Конспект урока русского языка на тему Составное именное сказуемое (8 класс)

Конспект урока русского языка в 8-м классе "Составное именное сказуемое"
Цели урока:
Познакомить детей с составным именным сказуемым;
знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;
формировать культурную компетентность.
Задачи урока:
1. Развивающие:
уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;
развивать речь учащихся (работа с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами);
расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов.
2. Образовательные:
формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле).
3. Воспитательные:
воспитание патриотизма, любви к родному слову.
Содержание урока.
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала. Чтение стихотворения С.А. Есенина. Компьютер, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Но люблю тебя, Родина кроткая! А за что – разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
3. Взаимопроверка орфографии и пунктуации. Компьютер, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Ребята, а какие слова вам показались похожими? Да, слова “кроткая” и “короткая”. Объясните их значение. Компьютер, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Значение слов.

Кроткий – незлобливый, ангельский, всепрощающий.
Короткий – непродолжительный, краткий.
Итак, перед нами – паронимы. Компьютер, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Паронимы (от греч. para – рядом, возле + onyma – имя) – слова, близкие по звучанию, но различные по значению.
Что же это за явление в языке? (Чтение определения).
А знаете ли вы какие-нибудь паронимы? (Ответы детей)
Готовимся к ЕГЭ. слайд 6.
В каком предложении вместо слова СКРЫТЫЙ нужно употребить СКРЫТНЫЙ?
1. Как предполагают учёные, в центре Урана есть твёрдое каменное ядро, СКРЫТОЕ под газообразным и жидким водородом.
2. Печорин не размахивал руками, что говорит о его СКРЫТОМ характере.
3. Трудно диагностировать заболевание, когда оно имеет СКРЫТЫЙ характер.
4. Теперь пришла очередь Павла искать в моих словах СКРЫТЫЙ смысл.
5. А сейчас давайте выделим основы в предложениях. Компьютер, слайд 7.
1 предл. – люблю / ПГС 2 предл. – разгадать не могу / СГС 3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое? Как вы думаете, как оно называется?
6. Итак, тема урока: “Составное именное сказуемое”. Компьютер, слайд 8.
Цели:
познакомиться с составным именным сказуемым;
знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого.
Как вы думаете, из каких частей состоит составное именное сказуемое? Вспомогательный глагол и именная часть. Компьютер, слайд 9. Вспомогательный глагол может выражаться следующими словами:
глагол быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Молодой человек весёлый. Компьютер, слайд 10.
глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться. Девочка казалась весёлой. Компьютер, слайд 11.
 глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть. Она сидела задумчивая. Компьютер, слайд 12.
А чем выражается именная часть? Именем сущ., им. прил., им. числ., наречием, причастием, местоимением. Проверьте правильность выводов по учебнику. с. 178, § 173. В какой части СИС заключается лексическое значение? А грамматическое?
7. Обратимся к распечатанному материалу. Задание № 2. Компьютер, слайд 13.
Выделите основу предложений. Укажите вид сказуемого.
Это была наша учительница.
Марина была уже здесь.
Юрий будет хорошим спортсменом.
Он будет делать уроки.
Взаимопроверка. Компьютер, слайд 14.
была учительница (составное именное сказуемое)
была (простое глагольное сказ.)
будет спортсменом (составное именное сказуемое)
будет делать (простое глаг. сказ.)
Как же определить, что перед нами: форма сложного будущего времени простого глагольного сказуемого или составное именное сказуемое? Обращаем внимание на лексическое значение, которое выражается в СИС именной части.
А теперь продолжим работу. Компьютер, слайд 15.
Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.
Это был трудный путь.
Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.
«Трижды девять – двадцать семь», - ответил ученик.
Туфли мне впору.
Правда светлее солнца.
Да ты кто?
8. Обратимся к распечатанному материалу. Задание № 3.
Фронтальная проверка учителя. Компьютер, слайд 16.
Именем существительным 2.Кратким прилагательным 3. Именем числительным 4. Наречием 5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного 6. Местоимением
9. Выполняем синтаксический разбор у доски. Компьютер, слайд 17.
На таком заводе два инженера – капля в море.
Чем выражено сказуемое? Фразеологизмом. Что он означает? Фразеологизм является одним членом предложения.
Подберите к нему синонимы.

Компьютер, слайд 18.
Кот наплакал
Раз – два и обчелся
По пальцам можно пересчитать
А теперь антонимы. Компьютер, слайд 19.
Куры не клюют
Хоть отбавляй
Хоть пруд пруди
10. Редактирование текста, слайд 20-22.
Тишина стоит на озере Киёво. Но недолговечен этот покой. Скоро вешние воды огласит гомон крикливых птичьих стай. Сюда теперь ежегодно слетаются тысячи речных чаек.
Многие из них здесь были окольцованы, и это помогло учёным установить дальность перелётов этих птиц.
Озёрная колония чаек стала природной лабораторией для изучения биологии этих полезных птиц.
11. Обобщим материал.
Чем выражается простое глагольное сказуемое? Компьютер, слайд 23.
Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.
Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое? В какой его части заключается лексическое значение, а в какой – грамматическое?
Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив.
Из каких частей состоит составное именное сказуемое? В какой его части заключается лексическое значение, а в какой – грамматическое?
Составное именное сказуемое = вспомогательный глагол + именная часть.
12. А теперь мы поиграет в игру “Третий лишний”. Обратимся к распечатанному материалу. Задание № 4. Компьютер, слайд 24.
Перед вами три предложения под буквами А), Б), В).
Давайте выделим грам.осн. Компьютер, слайд 25.
в 1 предл. – помогает сохранить. Во 2-ом – начинают собираться. В 3-м – хороши.
Делаем вывод: лишний ответ В).Компьютер, слайд 26.
Образец записи у вас есть. Ну, что, в добрый путь.
Компьютер, слайд 27.
А) Мама стала волноваться за меня. Б) Оксана любила покрасоваться. В) Анна Викторовна была хороша.
Компьютер, слайд 28.
2. А) Мы будем выступать послезавтра. Б) Вдруг соловей перестал петь. В) Я начал зачитываться Буниным.
Компьютер, слайд 29.
3. А) Доказательство теоремы было правильным. Б) Размышления мои были не очень приятны. В) Я готов был с вами согласиться.
Сдаем листочки с классной работой, проверьте себя. Компьютер, слайд 30.
Правильные ответы:
В (составное именное сказуемое) 2. А (простое глагольное сказуемое) 3. В (составное глагольное сказуемое)

13. Закончить урок мне бы хотелось поэтическими строками нашего поэта-современника Е. Евтушенко:
Компьютер, слайд 31.
Я часто брёл по бездорожью, Но если, чистое тая, Хранил в ладонях искру божью, То это – Родина моя.
На свете всё не бесконечно – От океана до ручья, Но если что - то в мире вечно – То это – Родина моя.
Меня не станет, солнце встанет, И будут люди и земля, И если кто меня вспомянет, То это – Родина моя.
14. Домашнее задание. Компьютер, слайд 32.
Комментирование оценок за урок.












Тема урока: «Составное именное сказуемое».
Фамилия: _________________

I. Но люблю тебя Родина кроткая ( )
А (за) что – разг__дать (не) м__гу.
В__села тв__я рад__сть к__роткая
(С) громк__й песн__й в__сной (на) лугу.
С.А. Есенин

II. Выделите основу предложения. Укажите вид сказуемого.


Это была наша новая учительница._________________________________
Марина была уже здесь.__________________________________________
Юрий будет хорошим спортсменом.________________________________
Он будет делать уроки.___________________________________________

III. Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.


Это был трудный путь._______________________
Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.______________
«Трижды девять – двадцать семь», - ответил ученик.__________________
Туфли мне впору._________________________
Правда светлее солнца.____________________
На таком заводе два инженера – капля в море.4
________________________________________________________________

IV. Редактирование текста.

Тишина на озере Киёво. Но этот покой. Скоро вешние воды гомон крикливых птичьих стай. Сюда теперь ежегодно тысячи речных чаек.
Многие из них здесь были , и это помогло учёным дальность перелётов этих птиц.
Озёрная колония чаек природной лабораторией для изучения биологии этих полезных птиц.

На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова.
Подчеркните основу предложения.
Укажите вид сказуемого.
Определите, какой частью речи выражены подлежащие и сказуемые.

V. «Третий лишний».

Тренировочное задание
1. А) Лес помогает человеку сохранить влагу в почве.
Б) Скоро птицы начнут собираться в стаи.
В) Особенно хороши леса ранней осенью.
Тестовые задания.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
____________________________________________________________
Домашнее задание Фамилия:______________________

Объяснить пропущенные орфограммы.
Выделить грамматическую основу. Указать вид сказуемых.
Выполнить указанные виды разбора.
§ 173, материал справочника.

Я часто брёл по безд__рож__ю2,
Но если чистое тая
Хр__нил в ладонях искру бож__ю,
То это – Родина м__я.

На свете всё (не)бе(с, з)конеч__но –
От ок__ана до руч__я,
Но если что (то) в мир__ веч__но3,
То это – Родина м__я.

Меня (не) стан__т, со__нце встан__т,
И будут люди и з__мля,
И если кто меня вспомян__т,
То это – Родина м__я1.
Е.Евтушенко
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЂЂ window.google_render_ad(); Заголовок 1 Заголовок 215