаций, готовность восприятия нового во внешней среде;
наличие позитивных навыков общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанных на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп;
умение правильно определять личностные и эмоциональные особенности, умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать их в процессе взаимодействия;
владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуации общения, умение искать и находить компромиссы;
освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Критерием успешности адаптации выпускника любого интернатного учреждения в обществе является его адекватное, «безболезненное» вхождение в новый для себя мир, в котором он знает, как себя вести и как самореализоваться, вырабатывать, принимать и реализовывать свои решения по проблемам обеспечения собственной жизнедеятельности в окружающей среде, прогнозировать последствия своих действий для себя и других людей, самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для него проблем.
Урок, занятие в кружке или секции дополнительного образования и любое групповое дело вне урока есть единый воспитательный процесс, благодаря которому выпускник нашего училища может стать успешным. Одним из звеньев процесса воспитания является внеклассная работа. В процессе внеклассной деятельности формируется осознанное и осмысленное отношение к миру, ценностные отношения в реальной конкретной действительной жизни воспитанника обретают личностный смысл и находят адекватное реальное отражение в практических действиях «здесь и сейчас».
Помочь классному руководителю лучше узнать особенности своих воспитанников и сформировать их коммуникативную компетентность и им, в свою очередь, целенаправленно заняться своим самовоспитанием и самосовершенствованием, может проведение цикла занятий «Я создаю себя» в рамках классного часа.
Структура занятий «Я создаю себя» строится с учетом возрастных особенностей становления личности воспитанника. Основной элемент работы на занятиях – игровая деятельность, так как это эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей, нравственного достоинства, обогащения внутреннего самочувствия и переживания.
Наиболее сложной частью работы, на наш взгляд, является рефлексия – внутренний самоанализ, которому необходимо научить воспитанника, чтобы он мог объективно построить свой «Я-образ». Рефлексия требует от всех воспитанников, а также от классного руководителя, искренности, открытости, взаимодоверия, взаимоуважения, умения услышать и выразить себя и принять «Я - другого».
Нами разработан комплекс таких занятий (таблица 1).
Таблица 1
Общая структура занятий по программе «Я создаю себя»
Класс Задачи курса Тематика занятий (примерная)
5 Самопознание Я-вчера, Я-сегодня, Я-в будущем.
Индивидуально-психологические особенности человека.
Язык жестов и мимики.
Мой организм и здоровье.
6 Самовоспитание Как развивать волю.
Как развивать внимание и память.
Как развивать способности.
Как научиться управлять собой.
7 Самоутверждение Пространство в межличностном общении.
Эмоции и чувства.
Общение в стрессовой ситуации.
Как вести за собой.
8 Самообразование Как планировать свою работу.
Как развивать мышление.
Как развивать воображение.
Самооценка.
9 Самоопределение. Выбор профессии Классификация профессий.
Секреты выбора профессии.
Темперамент и профессия.
Моя профессиональная карьера.
10 Самосовершенствование Этапы коммуникативного процесса.
Личное обаяние и общение.
Основные стили в общении.
Общение в конфликте.
11 СамостановлениеЭнергетика моей жизни.
Ценностные ориентации.
Я –гражданин России.
В процессе занятий развиваются коммуникативные способности воспитанников. Это выражается в изменении качества общения по мере обучения. Воспитанники свободно и открыто выражают свои мысли, чувства, а также с интересом выслушивают других, повышается и содержательная ценность общения. Процесс самопознания приводит к пониманию взаимосвязи процесса общения и личностных особенностей человека. Воспитанники получают опыт применения результатов образования по отношению к обычным жизненным ситуациям.