Диагностический материал для 5 класса по географии по классической линии учебников
Диагностические материалы по географии.
Начальный курс. 5 класс
(классическая линия учебников по географии)
Пояснительная записка
Основная цель курса «География. Начальный курс» - это систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Классическую линию учебников по географии отличает доступность и полнота изложения материала, что позволяет самостоятельно повторить (изучить) темы курса географии учащемуся любого уровня подготовленности. Методический аппарат учебников позволяет реализовать деятельностный подход к обучению географии: вопросы и задания в тексте параграфов активизируют мыслительную деятельность учащихся и позволяют изучать новые темы курса с использованием ранее полученных знаний, умений и навыков (таким образом, учащиеся «добывают» знания самостоятельно). Вопросы и задания разного уровня сложности и разной направленности позволяют педагогу подойти дифференцированно к оценке знаний и умений учащихся.
Назначение диагностических материалов: выявление уровня достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы по географии по следующим разделам:
«Что изучает география» (тест №1);
«Как люди открывали Землю» (тест №2);
«Земля во Вселенной» (тест №3);
«Виды изображений поверхности Земли» (тест №4);
«Природа Земли» (тест №5).
Контрольно – измерительные материалы предназначены для проведения тематического контроля по курсу «География. Начальный курс. 5класс». Разработка включает задания в формате ГИА и ЕГЭ по всем разделам курса географии 5 класса.
Тест по разделу «Что изучает география» Вариант № 1
К объектам живой природы относится:
А. кристалл Б. сосулька В. гриб Г. звезда
К объектам неживой природы относится:
А. краб Б. жук В. дуб Г. луна
К биологическим явлениям относится:
А. дождь Б. смена дня и ночи В. снег Г. листопад
К естественным наукам не относят:
А. историю Б. биологию В. географию Г. физику
Наука о живых организмах называется:
А. географией Б. биологией В. геологией Г. химией
«География» в переводе с греческого означает:
А. «природа» Б. «смешивание» В. «землеописание» Г. «наука о жизни»
Самым древним методом географических исследований является:
А. картографический Б. статистический В. описание Г. аэрокосмический
Что из перечисленного является объектом изучения социально-экономической географии? Выберите три ответа:
климат Земли 2) хозяйство 3) строение Земли 4) влияние особенностей территории на здоровье населения 5) население 6) земная поверхность Земли
Установите соответствие между объектами и науками:
Объекты
А. планета
Б. грибы
В. рельеф
Г. полезные ископаемые
Д. население
Е. молния
Наука
Биология
Геоморфология
Физика
Астрономия
Геология
Демография
А
Б
В
Г
Д
Е
Тест по разделу «Что изучает география» Вариант № 2
К объектам неживой природы относится:
А. кристалл Б. дерево В. гриб Г. жук
К объектам живой природы относится:
А. краб Б.снежинка В. камень Г. луна
К физическим явлениям не относится:
А. дождь Б. смена дня и ночи В. снег Г. листопад
К естественным наукам не относят:
А. астрономию Б. химию В. географию Г. историю
Наука о небесных телах называется:
А. географией Б. астрономией В. геологией Г. химией
«География» в переводе с греческого означает:
А. «природа» Б. «смешивание» В. «землеописание» Г. «наука о жизни»
Для анализа количественных и качественных данных используют . метод:
А. картографический Б. статистический В. описание Г. аэрокосмический
Что из перечисленного является объектом изучения физической географии? Выберите три ответа:
климат Земли 2) хозяйство 3) полезные ископаемые 4) влияние особенностей территории на здоровье населения 5) население 6) земная поверхность
Установите соответствие между объектами и науками:
Объекты
А. грибы
Б. полезные ископаемые
В. рельеф
Г. население
Д. молния
Е. планета
Наука
Биология
Геоморфология
Физика
Астрономия
Геология
Демография
А
Б
В
Г
Д
Е
Тест по разделу «Как люди открывали Землю» Вариант №1
Древние финикийцы первыми из мореплавателей:
А. открыли Америку Б.обогнули Африку В. обогнули Европу Г. открыли Азию
Впервые термин «география» употребил:
А. Геродот Б. Эратосфен В. Аристотель Г. Пифей
Васко да Гама первым из европейцев:
А. достиг крайней точки Африканского материка Б. обогнул Африку, нашел путь в Индию В. совершил кругосветное путешествие Г. открыл Америку
Древнегреческий историк и путешественник, который оставил описания многих стран и посетивший Скифию:
А. Геродот Б. Генатей В. Пифей Г. Птолемей
Кто из путешественников открыл Америку?
А. Дж. Кук Б. М. Поло В. Х. Колумб Г. Васко да Гама
Кто из путешественников совершил первое кругосветное путешествие?
А. Х. Колумб Б. Дж. Кук В. Васко да Гама Г. Ф. Магеллан
Кто из путешественников открыл Антарктиду?
А. А. Никитин Б. Ф. Магеллан В. Дж. Кук Г. Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев
Кто из путешественников открыл пролив между Евразией и Америкой?
А. В. Беринг Б. И. Москвитин В. С. Дежнев Г. В. Атласов
Выберите три правильных ответа из шести. В освоении севера Европы и Азии приняли участие:
С. Дежнев 2) В. Беринг 3) А. Никитин 4) И. Москвитин 5) А. Чириков
6) В. Атласов
Установите соответствие между открытием и именем путешественника:
ОТКРЫТИЯ
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
А. английский мореплаватель, исследователь южных морей
1) Васко да Гама
Б. мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие
2) Дж. Кук
В. нашел морской путь в Индию
3) Ф. Магеллан
Тест по разделу «Как люди открывали Землю» Вариант №2
Впервые термин «география» употребил:
А. Геродот Б. Пифей В. Аристотель Г. Эратосфен
Кто из путешественников совершил первое кругосветное путешествие?
А. Дж. Кук Б. Х. Колумб В. Ф. Магеллан Г. Васко да Гама
Кто из путешественников открыл Антарктиду?
А. Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев Б. Ф. Магеллан В. Дж. Кук Г. А. Никитин
Кто из путешественников доказал, что Австралия – это самостоятельный материк?
А. М. Поло Б. Дж. Кук В. Х. Колумб Г. Васко да Гама
Афанасий Никитин - это купец, который
А. достиг крайней точки Африканского материка Б. обогнул Африку, нашел путь в Индию В. совершил путешествие в Индию, преодолев по пути три моря Г. открыл Америку
Кто из путешественников совершил первое русское кругосветное путешествие?
А. М. Лазарев Б. И. Крузенштерн В. Ф. Магеллан Г. Ермак
Кто возглавил первую по-настоящему исследовательскую экспедицию в Сибирь?
А. В. Беринг Б. И. Москвитин В. С. Дежнев Г. В. Атласов
Кто из путешественников первым достиг Южного полюса?
А. А. Гумбольдт Б. Ф. Магеллан В. Р. Амундсен Г. Ф. Беллинсгаузен
Выберите три правильных ответа из шести. В освоении Сибири приняли участие:
А. Никитин 2) В. Беринг 3) С. Дежнев 4) М. Лазарев 5) Ермак 6) Ф. Беллинсгаузен
Установите соответствие между открытием и именем путешественника:
ОТКРЫТИЯ
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
А. мореплаватель, достигший самой южной точки Африки
1) Х. Колумб
Б. путешественник, открывший Америку
2) М. Поло
В. венецианский купец, совершивший путешествие на Восток
3) Б. Диаш
Тест по разделу «Земля во Вселенной» Вариант №1
Кто ученых впервые изготовил телескоп:
А. Птолемей Б. Пифагор В. Бруно Г. Галилей
Гигантское скопление звезд называется: А. созвездием Б. Солнечной системой В. метеоритным дождем Г. Галактикой
Какая из перечисленных планет не относится к планетам-гигантам: А.Юпитер Б.Нептун В.Меркурий Г. Сатурн
Первый ученый, который доказал, что средством освоения космоса станет ракета - это: А. Ю.Гагарин Б. К.Циолковский В. С. Королев Г. А.Леонов
Самая высокая температура А. на Меркурии Б. на Марсе В. на Земле
Г. на Венере
«Звездоподобные» небесные тела – это А. звезды Б. кометы
В. метеориты Г. астероиды
Определи, каким планетам соответствуют перечисленные характеристики а) Самая большая планета из планет земной группы.
б) Планета- гигант, которая получила свое название в честь древнеримского бога моря.
в) Планета земной группы, которая сияет на небе ярче всех звезд и хорошо видна невооруженным глазом
Верны ли следующие утверждения:
А) Птолемей создал систему мира, в центре которой поместил Землю.
Б) Дж. Бруно первым использовал телескоп для изучения небесных тел.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба верны
4) оба неверны
Тест по разделу «Земля во Вселенной» Вариант №2
Кто из древних ученых впервые предположил, что Земля имеет форму шара:
А. Птолемей Б. Пифагор В. Аристотель Г.Коперник
Гигантские пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты - это А. малые планеты Б. звезды В. метеоры Г. астероиды
Какая из перечисленных планет не относится к земной группе?
А. Марс Б. Юпитер В.Венера Г. Меркурий
Естественный спутник Земли – это: А. Солнце Б. Луна В. Солнце и Луна Г. Венера
В каком году был запущен первый искусственный спутник? А.1957 Б. 1967 В. 1961 Г. 1977
Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? А. Ю.Гагарин Б. В.Терешкова В. С.Королев Г. А. Леонов
Определи, каким планетам соответствуют перечисленные характеристики:
а) Самая большая планета Солнечной системы.
б) Самая близкая к Солнцу планета.
в) Планета красноватого цвета, которая получила свое название в честь бога войны.
Верны ли следующие утверждения о Солнце:
А) Ближайшая к Земле звезда – Солнце.
Б) Солнце относится к звездам – гигантам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба верны
4) оба неверны
Тест по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Вариант №1
Как называется умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов?
Ответ:_______________
К линиям градусной сети относятся а) экватор б) начальный меридиан
в) 600 параллель г) все ответы верны
По рисунку определите:
а) какая сторона горизонта соответствует отметке 2400 на шкале деления компаса. Ответ________
б) какая отметка на шкале деления компаса соответствует
западу. Ответ ________
в) направление на одиночное дерево. Ответ _________
Подпишите условные знаки, изображенные на рисунках:
А.___________
Б.___________
В.___________
Г.___________
Тест по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Вариант №2
Как называются линии, соединяющие Северный и Южный полюсы?
Ответ:____________________
Ориентироваться на местности можно а) с помощью компаса б) по Солнцу в) по звездам г) все ответы верны
По рисунку определите:
а) какая сторона горизонта соответствует отметке 600 на шкале деления компаса.
Ответ________
б) какая отметка на шкале деления компаса соответствует востоку.
Ответ _________
в) направление на завод. Ответ __________
Подпишите условные знаки, изображенные на рисунках:
А.___________
Б.___________
В.___________
Г.___________
Тест по разделу «Природа Земли» Вариант №1
Самый верхний слой Земли называется: а) ядром б) мантией в) земной корой
г) лавой
На территории какого материка расположено самое глубокое озеро мира?
а) Евразия б) Африка в) Южная Америка г) Австралия
На территории какого материка расположена наивысшая точка Земли?
а) Африка б) Южная Америка в) Северная Америка г) Евразия
Какой из океанов Земли самый глубокий? а) Индийский б) Атлантический
в) Северный Ледовитый г) Тихий
Определите оболочку Земли по ее краткому описанию:
Эта оболочка включает три главные составные части: Мировой океан, воды суши и воду в атмосфере. Все части связаны между собой процессом круговорота воды в природе. Ответ__________ .
Какое из приведённых ниже понятий объединяет три других? а) смерч
б) явления в атмосфере в) ураган г) торнадо
Расположите перечисленные ниже внутренние оболочки нашей планеты по порядку от поверхности к центру Земли
внешнее ядро 2) мантия 3) внутренне ядро 4) земная кора
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр:
Установите соответствие между островами и цифрами, которыми они обозначены на карте:
А) Мадагаскар
Б) Гренландия
В) Шри-Ланка
Г) Сахалин
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
А
Б
В
Г
Тест по разделу «Природа Земли» Вариант №2
На территории какого материка расположена самая длинная река мира?
а) Евразия б) Африка в) Южная Америка г) Северная Америка
На территории какого океана расположена самая глубокая впадина в мире?
а) Северный Ледовитый б) Тихий в) Индийский г) Атлантический
Биосфера – это оболочка распространения: а) только человека б) только животных в) только растений г) всех живых организмов
Гора Килиманджаро – это самая высокая точка материка: а) Евразия
б) Австралия в) Африка г) Антарктида
Определите оболочку Земли по ее краткому описанию:
Эта оболочка представляет собой смесь газов, в которой 78% составляет азот, около 21% - кислород, а 1% приходится на другие газы. Ответ_____________ .
Какое из приведённых ниже понятий объединяет три других? а) заповедники
б) национальные парки в) охраняемые территории г) заказники
Расположите перечисленные ниже океаны в порядке возрастания их площади
Атлантический 2) Индийский 3) Тихий 4) Северный Ледовитый
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр:
Установите соответствие между морями и цифрами, которыми они обозначены на карте:
А) Черное море
Б) Баренцево море
В) Карибское море
Г) Средиземное море
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
А
Б
В
Г
Тест по разделу
«Что изучает география»
«Как люди открывали Землю»
«Земля во Вселенной»
«Виды изображений поверхности Земли»
«Природа Земли»
Количество часов по разделу (в соответствии с КТП)
5
5
9
4
11
Вид контроля
Тематический
Тематический
Тематический
Тематический
Тематический
Форма контроля
Тестовая
Тестовая
Тестовая
Тестовая
Тестовая
Общее количество заданий
9
10
8
4
8
Задание с выбором одного ответа
7
8
6
1
4
Задание с выбором нескольких ответов
1
1
Задание на установление последовательности
1
Задание на установление соответствий
1
1
Задание на определение объектов/ явлений по фрагменту текста
1
1
Задание по картам, схемам
2
1
Задание, требующее однозначного ответа
1
Задание на установление понятия, объединяющего другие понятия
1
Задание на определение верных / неверных утверждений
1
Время выполнения работы
25 минут
20 минут
20 минут
20 минут
20 минут
Количество вариантов
2
2
2
2
2
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы по разделу «Что изучает география»
Номер задания
Правильный ответ
Количество баллов за задание
Вариант №1
Вариант №2
1
В
А
1
2
Г
А
1
3
Г
Г
1
4
А
Г
1
5
Б
Б
1
6
В
В
1
7
В
Б
1
8
2, 4, 5
1, 3, 6
1
9
А
Б
В
Г
Д
Е
4
1
2
5
6
3
А
Б
В
Г
Д
Е
1
5
2
6
3
4
6
Максимальный первичный балл
14
Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном.
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
(учитель может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).
Школьная отметка
5
4
3
2
Первичный балл
14-13
12-10
9-7
6 и менее
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы по разделу «Как люди открывали Землю»
Номер задания
Правильный ответ
Количество баллов за задание
Вариант №1
Вариант №2
1
Б
Г
1
2
Б
В
1
3
Б
А
1
4
А
Б
1
5
В
В
1
6
Г
Б
1
7
Г
А
1
8
В
В
1
9
1, 2, 5
2, 3, 5
3
10
А
Б
В
2
3
1
А
Б
В
3
1
2
3
Максимальный первичный балл
12
Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном.
При выполнении работы разрешается использовать географический атлас для 5 класса.
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
(учитель может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).
Школьная отметка
5
4
3
2
Первичный балл
12
11-9
8-6
5 и менее
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы по разделу «Земля во Вселенной»
Номер задания
Правильный ответ
Количество баллов за задание
Вариант №1
Вариант №2
1
Г
Б
1
2
Г
Б
1
3
В
Б
1
4
Б
Б
1
5
Г
А
1
6
Г
Г
1
7
а) Земля
б) Нептун
в) Венера
а) Юпитер
б) Меркурий
в) Марс
1
1
1
8
1
1
1
Максимальный первичный балл
10
Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном.
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
(учитель может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).
Школьная отметка
5
4
3
2
Первичный балл
10
9-8
7-5
4 и менее
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
Номер задания
Правильный ответ
Количество баллов за задание
Вариант №1
Вариант №2
1
Ориентирование
Меридианы
1
2
г
г
1
3
а) юго-запад
а) северо-восток
1
1
1
б) 2700
б) 900
в) северо-запад
в) юго-восток
4
А. Река
Б. Населенный пункт
В. Фруктовый сад
Г. Родник
А. Отдельно стоящее дерево
Б.Кустарник
В. Огород
Д. Деревянный мост
1
1
1
1
Максимальный первичный балл
9
Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном.
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
(учитель может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).
Школьная отметка
5
4
3
2
Первичный балл
9
8-7
6-4
3 и менее
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы по разделу «Природа Земли»
Номер задания
Правильный ответ
Количество баллов за задание
Вариант №1
Вариант №2
1
в
в
1
2
а
б
1
3
г
г
1
4
г
в
1
5
гидросфера
атмосфера
1
6
б
в
1
7
4
2
1
3
4
2
1
3
2
8
А
Б
В
Г
3
1
4
2
А
Б
В
Г
3
4
1
2
2
Максимальный первичный балл
10
Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном.
При выполнении работы разрешается использовать географический атлас для 5 класса.
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
(учитель может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).
Школьная отметка
5
4
3
2
Первичный балл
10
9-8
7-5
4 и менее
Приложение №6
СХЕМА АНАЛИЗА
Тест по разделу «______________ »
Показатели
Классы
Всего в классе
Писали работу
«5»
%
%
%
«4»
%
%
%
«3»
%
%
%
«2»
%
%
%
КО
ККО
Средний балл
КО – коэффициент обученности (отношение количества учащихся успевающих по предмету к общему количеству учащихся);
ККО – КОЭФФИЦИЕНТ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ (отношение количества учащихся имеющих «4-5» к общему количеству учащихся)
Анализ ошибок:
1. Выполнили без ошибок:
2. Допустили ошибки по теме работы (количество человек / количество ошибок):
3. Другие типичные ошибки:
-
-
-
Список литературы
География. Начальный курс. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2012
География. Начальный курс. 5 кл.: методическое пособие / И. И. Баринова. – М.: Дрофа, 2012
География. Начальный курс. 5 кл.: рабочая тетрадь / Н. И. Сонин, С. В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012
География. 5 класс. Диагностические работы / И. И. Баринова, М. С. Соловьев. – М.: Дрофа, 2015
География. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс / И.И.Баринова, Т.А.Карташова. – М.: Экзамен, 2013
География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение.
2
4
3
1
3
2
1
4
С3 Почему на Чукотском нагорье количество высотных поясов меньше, чем в Алтайских горах? Укажите две причины.
Рисунок 1Рисунок 7Рисунок 2Рисунок 2Рисунок 2Заголовок 115