Открытый урок Формула пути. Решение задач на движение
Цели:
1. Установить взаимосвязь между вычислениями: скорость, время, расстояние.Учиться строить графические модели и использовать таблицы для краткой записи задач на движение.2. Способствовать совершенствование вычислительных навыков, повторить ранее изученные формулы.3. Способствовать развитию умения рассуждать, вести диалог, четко отвечать на поставленные вопросы. 4. Воспитывать интерес к предмету, стремление к сотрудничеству, чувство взаимопомощи.
Тип у рока: комбинированный урок
Оборудование урока:
1. Таблицы с графическими моделями движения.2. “Звезды” с формулами пути.3. Таблицы для заполнения кратких записей задач.4. Картинки и карточки скоростей для определения скорости движения каждого предмета.5. Карточки с различными формулами и их названием для работ в парах.6. Наглядные пособия к задачам.
Методы и формы деятельности
Методы обучения использованные на уроке:
– словесный (рассказ, беседа);– наглядный (использование таблиц, схем, картин, рисунков в учебнике);– практические;– дедуктивные;– самостоятельная работа;– метод стимулирования;– метод контроля;– проблемный.
Вступительное слово
Значимость данной темы урока определяется практической целесообразностью в связи с широкой распространенностью различных видов движения в повседневной жизни. Зависимости между величинами, характеризующими равномерное движение тел удобны для создания общей рамки, в которую вписываются аналогичные процессы. На этой основе в дальнейшем развивается функциональное мышление детей и проводиться систематизация различных видов текстовых задач, что является важнейшим этапом в обучении их решению.
Таким образом, особенностями изучения задач на движение являются:
1. Соотнесение зависимостей между скоростью, временем и расстоянием с графическими моделями и выражение их в буквенном виде.2. Систематическое использование таблиц для фиксации и анализа условия текстовых задач.3. Введение в курс задач на движение с буквенными данными.4. На данном уроке учащиеся продвигаются, с одной стороны, в умении строить графические модели и формулы зависимости между величинами, описывающие конкретные виды движения, а с другой в использовании таблиц для краткой записи задач на движение.
Формы обучения:
– фронтальная;– групповая;– парная;– индивидуальная.
Во время подготовки к уроку использовала материалы к учебному комплекту Л.Г. Петерсон “Поурочные разработки по математике” Максимова Т. В.,Целоусова Т.Ю., также “Методические рекомендации для учителей” издательство”Ювента”.
I. Организационный момент
– Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, работать на уроке будет интересно. Каждый узнает что-то новое, познавательное.– Чему учимся на уроках математики?– Где это пригодиться нам в жизни?– А ещё “математика ум в порядок приводит”
II. Актуализация знаний
– Сегодня перед нами стоит важная задача: научиться анализировать и решать задачи на движение, оформлять краткую запись в виде графических моделей и таблицу.
А поможет нам в этом путешествие.
– Как люди путешествуют с давних времён?
(Выслушиваем предложения детей) (Открывается доска с картинками и карточками скоростей ).
– Да, на всём этом можно путешествовать. Мы, как путешественники должны знать с какой скоростью могут двигаться эти предметы.– Определите возможную скорость движения для каждого из них.
(Один ученик у доски соединяет предметную картинку с возможной скоростью).
Проверка светофорами.
– А на чём путешествовали сказочные герои? (На метле, на ковре-самолёте и т.д.)– Кстати, скорость ковра-самолёта 120 км/ч.– А сейчас узнайте-ка какова скорость избушки на курьих ножках, если за 8 часов она пробегает 72км.
72 :8 = 9 (км/ч)
– Ну что же, мы узнали важные сведения о скорости, которые пригодятся нам в пути.– Возьмите кружочек соответствующего цвета (красный – отлично, синий – хорошо, желтый – плохо) и оцените работу всего класса на этом этапе пути.
(Демонстрирую на доске.)
– А сейчас в путевом листе выставьте себе оценку, которая соответствует вашей работе.
(Дети выставляют себе оценки!)
– Что ещё нужно помнить, отправляясь в путешествие?
(Быть внимательным в пути, наблюдательным, помогать товарищам, не оставлять их в беде, ...)
– Да, важно в пути помощь другу, чувствовать плечо друга. Я, надеюсь, мы так же будем помогать сегодня друг другу.– Давайте проверим, как вы знаете правила для путешественников.– Приготовьте светофоры и подтвердите истинность или ложность высказываний.– В 2км – 200 метров (Нет)– В 2мин – 120 секунд (Да)– 60 мин меньше, чем 1 час (Нет)– Путь – это величина (Да)– В формуле пути величина S является частным (Нет)– Вы успешно справились с работой. Оцените работу класса. (Кружочками!)- Поставьте оценку в свой путевой лист, которая, как вы считаете, соответствовала вашей работе на данном этапе.
Повторение изученных схем
(Открывается доска со схемами и их названиями).
– Ребята в пути бывают разные неожиданности, к которым мы должны быть готовы. Вот сильный ветер размёл все формулы с их названиями. А мы не сможем путешествовать дальше, если не наведён порядок.
Так как в пути всегда можно рассчитывать на помощь друга, предлагаю поработать в парах на месте. (В парах соединяют схемы с их названиями, а один ученик у доски.) Проверка у доски.
– У кого так же.– Оцените себя, выставив оценку в путёвой лист.– Оцените работу всего класса.– И так дружба помогла нам справиться с дорожными препятствиями.
III. Работа с классом по теме урока
– Ребята, какая из этих формул будет сегодня для нас самой необходимой?
(S = V.t – формула пути).
– Как связаны величины в этой формуле. (Расстояние равно скорости умноженной на время).– Какие формулы следуют из этой?
V = S: t
t = S : V
– Для чего необходимо нам знать эти формулы?– Так какова же тема сегодняшнего урока?
(Открывается на доске тема : Решение задач на движение.)
– Эти формулы для нас так важны, что превратились в путеводные звезды, и будут помогать нам в пути не только сегодня, но и на последующих уроках математики.
(На доске зажигаются звёзды!)
а) Фронтальная работа с классом.
Составление задач с таблиц (устно). (Решение записываем в тетрадь.)
– Молодцы, умеете составлять простые задачи. Звёзды помогли.– Поставьте себе оценку за работу в путевой лист.– Оцените работу класса.
б) Фронтальная работа с проработкой графической модели движения на доске.
– Чтобы узнать куда будем путешествовать дальше. Откройте учебники на стр.7 и прочитайте задачу № 1 (а).
(Открываем на доске графическую модель).
– И так будем путешествовать из Москвы в Селижарово.
– Для того чтобы рассказать о движении автомобиля на графической модели выберем гида.
(Выходит ученик и комментирует движение модели).
– Что можно рассказать по этой графической модели?
(Движение автомобиля слева направо, с начала пути и проезжает за 1 час 60 километров. Внизу числа показывают расстояние).
– Давайте заполним маршрутный лист (таблицу) и выведем формулу зависимости пройденного расстояние S от времени t.
(Один ученик заполняет у доски, все в учебнике).
tч
1
2
3
4
5
6
t
Sкм
60
120
180
240
300
360
60 t
V = 60 км/ч
S = 60 t
Формула S = 60 t является частным случаем формулы пути S = V.t при V = 60 км/ч.
в) Работа в группах.
– Сейчас предлагаю работу в группах.
№ 2, 3, 4, стр. 7.
– Заполните маршрутные листы (таблицы) и выведите формулу для данных случаев.
(Проверка у доски.)
1-я группа
t ч
1
2
3
4
5
6
t
V км/ч
180
90
60
45
36
30
180/t
S = 180 км
V = 180/t
2-я группа
V км/ч
70
82
90
100
V
t ч
350
410
450
500
V . 5
t = 5 ч
S = V . 5
3-я группа
V км/ч
10
12
20
24
V
t ч
24
20
12
10
240/V
S = 240 км
t = 240/V
– Оцените работу групп.– Выставьте в свои путевые листы оценку, которая /соответствует вашей работе в группе.
г) Знакомство с табличным способом записи условия задачи.
(Фронтальная работа).
– Как была записана краткая записана краткая запись задач, которые мы сегодня решали? (В таблице).– Какие величины встречались в задачах? (S, V, t)– Этими величинами и будем работать, но задачи будут посложнее.
Краткую запись их также запишем в таблицы.
Чтение задачи № 7 стр. 8.
– Как понимаете “это же расстояние”?
(Один ученик заполняет таблицу в учебнике).
– Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого? (Вычитанием.)– Можем мы сразу сравнить скорости? (Нет.)– Почему? (Они неизвестны.)– Из каких данных мы можем получить скорости. (V = S/t.)
(Задачу решает один ученик у доски, все в тетрадях)
Решение:
1) 840 : 3 = 280 (км/ч) – скорость _ вертолёта
2) 840 : 7 = 120(км/ч) – скорость _ автомобиля
3) 280 – 120 = 160 (км/ч).
Ответ: скорость вертолёта больше, чем автомобиля на 160 километров в час.
Оцените работу класса.
IV. Первичное закрепление
Решение задачи № 6 стр. 8
– А сейчас прочитайте задачу № 6 и узнайте, куда мы сейчас отправимся.
(Чтение задачи детьми.)
Фронтальное заполнение таблицы на доске и в учебниках.
– Чтобы узнать, какое расстояние прошёл караван за 3 дня, что нужно сделать?
(Сложить все расстояния). (Ищем целое).
– Найдите эти расстояния по нужной формуле и решите задачу самостоятельно на листочках.
(Самостоятельная работа)
Решение
1) 9 * 8 = 72 (км) – I.2) 8 * 6 = 48 (км) – II.3) 7 * 9 = 63 (км) – III.4) 72 + 48 + 63 = 183 (км) – весь путь.
Ответ: за 3 дня караван прошёл 183 километра.
– Сдайте листочки, я их проверю и выставлю вам оценки.
VI. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?– Как найти S? V? t?– Что больше всего понравилось?– Что было самым трудным?
Давайте посмотрим, как мы работали, как вы оценили работу класса.
– А сейчас на лестницу настроения прикрепите свою звёздочку на ту ступеньку, которая соответствует вашим чувствам, настроению, состоянию вашей души, что были у вас на протяжении всего урока.
Открытый урок по математике
Тема: "Формула пути. Решение задач на движение"
Подготовила и провела
учитель нач.классов
КадыроваГ.А.
Рисунок 1Рисунок 2