Из опыта работы воспитателя «Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников по ФГОС»
Из опыта работы воспитателя по теме:
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Воспитатель МБДОУ №4 а.БлечепсинКушхова Замира Схатбиевна
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Закружится мой день неугомонный,
И я люблю всю эту чехарду.
В нём колокольчик радости бездонной
В нём детский смех, вопросы «Почему?
Зачем да как? Когда? А раньше было?»
И всем ответь, всем помоги понять.
Чтоб не погасло, чтобы не остыло,
Желанье знать, исследовать, искать.
Для меня «воспитатель» - это жизнь. Я не работаю воспитателем, я живу воспитателем, мне нравиться быть воспитателем. Всю свою любовь, душевное тепло и ласку вот уже 24 года я дарю тем, кто не умеет хитрить и повторяться, чьи мысли чисты и неприхотливы - моим воспитанникам. Чтобы я делала без детских горящих глаз, детского смеха, без ста вопросов« почему?». Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, ценят, куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосовершенствоваться, расти в профессии. Я много занималась самообразованием - изучала методическую литературу. Перенимала опыт коллег – воспитателей, прошла курсы повышения квалификации на различные темы. Сейчас активно получаю знания через интернет, создаю мультимидийные презентации, занимаюсь проектной деятельностью.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Актуальность:
Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать
гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.
Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.
Поэтому цель моей работы заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности.
Основными задачами проектной деятельности, как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:
- развитие интереса к исследовательскому поиску;
- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;
- организация предметно-развивающей среды.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:
в непосредственно образовательной деятельности:
- проектная деятельность;
- занятия-путешествия;
- занятия в форме дидактических игр
в повседневной деятельности:
- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- практические упражнения;
- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа);
- совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);
- презентации.
Я осторожно шла за интересами детей, а им интересно было всё: сломать лёд на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер; встретить шмеля и послушать его жужжание. Доминирующим детским вопросом становится «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками». Почему трава зелёная? Почему ветер дует? Откуда берутся солнечные зайчики? Множество подобных вопросов ежедневно обрушивают малыши на оказавшихся под рукой взрослых и на меня в том числе. Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет.
Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.
Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть моя наиважнейшая задача.
Моя группа называется « Росточек», это мой самый главный проект и я стараюсь расти и развиваться вместе со своими детьми. Расскажу немного о том, какие проекты нами были созданы.
В младшей и средней группе при знакомстве с домашними птицами и насекомыми мы создали проекты: «Петушок и его семья», «Пчела Майя и ее друзья».
При ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения был создан проект «Дорожное движение».
В старшей и подготовительной группе проект:
«В гостях у сказки», «Опавшие листья» и др.
Для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях, привлечь к работе проекта, как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, были созданы и разработаны такие проекты как: «Огород на подоконнике» и «Как вырастить фасоль» .Во время этих проектов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали из семян цветы, лук, помидоры, огурцы. Именно проектная деятельность наиболее эффективна для развития познавательно-исследовательской деятельности.
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является создание «Центра экспериментирования» в группе.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе, которая включает детскую лабораторию.
Подборку литературы, карточки-схемы;
Дидактические игры, различные картотеки;
Различные коллекции.
Огромное значение в работе дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители посещают познавательно игровую деятельность, семинары-практикумы подготавливают материалы для опытов и экспериментов.
Помогают создавать мини-выставки.
Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки. Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.
Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.
Дети росли, и рос их познавательный интерес. Более интересным направлением стали опыты и эксперименты. Дети выдвигали свои предложения, как решить проблему, предлагали варианты решения.
В старшей и подготовительной группе круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Свойства песка дети изучали не только на прогулке, но и в лабораторных условиях, и в совместной деятельности воспитателя с детьми «Песок и глина - наши помощники», «Песчаный конус». Задачей опыта было выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Дети сделали вывод, (что вся вода ушла в песок, а у глины частички ближе друг к другу, и не пропускают воду).
«Воздух вокруг нас», в этом опыте моей задачей было показать детям, что воздух существует в окружающем пространстве, и выявить его свойство- невидимость.
При опытах с магнитом, дети определяют свойства магнита.
Проведённые опыты помогут детям по-другому взглянуть на свойства сахара и приобрести новые знания.
Узнают, что такое звук и его свойства.
При знакомстве с электричеством развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
В старшем возрасте по моим наблюдениям экспериментирование осознанное. Дети осознают, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим для приобретения новых знаний. У них появляются новые способы познания.
В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:
- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы); - с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);- с литературой (чтение познавательных книг:«Почемучка», «Детская энциклопедия)»-отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы);
- с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью)-с социальной- коммуникативной деятельностью ( умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);
- с игровой (игры с песком, снегом, водой).
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее.
«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». (А. Шапиро.)
Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного - исследовательского развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствие с ФГОС.
Спасибо за внимание!
Литература:
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004
Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
Материалы Интернет-сайтов.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 2002.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. Рекомендации. – М. АРКТИ,2003.
Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. – М. АРКТИ,2003.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.
Рыжова Н.А. Что у нас под ногами – М., 2005
Рыжова Н.А. Почва – живая земля – М., 2005
Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду – Самара, 2004
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002. С. 46.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.