Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Степени сравнения имен прилагательных»
Лактюхина Анастасия Владимировна
МБОУ «Лицей №1» г.Тулы
Учитель русского языка и литературы
Конспект урока русского языка в 6 классе.
ТЕМА: «Степени сравнения имен прилагательных»
Цель урока: дать понятие степеней сравнения имен прилагательных.
Задачи:
- формирование умения находить в тексте прилагательные в степени сравнения, самостоятельно образовывать заданную степень сравнения;
- формирование навыка различать прилагательные и наречия в степени сравнения и определять, каким членом предложения они являются;
- отработка навыка составления диалога на определенную тему;
- расширение кругозора учащихся;
- формирование умения выразительно читать текст;
- патриотическое воспитание;
- развитие творческих способностей учащихся.
Ход урока.
Оргмомент.
- Ребята, какое время года вам нравится больше всего? Почему? Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, вспомним об особенностях этого времени года, узнаем, почему снег белый, как деревьям удается переносить сильные морозы, и, конечно же, обязательно коснемся олимпийских игр, до начала которых остаются считанные дни.
- Давайте запишем предложение. Дни зимой короче, чем осенью, и солнце реже выглядывает из-за туч и греет слабее. Какими частями речи являются выделенные слова. Как вы это определили? Поставьте эти наречия и прилагательное в начальную форму.
- Итак, мы видим, что прилагательные могут стоять не в начальной форме, а в степени сравнения. Запишите тему нашего урока: Степени сравнения имен прилагательных. Цель, стоящая сегодня перед нами, заключается в том, чтобы узнать, какие существуют степени сравнения прилагательных, и познакомиться со способами их образования. Также нам необходимо решить задачи, которые вы видите на экране.
- Имена прилагательные могут образовывать сравнительную и превосходную степени. Каждая из них имеет две формы: простую и составную. Откроем учебники на стр. 10 и прочитаем теоретический материал.
- Давайте узнаем о том, как образуется простая форма сравнительной степени (стр. 11). (В течение урока на доске должен будет получиться бумажный снеговик, на каждом уровне которого отражена формула образования той или иной степени сравнения прилагательных.)
- Перед вами текст «Зима», к которому мы выполним следующее задание: образовать от выделенных прилагательных простую форму сравнительной степени. Результаты необходимо внести в таблицу. (Задание выполняет ученик на интерактивной доске, остальные параллельно работают в тетрадях.)
Прилагательное в начальной форме Простая форма сравнительной степени Составная форма сравнительной степени
низкий темный толстый глубокий яркий
Зима.
Дни зимой еще короче, чем осенью, и солнце реже выглядывает из-за туч и греет слабее. День за днем снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают все вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем. Белеют тропинки, дороги, крыши домов.
Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стёклах причудливые узоры. Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек.
Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. А от холода их защищает особая пробковая ткань - она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. Летом деревья откладывают её под кожицей ствола и веток. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
Много весёлых забав у детворы зимой - катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают ёлку, украшают её разноцветными шарами, бусами, яркими гирляндами, водят вокруг ёлки хороводы, песни поют, кладут под ёлку подарки.
- А как образуется составная форма сравнительной степени? Прочитаем об этом на стр.12.
- Заполним последний столбик нашей таблицы, поставив те же 5 прилагательных в составную сравнительную степень. (Задание выполняет ученик на интерактивной доске.)
- В начале урока мы увидели, что кроме имен прилагательных степени сравнения могут иметь и наречия. Давайте потренируемся разграничивать их.
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней зима седая,
Прохладней свежий ветер там,
Душистее снега, и ели зеленее,
Там ярче светят звезды нам,
Метели там поют звучнее...
- Определите, какими частями речи и членами предложения являются выделенные слова. (Один учащийся, выполнив задание, отвечает с места, остальные проверяют самостоятельно зеленой ручкой.)
- Как вы заметили, прилагательные в простой сравнительной степени выполняют в предложении роль сказуемого, а составная форма сравнительной степени прилагательных может являться как сказуемым, так и определением.
- Дома вы должны были составить в парах диалоги с использованием прилагательных в начальной форме. Замените сейчас эту форму на прилагательные в степени сравнения, и мы проверим, что у вас получилось.
- Каждому из вас должно быть известно об Олимпиаде, которая скоро начнется в Сочи. А знаете ли вы, какие виды спорта включены в Олимпийские игры 2014 года? Давайте послушаем Жилину Анастасию. Она расскажет нам о спортивном оборудовании для лыжного спорта, которое будут использовать участники предстоящей Олимпиады. Ваша задача – поднять соответствующую карточку, как только вы услышали простую или составную сравнительную степень прилагательного. Настя проверит и оценит вашу работу (1 балл за каждый правильный ответ).
- Превосходная степень сравнения прилагательных имеет тоже 2 формы: простую и составную (теоретический материал на стр.14). Снеговик готов.
- Перед вами 2 текста: «Утро» и «Почему снег белый?» Прочитайте оба, чтобы определиться, с каким из них вы будете работать. Выделенные прилагательные нужно поставить в простую или составную форму (указано в скобках) превосходной степени. Двое учащихся пойдут выполнять это задание на доске (мелом). (Остальные ученики проверяют свою работу в тетради зеленой ручкой.)
Утро.
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими (простая превосходная), свежими снегами, завалившими чащу елей, - синее, огромное и удивительно нежное (простая превосходная) небо. Такие яркие (простая превосходная), радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой (составная превосходная) тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных (составная превосходная) зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.
Почему снег белый?
Снег имеет белый цвет по той причине, по какой кажется белым толченое стекло и вообще всякие измельченные прозрачные (составная превосходная) вещества. Растолките лед в ступке или наскребите его острым (составная превосходная) ножом – и у вас получится порошок белого цвета. Цвет этот обусловлен тем, что лучи света, проникая в мелкие (простая превосходная) кусочки прозрачного льда, не проходят сквозь них, а отражаются внутрь на границах хрупких (составная превосходная) льдинок и воздуха (полное внутреннее отражение). Поверхность же, беспорядочно рассеивающая во все стороны падающие на нее лучи, воспринимается глазом как белая.
Значит, причина белого цвета снега – его раздробленность. Если промежуток между снежинками заполнить чистой (простая превосходная) водой, снег утрачивает белый цвет и становится прозрачным. Такой опыт нетрудно проделать: если вы насыплете снега в банку и нальете туда воды, снег на ваших глазах из белого сделается бесцветным, прозрачным.
- У вас было домашнее задание к этому уроку – нарисовать предметы, которые можно сравнить по определенному признаку (рисунки уже на доске). Сейчас мы проверим, как вы с этим справились. Используйте в своих ответах прилагательные в степени сравнения.
- Давайте вспомним, что обозначают прилагательные. А для какого типа речи в большей степени важно передать признаки предмета? Некоторые из вас попробовали создать зимний пейзаж с помощью прилагательных. Описание, как вы помните, – это не самый простой тип речи. Послушаем, что же у вас получилось.
- Мы сегодня уже касались темы лыжного спорта. Теперь выполним задание к текстам, в которых рассказывается о фигурном катании и сноубординге. Найдите и выпишите прилагательные, стоящие в сравнительной или превосходной степени сравнения, указав их форму и название текста, с которым вы работали. В конце урока вы сдадите тетради на проверку.
Фигурное катание.
Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 1860 годах. Это самый ранний из всех зимних видов спорта, входящий в олимпийскую программу начиная с 1924 года. Этот зрелищный и один из ярчайших видов зимних соревнований совмещает в себе грациознейшие движения, красивейшие костюмы, замечательную музыку и образы, наполненные глубочайшим смыслом. Существует три направления в данном виде спорта: одиночное женское, одиночное мужское и не менее оригинальное парное катание, во время которого дуэт выпархивает на лед, разрезая тончайшими лезвиями хрустальную гладь. Также впечатляет, когда фигуристы выполняют различные элементы: стойки, прыжки, поддержки – от простейших до самых сложных. Спортсменам приходится много трудиться, готовиться, чтобы выполнять самые достойные, красивейшие и более эффектные, чем у соперников, движения. А нам, зрителям, остается лишь следить за результатом этой серьезнейшей работы и болеть за своих самых любимых «артистов».
Сноубординг.
Сноубординг – олимпийский вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде - сноуборде. Интереснейшие соревнования проводятся по нескольким направлениям: слалом, фристайл и хаф-пайп. Во время этого опаснейшего состязания спортсмены демонстрируют свои навыки в катании, выполняют сложнейшие прыжки, не менее простые сальто, вращения в воздухе и труднейшие пируэты. А какое это чудеснейшее зрелище: красавица зима, самые высокие горы, ослепительный и чистейший снег! На огромнейшей скорости спортсмен летит по трассе, совершая прыжки, высота которых достигает семи метров. Тело сноубордиста должно быть более гибким, а движения – легче, чем, к примеру, у простого лыжника. Сноубординг – один из самых экстремальных видов спорта, требующий от спортсмена уникальнейшей техники движений и незаурядных физических способностей. На зимней олимпиаде в Сочи наши сноубордисты смогут проявить свои редчайшие таланты и подарят нам самые яркие впечатления. Пожелаем им победы в этом сложнейшем и захватывающем виде спорта.
- Группа учащихся подготовила для вас интересное сообщение о природе Краснодарского края и природных особенностях города Сочи. Внимательно слушайте их и все прилагательные в степени сравнения, которые сейчас прозвучат, записывайте в тетрадь. (Проверка устная с места.)
- Что, по-вашему, является символом зимы? Один из них – снеговик – у нас уже готов. Не хватает самой главной новогодней героини – елки. Давайте ее нарядим. Каждому из вас по очереди я назову ту или иную форму степени сравнения, а вы должны выбрать шарик, на котором написано прилагательное в заданной форме, и повесить его на елку. Если мы все сделаем без ошибок, на нашей елке зажгутся новогодние огни.
Резерв: тест по теме урока на бланках ЕГЭ.
Подведение итогов.
Домашнее задание:
- § 57;
- выполнить упр. 339 (3 балла) или найти не менее пяти примеров использования разных степеней сравнения имен прилагательных в художественных произведениях русских поэтов и писателей о зиме (5 баллов).