Разработка урока по основам права «Права ребенка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение центр образования «Альянс»
Разработка урока по основам права
«Права ребенка»
10 класс
Учитель: Третьякова
Галина Дмитриевна
2013 г
1. Пояснительная записка
Методическая разработка урока по основам права в 10 классе “Права ребенка” содержит пояснительную записку, описание целей и задач урока, описание требований к содержанию ключевых компетенций, которые формируются на данном уроке, категориальный аппарат урока, описание методов, приемов и средств обучения, применяемых на уроке, список рекомендуемой литературы для учителя и для учащихся, описание структуры и хода урока, технологическую карту урока и приложения. Урок “Права ребенка” входит в цикл уроков, реализующих содержание образования по курсу “Основы права»: раздел “Гражданин. Право. Мораль”, тема модуля – “Права человека и гражданина” и является одним из двух часов по теме “Политические права и свободы”.
Целевая направленность данного цикла уроков обусловлена практико-ориентированным характером уроков: – развивающие и воспитательные цели доминируют, реализуя комплексную дидактическую цель урока; – отбор содержания учебного материала осуществляется в соответствии с критериями гражданского образования обучающихся; – отбор методов и средств обучения осуществляется в соответствии с требованиями к интерактивному обучению, позволяющему формировать у обучающихся основы гражданской культуры и демократические ценности.
2. Цели и задачи
Цель урока: углубить знания о правах ребенка, подвести учащихся к пониманию прав и обязанностей ребенка.
Образовательная:
- знакомство с основными документами, где закреплены права детей;- понимать суть основных прав ребенка.
Развивающая:
- уметь выявлять взаимосвязь между основными вехами развития ребенка и приобретаемыми правами и обязанностями;- уметь соотносить права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением.
Воспитательная:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.
3. Требования к содержанию ключевых компетенций, формируемых на уроке
познавательные компетенции:
1) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины (см. категориальный аппарат урока); 2) выявлять взаимосвязь между основными вехами развития ребенка; 3) сравнивать права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением, приводить собственные примеры.
развивающие компетенции:
1) самостоятельно отбирать необходимую информацию (работа с Конвенцией о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Закон об образовании, материалами СМИ и др.); 2) интерпретировать данные, полученные из источников, в соответствии с поставленной задачей; 4) аргументировано излагать свою позицию; 5) работать в команде.
ценностно-ориентационные компетенции:
1) проявлять потребность высказывать свои суждения; 2) уважать мнение другого человека; 4) проявлять уважение к демократически принятым законам и законопослушности.
4. Категориальный аппарат урока
документы ( Конвенция о правах ребенка, Конституция Р.Ф, Семейный кодекс, Закон об образовании), статьи из периодических изданий, раздаточный материал, табло достижений групп, магнитные доски
5. Методы и приемы обучения, используемые на уроке
На уроке используются следующие активные и интерактивные методы и приемы обучения:
групповая работа, фронтальная беседа с элементами проблемной ситуации, фронтальная беседа с элементами дискуссии.
Данные методы и приемы обучения способствуют формированию следующих умений и навыков:
1) критически мыслить;2) получать информацию, анализировать и критически оценивать ее;3) понимать общественно-политические проблемы, сущность явлений и процессов, происходящих в обществе;4) принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность;5) работать в группе;6) устанавливать конструктивные отношения с другими людьми.
6. Средства обучения, используемые на уроке
Программные средства (презентации в среде Mikrosoft Power Point, раздаточный материал в текстовом редакторе Mikrosoft Word), доска, маркеры
7. Рекомендуемая литература для учителя
1. Основы права: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А.Ф. Никитин – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2007.2. С.И. Володина, В.В. Спасская. Основы правовых знаний. – Москва: 2003.3. Гражданское образование: технологии, интерактивные.
· Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9 - 11 классов. М., 1998.
4. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. 1.-2. М., 1997.
5. Кашанин А.В. Основы государства и права. 9 - 11 кл.: Краткий справочник школьника. М. 1998.
6. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов. М. 2000.
7. Основы государства и права / Под ред. Кутафина О.Е. М., 1998.6. Мультимедийное учебное пособие по курсу “Обществознание”. 8-11 класс. – ЗАО “Новый диск”, 2004.
8. Рекомендуемая литература для обучающихся
1. Введение в обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова. – 10-е изд.. – М.: Просвещение, 2005.2. Мельникова Э.Б. Толковый юридический словарь школьника: пособие для 7-11 кл. – М., 2000.
Интернет-ресурсы
1. www//cikrf.ru Конституция Российской Федерации
2. //www.un.org/ru/documents/decl_Конвенция о правах ребенка
3. wikipedia. http: // en wikipedia org
9. Предварительная подготовка (опережающие задания)
Групповые задания (для 3-х групп): подготовить презентации по темам: «Нарушение прав ребенка в стране», «Нарушение прав ребенка в районе», «Нарушение прав ребенка в школе, семье, поселке»
10. Структура и ход урока
Организационный этап. Постановка учебной задачи.
Вводное слово учителя.
Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока.
Я – ребенок, я человек, я должен иметь права На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война. Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым, Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде. Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
2. Записывается тема урока.
Учитель раскрывает понятия темы и знакомит учащихся с основными документами, отражающими права детей. Учащиеся записывают в тетради следующие определения: декларация, конвенция.
В настоящее время в Р.Ф. дейстствует большое количество законов и иных нормативно- правовых актов, так или иначе касающихся прав ребенка.
Конвенция ООН о правах ребенка, подписана Россией в 1990 г., называет ребенком лицо до 18 лет и включает 3 группы прав:
- право на выживание;- право на развитие;- право на защиту.
Конституция Р.Ф. не оговаривает особо права детей ( исключение – право на образование- ст. 43) и защиту со стороны государства. Поэтому вашим домашним заданием будет найти в Конституции и выписать те права человека, которые можно отнести и к детям.
Семейный кодекс Р.Ф. определяет правовое положение ребенка в семье.
Закон об образовании гарантирует право учащихся на получение образования в соответствии с государственным образовательным стандартом, работу по индивидуальным планам, посещение библиотек, свободу информации т.п.
Класс делится на группы. Для этого каждый получает карточку с одним из прав человека . Задание разбиться на группы в соответствии с типом прав : социально-экономические, политические, личные.
Образуются 3 группы. Каждая делегирует по 1 человеку в эксперты.
3. Группы получают задания.
Первое задание: Соотнесите основные вехи жизни ребенка и приобретаемые им права и обязанности
Раздаточный материал: карточки с основными годами жизни ребенка:
С рождения;
6 лет;
10 лет;
11 лет;
14 лет;
15 лет;
16 лет;
17 лет;
18 лет.
Листы “Правовой статус ребенка” (см. Приложение 1).
На выполнение задания – 10 мин, оформляется и сдается экспертам.
Второе задание: Проиллюстрируйте без слов ( пантомима) статью из Конвенции о правах ребенка
1 группа – ст. 31.2 группа – ст. 7 (ч.1).3 группа - ст. 28.
Раздаточный материал: Конвенция о правах ребенка.
На выполнение задания – 5 мин. Группа представляют свою пантомиму, другие должны найти статью, которую они представили и назвать право.
Третье задание: Найдите в представленной вам периодической печати статьи (1-2):
а) подтверждающие осуществление прав ребенка;
б) нарушающие права ребенка.
Свой результат оформите на магнитной доске со знаками “ +” и “ - ”.
Раздаточный материал: статьи из газет и журналов.
На выполнение задания – 5-7 мин,
4. Эксперты объявляют результаты, подводят итоги.
Учитель выставляет оценки, напоминает о домашнем задании
5. Рефлексия. Составление синквэйна.
Например.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 1 ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА1.Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права.
2.Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).
3.Несет уголовную ответственность за любые преступления.
4.Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке.
5.Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя36 часов).
6.Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
7.Имеет право управлять мопедом при езде по дорогам.
8.Может быть членом кооператива, акционерного общества.
9.Может быть объявлен в установленном законом порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
10.Имеет право на получение паспорта.
11.Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.
12.Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).
13.Может быть исключен из школы за нарушения.
14Лодлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
15.Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.)
16. Может вступать в молодежные общественные объединения.
17.Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.
18.Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.
19.Может вносить вклады в кредитные учреждения (банки) и распоряжаться ими.
20.Может осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.
21.Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами.
22,Вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.
23 .Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).
24.Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями.25.Может вступать в детские общественные объединения.
26.Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.27 .Вправе выражать свое мнение при решение в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
28.Выражает свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода,
29.Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей.
30.Дает согласие на изменение своего имени (или) фамилии.
31.Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки.
32.Вправе посещать школу.
33. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
34. Имеет право на имя, отчество и фамилию.
З5. Приобретает право на гражданство.
Приложение 2 Статьи о правах ребенка
Статья 7
1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 28
1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.
3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.
Статья 31
1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.
11. Технологическая карта урока
Предмет, класс
Основы права, 10 класс
Тема урока
Права ребенка
Цель урока
углубить знания о правах ребенка, подвести учащихся к пониманию прав и обязанностей ребенка.
Задачи урока
Образовательная:
знакомство с документами, где закреплены права детей.
Развивающая:
уметь выявить взаимосвязь между основными вехами развития ребенка и приобретаемыми правами и обязанностями; уметь соотносить права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением.
Воспитательная:
воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, уметь защищать их.
Вид используемых на уроке ИКТ
презентации в среде Mikrosoft Power Point, раздаточный материал в текстовом редакторе Mikrosoft Word
Аппаратное и программное обеспечение
компьютер, медиапроектор, программные средства
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап
Постановка учебной задачи
Цель
познакомить с темой урока, совместно с учащимися сформулировать учебную задачу и определить план действий для ее выполнения
Длительность этапа
3 минуты
Деятельность учащихся
погружение в учебную ситуацию
Деятельность учителя
мотивация учащихся, вовлечение учащихся в ситуацию выбора, вводное слово
Форма организации деятельности учащихся
коллективная
Методы обучения
фронтальная беседа с элементами проблемной ситуации
Средства обучения
доска, маркеры
Этап актуализации знаний
Определение степени готовности учащихся к выполнению практической части урока
Цель
провести «инвентаризацию» знаний учащихся по теме, активизировать познавательную активность, необходимую для этапа осмысления
Длительность этапа
8 минут
Деятельность учащихся
выполнение записей в тетради
Деятельность учителя
рассказ, вовлечение учащихся в мини- дискуссию
Форма организации деятельности учащихся
индивидуальная, коллективная
Методы обучения
частично-поисковый
Средства обучения
доска, маркеры
Этап осмысления и промежуточной рефлексии
Формирование ценностной составляющей гражданской позиции учащихся
Цель
способствовать осознанию учащимися ответственного отношения к своему мнению, своей позиции, своему выбору
Длительность этапа
10 минут
Деятельность учащихся
участие в обсуждении статьей в документах
Деятельность учителя
рассказ, вовлечение учащихся в мини-дискуссию, подведение итога промежуточной рефлексии учащихся
Форма организации деятельности учащихся
коллективная, индивидуальная
Методы обучения
фронтальная беседа с элементами дискуссии,
Средства обучения
раздаточный материал
Организационно-деятельностный этап
Просмотр презентаций
Цель
способствовать активному и сознательному усвоению нового материала
Длительность этапа
15 минут
Деятельность учащихся
презентации, участие в обсуждении
Ддеятельность учителя
координация деятельности учащихся
Форма организации деятельности учащихся
индивидуальная, групповая с элементами фронтальной
Методы обучения
презентации в среде Mikrosoft Power Point, дискуссия в режиме «свободного микрофона»
Средства обучения
компьютер
Этап рефлексии
Определение собственной позиции
Цель
самоанализ деятельности
Длительность этапа
4 минуты
Деятельность учащихся
аргументация своей позиции
Деятельность учителя
координация деятельности учащихся
Форма организации деятельности учащихся
индивидуальная, коллективная
Методы обучения
составление синквэйна
Средства обучения
доска, маркеры
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 415