Статья Словари – сокровищница языка, помощники писателю (журналисту)
сокровищница языка,
помощники писателю (журналисту)
Л.В. Макашова, Н.В. Шипилова
Россия, Борисоглебск
Французский писатель Анатоль Франс называл словарь «вселенной, расположенной в алфавитном порядке». Он рассказывал, как однажды Шарль Бодлер пришёл к Теофилю Готье. Тот спросил Бодлера: «Читаете ли Вы словари?» Молодой поэт ответил, что читает охотно.
Читать словари? Что за странность! Ведь это не роман, не детектив. Как же можно их читать? Словарь нужен, если не знаешь, как пишется или произносится слово
Между тем словари – это не только справочники, но и элементы национальной культуры: ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни. Именно поэтому данный элективный курс должен способствовать возникновению интереса к профессии писателя (журналиста), формированию и развитию творческих способностей учащихся, а также практических навыков работы со словарями и разнообразной справочной литературой.
Цель: формирование интереса к профессии писателя (журналиста), устойчивой ориентации на гуманитарное образование.
Задачи:
- углубить знания учащихся о различных типах словарей и их авторах;
- формировать умение работать со словарной статьёй;
- развивать у учащихся коммуникативные навыки слушания, говорения,
письма;
- совершенствовать творчески способности учащихся;
- воспитывать орфографическую грамотность, бережное отношение к слову,
к национальной культуре.
Программа ориентирована на развитие познавательного интереса учащихся и может быть востребована для формирования и закрепления умения работать со справочной литературой, что необходимо для продолжения образования и самообразования.
Учебно–тематический план.
№ п/п
Тема
К-во
часов
Вид
деятельности
Формы контроля
1.
Вводное занятие. Знакомство с курсом. Цели, задачи. Сбор «банка идей». Рекомендация литературы
1
«Круглый стол», работа над кроссвордом.
Анкетирование.
1.Сбор материала для заключительного занятия по интересующей теме.
2. Подбор стихотворений к предложенным темам.
3.Фоторепортаж занятия.
2.
«Слово о словах»
(Типы словарей. Словарная статья и её структура)
2
Лекция с элементами беседы.
«Поэтическая страничка» из подборки.
1.Подготовка рефератов об известных лингвистах, составителях словарей.
2. Самостоятельное составление словарной статьи.
3. Фоторепортаж занятия.
3.
«Смелый, храбрый, отважный, а не трусливый» («Словарь синонимов и антонимов»).
2
Игры «Не повторяться», «Лото антонимов»
Частично - поисковая работа, анализ художественных текстов.
«Поэтическая страничка» из подборки.
1. Написать сочинение с использованием синонимических рядов или антонимов «Всякая погода – благодать».
2. Подобрать газетные статьи, в которых используются синонимы и антонимы.
3.Фоторепортаж занятия.
4.
«Глосс»
(В.П.Сомов «Словарь редких и забытых слов», этимологические словари)
1
Творческая мастерская.
«Поэтическая страничка» из подборки.
1.Составить и оформить словарные статьи для словаря «Забытые слова».
2.Найти тексты с глоссами.
3.Фоторепортаж занятия.
5.
Наши верные помощники – орфографические словари.
1
Путешествие в страну Орфографию, мозговой штурм.
Индивидуальные сообщения учащихся.
1. Составить диктант из 20 - 25 слов, вызывающих затруднения.
2.Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
3.Фоторепортаж занятия.
6.
«Но пусть не будет слов бескрылых» Я. Белинский
1
Викторина Крылатые слова».
Игра «Собери пословицы».
Индивидуальные сообщения учащихся.
1. Составить кроссворд из крылатых выражений.
2. Сочинение - миниатюра на выбранное крылатое выражение.
3.Фоторепортаж о работе курсов для газеты.
7.
Выпуск школьной газеты-отчёта «Слово о словах»
1
Деловая игра «Выпуск газеты», защита рубрик.
Оформление портфолио.
В качестве примера приводим одно из занятий.
Тема 4. Занятие 6. «Глосс»
(«Словарь редких и забытых слов», «Этимологические словари»).
Цели: дать понятие «пассивный и активный словарь», «глосс», привлечь учащихся к составлению словаря редких и забытых слов.
Задачи:
- через поэтические тексты привлечь внимание детей к проблеме «забытое слово»;
- развить способности поисковой, исследовательской работы с применением этимологических словарей»;
- воспитать бережное отношение к слову.
Оборудование:
Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов.
Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев, Радянська школа, 1970.
Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2005.
Ход занятия.
1.Индивидуальные сообщения учащихся о жизни и деятельности знаменитых лингвистов.
2. Поэтическая страничка. Анализ стихотворений Александра Яшина «Родные слова», Олега Шестинского «Какое красивое слово «Присады», Леонида Мартынова «Намедни», Ольги Фокиной «Волга - волога – влага», Сергея Викулова «Авось!» (групповая работа).
3. Творческая мастерская с комментариями, связанная с осмыслением понятий «пассивный и активный словарь», «глосс», «историзмы и архаизмы», работа с этимологическими словарями.
Список использованной литературы
Николаева Л.А. Учись быть читателем. Старшеклассникам о культуре работы с науч. и науч.-попул. книгой, М ; «Просвещение», 1978.
Поэты о русском языке / Сост. Р.К. Кавецкая. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989.
Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Ок. 145000 слов. - Рус. яз., 1985.
15