Методическая разработка на темуФормирование патриотических качеств у воспитанников Московского военно-музыкального училища.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКОЕ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ»
Рябченко Наталья Петровна
Формирование патриотических качеств у воспитанников
Московского военно-музыкального училища
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для воспитателей,
педагогов – организаторов учебных курсов
Москва -2014г.
АННОТАЦИЯ
В основной части работы представлена разработка проекта, которую можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий.
В основе данной работы лежит патриотический подход. Этот подход отражает потребности социума в выпускниках, способных мыслить как истинные патриоты своей страны, Родины. Эта способность зависит не только от получения знаний, умений и навыков, не только от уровня обученности выпускников, но и от сформированной через внеклассную работу устойчивой жизненной позиции. Она обуславливается приобретением дополнительных свойств человека и, в частности, опирается на более ценный опыт решения проблем и выполнения различных деятельностей, чем тот, который обучающиеся приобретают в условиях массового традиционного обучения.
В данной методической разработке ключевым звеном является модель выпускника училища. Предполагается, что результатом воспитательной работы на патриотической основе будет, не просто функционально — грамотный ученик, но компетентная личность, способная продуктивно и ответственно решать проблемы в сферах учения и познания, обрабатывать информацию и обеспечивать собственную жизнедеятельность в ценностно — смысловой и социально — трудовой сфере своей страны.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение………………………………………………………………………4
2.Основная часть………………………………………………………………6
2.1.Обоснование используемых в направлении воспитательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников…………………...6
2.2. Ожидаемые результаты реализации направления патриотического проекта «Мы - патриоты»…………………………………………………….. 19
2.3. Методическая разработка проекта «Живая память»…………………..21
3.Заключение…………………………………………………………………..23
4.Список литературы………………………………………………………..25
5.Приложение………………………………………………………………….26
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире огромную роль в воспитании и развитии детей играют детские общественные объединения и организации. Они являются своеобразным мостом, соединяющим образовательное и жизненное пространство ребенка, помогают адаптироваться и реализовать свои способности в окружающем мире. В основе деятельности любого общественного объединения лежит воспитательная программа, благодаря которой процесс воспитания и развития детей становится целенаправленным, поэтапным и структурированным.
В связи с введением новых федеральных государственных стандартов, разработкой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России возникла необходимость разработки программы деятельности класса суворовцев, отвечающей современным требованиям российского образования и воспитания.
Данная работа, учитывает современный национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности и социокультурную модернизацию российского общества.
Цель программы: создание условий для разностороннего развития личности суворовца, ведущей здоровый образ жизни, занимающей активную гражданскую позицию.
В основе достижения цели лежат следующие задачи:
развитие познавательных интересов суворовцев;
воспитание гражданского самосознания, нравственности, трудолюбия, милосердия;
развитие творческого потенциала членов класса.
Особенностью программы является комплексность – работа по нескольким направлениям, каждое из которых решает свои задачи:
1.«Здоровый образ жизни»: формирование отношения суворовцев к здоровью как к высшей ценности;
2.«Я – лидер»: формирование лидерских качеств;
3.«Творчество»: развитие творческого потенциала суворовца;
4.«Мы – патриоты»: формирование активной гражданской позиции, воспитание патриотизма;
5.«Забота и милосердие»: воспитание у суворовцев доброты, чуткости, сострадания;
6.«Зеленый мир»: формирование бережного отношения к природе.
Тема данной методической разработки направление «Мы – патриоты» - одно из важнейших в программе деятельности курса. Оно взаимодействует с другими направлениями программы, так как формирование активной гражданской позиции связано не только с воспитанием патриотизма, но и развитием творческого потенциала, лидерских качеств, приобщением к состраданию и милосердию, бережному отношению к родной природе.
В основе работы по направлению «Мы – патриоты» лежит гражданско-патриотическое воспитание. Сегодня, на государственном уровне оно выделено в качестве приоритетного направления, способствующего становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Данные качества личности суворовцев формируются через участие в мероприятиях, социально значимых акциях, ключевых делах, отраженных в направлении «Мы – патриоты» программы деятельности училища. Использование разнообразных технологий, форм, методов воспитания способствует успешной реализации целей и задач данного направления программы
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАПРАВЛЕНИЯ
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России
Задачи: 
изучать историю своего края, страны, воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России;
воспитывать чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
развивать у детей уважение, милосердие и сочувствие к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям; 
создать необходимые условия для воспитания патриотизма, как основной составляющей личности гражданина.
2.1. Обоснование, используемых в направлении воспитательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников
Достижению поставленных целей и задач гражданско-патриотического воспитания способствует выбор оптимальных методов и форм организации деятельности для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников.
В качестве особенности организации патриотического воспитания в современных условиях можно выделить необходимость применения современных воспитательных технологий, обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе.
В основе работы по направлению «Мы-патриоты» лежит использование технологий, применяемых для получения воспитательного эффекта, локальных педагогических и частнометодических:
1) Технология коллективной творческой деятельности И. П. Иванова
2) Технология педагогического общения
3) Игровые технологии
4) Информационно-коммуникационные технологии
5) Проектные технологии
1) Технология коллективной творческой деятельности И.П.Иванова.
В основе технологии воспитания общественного творчества в условиях коллективной и творческой деятельности Игоря Петровича Иванова лежит идея воспитательной заботы – «заботы о всестороннем и гармоничном развитии личности нового человека», способного к духовно-нравственному самосовершенствованию, творческому гражданскому отношению к различным сторонам общественной жизни, способного взаимодействовать с людьми на основе «добротворчества», взаимозаботы и сотрудничества.
Данная технология основана на совместной творческой деятельности всех участников педагогического процесса, разработке и проведении коллективных творческих дел (КТД).
Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творчество самостроительства личности, содержание которого заключается в заботе о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.
Технология коллективной творческой деятельности широко применяется в направлении «Мы-патриоты» через планирование, организацию и проведение мероприятий патриотической направленности:
Уроки мужества;
Дня юного героя-антифашиста;
Дня воина-интернационалиста;
Митинга, посвященного Дню Победы,
Трудовых десантов к ветеранам ВОВ и труженикам тыла;
Военно-спортивных игр.
Организации каждого перечисленного КТД включает шесть стадий:
1. Предварительная работа.
На данном этапе я провожу нацеливающую беседу с членами курса, определяя конкретные воспитательные и жизненно-практические задачи.
2. Коллективное планирование включает организацию работы по микроколлективам, выбор Совета дела в атмосфере творческого поиска.
3.Подготовка КТД – это конкретизация проекта коллективно-творческого дела, план проведения, направление работы Совета дела, согласование с другими участниками (родителями, ветеранами и т.д.)
4.Проведение КТД.
5.Коллективное подведение итогов и анализ.
На данной стадии я стараюсь умело подвести воспитанников к соответствующим выводам.
6.Стадия ближайшего последействия.
Воспитанники должны перенести полученный опыт на следующее мероприятие.
Конечным результатом коллективной творческой деятельности является достижение цели технологии КТД: воспитание общественно-активной личности, способной приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
2) Технология педагогического общения.
Педагогическое общение является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса.  Сущность идеи педагогического общения относительно нашего курса в том, что каждый член учебного курса не просто ребенок, а ребенок-личность со своим миром чувств и переживаний. Это и стараюсь в первую очередь учитывать я в своей работе. Моя задача - использовать такие приемы педагогики сотрудничества, в которых каждый суворовец чувствует себя личностью, ощущает внимание только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить.
Индивидуальная работа - это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого воспитанника. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к суворовцам в обучении и воспитании. Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, воспитатель определяет методы и формы воздействия на личность каждого воспитанника. Все это требует не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе.
В индивидуальной работе с детьми по направлению «Мы – патриоты» программы деятельности я руководствуюсь следующими принципами:
- установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «воспитатель - суворовец - курс»;
- уважение самооценки личности воспитанника;
- вовлечение воспитанника во все виды деятельности направления «Мы – патриоты» для выявления его способностей и качеств его характера;
- создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Индивидуальная работа с суворовцами включает несколько этапов:
- ПЕРВЫЙ ЭТАП. Приступая к этой работе, я изучаю научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, организую совместную коллективную деятельность, провожу диагностирование личности каждого суворовца;
- на ВТОРОМ ЭТАПЕ используется наблюдение и изучение воспитанников в ходе разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой.
- на ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности суворовца  проектируется развитие его ценностных ориентации, личностных свойств и качеств. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности суворовца с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания суворовца.
-на ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение обучающегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях. Для данного этапа характерно использование общих методов обучения и воспитания, вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия:
требование,
перспектива,
общественное мнение,
поощрение и наказание.
- заключительным, ПЯТЫМ, этапом индивидуальной работы с суворовцами является корректирование. Коррекция — это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с воспитанниками.
Таким образом, индивидуальный подход - важнейший принцип обучения и воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого воспитанника для обеспечения гармоничного, целостного ее развития.
Владение технологией педагогического общения при работе по направлению «Мы – патриоты» проявляется в следующих аспектах:
1. Умение создать комфортный климат при общении с суворовцами.
2. Создание положительного эмоционального настроя членов курса при подготовке и проведении различных мероприятий патриотической направленности.
3. Полноценный диалог с воспитанниками при планировании и подведении итогов, с учетом мнения каждого суворовца.
4. Стимулирование обучающихся к самостоятельному планированию и организации ключевых дел, акций гражданско-патриотической направленности.
Использование технологии педагогического общения позволяет создать хороший психологический климат, доброжелательные доверительные взаимоотношения, отношения сотрудничества «на равных», т.е. благоприятные условия для развития и саморазвития, самоутверждения, самореализации личности суворовца.
3) Игровые технологии.
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровую.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу способов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые различаются от игр вообще тем, что они владеют верно, поставленной целью обучения и воспитания и подходящим ей педагогическим результатом
В воспитательной практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
Развлекательная (доставляет удовольствие, развлекает);
Коммуникативная;
Функция самореализации в игре;
Игротерапевтическая (преодоление различных трудностей);
Функция коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
Функция социализации (включение в систему общественных отношений).
В связи с тем, что воспитанники с удовольствием познают окружающий мир через игру, я считаю использование игровых технологий одним из самых эффективных приемов воспитательной работы, который способствует осознанию гражданско-патриотических ценностей российского общества и формированию гражданственности, учитывает возрастные особенности воспитанников и основан на принципе активности самих воспитанников.
В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты и структурные элементы:
Компонент игровой технологии Структурные элементы игры
мотивационный установочный момент, игровая ситуация
ориентационно-целевой задачи игры
содержательно-операционный правила игры, игровое действие
ценностно-волевой игровое состояние
оценочный результат игры
Превосходство игры над другими средствами воспитания обнаруживается в том, что она способна обеспечить парную, групповую и коллективную форму работы, что позволяет каждому суворовцу максимально эффективно использовать время. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях и психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Исходя из этого, можно сказать, что игровая технология в воспитании нацелена на то, чтобы научить суворовцев осознавать мотивы своего поведения в мире и  в жизни, т. е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Существует ряд требований различного характера к применению игр в воспитательной работе. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Содержание игры должно быть  интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения и обеспечивать возможность воспитанников принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически  оценивая себя и окружающих.
В направлении «Мы — патриоты» программы деятельности детского объединения игра является самостоятельной формой работы или составной частью воспитательных мероприятий патриотической направленности. Ярким примером игровой формы деятельности является военно-спортивная игра «Зарница», к которой воспитанники готовятся заранее и показывают свои знания, умения и навыки в различных конкурсах: первая медицинская помощь, стрельба из пневматической винтовки, военный семафор, спортивное многоборье, прохождение минного поля, историческая викторина, выпуск стенгазеты, творческое выступление.
Игру можно использовать в качестве игрового фрагмента воспитательного мероприятия. Так, при проведении мероприятий, посвященных Отечественной войне 1812г., воспитанники участвовали в ролевых играх, примеряя на себя роль определенного исторического персонажа.
Таким образом, использование игровых технологий способствует раскрытию творческих способностей детей, развитию их коммуникативных качеств, формированию мотивационной сферы и навыка совместной деятельности, расширению кругозора воспитанников.
4) Информационно-коммуникативные технологии.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает для педагогов широкие возможности активизации процессов не только познания, но и воспитания индивидуальной и коллективной деятельности воспитанников. Использование педагогом средств ИКТ существенно меняет характер организаторской, конструктивной и коммуникативной деятельности.
Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить воспитательную работу, разнообразить формы организации деятельности воспитанников включением мероприятий с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, анимации, презентаций, музыки, видеофильмов, концентрируя непроизвольное внимание суворвцев демонстрацией явлений и объектов в динамике. Все перечисленные формы воспитательной работы представлены в направлении «Мы – патриоты» программы деятельности нашего курса.
Например, при проведении мероприятия гражданско-патриотической направленности «Уж постоим мы головою за Родину свою…», посвященного Отечественной войне 1812 г. были использованы: специально разработанная электронная презентация по данному материалу, видеофрагменты из кинофильма «Война и мир», песни «Бородино» и другой музыкальный материал. Благодаря данным медиа-средствам воспитательное мероприятие стало насыщенным, наглядным, более доступным для восприятия и интересным для воспитанников, что способствовало достижению поставленных воспитательных целей.
Все уроки Мужества, мероприятия, посвященные памятным датам, презентации социальных проектов проводятся с использованием различных средств ИКТ (аудио - ,медиа - ,видеосредства, интернет).
Современное программное обеспечение (PowerPoint, MovieMaker, Flash,Photoshop) позволяет максимально разнообразить формы организации деятельности воспитанников, причем данными программами суворовцы пользуются самостоятельно, создавая электронные продукты для мероприятий и конкурсов различного уровня.
Таким образом, в результате использования ИКТ в гражданско-патриотическом воспитании мы формируем личность: проявляющую
интерес к культуре, истории своего города, государства, умеющего работать в разных группах, взаимодействовать с окружающими и удаленными людьми, владеющую коммуникативными навыками и умениями различными социальными ролями.
5) Проектные технологии.
Проектные технологии в последние годы играют все более существенную роль в воспитательной работе, поскольку позволяют в комплексе решать многие задачи: сплачивают коллектив, развивают творческие и познавательные навыки воспитанников, учат их ориентироваться в информационном пространстве.
Очень важно отметить значение проектной деятельности в формировании патриотических чувств, активной гражданской позиции. Работая над различными проектами (историческими, краеведческими, благотворительными, информационными), суворовцы получают необходимые знания, умения и опыт, которые способствуют формированию полноценного гражданина общества, патриота страны. Поэтому одной из основных форм работы по направлению «Мы – патриоты» является разработка и реализация социальных проектов, которые способствуют развитию самостоятельности членов курса, их интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств.
Социальное проектирование – технология социального воспитания суворовцев.
Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свое
Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
социально значимая, имеющая социальный эффект;
результатом, которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для воспитанника практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
задуманная, продуманная и осуществленная суворовцем;
в ходе, которой суворовец вступает в конструктивное взаимодействие с миром, с взрослой культурой, с социумом, через которую формируются его социальные навыки.
Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Примерами социальных проектов, разработанных в рамках направления «Мы – патриоты» являются проекты: «Ветеран», «Живи, наш парк!», «Родник». Данные проекты направлены на улучшение конкретных социальных проблем, одновременно решая задачи направления «Мы – патриоты»: воспитание любви к родному краю, уважения к ветеранам ВОВ, чувства гордости за свою страну. Работая над проектами, суворовцы проявляли творческую активность, свою гражданскую позицию, развивали способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дали возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.
Таким образом, работа над проектом позволяет почувствовать как воспитаннику, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в училище, в городе, открыть новые возможности.
Анализируя все рассмотренные технологии, можно сделать вывод, что наиболее часто применяемыми формами работы в направлении «Мы – патриоты» являются:
конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений;
беседы, читательские конференции гражданско-патриотической направленности;
торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;
экскурсии,
игры гражданско-патриотического содержания,
смотры строя и песни, военно-спортивные игры;
просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения;
конкурсы, викторины, праздники, фотовыставки;
проектирование;
встречи с ветеранами ВОВ;
тест-опросы, тренинги;
социальные акции, операции по гражданско-патриотическому воспитанию.
Методы воспитательной работы:
методы формирования и коррекции сознания личности (убеждение, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта поведения (педагогическое требование, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования деятельности (поощрение, критика);
методы организации жизнедеятельности детского коллектива (коллективная игра, коллективные требования, коллективное соревнование и т.д.).
Необходимо отметить, что использование современных методов воспитания при работе по направлению «Мы – патриоты» происходит с учетом возрастных особенностей воспитанников.
2.2. Ожидаемые результаты реализации направления «Мы – патриоты»
На курсе:
четкая организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей социума.
В образе члена курса:
1.в познавательной сфере:
формирование знаний об истории своего края, своей Родины;
развитие творческих способностей;
2.в историко — краеведческой:
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
3.в социальной:
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
знание и соблюдение норм правового государства;
4.в духовно-нравственной сфере:
осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Критериальная база: Оценка результативности реализации направления программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
1. Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
2.Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;
гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей друг к другу, к вожатому, объединению, совместным делам);
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
количество проведенных мероприятий.
Диагностический инструментарий:
Диагностика личностного роста (методикаИ.В.Кулешовой, П.В.Степанова, Д.В.Григорьева).
Анкетирование, беседы после участия в проведенных мероприятиях, акциях, проектах.
Мониторинг участия в основных мероприятиях гражданско-патриотической направленности.
Мониторинг участия в социально-значимых акциях, проектах.
2.3.Методическая разработка проекта «Живая память»
Тема: внеклассное мероприятие «Живая память», посвящённое воинам-интернационалистам.
Участники: члены курса, воспитанники училища (16-17 лет).
Дата проведения: февраль 2014 г.
Цель: воспитание патриотических чувств у суворовцев
Задачи:1) познакомить суворовцев с историей войны в Афганистане и Чечни, героями ВКО, исполнявшими интернациональный долг; 
2) сформировать представление о воинском долге и верности Отечеству, нравственного поведения личности в суровых условиях войны;
3) эмоционально стимулировать патриотические чувств воспитанников;
4) воспитать желание сохранить мир для будущих поколений.
Место мероприятия в логике направления: относится к основным мероприятиям направления «Мы-патриоты» программы деятельности курса, тесно взаимосвязано с другими мероприятиями данного направления (День юного героя-антифашиста, День защитника Отечества, проект «Ветеран» и др.)
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, выставка рисунков «Война и мир», электронная презентация, разработанная для мероприятия, фильм «9 рота», аудио-материалы.Этапы и виды деятельности воспитанников:
1.Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и целеопределения.Вид деятельности воспитанников: участвуют в коллективном планировании (после нацеливающей беседы педагога).
2. Этап организационной части воспитательного мероприятия (подготовка мероприятия).
Вид деятельности воспитанников: коллективная творческая. В подготовке мероприятия участвуют воспитанники. Суворовцы делятся на микрогруппы, каждая из которых занимается своим делом: создание электронной презентации, оформление мероприятия, поиск музыкального материала.
3.Этап основной (содержательной) части воспитательного мероприятия — проведение мероприятия: начало (создание психологического настроя, активизация внимания воспитанников), основная часть, заключительная часть.
Вид деятельности воспитанников: ценностно-ориентационная.
Формы оценки результатов мероприятия: беседа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация патриотического воспитания в суворовском училище на современном этапе — сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.
Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.
Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в училище является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического воспитания в современном военном училище строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие государственные программы:
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ;
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Формирование патриотических качеств личности — это целенаправленный, специально организуемый процесс.
Патриотическое воспитание в современном учебном заведении — фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Итак, патриотическое воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение воспитанниками знаний о природе и общественной жизни, о нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного отношения воспитанников к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности воспитанников по претворению идеалов в жизнь.
Активная познавательная и практическая патриотически-ориентированная деятельность воспитанников, усиление роли самостоятельных и практических работ обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.,1996.
2.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. — №4.
3.Бруднов А. «Система патриотического воспитания это нечто, пронизывающее все сферы жизни ребёнка» // Молодёжь России.- 1995. — №3.
4.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
5.Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.
6.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
7.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
8.Программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
9.Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. М.: Академия, 2002.
10.Интернет-ресурсы:
http://www.niro.nnov.ru/http://www.proshkolu.ru/http://www.openclass.ru/ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Сценарий мероприятия.
1 чтец.
Афганистан!
Ты весь во мне: Разрывами гранат, осколками свинца,
Ты заревом окутан, весь в огне,
Страданиям и болям нет конца.
Афганистан!
Ты наша боль и горе,
Крик матерей доносится сюда,
Горючих слез уж выплакано море,
Пожалуй, хватит их на все года.
И снова поднимаюсь я в атаку,
И снова пули поднимают пыль.
Афган!
Зачем же раньше сроку
Суровую всем открываешь быль.
Историю не повернуть вспять,
Сполна мы за Россию заплатили,
Но память возвращает нас опять
В Афганистан - туда, где мы служили.
2чтец.
Ищу на карте крохотную точку,
Политую свинцом и солью кровяной.
Чтоб вставить в поэтическую строчку
Короткое названье Хорсеной.
Закрою карту, снова открываю
На сердце боль и тяжесть у меня.
Так вот она – та точка роковая,
Кто знал ее вчера?
Она Чечня.
Сумерки, снег вертолет
Зарево дальнего боя.
Вот и 2000 год стал нам судьбою.
Высока, высока над землей синева,
Это мирное небо над Родиной,
Но простые и строгие слышу слова: «Боевым награждается Орденом»
1 Ведущий: У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней столько, сколько нам неопасно знать. Но у этих войн есть свидетели, тысячи свидетелей.
2 Ведущий: Я не знаю, кому и зачем это нужно
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой
Только так бесполезно, так зло и ненужно
Отпускали их в вечный покой.
1 Ведущий: Нашу встречу мы сегодня назвали « Живая память». Именно
« Память», потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне и других горячих точках. «Живая», потому что память о погибших хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.
1чтец
О, сколько было подвигов на свете,
Они уже в преданье отошли,
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И в каждом этом подвиге незримом
Своя и глубина и высота,
И красота своя неповторима.
Но из всего того, о чем мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века
Видео-эпизод из фильма: « 9 рота». Песня «Афганистан»
2 Ведущий: 15 февраля 1989 года Советские войска были выведены из Афганистана.
А до этого почти 10 лет войны. 10 лет боев, крови, страха ,подвигов.
На истерзанных пулями и осколками афганских высотах, при защите мирных кишлаков, охране груза проявились лучшие черты характера наших молодых современников, солдат и офицеров.
1Ведущий: Документальная справка:
Потери личного состава ограниченного контингента Советских войск в республике Афганистан в период с 1979 по 1989 год составили: убито, умерло от ран:13833 человека из состава 40 – ой армии.
Ранено : 49.985 человек, стали инвалидами: 6759, находятся в розыске : 330, из них пропали без вести:312 человек.
(Слайд с цифрами потерь Советских войск)
2Ведущий: Кому же нужна была эта война? Как это все начиналось?
В результате Апрельской революции к власти пришла народно-демократическая партия. Афганистан был объявлен демократической республикой.
Главой государства и премьер министром назначается Тараки. Первым заместителем премьера и министром иностранным дел - Амин. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа. Шла междоусобица. Афганское правительство не раз обращалось с просьбой к правительству СССР об оказании военной помощи.10 октября было официально объявлено о смерти Тараки от тяжелой болезни.
Началась гражданская война. 23 августа Амин поднял вопрос о введении наших войск в Кабул. В это время создавались все условия для замены Амина более прогрессивным деятелем. Бобрак Кармаль возглавил действия прогрессивных сил после смерти Амина.
1Ведущий: По предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану Брежнев принял решение об оказании военной помощи.
25 декабря 1979 года в 15 часов по московскому времени начался ввод советских войск в Афганистан.
2 Ведущий: Тогда ни у кого не было сомнения в правильности принятых решений, и наши войска, верные воинской присяге отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять интернациональный долг.
Сколько раз так бывало: войны замышляют, отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 20-30 лет.
2чтец
Как мало лет он прожил…. Только двадцать
Но миг победы — больше чем года,
Как трудно умереть, чтобы остаться
Остаться в наших душах навсегда.
Нет, мужество случайным не бывает
Оно в душе солдата родилось
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь
Смотрю, смотрю в его лицо простое
Печальное тире между двух дат
И верю я, что только так и стоит
Жить на земле как жил на ней солдат.
1Ведущий: После развала Советского Союза некоторые республики в составе РФ решили получить большую независимость и выйти из ее состава. Одной из таких республик была Чеченская республика.
В 1993 году, когда к власти в Чечне пришли силы, направленные против России во главе с Джохаром Дудаевым, возник конфликт. В 1995 году Российские войска вступают на территорию Чечни для того, чтобы восстановить конституционный порядок в республике. Российские войска встретили ожесточенное сопротивление. После Хасавьюртовских соглашений были выведены российские войска. До 2001 года Чечня являлась главным очагом нестабильности на Кавказе. Распространение экстремистских взглядов, терроризм – главные проблемы независимой Чечни.
После ряда террористических актов, совершенный на территории РФ (взрывы домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске, попытки захватить республику Дагестан) Президент России Владимир Путин принимает решение о начале контртеррористической операции в Чечне.
Данная операция продолжается и сейчас, хотя можно сказать о том, что конституционный порядок восстановлен. Бандформирования в основном действуют партизанскими методами, причем финансирование данных банд осуществляется из-за рубежа.
2чтец
Мы в горы делаем бросок
В желудке пусто, в фляге пусто,
А на зубах скрипит песок,
Как будто ем я что-то с хрустом
Но зубы сжав и автомат,
От пота вытерев лицо,
Шепчу себе, что путь назад
Свободен лишь для подлецовИ я иду в безмолвье ада,
Раз надо Родине- мне надо.
3 чтец
Отныне навсегда в судьбе твоей
Не будет смены календарных дней –
Отмерены тебе иные сроки .Но не в могильную сошел ты тишь-
Ты из страны бессмертья говоришь
Со всеми, кто выходит в путь далекий.
Я слышу голос твой, и за тобой
Навстречу дню иду я, как на бой,
И проникнусь мужеством орлиным
Рождаются герои для того,
Чтоб силою примера своего
Нас увлекать к подоблачным вершинам.
Видеоэпизод из фильма «9рота» на фоне песни « Трое ребят»
Светлая память всем тем
Кто не вернулся с войны
Кто стал частичкой тишины
Кто лег в горах и не проснулся
От необъявленной войны.
Давайте почтим память тех, кто не вернулся минутой молчания.
1чтец
Когда мы на землю опустимся с гор,
Когда замолчат автоматы,
Когда отплывает последний костер –
Какими мы станем ребята?
2чтец
Когда раскаленный остынет гранит,
Когда отгремят камнепады,
Когда наши души любовь исцелит-
Какими мы станем, ребята?
3чтец
Когда мы вернемся в раздолье берез
Где нервы стреножить не надо,
Где высохнет соль от непролитых слез,
Какими мы станем, ребята?
1чтец
Какие тревоги еще впереди?
Какие нас ищут награды?
Когда отойдет, отомрет, отболит-
Какими мы станем, ребята?
2чтец
Когда к непогоде заноет плечо
Пробитое возле Герата,
И память толкнется в висок горячо-
Какими мы станем, ребята?
1Ведущий: Говорят, время лечит. Но эта боль вряд ли утихнет. Война всегда война. Под ее черным покрывалом непременно окажется чей-то дом, чья-то семья.Так давайте же не забывать об этих людях. Не будем равнодушны и неблагодарны.
Песня « Виват победа». Видеоэпизод из фильма « 9 рота».