Технологическая карта урока истории по ФГОС на тему:  Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. (7 класс) 
Технологическая карта урока. 
« Территория, население  и хозяйство России в начале XVI в.»  
 
 Педагог: Прямушкина Любовь АлександровнаПредмет: История России
Класс: 7
Тип урока: Открытие нового знания
 
 По учебнику «История России. 7 класс».
Авторы: Н.М. Арсентьев. А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева
Под редакцией академика РАН А.В. ТоркуноваИздательство « Просвещение», 2016
Тема:   « Территория, население и хозяйство России в начале XVI в » .            
Тема урока « Территория, население и хозяйство России в начале XVI в » . 
Цель  урокаобразовательная воспитательная развивающая
            Охарактеризовать состояние России в конце XV- нач. XVI век( территория, население, развитие  торговли,  Развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Российского государства и Всеобщей истории: патриотизма, мужества, мудрости. Воспитание уважения к культурному наследию.
Доказать необходимость углубления централизации государства, развития торговли, проведения реформ( городского самоуправления и денежной). Проследить эволюцию землепользования и её последствия.  Развивать познавательные умения.   
Задачи  урокаличностные метапредметныепредметные
 Способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся. Формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы.
Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран. Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками, иллюстрациями.
Тип  урокаУрок открытия нового знания
 
Материально-техническое обеспечение Учебник «История России. 7 класс».
Авторы: Н.М. Арсентьев. А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева.                                                             
ПК, проектор. 
Планируемый                     результат Предметные умения УУД
Знать основные занятия крестьянства и городских жителей, объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран. Как процесс централизации государства повлиял на развитие городов, торговли.   продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.
Личностные:  сформирована полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.       
Регулятивные: планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент.
 Познавательные: овладеют  базовыми понятиями,  умеют находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; определяют основную и второстепенную информацию.
 Коммуникативные: охотно ведут диалог с собеседником с соблюдением норм и правил поведения, выслушивают собеседника, выражают свои взгляды с эмоцианальной окраской, умеют организовать общение.
Основные понятия Роль природно-географического фактора в истории. Зона рискованного земледелия. Подсечно-огневая система. Трёхпольный севооборот. Яровые и озимые культуры. Казачество.   Казачий круг. Внутренний рынок. Слобода. Ярмарка. Реформа.
Организация пространства
Метапредметные связи Формы работы Ресурсы
 География, экономика.  Индивидуальная, групповая. - учебник;
-  презентация в программе «Power Point», разработанная  к данному уроку.
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы
 деятельности
 «Организационный этап и Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.»
Приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой на изучение новой темы.  Настроить детей на работу.
Знакомятся с планом, принимают участие в беседе, формулируют задачи Планируют путь достижения цели, ставят познавательные задачи. Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Слушают собеседника, высказывают свою точку зрения  Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности. Умеют планировать
свою деятельность в
 соответствии с целевой 
установкой, высказывают
своё мнение по существу
 полученного задания.
«Актуализация знаний, Первичное усвоение новых знаний, Первичная проверка понимания, Первичное закрепление»
Излагает большой объём материала с привлечением средств обучения: презентация, историческая карта. Закладывает основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой.
Основные вопросы изучения материала:
   
1)Земледелие. Крестьянство.
2) Казачество.
3) Города и горожане.
4) Ремесло.
5) Городское самоуправление и купеческие организации.
6) Торговля.
7) Денежная система.
Отвечают на вопросы учителя. Ставят проблемный вопрос, побуждающий интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом. В течение всего урока составляют в тетради опорный конспект (с помощью учителя).
 
  Осуществляют актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.
Оценивают правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решении.  Выражают свои мысли в соответствии с поставленным вопросом.
  Отстаивают сою позицию, соблюдая нормы и правила при общении с окружающими, придавая своей речи эмоциональную окраску.                                                                                                                                   «ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА» 
                                                                                    Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. 
  
«Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению»
Объясняет сущность домашнего задания.
Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации:
1 уровень – прочитать текст учебника, ответить на вопросы в конце параграфа, изучить опорный конспект, составленный на уроке.
2 уровень (повышенный) –
составить рассказ от лица крестьянина или горожанина .Заполнить таблицу.  Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. Работают дома с  заданиями. Смысловое чтение. Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Адекватно осуществлять самооценку.
                                                                                                                                                 
«Рефлексия»   
    
 
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели.
Отвечают на поставленные вопросы.  Осуществляют комплексный анализ своей деятельности. Подводят итоги, анализируют опорный конспект.      Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности  (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели.
Адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной  деятельности. Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивают ответы,
 оценивают уровень собственного 
эмоционального состояния на уроке.
 Умение  
самостоятельно находить и 
исправлять 
ошибки, определять
 степень успешности
 решения 
задачи. Проявляется в
 устных высказываниях
 детей и в 
результатах 
письменных работ. 
Осуществлять итоговый 
 и пошаговый контроль по результату.