Проект Территория детства Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральными Государственными требованиями


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Черемушки №15»
Проект
«Территория детства»
Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральными Государственными требованиями
г.Северодвинск2016г.
Паспорт проекта
Название проекта: практико-ориентированный «Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральными Государственными требованиями»
Руководитель проекта: Бублик С.В.

Проект реализован воспитателями и родителями воспитанников
Тип проекта: практико-ориентированный
Аналитическая записка
Актуальность проекта:
Проектная деятельность - одна из самых продуктивных технологий.  Она направлена на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. В процессе реализации проекта ребенок получает ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми; способствуют улучшению микроклимата в группе, в семье; развивают творческие способности детей.
Воспитательно-образовательный процесс в группе формируется в прямой
зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития
детей и их деятельности. А также в соответствии с требованиями ФГТ.
Интегративным результатом реализации требований является создание развивающей образовательной среды, которая:
*обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
*характеризует высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей), всего общества;
*охрану укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
*комфортна по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.
Исходя из этого, мы разработали проект «Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральными Государственными требованиями».
Средняя группа «Капелька»
Девиз:
Острая, как сабелька
Звонкая капель
Наша группа «Капелька»
Звонче, чем капель.
Цель проекта:
Создание на территории и внутреннем пространстве ДОУ условий, способствующих эмоционально положительному отношению воспитанников к детскому саду, активной творческой деятельности, интеллектуальному развитию, формированию личности, развитию способностей, психологической защищенности, формированию экологической культуры в обществе.
Задачи проекта для педагогов:
1.Изучить новые подходы в организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
2.Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.
3.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
4.Содействовать повышению семейных ценностей в совместной деятельности педагогов и родителей.
Задачи проекта для родителей:
1.Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
2.Создать у родителей мотивацию на активное участие в обогащении предметно-развивающей среды группы.
Принципы построения развивающей среды по В.А. Петровскому, Л.М.Клариной:
-    принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
-    принцип активности, самостоятельности, творчества;
-    принцип стабильности — динамичности;
-    принцип комплексирования и гибкого зонирования;
-  принцип эмоциогенности  среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
-    принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
-    принцип открытости — закрытости;
-    принцип учета половых и возрастных различий детей.
Ожидаемый результат:
Создание пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
Оформление предметно-развивающей среды в средней группе ДОУ, привлекая к работе родителей.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (август, сентябрь);
II этап – практическая реализация проекта (октябрь - март);
III этап – подведение итогов; создание материалов по проекту (апрель-май).
Подготовительный этап
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
Анализ предметно-развивающей среды в группе. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования предметно-развивающей среды.
Общее собрание педагогов группы: определение цели и задач проекта
Разработка плана проекта.
Календарное планирование этапов реализации проекта и ожидаемых результатов.
Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.
Реализационный этап
Посещение консультации на тему: «Предметно-развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
Изучение литературы на темы:
«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»,
«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»
«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»
«Организация уголка активности детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей о важности создания предметно-развивающей среды в группе
Анкетирование родителей, оформление папки-передвижки «Ваши вопросы-наши ответы»
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.
Зонирование группового помещения согласно рекомендациям и принципам построения предметно-развивающей среды.
Создание предметно-развивающей среды в групповой комнате в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.
Фотовыставка «Достижения наших капелек», оформление портфолио группы.
Декоративное оформление группы: информационные, познавательно-развивающие стенды, стенды достижений и др.
Оформление участка группы.
Заключительный этап
Написание и оформление проекта.
Описание опыта построения предметно-развивающей среды педагогами группы.
Составление конспекта: консультация для педагогов
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении».
Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.
Создание презентации проекта - результаты.
Достигнутый результат:
Реализация проекта:
Обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
Создаст творческую атмосферу в работе педагогов.
Способствует свободному ориентированию в пространстве и времени.
Создан стенд «Хочу все знать!».
Возрос интерес родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.
II этап: октябрь
Месяц План работы, цели
1. Приобретение наглядно-информационного стенда в познавательную гостиную «Хочу все знать!».
Цель: Развитие познавательной активности; формирование умения самостоятельно использовать полученные ранее знания.
Тематика: мини-музей «Осень, в гости просим!».
Выставка «Забавные овощи».
Совместное оформление альбома «Осенние загадки » родителями и детьми.
Форма работы: наблюдения, экскурсии.
2. Внесение в зону сюжетно-ролевые игры пособия «Волшебный сундучок».
Цель: 1.Учить детей бесконфликтно распределять роли; принимать и обозначать игровую роль для окружающих.
2.Обучать ролевому диалогу.
3.Свершенствовать умение объединяться в игре, действуя с общим замыслом игры.
3. Организация персональной выставки в уголке социализации.
Цель: Развитие самооценки ребенка, уверенности в себе и в собственных способностях.
4. Создание портфолио группы.
Цель: Создание атмосферы открытости, общности и поддержки всех участников образовательного процесса. 
5. Обновление дидактических игр в уголке «Юный математик»:
«Сложи квадрат», «Считаем до 10».
Цель: развитие интереса детей к математическим играм.
6. Оформление выставки в книжном уголке по произведениям К. И. Чуковского.
Цель: Знакомство с творчеством писателя, с новыми книгами; расширение словарного запаса детей.
7. Приобретение настольного театра «Три поросенка».
Цель: 1.Пополнение театрального уголка.
2.Развитие эмоциональной сферы ребенка.
3.Ативизация речи детей с использованием инсценировки сказок.
8. Пополнение физкультурно-оздоровительного уголка пособием «Запомни и повтори»
Цель: Привлечение внимания детей к новым играм, направленным на развитие самостоятельной двигательной активности.
Консультация для педагогов
Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении.
Построение развивающей среды с учетом основных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности. Помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.
Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов: во-первых, использовавшийся в процессе специально организованного обучения; во-вторых, иной, но похожий (например, если на занятиях используются строительные детали красного цвета, то вне занятий – синего) и, в-третьих, «свободный», т.е. позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.Организуя предметную среду для младшей группы, в кабинете располагают материалы по сенсорике: 1)башенки (пирамидки) – одноцветные, окрашенные в цвета спектра; 2)пирамидки из шести - десяти толстых колец, из 12 тонких колец, окрашенных в цвета спектра; 3) мисочки-вкладыши (из 10 штук); 4) матрешки 2-3-4-местные; 5) наборы мелких деревянных и пластмассовых игрушек, одноцветных, основных цветов спектра и их оттенков; 6) мячи трех – четырех размеров; 7) наборы песочных формочек для игр с водой. Все эти игрушки хранятся на полках или в шкафчиках, к которым ребенок имеет свободный доступ; он может брать их в любое время, отведенное для игр и свободной деятельности.
Материал по грамоте представлен картинками, «звуковыми часами», атрибутикой для игр «Детский мир», «Магазин», «Зоопарк», «В лесу» и др.
В мастерской располагается материал по конструированию. Важно, чтобы он был расклассифицирован по форме и размеру и хранился в специально
отведенных для него шкафах в открытых коробках. Строительный материал – универсальные настольные наборы, основу которых составляют детали простой эталонной формы (кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, трехгранные призмы) двух- трех размеров. Напольный (крупный) строительный материал размещается в той части мастерской, в которой дети занимаются только конструированием. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться. Обычно постройки на полу из крупного (напольного) строительного материала дети начинают делать в конце пребывания в младшей группе, т.е. к 4 годам и позже. Мелкий пластмассовый строительный и бросовый материал, различные тематические наборы деталей воспитатель подбирает по своему усмотрению, учитывая прежде всего возможности трехлетних детей.
Для обыгрывания готовых построек из разного типа строительного материала хорошо иметь наборы разных мелких игрушек (куклы, зверюшки, елочки, грибки, машины различной величины).
Для изостудии оптимально иметь отдельное помещение, но можно использовать другие, временно свободные (в частности, раздевалку, коридор, зал и др.). В изостудии должны быть специальные столики с поднимающимися под наклоном крышками, краски (гуашь, уголь, акварель), кисточки – тонкие и толстые, щетинные (не для клея), беличьи или колонковые, бумага разного формата. Губки из поролона, тряпочки для рук и кистей, баночки для красок, фартуки, тазики и баночки для воды, пластилин.
Театр и уголок для сюжетно-ролевых игр располагаются недалеко друг от друга. Ниши, ширмы могут помочь в организации этих пространств.
В театре располагаются театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок; театр, сделанный самими детьми и воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации, зеркало); материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и т.п.). В театре-драматизации можно использовать и самодельные костюмы, маски для разыгрывания сказок; условные заместители (круги разных цветов, полоски разной длины и т.п.) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры. Здесь же располагаются полка с книгами (пять – шесть уже прочитанных и одна – две новые, незнакомые детям); один – два столика, на которых есть карандаши и бумага. За ними можно читать и рассматривать книги, рисовать иллюстрации к ним.
Все материалы периодически обновляются (хотя бы один-два раз в месяц). Новые книги появляются в соответствии с программой по чтению. Изменения вносит воспитатель, но можно спрашивать детей, что им нужно.
Оформление уголков для сюжетно-ролевых игр осуществляется воспитателем. Кроме атрибутов для сюжетно-ролевых игр и разнообразных игрушек, которые подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в игровом пространстве могут находиться игры по сенсорике: «Прокати шарик», «Попади в ворота», «Спрячь мышку», лото «Цвет», «Цвет и форма», мозаика геометрическая плоскостная, игра «Поймай рыбку» (с удочками, где лески разной длины); игры из раздела «Развитие представлений о себе и окружающем мире»; атрибуты различных профессий и общественных мест (сумка доктора; одежда повара, милиционера; зеркало, расческа парикмахера; формуляры библиотеки; театральные билеты и программы и т.д.), куклы девочки и мальчики, игрушечные дикие и домашние животные.
В средней группе воспитатель организует предметную среду, ориентируясь на тот же принцип функциональных помещений, добавляя в кабинет материалы из разделов «Математика», «Грамота», «Развитие представлений о себе и окружающем мире», «Природа» и оставляя материалы по разделу «Сенсорика», которые необходимы для развития представлений об отношениях предметов по величине.
На стенде помещается круговая диаграмма смены времен года.
Уголок природы можно размещать в разных местах. В уголке могут быть:
1. Животные. Держать следует только тех животных, которые хорошо переносят жизнь в неволе и не требуют сложного ухода. Постоянными обитателями могут быть рыбы и улитки в аквариуме, черепахи, морские свинки, птицы; временными обитателями – еж, белка, кошка или собака, принесенные детьми из дома. Воспитатель создает условия для наблюдения детей за повадками животных, способами их питания и передвижения; помогает замечать характерные признаки внешнего вида, строения животных; учит правильно ухаживать за ними;
2. Постоянно находящиеся в групповой комнате растения с красивыми листьями различной формы, цветущие, не требующие сложного ухода (фиалка, бегония рекс, фуксия, бальзамин, традесканция). Они размещаются на подоконниках, специальных подставках и столиках у окон, на хорошо освещенных местах стен;
3. Растения, характерные для различных времен года. Осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары; зимой – ветки хвойных (ель, сосна) и лиственных (тополь, клен, каштан) деревьев; весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (мать-и-мачеха, подснежник); летом – букеты летних садовых (пион, ноготок, роза) и луговых (ромашка, клевер) цветов; колосья хлебных злаков;4. Краеведческие материалы: фотографии, картины, слайды, диафильмы о природе родного края, а также минералы, гербарии растений, типичных для данной местности;
5. Объекты для экспериментирования (миски с водой и песком, камешки, плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы, соль сахар, формочки, микроскоп, лупа и т.д.). Все материалы располагаются так, чтобы дети могли самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, делая выводы об их свойствах.
В раздевалках располагается инвентарь для ухода за растениями и животными, для игр, экспериментирования на участке детского сада. Можно там же поставить «волшебный сундучок» с природными материалами (шишки, семена, орехи, ракушки и т.д.). Дети постоянно пополняют его новыми находками.
В мастерской кроме разного строительного материала хранится природный материал: кора, шишки, листочки, перышки, а также цветная бумага, клей, пластилин, рисунки, схемы, трафареты, простые и цветные карандаши, бумага. Здесь же располагаются 1)макет кукольной комнаты. Кукольная мебель, фланелеграфы, геометрические фигурки – заместители мебели; 2) макет детского сада; 3) план участка; 4) планы отдельных помещений детского сада – групповой комнаты, спальни; общий план групповой комнаты и ближайших к ней помещений, поэтажный план детского сада. Материалы меняются в процессе овладения детьми пространственными представлениями. Вспомогательный материал – куклы, машины, автобусы, разные секреты для «поисков», «путешествий», игр на участке.Оснащение изостудии и театра в средней группе не претерпевает значительных изменений. Вместе с тем возможны изменения за счет обогащения образовательного содержания.
Принципиальных изменений в расположении функциональных помещений в старшей и подготовительной к школе группах не предусматривается. Но материалы в каждом из них меняются в соответствии с программой. Так, в кабинете появляются материалы по математике и грамоте: доска, маркеры, мел; дидактические игры с математическим содержанием типа лото, домино; настольные игры, в которых предлагается просчитывать количество «шагов» в соответствии с количеством точек на бросаемом по очереди кубике, разнообразные геометрические мозаики; игры типа «Танграм», геометрические головоломки. В подготовительной к школе группе на одной из стен групповой комнаты хорошо иметь часы «Времена года и месяцы», кассу букв, разноцветные фишки для составления моделей звуковых форм слов; книги для чтения и индивидуальные кассы букв, картинки-схемы звукового состава слов (два-три набора); листы бумаги, разноцветные фломастеры (с не очень узким, но и с не очень широким концом).В старших группах уголок живой природы обогащается: добавляются комнатные растения, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения (кактусы, алоэ, фикус, комнатный виноград). Следует предусмотреть специальный стенд, на котором время от времени сменяются материалы по различным темам, например наборы картинок по разным климатическим зонам («Пустыня», «Арктика» и т.п.), по экосистемам («Лес», «Город» и т.д.).
В мастерскую к строительным материалам, использовавшимся в средней группе, добавляется другой вспомогательный материал (рисунки отдельных частей построек, например колонн, башен, схемы конструкций, трафареты); металлический конструктор с изображением поделок; разные пластмассовые строители, в частности «Лего».
Здесь же размещают макеты детского сада и города (части города, местности); план участка детского сада, улицы; карты города (части города, местности), области, республики, страны. В подготовительной к школе группе необходимо иметь подробную карту-схему района, где находится детский сад; компас, грифельную доску, мел. В обеих группах – наборы открыток или репродукций с достопримечательностями родного города, местности, других городов России.
К материалам в изостудии добавляются пастель, соус, глина, кисточки меньшего размера, рулонная бумага для свободной и совместной деятельности (обои, почтовый крафт). Дополнительный материал: кнопки, коробочки для росписи, мелкие кусочки дерева, цветные лоскутки, бусинки, листья, желуди, золотая и серебряная фольга, обрезки цветной бумаги для изготовления коллажей, элементы костюмов, «волшебные сундучки», «волшебные палочки» и т.д.Театр в основном обустраивается самими детьми. Они изготовляют маски, разные атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации. Воспитатель обсуждает с детьми, что оставить, что убрать, что добавить к уже имеющимся материалам, каких героев можно сделать, из чего и как следует построить декорации. Здесь же целесообразно располагать уголок для сюжетно-ролевых игр, создаваемый детьми совместно с воспитателем. Можно посоветовать некоторый дополнительный материал: из раздела «Математика» (карточки с цифрами – «деньги» и «числовые» карточки – типа «Магазин»); из раздела «Развитие экологических представлений» (игры типа лото, домино, электровикторина, книги с изображениями животных и растений, диафильмы, слайды).Таким образом, на всестороннее развитие ребенка существенное влияние имеет среда – непосредственное предметное окружение. Предметы помогают ему познавать социальный мир и развиваться. Счастлив тот ребенок, для которого взрослые создали возможность заглянуть в огромный непознанный мир, помогли ему быть более свободным и открытым, дали возможность самоутвердиться и самореализоваться, развили чувство ответственности, собственной значимости, повысили самооценку, позволили понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.
«Оценка предметно-развивающей среды
в дошкольном образовательном учреждении»
Уважаемые родители!
Предметно-развивающая среда в группе дошкольного образовательного учреждения имеет большое значение для развития детей, т.к. именно здесь они проводят большую часть своего времени. Для того чтобы определить, соответствуют ли созданные условия в группе задачам развития воспитанников, просим вас ответить на вопросы данной анкеты.
1.Созданы ли, на ваш взгляд, в группе условия для всестороннего развития и воспитания детей?да; нет; затрудняюсь ответить.
2.Какие из перечисленных условий созданы в группе:
для художественно-эстетического развития детей;
развития театрализованной деятельности детей;
музыкального развития детей;
развития конструктивной деятельность детей;
развития экологической культуры детей;
развития представления о человеке в истории и культуре;
физического развития детей;
формирования у детей элементарных математических представлений;
развития у детей элементарных естественнонаучных представлений;
развития речи детей;
игровой деятельности детей.
3.Достаточно ли дидактических средств и оборудования для развития детей?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
4.Достаточно ли хорошо освещена групповая комната, столы, где дети занимаются и едят, игровая зона, где они играют?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
5.Присутствуют ли в оформлении интерьера группы творческие работы воспитателей и детей?
присутствуют в достаточном количестве;
изобилие творческих работ портит интерьер группы;
творческие работы отсутствуют в оформлении интерьера группы.
6.Отмечаете ли вы креативный подход воспитателей к оформлению интерьера группы?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
7.Принимаете ли вы участие в оформлении предметно-развивающей среды в группе?
да;
нет.
8.Какие идеи по оформлению (обновлению) интерьера группы вы предложили бы воспитателям в настоящий момент? _________________________________________________
9. Какие изменения вы бы внесли в оформление группы дошкольного образовательного учреждения? _______________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!