Тренинг Профилактика религиозного экстремизма
- Здравствуйте, Уважаемые коллеги . Ни для кого не секрет, что сегодня вопрос о религии ставит перед обществом большие проблемы: на улицах все чаще и чаще встречаются люди, предлагающие разные брошюры; в гостях у родственников мы нередко можем услышать о каком-то направлении, придя в который человек может получить чуть ли не все блага мира;кто-то из друзей может пригласить посетить какую-нибудь лекцию, прослушав который, мы сможем избавится от всех проблем; но в итоге всех этих действий очень часто человек, обратившийся в надежде получить помощь, превращается чуть ли не в «зомби». Современные реалии нашего общества неразрывно связаны с ростом роли межкультурного и межрелигиозного диалога. 2015 год объявлен годом Ассамблеи народа Казахстана, это свидетельствует о том, что межэтническая и межрелигиозная толерантность является достоянием республики. Однако существует определенная угроза для дальнейшего развития межрелигиозной толерантности в стране.
Религиозный экстремизм – это отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и устоев, а также агрессивная пропаганда «идей», противоречащих им. С полной уверенностью можно сказать, что в настоящее время наибольшую угрозу для общества представляет религиозно-политический экстремизм, который направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства.Число «горячих точек» на планете постоянно увеличивается. Сирия, Пакистан, Ирак, Украина тому подтверждение.
Коллеги, а как вы думаете по чему в среднем 80 % участников организаций экстремистского харатера составляют лица, возраст которых на превышает 30 лет? (обсуждение). ( молодежь легко подвержена вушению, манипулированию).
Вот Вы сказали о слабости духа, воли,о гипнозе. А теперь давайте посмотрим насколько вы внушаемы:
Внушающим тоном объясняю: "Представьте, что вы сидите за праздничным столом. Вам приносят спелый, сочный, ярко-желтый лимон. В одну руку вы берете лимон, в другую - острый нож, чтобы разрезать его на маленькие дольки. Вы отрезаете одну дольку, пока сок еще не появляется. Но вот вы отрезаете следующую дольку, и на поверхности срезанной части лимона появляется много маленьких капелек кислого сока. Именно в этот момент вы начинаете ощущать кислый вкус во рту. После этого вы отрезаете еще одну дольку лимона, взяв ее рукой, кладете себе в рот. Ощущение кислого вкуса во рту усиливается". Лица, у которых таким путем удается вызвать обильное выделение слюны и ощущение кислоты во рту, оказываются более внушаемыми, чем те, у которых этого вызвать не удается,
А теперь давайте проведем анкетирование на сколько вы внушаемый человек.
Тест «Поддаетесь ли Вы чужому влиянию?»
1.Прибегали ли вы когда - нибудь к услугам предсказателя, хироманта или гадалки?
а ) Да, часто
б ) Несколько раз, ради шутки
в ) Нет, никогда
2. Вам предстоит принять ответственное решение. Близкие всеми силами убеждают вас последовать их совету. Ваши действия?
а ) Сделаю так, как советуют
б ) Приму во внимание их доводы, но решать буду сама
в ) Сделаю точно наоборот
3. Вводили ли вас когда- нибудь в гипнотический транс?
а ) Да
б ) Не было случая
в ) Пытались, но не получилось
4. Можете ли вы изменить свои планы, если вам приснится плохой сон?
а ) Да
б ) Иногда
в ) Нет
5. Верите ли вы гороскопам?
а ) Да
б ) Не очень, но читать интересно
в ) Нет
6. Способны ли вы изменить свои взгляды под влиянием момента?
а ) Да
б ) Иногда
в ) Нет
7. Вы находитесь в толпе, перед которой выступает известный человек, люди вокруг вас растроганы до слез. Ваша реакция?
а ) Проникаюсь всеобщим чувством
б ) Слушаю и составляю свое мнение
в ) Стараюсь как можно быстрее уйти
8. Вы с большим уважение относитесь к какому либо человеку. Повлияет ли на ваше отношение к нему гневные статьи в газетах?
а ) Да
б ) Частично
в ) Нет
9. Покупая какую-либо вещь, вы отдаете предпочтение разрекламированным маркам?
а ) Да
б ) Иногда
в ) Нет
За каждый ответ: а) – 0 очков, б) – 1 очко, в) – 2 очка
От 16 до 20.
Вас практически невозможно убедить в чем-либо помимо вашей воли, так как ваша внушаемость близка к нулю. С одной стороны, это ценное качество, с ругой – такая «Несгибаемость» может мешать вам в общении. Однако из таких, как вы, получается великолепные психологи и психоаналитики.
От 8 до 15.
Вы относитесь к безусловному большинству – это люди, которые при известном скептицизме всё же способны поддаваться внушению.
По большей части это проходит для вас незаметно, на уровне так называемых «Бытовых внушений». В целом же вы вполне способны противостоять серьёзным психологическим атакам на ваше подсознание.
От 0 до 7.
Ваше внушаемость чрезвычайно высока. Люди способны убедить вас в чём угодно, приложив для этого минимум усилий.
Подумайте, быть может, подобная гибкость мнений и взглядов ни так уж хороша, как кажется на первый взгляд. Постарайтесь научиться отделять собственные желания и предпочтение от тех, что внушают вам окружающие
---- Как видите, многие из нас подвержены чужому мнению, это значит, что Вы в большинстве случаев, вместо того, чтобы подумать руководствуетесь зачастую эмоциями и слушаете мнение окружающих, что играет на руку опытным вербовщикам. Как же уберечься нам от миссионеров - вербовщиков, которые пытаются воспользоваться нашей неопытностью, молодостью и доверчивостью. Если Вы находитесь на улице, то конечно проще просто уйти, не начав разговора с вербовщиком. Но если вы в гостях? Я предлагаю Вам запомнить следующее: на экране появляются слайды на тему «Как уберечься от вовлечения в секту?»
1.Имейте в виду, что религиозная миссия часто прикрывается сугубо светскими именованиями. Объясняю:(Если вас приглашают на бесплатные курсы английского или арабского языков, наверняка окажется, что это очередная секта, которая просто собирается по-арабски ( по-английски) читать вам Коран или Библию, потихонечку разъясняя, что жить вы должны так, как вам говорят на этих уроках. В результате,за "бесплатные курсы" люди платят своими душами, а затем и деньгами - ибо в большой части протестантских объединений действует принцип "десятины": обязательных взносов на «духовные» нужды общины).
2. Помните, что неожиданное радушие, выказываемое вам вашими новыми знакомыми, не всегда является проявлением искреннего благорасположения.
Объясняю:(Вы интересуете сектантов не сами по себе; не то, что в вас есть сейчас, радует их. Зачастую это просто радость о новой добыче. Радушие и восторг, который они выказывают вам, зачастую выходят за разумные пределы. Но смысл у них один - привязать вас к себе, к новой общине, к новым знакомым. В секте Муна есть термин, очень точно выражающий суть этих отношений с новыми знакомыми: "бомбардировка любовью". "Неужели никто не говорил вам, что вы так умны!"; "В жизни не встречал более здравомыслящей девушки!"; "Откуда у вас такое умение одеваться!".
3. Узнайте , что они думают о бывших членах организации? Приходилось ли им когда-нибудь серьезно говорить с бывшими членом и выслушать от него причины, по которыми он ушел из организации? Если нет, то почему? Неужели организация не позволяет вам общаться с покинувшими ее людьми?
Объясняю:(Реакция на этот вопрос сможет открыть вам очень многое. Ни одна из достойных организаций не будет запрещать своим членам поддерживать контакт с ушедшими из нее людьми. Любая достойная организация с уважением относится к свободе человека и в том числе к праву своих членов покинуть ее. Как бы она ни жалела их за их решение, она никогда не станет препятствовать им в этом. А вот о сектах нельзя сказать. Для них все покинувшие их члены - лютые враги, изменники и предатели. Все секты внушают своим членам страх перед ними, делая все возможное, чтобы они держались подальше от критиков организации и от ее бывших членов. Хотя некоторые опытные вербовщики могут на ваш вопрос ответить вам: "Да, конечно, некоторые мои близкие друзья ушли от нас", но если вы попросите их рассказать вам об этом поподробнее, вы вновь увидите, что вам лгут. Уместно спросить: "Какие причины они приводят, обосновывая свое решение уйти из вашей организации?" и "Ну и что, теперь, когда они ушли от вас, считают ли они себя более счастливыми, чем раньше?" Мало какой вербовщик сможет вам вразумительно ответить на эти вопросы.) 4. Назовите три вещи, которые вам не нравятся в вашей организации и в ее верховном руководителе.
Объясняю:(Лучший способ доказать человеку, что он наркоман - уговорить его попробовать воздержаться несколько дней от приема наркотика. Лучший способ проверить, находится ли человек под воздействием контролирования сознания - проверить, осталась ли у него способность к критическому восприятию окружающего. Внимательно наблюдайте за сектантом, когда вы задаете ему предлагаемый вопрос. Он как бы запнется и несколько мгновений будет выглядеть ошарашенным. Когда он все-таки соберется с мыслями для ответа, вряд ли он сможет сказать вам что-либо конкретное. Это и "естественно", потому что сектантам запрещено не только высказывать, но и в мыслях допускать критические замечания о своей организации и ее руководителе.) (А.Л.Дворкин. «10 вопросов навязчивому незнакомцу»)
Анкета об отношении граждан к проявлениям экстремизма
в современном обществе.
1. Знаете ли Вы что такое экстремизм?
1. Знаю
2. Скорее знаю
3. Скорее не знаю
4. Не знаю
5. Затрудняюсь ответить.
2. В чем, по Вашему мнению, заключаются основные причины экстремизма?
В многонациональности населения, проживающего на территории Казахстана
В низкой правовой культуре населения и недостаточной терпимости людей
В целенаправленном «разжигании» представителями экстремистско-настроенных организаций националистической агрессии
В недостаточном правовом просвещении граждан в сфере противодействия (профилактики) экстремизма
В недостаточном количестве центров досуга и специальных досуговых программ для детей подросткового возраста и взрослого населения
В кризисе школьного и семейного воспитания
В деформации системы ценностей в современном обществе
Иное__________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3. Какие способы профилактики экстремизма наиболее приемлемы с Вашей точки зрения?
Радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых религиозных и национальных объединений, тотальную цензуру
Способы, основанные на опыте цивилизованных зарубежных стран в профилактике экстремизма
Либеральные, предполагающие лишь административную ответственность за экстремизм, позволяющие создание и функционирование новых религиозных и национальных объединений, отсутствие всякой цензуры.
4. Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма в повседневной жизни?
Сталкиваюсь достаточно часто
Сталкивался(ась) несколько раз
Сталкивался(ась) однажды
Не приходилось сталкиваться
Затрудняюсь ответить.
5. Сталкивались ли Вы с дискриминацией по национальному, религиозному или иному признаку в отношении Вашей личности?
Сталкиваюсь достаточно часто
Сталкивался(ась) несколько раз
Сталкивался(ась) однажды
Не приходилось сталкиваться
Затрудняюсь ответить.
6. Приходилось ли Вам лично участвовать в конфликтах на национальной почве?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить.
7. Некоторые люди испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности. А Вы лично испытываете подобные чувства по отношению к представителям какой-либо национальности?
Испытываю
Скорее испытываю
Скорее не испытываю
Не испытываю
Затрудняюсь ответить.
8. Как Вы относитесь к действиям представителей экстремистских организаций?
Осуждаю подобные действия
Скорее осуждаю
Одобряю подобные действия
Скорее одобряю
Затрудняюсь ответить.
9.Знаете ли Вы, куда следует обратиться в случае обнаружения фактов проявления экстремизма?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить.
10. Готовы ли вы оказывать помощь сотрудникам правоохранительных органов по противодействию экстремизму?
Готов(а)
Скорее готов(а)
Не готов(а)
Скорее не готов(а)
Затрудняюсь ответить.
11. По Вашему мнению, внесение каких законодательных инициатив будет способствовать искоренению экстремистских проявлений в обществе?
Введение уголовной ответственности за сокрытие информации о проявлениях экстремистского поведения либо попустительство в создании экстремистского сообщества (организации)
Введение уголовной ответственности за организацию либо способствование распространению информации экстремистского толка в СМИ
Введение ответственности за бездействие должностных лиц, обязанных осуществлять профилактику, либо пресечение экстремистского поведения или деятельности экстремистских сообществ (организаций)
Иное ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
12. От кого, по Вашему мнению, в наибольшей степени зависит решение проблем экстремизма?
От населения в целом
От правоохранительных органов
От местных властей
От региональных властей
От меня самого.
13. Ваши предложения по улучшению деятельности органов государственной власти в сфере противодействия и профилактики экстремизма:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Как долго Вы проживаете в Республике Казахстан?
Менее 5 лет
От 5 до 10 лет
От 10 до 20 лет
Более 20 лет
Всю жизнь, родился здесь.
14. Ваш возраст:
18 – 30 лет
30 – 45 лет
46 – 55 лет
56 – 65 лет
15. Ваше образование:
Среднее специальное
Неоконченное высшее
Высшее.
Благодарю за сотрудничество