Урок-игра : Использование игровых педагогических технологий в начальной школе


Использование игровых педагогических технологий в начальной школе. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В.А. Сухомлинский Составил: Попова Е. Н. В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции- развлекательную - коммуникативную- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:- Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.- Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительном творчестве – вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм . . . Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. А. С. Макаренко говорил о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться правильно использовать игру на уроке. Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Педагогические игры достаточно разнообразны по:- дидактическим целям;- организационной структуре;- возрастным возможностям их использования;- специфике содержания По характеру педагогического процесса бывают:- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;- познавательные, воспитательные, развивающие;- репродуктивные, продуктивные, творческие;- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие. По характеру игровой методики делятся на:- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:- различают игры с предметами и без них;- настольные;- комнатные;- уличные;- на местности;- компьютерные и с ТСО;- с различными средствами передвижения. Игра как средство обучения.1) Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.2) Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.3) Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.4) Игра – один из предметов преодоления пассивности учеников.5) В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. При использовании игровых технологий обязательно соблюдение следующих условий:Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;Доступность для учащихся данного возраста;Умеренность в использовании игр на уроках.