Методическая разработка Интерактивная папка по трудовому воспитанию За всякое дело берись умело

Интерактивная папка – лепбук по трудовому воспитанию дошкольников и воспитанию культурно-гигиенических навыков
Совместный проект студентки 3 курса, специальность 44.02.01. «Дошкольное воспитание» Балицкой Юлии и педагога Кузьминой Ольги Ивановны
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) воспитателю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено, наглядно представлено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в процессе организованной образовательной деятельности, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по интересующему его вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества мы находим использование в совместной деятельности со взрослым, а позже и в самостоятельной деятельности дошкольников создание лэпбука, который активно используется американскими педагогами и родителями, обучающими своих детей на дому. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и ребёнок.
  Лэпбук- это отличный способ закрепления и повторения материалов  проекта или тематической недели. Возможность реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребёнка.
Вместе со студентами на практике мы изучали организацию трудового воспитания в дошкольных группах. В результате анализа выявили следующие проблемы:
не все воспитанники владеют на должном уровне навыками личной гигиены;
некоторые дети испытывают трудности при дежурстве по столовой, затрудняются в уходе за комнатными растениями группы;
отказываются дежурить, испытывая неуверенность в правильности расстановки столовых приборов, подготовки материалов к занятиям.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы решили со студентами создать лепбук для индивидуальной работы с детьми, включающий систематизированный материал по исследуемой проблеме.
      Реализация нашего проекта «Лэпбук»   как  вид  совместной деятельности взрослого и детей включал три этапа.
На подготовительном этапе студенты изучили материалы о лэпбуке из методического журнала «Дошкольное образование», и с сайта «Это интересно!» , подобрали наглядный и иллюстративный материал по формированию культурно-гигиенических и трудовых навыков дошкольников, продумали игры и художественное слово – стихи и загадки, разработали макеты книжек-малышек.
Основной этап – это создание лэпбука  “За любое- дело берись умело”,  который включает  четыре тематических раздела:
Закрепление культурно-гигиенических навыков (умывание, одевание, мытье рук, чистка зубов, соблюдение порядка в шкафу)
Закрепление трудовых умений в процессе дежурства (по столовой, по занятиям)
Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями
Правила личной гигиены и культуры приема пищи.
В первом разделе мы собрали алгоритмы различных культурно-гигиенических навыков – последовательность мытья рук, чистки зубов, одевания. Книжку-игру «Отгадай загадку - увидишь отгадку» о предметах личной гигиены и шкаф-конверт, для закрепления правильности размещения вещей в шкафу.

Второй раздел включает схемы дежурства по столовой, по занятиям рисованием, лепкой, аппликацией и книжку-малышку «Накрываем на стол», также здесь мы разместили игру «Разложи по порядку» для закрепления последовательности расстановки приборов при сервировке стола.

Третий раздел включает алгоритм дежурства в уголке природы, правила ухода за растениями, книжку-малышку с последовательностью посадки растений на огороде и игру «Что нам нужно для ухода за растениями?».

В четвертом разделе разместили картинки с правилами личной гигиены и культуры поведения, художественное слово – поговорки и стихи о труде.

На заключительном  этапе организовали практическую работу с воспитанниками старшего дошкольного возраста по использованию собранного материала для формирования трудовых и культурно-гигиенических навыков.
         Такая необычная подача материала привлекла внимание  детей и педагогов, дети с удовольствием рассматривали лепбук, листали его- с интересом играли, проговаривали алгоритмы трудовых действий и культурно-гигиенических навыков, незаметно для себя самих, повторяли пройденный материал.









13PAGE 15


13PAGE 14115