АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по индивидуальной работе с воспитанниками группы риска


Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Зилаирская коррекционная общеобразовательная
школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
РАССМОТРЕНО
на заседании МО воспитателей
Руководитель МО
_________ С.С.Максютова
протокол № ____
от «___»__________ 2015 г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
_____________ И.Р.Кутуев
«____» ____________ 2015 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________ Р.Х .Ишимбетов
«____» ___________ 2015 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по индивидуальной работе с воспитанниками "группы риска"
Воспитатель: Ахмеров Р.З.
Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей воспитанников 9 класса коррекционной школы-интерната
и с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
Направленность программы: коррекционно-педагогическая.
Период создания, апробации и корректировки программы: 2015-2016 учебный год.
Срок реализации программы – 1 год.
2015 год.
Актуальность дополнительной образовательной программы “Программа по индивидуальной работе с воспитанником группы риска” обусловлена необходимостью построения педагогического процесса (основой которого является жизнь ребёнка) с воспитанником с осложненным поведением, а также отсутствием специальных программ для работы воспитателя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (дети с диагнозом олигофрения), с воспитанником с осложненным поведением. Программа направлена на восприятие ребенком себя и окружающего мира.
Программа направлена на оказание помощи воспитаннику из состава класса-группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, осуществление индивидуального подхода, основанного не только на чётком понимании причин отклонения от нормы, но и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребёнка в конкретных условиях. Следовательно, реализация программы расширяет возможности воспитания и обучения воспитанника группы риска.
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребёнка. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере. Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков.
Целью организованной индивидуальной работы, то есть целью данной программы является: создание условий для комплексного развития личности, способной к реализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать ответственность за свои решения и поступки во всех сферах деятельности; оказание помощи при социальной адаптации воспитанников.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
Формировать умения осознанно осваивать и применять знания, умения и навыки по охране и укреплению своего здоровья, по культуре общения, коммуникативным моделям поведения в различных ситуациях, по правовой культуре; прививать навыки самостоятельной трудовой деятельности;
Развивать способности к профессиональному самоопределению, индивидуальные личностные качества каждого ребёнка;
Оказывать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы ученика.
Решение поставленных задач в программе осуществляется через создание индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
Программа включает 2 раздела и имеет следующую структуру: пояснительная записка, план деятельности специалистов по работе с воспитанником группы риска (раздел 1), дневник наблюдений за воспитанником группы риска (раздел 2), приложения, список информационных ресурсов.
Содержание разделов программы:
Раздел 1. План деятельности специалистов по работе с воспитанником группы риска
1.1. Цели и задачи для воспитанника
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
Цель 1:Способствовать преодолению негативных протестных реакций у воспитанника.
Задачи:
1.Работать над формированием личностных качеств:
- мягкость против грубости
- терпеливость
- готовность к примирению
- уважение к взрослым
- способность проявлять сострадание
2. Определение значимых людей и наиболее ценных в них качеств
3. Развитие способности соподчинять свои мотивы общим коллективным планам и делам (группы, школы).
4. Формировать правильное чувство взаимопонимания между взрослыми и детьми (уважение и соблюдение субординации).
5. Снижение завышенной самооценки посредством определения значимости воспитанника в группе детей.
6. Привлечение к участию в делах класса.
7. Меньше прямого воздействия – больше опосредованного (косвенного), через коллектив, друзей, через итоги соревнований.
8. Формировать у учащего культуру общения в системе «ученик-ученик», «взрослый – ребёнок».
Цель 2: Знакомство с наказанием за совершенное преступление (свод законов).
Задачи:
Совместное с детьми установление норм и правил жизни (разработка прав и обязанностей)
Проведение специальных занятий о правах и обязанностях с обсуждением конкретных ситуаций с позиции права (конфликты между детьми, детьми и взрослыми, отношение к личной собственности).
Развивать умение объективно анализировать ситуации из жизни, самостоятельно мыслить, осуществлять, оценивать и контролировать свою жизнь.
Воспитание человека, который может жить самостоятельно и не совершать правонарушений.
Контролировать соблюдение учащимся режима дня, правил поведения, единых требований.
Формировать у воспитанника соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторе поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
1.2. Прогнозируемые результаты
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
1. Ребёнок получит знания:
- о себе, своих личных качествах,
- о своих «плюсах» и «минусах»,
- о культуре общения,
- о нормах и правилах жизни в коллективе, в школе и в обществе,
- о том, что выбор поведения и последующее наказание зависит от него самого.

2. У него должны формироваться навыки:
- коммуникативного общения, соподчинения своих мотивов общим планам и делам класса,
- соблюдения субординации,
- контролирования своих эмоций,
- выполнения всех требований общежития (не «хочу», а «необходимо»),
- соблюдения режима дня, правил поведения,
- оценивания и контролирования своих поступков.

3. Он приобретает социальный опыт:
- проявления положительных личностных качеств ребёнка,
- положительной реакции на требования,
- культуры общения в системе «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок»,
- осознанной жизни по законам общества без совершения правонарушений.
1.3. Недельный индивидуальный маршрут воспитанника
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
Форма работы Фронтальная Групповая Индивидуальная
Понедельник Творческая мастерская Вторник Информационный час
Библиотечный час Тестирование, анкетирование, игры, упражнения
Среда Встречи с психологом, психиатром, социальным педагогом Упражнения, органайзер, беседы, разбор ситуаций. Упражнения, органайзер, беседы, разбор ситуаций.
Пожарная часть
Четверг Час общения Пятница Занятие-упражнение
Классный час Суббота ОБЖ (разбор ситуаций,
кроссворды, викторины
по ТБ) Воскресение Урок делового общения, классное собрание, итоги соревнований, акций Анализ проблем, проигрывание своего поведения в ситуациях, итоги за неделю
Кроме того, построение индивидуального образовательного маршрута обусловливается учетом индивидуальных особенностей личности, таких как: состояние здоровья и уровень физического развития ребенка, особенности развития психических процессов, склонностей, способностей, темперамента и характера личности.
1.4. План работы воспитателя с воспитанниками
Перечень рекомендуемых мероприятий

п/п Мероприятие Ответственный Отметка о проведении
1. «Делу – время, потехе – час» (практическое занятие)
Воспитатель класса-группы +
2. «Вежливость, что это значит» (беседа-рассуждение)
Воспитатель класса-группы 3. «Два портрета» (рисование)
Воспитатель класса-группы +
4. «Прими меня таким, каков я есть» (ситуационная игра)
Воспитатель класса-группы +
5. «Попрошайничество как низкий способ приобретения денег» (беседа-рассуждение)
Воспитатель класса-группы +
6. «Учусь оценивать себя сам» (блиц-опрос)
Воспитатель класса-группы +
7. «Царство беззакония» («Азбука пра́ва», решение ситуационных задач)
Воспитатель класса-группы +
8. «Конфликты. Как их можно решить с помощью речи?» (практическое занятие)
Воспитатель класса-группы +
9. «Сопереживание. Учимся оценивать состояние сверстников» (ролевая игра)
Воспитатель класса-группы +
10. «Цветок качеств» (практическое занятие)
11. «Удержись от упрёков» (занятие-практикум)
Воспитатель класса-группы +
12. «Рождение эгоиста» (ролевая игра)
13. «Как аукнется, так и откликнется» (ролевая игра)
Воспитатель класса-группы +
14. «Справедливость по отношению к взрослым» (ситуационная игра)
Воспитатель класса-группы +
15. «Как живётся в стране бездельников?»(занятие-практикум)
16. «Я и класс» (распределение фото детейкласса-группы в фоторамке)
Воспитатель класса-группы +
17. «Что я думаю сам о себе?» (занятие-размышление-игра перед зеркалом)
18. «Мои отношения со сверстниками» (рисование «Рисуем дом и помещаем всех в нем»)
19. «Мои «хочу» и мои «надо» (практикум)
Воспитатель класса-группы +
20. «Что приятнее: права или обязанности?» (занятие-размышление)
Воспитатель класса-группы +
21. «Зачем человеку свободное время?» (беседа)
Воспитатель класса-группы +
22. «Что означает твоё имя?» (блиц-опрос)
23. «Чемодан» (игра)
Воспитатель класса-группы +
24. «Чувство обиды» (решение проблемных ситуаций)
Воспитатель класса-группы +
25. «Лестница успеха» (органайзер)
Воспитатель класса-группы +
26. «Сюрприз» (игра – открытие себя)
27. «Оплошность. Как её исправить?» (занятие-практикум)
28. «Зеркало настроения» (игра)
29. «Высмеивание, обзывание.Зачем это надо?Кому это надо?» (занятие-размышление)
Воспитатель класса-группы +
30. «Учусь сопротивлению давления» (тренинг)
Воспитатель класса-группы +
31. «Красота человека в его поступках» (решение ситуационных задач)
32. «Мои проблемы. Что меня волнует?» (индивидуальный блиц-опрос) Воспитатель класса-группы +
33. «Аутотренинг» (разучивание упражнений, снимающих напряжение, агрессию)
Воспитатель класса-группы +
34. «Круги на воде» (практическое занятие)
Воспитатель класса-группы +
35. «Что мне поможет?» (органайзер)
Воспитатель класса-группы +
36. «Вот и стали мы на год взрослее. Как ты оцениваешь свои поступки?» (занятие-воспоминание)
37. «Чем я полезен другим?» (органайзер)
Проведенные дополнительные занятия
38. Упражнение «Аббревиатура имени» Воспитатель класса-группы +
1.5. Дополнительный материал
Занятия по индивидуальной работе
Рисование «Автопортрет» - нарисовать себя таким, каким представляешь (Павлова М.А.Социально-педагогические технологии с «трудными» детьми».- Волгоград, 2011. –стр. 128, 114.).
Упражнение «Личность ли я?» - дать возможность подросткам увидеть себя своими глазами, оценить свои возможности (Павлова М.А. Социально-педагогические технологии с «трудными» детьми».- Волгоград, 2011. –стр. 115.).
Упражнение «Аббревиатура имени» - каждая буква соответствует черте характера; (РудяковаО.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. - Учитель, 2008. –стр. 17,84.).
Драматизация сказки «Теремок» (Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.- Учитель, 2008. –стр. 21.).
Упражнение «Кувшин моего внутреннего мира» (Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.- Учитель, 2008. –стр. 33.).
Упражнение «Перекрёсток на жизненном пути» (Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.- Учитель, 2008. –стр. 45.).
Игра «С выдумкой идём по жизни» (Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.- Учитель, 2008. –стр. 76.).
Упражнение «Алгоритм будущего» (Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.- Учитель, 2008. –стр. 95.).
Беседа «Взаимодействие с окружающими» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.- Волгоград, Учитель, 2013. –стр. 35.).
Упражнение «Ценности»(Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. –стр. 40.).
Упражнение «Знакомство со сверстниками» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. –стр. 107.).
Беседа «Контакт, общение» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. –стр. 109.).
Упражнение «Учимся слушать и понимать друг друга» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. –стр. 112.).
Упражнение «Конфликт» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. –стр. 118.).
Беседа «Сквернословие» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. –стр. 142.).
Игра «Мандала» (Картушина Е.П.Психологический комфорт в школе. Как его достичь. -Волгоград, 2009.–стр. 202.).
Упражнение «Шесть шагов к уверенности в себе» (Картушина Е.П.Психологический комфорт в школе. Как его достичь. -Волгоград, 2009.–стр. 117,123.).
Упражнение «Мои чувства и эмоции» (Картушина Е.П.Психологический комфорт в школе. Как его достичь. - Волгоград, 2009.–стр. 150.).
Игра «Поле слов – о самочувствии» (Картушина Е.П.Психологический комфорт в школе. Как его достичь. - Волгоград, 2009.–стр. 178.).
Беседа «Зачем я здесь»(Картушина Е.П. Психологический комфорт в школе. Как его достичь. - Волгоград, 2009.–стр. 182-189.).
Беседа «Я и мой внутренний мир» (Воробьёва К.А. Агрессия и насилие в подростковой среде.– Москва:Школьная пресса, 2011. –стр. 20.).
Беседа «Всеобщая декларация прав человека»(Воробьёва К.А.Агрессия и насилие в подростковой среде.– Москва:Школьная пресса, 2011. –стр. 61.).
1.6. План работы воспитателя по реализации программы
2015-2016 учебный год
№ Содержание Период исполнения
1. Анализ диагнозов (психиатрического, психологического) и дополнение их педагогическими наблюдениями Сентябрь
2. Составление характеристики на воспитанника Сентябрь
3. Оформление карты занятости 1 раз в полугодие
4. Заседание педтройки 1 раз в четверть
5. Ведение дневника наблюдений за особенностями поведения воспитанника 1 раз в неделю и по ситуации
6. Оказание индивидуальной помощи: совместный анализ поступка, ситуации, итогов дня Ежедневно
нахождение способа выхода из конкретной ситуации По необходимости
установление и налаживание отношений со взрослыми По необходимости
в выполнении правил поведения в интернате и за его пределами. По необходимости
7. Занятия у психолога: релаксация 1 раз в неделю
индивидуальная работа 1 раз в неделю
посещение кружка «Подросток». 1раз в неделю
8. Групповые занятия по изучению самого себя 1 раз неделю
9. Воспитательские часы: тренинги, творческие мастерские, мини-проекты, дискуссии, часы общения Еженедельно
10. Выполнение поручений (постоянного и разовых) Ежедневно
11. Организация соревнований, акций Регулярно по направлениям ВР
Воспитатель________________________ (Ф.И.О.)Раздел 2. Дневник наблюдений за воспитанником группы риска
2.1. Общие сведения о воспитаннике
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
Ф.И.О. ученика(цы):________________________________________________
Класс: 9
Дата (число, месяц, год) и место рождения: ________________________________
Адрес регистрации:
Дата поступления в школу-интернат откуда прибыл:
Социальный статус:
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка: воспитатели, классный руководитель, педагоги
Группа здоровья ребенка, заболевания:3группа здоровья, f 70.0,f 91.1, микроциркулярная дистония с гиперактивностью, сложный астигматизм, миопия слабой степени, тубинфицирован, функциональные шумы
Характер ребёнка: вспыльчив, не сдержан, эгоистичен, некритичен по отношению к себе
Качества личности (положительные, отрицательные): работоспособный, однако работает без особого желания и интереса; общительный, однако часто является зачинщиком ссор, недоброжелательный (грубит)
Положение ребенка в коллективе: рядовой в классном коллективе, авторитетом у большинства учащихся не пользуется
Учебная деятельность:
успеваемость: средняя; учится без особого желания и интереса
уровень знаний: средний
мотивация обучения: отсутствует, так как преобладают другие интересы (бродяжничество, попрошайничество и др.)
посещаемость уроков: пропуски (иногда), опоздания (часто)
способности к обучению: средние
познавательный интерес: низкий
Трудовая деятельность:
наличие трудовых навыков: сформированы
предпочитаемые виды труда: не определяются
участие в трудовых делах:трудится без особого желания и интереса
Внеурочная деятельность:
личный вклад в жизнь класса, школы: нет
Круг общения (Ф.И. друзей): в школе – узкий (Виктор И., Иван Щ., Тимофей С.);вне школы предпочитает общаться с взрослыми людьми, однако пытается скрывать об этом
Относится ли к «группе риска» (с какого года)?
Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина): Да, с осени 2011 года, за неудовлетворительное поведение (грубость, зачинщик ссор и др.) и нарушение некоторых режимных процессов (подъем, влажная уборка помещений, стирка личной одежды и др.)
Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина): лето 2013 года(самовольный уход из школы-интерната в вечернее время, был задержан нарядом полиции утром следующего дня и доставлен в школу-интернат)
Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина): октябрь 2013, декабрь 2013, февраль 2014 (неудовлетворительное поведение на уроках и во внеурочный период, нарушение режима дня)
Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина): нет
Ф.И.О. воспитателей: _________________________________________________
Ф.И.О. классного руководителя: _______________________________________
2.2. Состав семьи воспитанника
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
Степень родства Ф.И.О. Дата рождения Место проживания Место работы, должность Поддерживание связей, степень влияния
Мать
Ф.И.О. дд.мм.гггг Респ_____ р-н, п. _______, ул. _______, д. ___, кв. ___ БОМР Мама звонит (иногда)
Бабушка Ф.И.О. дд.мм.гггг РК, _____ р-н, п. _______, ул. _______, д. ___, кв. ___ Пенсионерка -
Тётя
(сестра мамы) Ф.И.О. дд.мм.гггг РК,
г. _________, ул. _______, д. ___, кв. ___ Место работы, должность Тётя звонит (иногда)
Тётя
(сестра мамы) Ф.И.О. дд.мм.гггг РК,
г. _________, ул. _______, д. ___, кв. ___ Место работы, должность -
2.3. Характеристика на воспитанника 
2.4. Карта наблюдений за воспитанником
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
Содержание наблюдений Не наблюдается Иногда Часто
1. Учебная деятельность равнодушие +
нежелание учиться +
низкая успеваемость + затруднение в освоении учебных программ + систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам + 2. Взаимоотношения со сверстниками Положение в классе: изоляция +
противопоставление себя коллективу +
положение вожака микро группы, состоящих из трудных учащихся + Отношение к другим детям: жестокое обращение со слабыми и младшими +
пренебрежительное отношение к сверстникам +
принадлежность к различным молодежным группам + 3. Взаимоотношения с взрослыми конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями +
грубость +
бестактность +
ложь +
4. Проведение свободного времени не занимается в кружках и секциях + проводит свободное время вне дома
(с друзьями на улице) +
употребляет спиртные напитки + курит +
зарабатывает себе на жизнь +
5. Отношение к труду, профессиональная ориентация Выбор профессии (для старшеклассников): незнание своих возможностей и способностей +
профессиональная неопределенность +
неразвитость тех четырёх личности, которые необходимы для выбранной профессии +
Отношение к труду: отрицательное отношение +
невыполнение трудовых обязанностей в школе и дома +
недобросовестное отношение +
6. Поведение и поступки В школе: прогулы +
нарушения требований школьной дисциплины +
нецензурная брань +
жаргонная речь +
порча школьного имущества + срыв уроков +
драки +
Во внеурочное время: побеги из школы-интерната + невыполнение поручений, обязанностей +
порча школьного имущества + нецензурная брань +
жаргонная речь +
прогулы занятий + Противоправные поступки: бродяжничество + попрошайничество +
азартные игры + употребление наркотиков + проституция + воровство + вымогательство + порча имущества + нанесение телесных повреждений (драка) + Воспитатель ______________________ Ф.И.О.
Классный руководитель ______________________ Ф.И.О.
2.5. Эффективные педагогические методы и приёмы
в индивидуальной работе с воспитанником
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
№ Методы и приёмы 2012-2013 2013-2014 2014-2015
7 класс 8 класс 9 класс
1 Убеждение +* 2 Внушение 3 Разъяснение + + 4 Объяснение + 5 Поощрение + + 6 Стимулирование + 7 Сравнение с собой 8 Ситуация успеха + + 9 Воспитание трудом 10 Игнорирование + + 11 Воспитание отношением в коллективе класса-группы + + 12 Совместный анализ поступка, ситуации, итогов дня + 13 Доверие + 14 Рассуждение 15 Работа с родственниками + + 16 Личный пример педагога 17 Вовлечение в интересную деятельность + + 18 Разрывы нежелательных контактов + + 19 Приказания Примечание.
* + - использованные и эффективные педагогические методы и приемы.
2.6. Контроль занятости воспитанника во внеурочное время
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
Недели
Кружки Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
1 2 1 1 1 2 3 4 2 3 4 2 3 4 3 4
Инструкторский час Компьютерный Релаксация «Пожарная часть» Музыкальный Библиотечный Творческая мастерская Информационный час Индивидуальная работа Час общения Занятие-упражнение ОБЖ УДО Примечания. 1, 2, 3, 4 – недели одного месяца
+ – отметка о посещении кружка, занятия
Воспитатель ______________________ Ф.И.О.
Тетради наблюдений за воспитанником
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
Образец записи в «Тетради...»
Дата: 17.10.2013 г.
Проступок:
- уход за территорию школы-интерната без разрешения педагога;
- опоздание с прогулки на 35 минут.
Цель:
- бродяжничество;попрошайничество сигарет или денег на сигареты.
Принятые меры:
- повторная беседа с воспитанником о вреде курения;
- убеждение в соблюдении режима дня;
- использование метода предупреждения, то есть перед ребёнком раскрываются неприятные для него перспективы, если он не поменяет своего поведения.
Результаты:
- в ходе беседы (Имя) вёл себя излишне свободно и непринужденно в общении с педагогом («развязно»), возмущался; был не согласен с тем, что за территорию школы-интерната ходить нельзя; по поводу курения сообщил, что он хочет и будет курить, и мы ему не запретим, а где он берёт сигареты – это его личное дело.
Воспитатель ______________________ Ф.И.О.
2.7 Выполнение временных поручений воспитанника
Поручение, обязанность Дата Содержание наблюдений
Генеральная уборка: прохлопать ковры из игровой комнаты 26.10.2013 Данный вид деятельности воспитанник выбрал сам, но работу выполнил только после пятикратного напоминания в течение дня
Навести порядок в личном шкафчике 17.11.2013 Весь вечер избегал работы. Порядок навел только перед отбоем (в 21.00 ч.), при этом возмущался и был очень недоволен
Воспитатель ______________________ Ф.И.О.
2.8. Изменения личностных качеств воспитанника за год
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Воспитатель ______________________ Ф.И.О.
Методические рекомендации к реализации программы.
К индивидуальному образовательному маршруту необходимо следующее сопровождение.
1. Психологическое сопровождение.
Цель – коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребёнка.
Содержание работы воспитателя (совместно с педагогом-психологом):
Психологическая диагностика особенностей личностного развития ребёнка;
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальные, подгруппповые и групповые занятия) с воспитанником и с классом-группой в целом;
Индивидуальные консультации воспитателей, классного руководителя по результатам обследования.
2. Социальное сопровождение.
Цель – ознакомление обучающихся с правами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения.
Содержание работы воспитателя (совместно с социальным педагогом):
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы;
Профилактическая деятельность: Совет профилактики, беседы, тематические классные часы, мероприятия, направленные на предупреждение дезадаптации учащихся;
Просветительская деятельность с участниками образовательного процесса: беседы с сотрудниками ОПДН, врачом-психиатром, тематические классные часы;
Консультации учителей и воспитателей.
3. Медицинское сопровождение.
Цель – формирование привычек ЗОЖ, оздоровление учащихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Содержание работы воспитателя (совместно с медицинским работником):
Диагностика особенностей физического и психического развития воспитанника;
Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;
Профилактическая деятельность: беседы, тематические классные часы, мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний уч-ся.
4. Педагогическое сопровождение.
Цель – развитие умений и навыков культурного поведения, организация свободного времени, социальной адаптации; формирование привычек к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдение личной гигиены, соблюдение правил безопасности жизни.
Содержание работы воспитателя:
4.1. Диагностика индивидуальных особенностей развития.
Задачи:
Установить характер педагогической запущенности: пробелы в знаниях, умениях, навыках (далее ЗУН), отставания и задержки в развитии, отклонения в отношениях;
Установить положение ученика в коллективе класса-группы, среди сверстников, характер взаимоотношений с ними;
Изучить интересы, способности и склонности воспитанника, возможности включения его во внеучебную, кружковую, общественно полезную деятельность;
Установить, входит ли воспитанник группы риска в другие группы, компании, объединения сверстников в школе-интернате и за её пределами, выявить характер влияния этих групп на данного воспитанника.
4.2. Вовлечение во внеучебную деятельность.
Задачи:
Включить воспитанника в работу кружков и секций в школе и вне её, исходя из его интересов и возможностей;
Вести систематический контроль за посещением им внеучебных и внеклассных занятий.
4.3. Организация досуга.
Задачи:
Вовлекать воспитанника в общественно полезную деятельность с учетом его интересов, стимулировать и поощрять его участие в этой работе;
Привлекать к участию в общешкольных и внутриклассных мероприятиях, культурно-массовой и спортивно-массовой работе, отмечать успехи и достижения в этих областях;
Развивать и стимулировать читательские интересы и вкусы воспитанника;
Организовать ненавязчивый контроль за свободным временем ребенка, его участием в деятельности групп свободного общения;
Привлекать к участию в психологических тренингах по развитию эмоциональной сферы, познавательной сферы, навыков общения и др.
4.4. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы.
Задачи:
Систематический учёт пробелов в ЗУН воспитанника по основным разделам образовательных программ. Оказание помощи в образовательной деятельности: повышение и укрепление интереса к образованию, развитие уверенности в своих силах и возможности учиться успешно;
Способствование налаживанию положительных связей и отношений воспитанника с одноклассниками;
Проявление уважения к воспитаннику со стороны педагога, доброжелательности и приветливости, не снижая педагогической требовательности к нему;
Установление и поддержка доброжелательных отношений воспитанника с администрацией, педагогами, техническим персоналом и другими работниками школы-интерната с целью проведения с ним всесторонней коррекционно-развивающей работы.
Общие методические рекомендации по индивидуальной работе с воспитанниками.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, является органичной частью педагогического процесса.
В коррекционно-педагогической деятельности принцип индивидуализации реализуется в соответствии с некоторыми правилами:
Работа со школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
Поиск педагогических способов коррекции поведения воспитанника необходимо вести на основе взаимодействия с ним;
Необходимо постоянно отслеживать эффективность воспитательного воздействия на воспитанника;
Проблемы отношений школьников необходимо решать с ними, а не за них;
Воспитанник не всегда может легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми;
Волевых усилий для определения трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
Невозможно предусмотреть все трудности жизни, но необходимо быть готовым к их преодолению.
Реализация дополнительной образовательной программы “Программа по индивидуальной работе с воспитанником группы риска может осуществляться в обычном режиме школы-интерната.
Основными формами контроля за воспитанником являются – наблюдение, диагностики, индивидуальное собеседование.
Прогнозируемые результаты.
Реализация программы способствует формированию у воспитанника социально-приемлемых личностных качеств и поведения, воспитанник сможет научиться:
- осознавать необходимость определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями нравственности и этики, осознавать собственные обязательства, контролировать собственное поведение, давать адекватную оценку собственному поведению и поступкам, а так же поведению и поступкам окружающих;
- пытаться самостоятельно преодолевать трудности, встающие у него на пути;
- стремиться не совершать ошибки, о которых потом будет жалеть;
- стремиться быть здоровым духовно и физически.
Программа находится в стадии разработки, апробации и корректировки, первая часть программы требует доработки систематизации материала.
Список информационных ресурсов
Агрессия и насилие в подростковой среде: комплексная психо-коррекционная программа профилактики / Сост. К.А. Воробьёва. – М.: Школьная пресса, 2011.
Воспитание индивидуальности: учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 204 с.
Воспитательные дела в классе: комплексные формы / Под ред. Е.Н. Степанова, Е.И. Барановой. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
Воспитательные дела класса: теория и практика: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
Губанова А.В. Организация работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета // http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/organizatsiya-raboty-s-vospitannikami-sostoyashchimi-na-ra
Дневник индивидуальной работы с учащимся / Авт.-сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 33 с.
Катаева Г.В. Анализ работы с ребёнком “группы риска” // http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/analiz-raboty-s-rebenkom-gruppy-riska
Классному руководителю о самоуправлении в классе: методические рекомендации / Авт.-сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Козловская Е.В., Кольцова Ю.В., Лапина Ю.А., Печникова М.А., Смирнова Е.А. Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников "группы риска" // http://festival.1september.ru/articles/530643/
Мониторинг социализации воспитанников / Авт.-сост. С.В. Андреева и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 111 с.
Наука быть человеком: материалы для классных часов. 1-4 классы / Авт.-сост. Т.В. Волкова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Нилова И. С. Презентация на тему: "Модель работы с “трудными” учащимися // http://www.myshared.ru/slide/182556/
Основные направления работы с учащимися девиантного поведения: Методическое пособие // http://topreferat.znate.ru/docs/index-42557.html
Педагогический контроль в процессе воспитания: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / Авт.-сост. М.Ю. Михайлина. –Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.
Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / Авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 99 с.
Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / Авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009.
Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги / Авт.-сост. И.А. Усова и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 148 с.
Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы: программы, планирование, тематические занятия / Авт.-сост. С.А. Родионова, Т.А. Корепанова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. – 265 с.
Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: Развёрнутое тематическое планирование / Авт.-сост. С.А. Львова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 135 с.
Социально-педагогические технологии работы с “трудными” детьми / Авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.
Справочник воспитателя (классного руководителя) / Авт.-сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 137 с.
Формирование личностных компетенций учащихся / Сост. Н.А. Кузнецова. – Волгоград: Учитель, 2013.