Семинар для воспитателей ДОУ на тему: «Игра в жизни детей дошкольного возраста»

Семинар для воспитателей ДОУ на тему:
«Игра в жизни детей дошкольного возраста»

Игра – это не пустая забава.
В ней заложен глубокий смысл и серьезность.
Фридрих Вильгельм Фрёбель
Как отечественные, так и зарубежные исследователи развития ребенка раннего и дошкольного возраста видят в детской игре один из центральных факторов здорового развития, основную форму опыта и учения освоения предметного и социального мира присущую детям этого возрастного периода. Во всех программах обучения и воспитания, принятых в европейских странах, подчеркивается центральная роль игры в здоровом развитии. Задача детского сада обеспечить такую возможность. Также и в нашей стране традиционно игра рассматривается как основная ведущая деятельность ребенка-дошкольника.
Так почему же сегодня родители, психологи и педагоги отмечают, что спонтанная детская игра практически исчезла из детских садов? В чем причина этого явления и какие последствия для развития ребенка мы можем ожидать от замены игры на «занятия» школьного типа?
В фильме «Возвращение игры» мы показали игру детей в детском саду, в котором игре придается центральное значение и в котором дети играют. Для игры выделяется особое время и воспитатели следуют оригинальному подходу к педагогике игры. Для нас открывается уникальная возможность увидеть детскую игру изнутри, поразмышлять о ее значении и условиях, в которых игра может беспрепятственно развиваться. В данном методическом пособии мы уделим внимание, во-первых, психологии игры, во-вторых, методическим подходам к организации игры в условиях ДОУ.
Мы надеемся, что наш фильм поможет родителям, воспитателям и психологам по-новому увидеть игру глазами ребенка и вдохновит их к активному содействию возрождению культуры игры в нашей дошкольной педагогике, к возвращению игры нашим детям.
Общие положения современной психологии и педагогики свободной игры
Развитие ребенка-дошкольника происходит в ритмической смене двух полярных импульсов – «вдоха» впечатлений, которые ребенок получает из внешнего мира, и «выдоха» творческих объективаций, в которых ребенок выражает внутренние импульсы своего существа, перерабатывая и усваивая свои впечатления и переживания.
«Вдох» впечатления проникают в глубины природы ребенка и оказывают на него формирующее – позитивное или негативное - воздействие. «Выдох» означает внутреннюю переработку впечатлений, в процессе которой полученный ребенком опыт усваивается структурами его души и тела. Такое усвоение происходит во сне, фантазии, размышлениях, повторном внутреннем проживании, в подражательном воспроизведении впитанного и т.п. В идеале, программа детского сада должна реализовывать равновесие этих двух полярностей – получаемых извне впечатлений и собственной, самостоятельной автономной активности ребенка.
Наиболее полно и адекватно это равновесие реализуется в свободной, то есть не специально организованной взрослыми, игре, в которой проявляется индивидуальное ядро личности человека, его «Я».
Следуя этой идее, практика детского сада должна отводить значительное время для самостоятельной, автономной игровой активности детей. Более того, вся деятельность и обустройство детского сада должны иметь своей целью пробуждение в детях этого творческого источника.
Хотя теоретически игра в отечественной психологии развития считается ведущей деятельностью, на практике игре не уделяется должного внимания. На наш взгляд, это связано с положением о ведущей роли взрослого в развитии и определяющей роли социальных факторов. Взрослые считают, что ребенка постоянно нужно чему-либо учить, ставить перед ним определенные задачи, обязательно достигать видимых результатов. Утверждается, что такое обучение ведет за собой развитие. Также и игру следует формировать извне, и игра зачастую рассматривается как средство формирования и усвоения социальных правил и норм, то есть как средство решения поставленных взрослыми задач развития. Таким образом, традиционная педагогика работает преимущественно на «вдох», не уделяя должного внимания «выдоху».
Между тем, хотя свободная игра не является дидактической в узком смысле, осуществляемой только для достижений поставленных взрослыми целей обучения, ребенок в процессе свободной игры интенсивно учится. В свободной игре ребенок воспроизводит свой опыт, творчески использует предметы и осваивает их свойства, интенсивно взаимодействует с другими детьми, добровольно подчиняется общим правилам. Таким образом, свободная игра понимается, прежде всего, как творческое, свободное раскрытие сущностных сил ребенка.
Такое понимание игры соответствует современной психологии развития и педагогике раннего и дошкольного детства, принятым во всем мире. Согласно этому взгляду, ребенок активно и самостоятельно строит себя и свой мир, активно взаимодействуя с предметным и социальным миром, с которыми он сталкивается в своей жизни. Задача взрослых помогать ему в этом.
Выдающийся психолог ХХ века Ж. Пиаже рассматривал развитие ребенка как активный процесс освоение мира, протекающий между двумя полярностями: с одной стороны, ребенок осваивает мир при помощи имеющихся у него возможностей, предыдущего опыта и структур опыта. Мир представляется ребенку таким, каким он его видит и воспринимает соответственно уровню своего развития (ассимиляция). С другой стороны, предметный и социальный мир предъявляют к ребенку свои требования, заставляют его приспосабливаться к данным этого мира (аккомодация). В результате усилий по освоению и осмыслению этих данностей ребенок изменяет структуру своего предыдущего опыта и воспринимает мир более адекватно и объективно. Это изменение структур и является, согласно Пиаже, развитием. В этом процессе Пиаже отводит игре весьма значительную роль.
Ж. Пиаже видел в свободной игре специфическую для ребенка-дошкольника форму усвоения мира и компенсации переживаний, форму учения, которые нельзя заменить дидактическими, учебными играми, направленными на решение поставленных взрослыми целей развития. По его мнению, игра представляет собой «символическую трансформацию, которая подчиняет вещи собственной активности (ребенка) без правил или ограничений. Игра - почти чистая ассимиляция, то есть такое мышление, которое направлено господствующей потребностью в индивидуальном удовлетворении этой потребности». «В игре ребенку дается возможность построить свой собственный мир, не подчиненный никакой внешней необходимости или требованиям верности по отношению к внешней реальности, которая служит лишь для выражения переживания и чувства. Ребенок в игре - абсолютно суверенный хозяин мира; предметы и игрушки следуют исключительно его приказам и представлениям»... «Короче, символическая игра не есть усилие, направленное к подчинению индивидуума внешней реальности, но, напротив, расщепляющая ассимиляция реальности (через) «Я»...Как почти совершенную форму эгоцентрического мышления, ее превосходят только мечтательность и сон» (Ж. Пиаже).
Пиаже видит в игре очень важную функцию, а именно компенсацию постоянно требуемого внешним миром от ребенка согласованности его поведения и мышления с внешней реальностью. В игре детей с куклами Пиаже видит не выражение материнского инстинкта и упражнение в нем, как это делают многие другие теоретики игры, а возможности в символической форме перерабатывать все содержание внутренней жизни самого ребенка. Кукла для ребенка - повод повторить пережитое, чтобы лучше ассимилировать (усвоить) его, а также преодолеть конфликты, возникающие в повседневной жизни, реализовать нереализованные желания. «Можно быть уверенным, что все события, радостные или печальные, которые происходили в жизни ребенка, повторяются на куклах» (Пиаже, там же).
Мысль о том, что ребенок в игре не просто усваивает готовое содержание, предлагаемое ему миром взрослых, а создает свой собственный, детский мир, отражающий его собственные потребности, высказывает и выдающийся советский психолог Л.С.Выготский. В своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте» он пишет: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка Расхождение видимого и смыслового поля – новое в дошкольном возрасте. Это – основа игры – создание мнимых ситуаций. Игра – новая степень абстракции, произвольности и свободы».
Важные положения о развитии воображения ребенка и о значении воображения для познавательной деятельности мы находим в лекциях Л.С.Выготского о развитии воображения: «Всякое более глубокое проникновение в действительность требует более свободного отношения сознания к элементам этой действительности, отхода от видимой внешней стороны действительности, которая непосредственно дана в первичном восприятии, возможности все более и более сложных процессов, с помощью которых познание действительности становится более сложным и богатым».
Таким образом, в игре, в которой ребенку предоставляется возможность не копировать деятельность взрослых, задающих игре сценарий для обучения социальным правилам и нормам, а оторваться от «действительности», развернуть свою фантазию, развиваются по Л.С.Выготскому предпосылки для «более глубокого проникновения» в действительность.
В записях-конспектах к лекциям, опубликованным в книге Д.Б.Эльконина «Психология игры», Л.С. Выготский прямо называет игру «источником развития».
Согласно ведущим отечественным психологам, представителям культурно-исторической школы и теории деятельности А.Н.Леонтьеву, Б.Д.Эльконину, А.В.Запорожцу и др. в рамках теории деятельности игра рассматривается как «ведущая деятельность» в дошкольном возрасте. Это значит, что именно внутри игровой деятельности возникают и созревают основные новообразования дошкольного периода.
Вывод: игра должна рассматриваться как один из важнейших источников или факторов развития. В игре ребенок стремится сам быть хозяином игрового пространства, определять ее ход – это важнейший признак игры, необходимое условие для того, чтобы интерес к игре не иссяк, чтобы игра имела смысл. Отсюда следует, что содержание свободной игры определяется самими детьми, а не регулируется заранее разработанной программой. Во время свободной игры дети сами, по возможности без участия воспитателя, осуществляют индивидуальные или групповые действия, в которых наиболее полно может раскрыться их фантазия. В нашем фильме это можно наблюдать совершенно непосредственно.
Несмотря на то, что в теории игровой деятельности придается такое большое значение, большинством отечественных психологов и педагогов единодушно признается, что в практике детского сада игре не уделяется должного внимания, а свободная спонтанная игра детей вообще программами не предусмотрена. Таким образом, введение в практику работы детских садов свободной игры является весьма актуальным, в чем-то инновационным начинанием. Педагогика свободной игры в условиях разновозрастной группы, осуществляемая в детских садах, может явиться важным полем исследовательской, экспериментальной работы.
Общее развитие ребенка в свободной игре
Прежде всего, в свободной игре дается возможность раскрытия творческих потенций человека, его «Я» подлинного источника развития. Игра стимулирует:
когнитивное развитие (прежде всего воображение);
развитие эмоциональной сферы;
волевое (развитие произвольности);
моторное развитие.
Игра обеспечивает гармонизацию душевного развития, оказывает позитивное влияние на психологическое и физическое здоровье. Удовольствие, которое ребенок получает в игре, влияет оздоравливающим и гармонизующим образом на всю психофизическую природу ребенка.
По Р. Штайнеру подлинные плоды детской игры проявятся много позже, в жизни взрослого. «Пронизанная фантазией игра есть предшественник ценнейшей человеческой способности, а именно способности связать с трудом, которым человеку предстоит заниматься в жизни, сердечность и всю полноту своей человечности».
Именно момент увлеченности и удовольствия, которые испытывает ребенок во время игры, то, что смысл, который вкладывает ребенок в отдельное игровое действие и в общий сюжет игры переживаются эмоционально, дают возможность ребенку пережить опыт творческой свободы, в котором гармонично представлены когнитивный, эмоциональный и волевой элементы. Такой опыт невозможно испытать ни в одной другой деятельности. Именно поэтому Р.Штайнер связывает опыт игры в раннем детстве с опытом свободы в зрелом возрасте, когда он реализуется уже не в игровой, а в профессиональной деятельности. То, как ребенок играет, проявится после двадцати лет в том, как молодой человек будет относиться к миру, в его способности справляться с жизненными задачами. Аналогичную мысль мы находим также у Ф. Фрёбеля: «Игры этого возраста есть зачаточные листья всей последующей жизни. Ибо весь будущий человек развивается и проявляется в них со своими тончайшими задатками, со своим внутренним смыслом».

Остановимся подробнее на некоторых развивающих аспектах свободной игры.
Переработка впечатлений и переживаний.
Игра способствует переработке и усвоению внешних впечатлений и опыта и таким образом является особой формой учения. Все, что переживает, с чем сталкивается ребенок в жизни, посещение врача, ситуации из жизни семьи, покупки товаров в магазине, содержание сказок и т.д. воспроизводится и повторяется в игре, а тем самым и действительно усваивается. В этом смысле игра – метаморфоза подражательной активности. «Подражание также важно для ребенка, как и дыхание. Внешние впечатления вдыхаются, в подражании следует выдох» (Франц Карлгрен). В игре ребенок учится приводить в созвучие свои внутренние переживания, надежды, желания с внешним миром, являющимся сперва, как чуждый, далекий мир: «Игра учит ребенка находить во внешнем мире средства для выражения мира внутреннего и усваивать их; ребенок развивает в игре свои задатки и укрепляет силы» (Ф. Фребель).
Преодоление эмоциональных проблем, трудностей в развитии и внутренних кризисов.
В свободной игре ребенок имеет возможность переработать возможные внутренние конфликты или травмы. Таким образом, игра имеет известную терапевтическую роль. Особенно большие возможности для этого предлагает ролевая игра. «Где возникают трудности в развитии ребенка или в детской группе, во многих случаях лучше достаточно отчетливо представить в игре карикатуру этих недостатков в виде роли, чем пытаться воздействовать на рассудок нравоучениями. Через роль, выбранную мудро, можно глубоко воздействовать на те слои в существе ребенка, которые для других средств малодоступны». «Как взрослые постоянно повторяют в своих разговорах мотивы своих трудных переживаний, травм и проблем, также и у ребенка последние проявляются в постоянно повторяющейся игре» 
Эмоциональная стабильность.
Исследования игры показали, что игра способствует укреплению эмоциональной и психологической стабильности: дети лучше справляются с негативными переживаниями, разочарованиями и неудачами; у них менее выражена агрессивность; выше способность выдерживать «эмоциональные перегрузки»; повышенная общая психологическая стабильность; большая удовлетворенность; более уравновешенное соотношение основных чувств - страха, радости, печали, гнева.
Социальное развитие.
В игре дети осваивают различные социальные роли, развивают свои социальные способности. Типичные детские игры: «Дочки-матери», «Больница», «Магазин» и т.п. основаны на наблюдении детьми ситуаций в естественной жизни и подражании им. Социальный аспект игры был подробно рассмотрен, обоснован и раскрыт в работе Д. Б. Эльконина «Психология игры».
Педагогика свободной игры
Выдвигая на передний план идею свободной игры, то есть рассматривая игру, как самостоятельную, спонтанную, автономную активность ребенка, дошкольная педагогика, тем не менее, активно формирует условия, способствующие внешней организации игры. Между тем, правильнее соблюдать по отношению к игре выжидательную позицию, предоставляя ребенка, хотя бы на некоторое время, самому себе.
Типично развитый, здоровый ребенок, приходя в группу, начинает играть без всяких дополнительных побуждений со стороны взрослого. То, что в настоящее время игровая активность снижена или же вовсе не возникает, объясняется общим обеднением повседневной жизни детей. Окружение, в котором живет ребенок, не дает ему достаточных импульсов для игровой деятельности. Поэтому основная задача – компенсировать дефициты и создать такое окружение, которое будет давать эти импульсы.
Задачам компенсации служат:
1. Создание эмоционально насыщенной, разнообразной повседневной жизни.
Как мы уж отмечали выше, дети чаще всего воспроизводят в игре то, что они видели и переживали в жизни. Ф.Фрёбель писал: «Игра предполагает насыщенную внешнюю жизнь; где последней не достает, там в этом возрасте бедна и настоящая игра». Поэтому особенно важной задачей воспитателя является создание и поддержка разнообразной повседневной жизни в детском саду.
Для этого в детских садах используются различные возможности, связанные с местными условиями. Например, это могут быть целенаправленные экскурсии в такие места, где предоставляется возможность наблюдать за трудовой деятельностью взрослых. Это могут быть кузнечная, столярная и т.п. мастерские, сельскохозяйственные фермы или садоводства и т.д. В больших городах, в которых такие возможности ограничены, воспитатели целенаправленно создают ситуации, воспроизводящие трудовые процессы (покраска тканей, изготовление игрушек, уход за садом и т.д.).
2. Создание среды и обеспечение ее богатым игровым материалом, позволяющим детям полноценно проявить в игре фантазию.
Целесообразно предлагать детям подчеркнуто простые игрушки в основном из природных материалов. Такие предметы «выполняют функцию признака предмета. Это дает детям возможность дополнить предмет в действии и игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Дети могут сотворить из предмета также нечто новое, неожиданное, нечто чуждое первоначальному предназначению предмета; предмет становится тем, что сделает из него богатая творческая фантазия» (Ф. Яффке). Иными словами предметы, служащие для игры, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, покрывалом, юбкой и пр.
Помимо игрушек в обычном смысле – кукол, материалов для строительства и т. п., особенностью условий для развертывания свободной игры является то, что в игре «принимает участие» и «обычная» мебель. Соответственно столы и стулья должны быть пригодны – в смысле размера и веса – для такой роли. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками, «в башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить». Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием литературного чтения. Дети могут повторять его на протяжении многих и многих дней. Но чаще всего современные городские дети – как это показывает опыт – любят строить из столов многоэтажные дома или домики с дорогами и мостами между ними. Если завесить их материей, то может получиться пещера или лабиринт. В играх часто возникает мотив космического корабля, отправившегося в межпланетное странствие, морского корабля или подводной лодки. К сожалению, в последнее время в играх вновь стали возникать мотивы войны – танков, бомбардировщиков. Если игра получает такое негативное и агрессивное развитие, стоит постараться повлиять на игру, направив ее в «мирное» русло.
Для развертывания интенсивной игры важно создать такую среду, в которой дети будут чувствовать себя уютно и спокойно. В оборудовании игровой части группы важным элементом могут быть деревянные ширмы с полочкой посередине. Благодаря этим ширмам, высотой примерно по росту детей, дети могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет. Разноцветные платки различных размеров могут служить им стенами и крышей.
Игровой материал должен располагаться на полках, расположенных на уровне, доступном для детей. Это могут быть поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов различной длины и толщины и другой подобный «строительный материал».
Важно не ограничиваться использованием материалов, которые своей формой задают готовые способы работы (речь идет о материалах с четкими, геометрическими формами). Строгого запрета на использование кубиков быть не может, но все же стоит использовать и материал с живыми, органическими формами.
Кроме «строительного материала» на полках могут стоять корзины, в которых собраны самые различные предметы, подходящие для игры. Это, прежде всего, дары природы: желуди, шишки, каштаны, отшлифованные морем камушки и ракушки; раскрашенная в различные цвета ткань, корзинки с цветными восковыми мелками, нитками, клубками пряденой и непряденой шерсти – все это должно быть всегда доступно для спонтанной инициативы детей.
К игровым материалам относятся также куклы разных видов для детей разных возрастов: тряпичные, узелковые, вязаные; куклы для настольного театра (куклы-марионетки) ; деревянная и керамическая кукольная посуда; деревянная кукольная мебель; вязаные, сшитые из материи или вырезанные из дерева животные – овечки, козы, коровы, лошади, поросята, традиционная хохломская и богородская игрушка.
Особую теплоту излучают игрушки, сделанные своими руками, – сшитые или вырезанные родителями под руководством воспитателей на совместных родительских вечерах.
3. Взрослые должны создать атмосферу, которая позволит ребенку совершенно углубиться в соответствующую игру, действуя при этом так, чтобы не мешать другим и чтобы другие ему не мешали. Взрослые по возможности должны не вмешиваться в свободную игру. Начало, существенное для развития и воспитания, состоит как раз в том, что мы «останавливаемся со всеми нашими правилами, воздерживаемся от вмешательства со всем педагогическим и воспитательным искусством, которым мы владеем, и предоставляем ребенка своим собственным силам. Ибо, что делает ребенок тогда, когда мы предоставляем его самому себе? Тогда ребенок пробует в игре на внешних предметах, действует ли то или иное из собственных сил; он разворачивает и приводит в действие, в движение свою волю» (Р.Штайнер).
Этот феномен, когда дети, предоставленные сами себе, могут в совершенном самозабвении, забыв все вокруг, углубиться в занятия с предметами, вошел в педагогическую литературу под названием Монтессори - феномена. Голландский психолог-антропософ, профессор Ливехуд пишет: «Воспитатель может без труда вести работу с двадцатью детьми-дошкольниками, так как детям нужна только уздечка, чтобы галопом мчаться на скакуне своей фантазии».
Задача воспитателя состоит в том, чтобы держать всю ситуацию в поле зрения, помогать и вмешиваться только в крайнем случае.

Проблемы, связанные с педагогикой свободной игры
Проблема 1
Угасание естественной способности к игре
Все перечисленные выше условия, к которым относится и определенная позиция взрослых, способствуют тому, что творческий внутренний потенциал, скрытый в каждом ребенке и проявляющийся в интенсивной, полной фантазии свободной игре, может раскрыться с надлежащей полнотой в соответствии с индивидуальным своеобразием каждого отдельного ребенка. Однако в последнее время исследователи и педагоги-практики отмечают, что способность детей к спонтанной, свободной и содержательной игре резко убывает. Это отмечается практически во всех детских садах. Это очень тревожный симптом. Многие воспитатели отмечают, что в последние годы резко возросло количество неблагополучных детей, приходящих в группы. Они не способны играть и в их поведении проявляется скованность и агрессивность. Лишь медленно и постепенно они становятся «нормальными детьми». Многие авторы отмечают, что «свободная игра», являющаяся своеобразным символом детства, находится в опасности.
В ситуации, когда дети сами не играют, воспитатель должен взять на себя инициативу и ненавязчиво показать, как можно играть в тот или иной материал. Цель – помочь ребенку раскрыть в себе источник спонтанной фантазии и творчества, подавленный неблагоприятными внешними условиями. Иногда приходится в течение несколько месяцев делать усилия, прежде чем дети в группе начнут самостоятельно играть.
Опыты такой поддержки показывает, что она приносит свои плоды: почувствовав вкус к игре, дети начинают часами увлеченно играть, разворачивая без всякого участия воспитателей интереснейшие сюжеты. Как следствие, не только педагоги, но и родители отмечают, что их дети изменились, стали свободнее и гармоничнее.
Проблема 2
Отсутствие природного игрового материала.
Современные дети в своей повседневной жизни зачастую редко соприкасаются с природными материалами. Такой материал для них непривычен и они не знают, что с ним можно делать. Картина того, что ребенок с развитой фантазией может развернуть игру «из ничего» палочки, шишки и листочка, хотя в принципе и верна, но это – образ идеального ребенка. В реальности же нередки случаи, когда дети в детском саду не используют материал и корзины с богатым игровым природным материалом стоят неиспользуемыми просто потому, что они не знают, что с этим можно делать.
Задача воспитателя наблюдать за игрой детей в целом, насколько она развита, творчески богата, насколько активен в игре тот или иной ребенок и т.п. Это относится и к использованию материала. Если материал используется в недостаточной степени, воспитатель тактично может показать детям игровые возможности различных материалов, например, используя их в кукольном спектакле (или в другой форме).
Проблема 3
Старшие не принимают в игру малышей
Старшие дети не принимают младших в игру. В условиях разновозрастной группы в свободной игре могут возникать различные социальные ситуации негативного характера. Младшие дети, как правило, хотят принимать участие в играх старших детей, но те не всегда охотно принимают младшего в свою игру. Это может привести к тому, что ребенок глубоко переживает обиду. Особенно тяжело для эмоционально ранимых детей, которые могут перестать любить ходить в детский сад.
Задача воспитателя – принимать во внимание такие ситуации. В разговоре с родителями следует тактично выяснить, любит ли ребенок ходить в детский сад и, если нет, то с какими проблемами это может быть связано. Если это связано с игрой, то воспитатель должен серьезно отнестись к данной проблеме и оказать ребенку эмоциональную поддержку, например, сказав ему эмпатическую реплику,- «Тебе хочется в игру, а они не принимают? Да, это обидно, когда тебя не принимают» и предложить ребенку что-нибудь другое. Ребенок чувствует себя понятым и принятым. Иногда этого бывает достаточно, чтобы он успокоился.
Если группа старших детей замкнулась на себя и не принимают младших и вся ситуация с игрой приняла неблагоприятный характер, воспитатель может взять на себя инициативу и сам предложить игру, в которой могут принимать участие все. Например, при игре в корабль старшие могут быть капитаном, штурманом, средние матросами, а младшие – мачтами и парусами (они держат платки, изображая паруса и совершенно счастливы).

Проблема 4
Ссоры и драки
Во время свободной игры могут возникнуть ссора, драка или другие формы агрессивного поведения. Воспитатель должен оценить ситуацию и в случае необходимости вмешаться.
Нужно принимать во внимание, что конфликты и ссоры детей в ситуации автономного общения во дворе (без присмотра взрослых) протекают иначе, чем если дети играют в присутствии взрослых. Часто дети сами находят выход и решение проблемы, получая при этом важный социальный опыт. Если же присутствует взрослый, то те же дети ведут себя совсем по-другому, прибегают к помощи взрослого, либо взрослый сам вмешивается по любому поводу. Перед воспитателем стоит задача выработать свой стиль поведения в таких ситуациях. Дети, с одной стороны, должны чувствовать, что воспитатель все видит, с другой стороны, нужно способствовать тому, чтобы конфликты, ссоры и т.д. решались самими детьми.
Представляется целесообразным обсудить с родителями позицию воспитателя по данному вопросу. Для эмоционального благополучия ребенка важно понимание и поддержка со стороны взрослого. Это достигается избеганием оценочных суждений, которые иногда выражаются в завуалированной форме, например, «ты же мужчина, а плачешь» и т.д. Нужно признать за ребенком право испытывать чувства, в том числе обиды и даже агрессию и относиться к чувствам детей с пониманием. В результате сам ребенок научится правильно относиться к своим чувствам и к проблемным ситуациям с другими детьми.
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115