Программа психологической коррекции для учащихся «группы риска» средствами арт-терапии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»
Рассмотрено на заседании
методического объединения
учителей русского языка и литературы.
Протокол от 31.08.2013г. № 1
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №32»
__________ Л.А. Мурашко
Приказ №531 от 31.08.2013 г.
Программа
психологической коррекции
для учащихся «группы риска»
средствами арт-терапии
на 2013-2014 учебный год
Педагог-психолог
I квалификационной категории А.Д. Маметбакиева
г. Нижневартовск, 2013 год
Пояснительная записка
Актуальность.
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения.
Основная задача при работе с подростками, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения, - это содействие их адаптации в окружающем мире, подведение к осознанию зеркальности мира и выбора безопасных моделей взаимодействия с ним.
В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развивающийся со второй половины 40-х годов прошлого столетия. В рамках классического психоанализа содержание и мотивация культурной активности сведены к первичным структурам психики, творчество есть аспект сублимации (3.Фрейд), проявление «трансцендентной функции» коллективного бессознательного (К.Г. Юнг); последующее развитие направления связывает с символообразованием прогрессивные и творческие проявления психической жизни (А. Эренцвейг, М. Милнер, Д. Винникотт, Э. Крис, М. Клейн и др.). Еще К.Г. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека. Известный арттерапевт М. Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека прежде всего проявляются в виде образов.
В отечественной психологии методы арттерапии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых (Бурно, 1989) и неврозов у детей (Захаров, 1986). Проблемами арттерапии занимались педагоги, разработавшие концептуальные основы использования арттерапии в школе: Т.И. Бакланова, Н.М. Сокольникова, Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева; специалисты в области клинической психологии, психотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии: К. Юнг, В. М. Бехтерев, В. Вундт, Б. Ф. Ломов, Т. Ю. Калошина, С. В. Шушарджан, В. И. Петрушин, А. И. Копытин, О. А. Карабанова, Н. В. Серов, Г. Э. Бреслав, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева и др.
Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием, неблагополучными отношениями с окружающими людьми и физиологическими качествами эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Для коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков применяется арттерапия как метод невербальной, в том числе изобразительной экспрессии, выражения чувств и эмоций. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л. С. Выготский называл детское рисование графической речью.
Специалисты подчеркивают роль арттерапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей человека. Коррекционные возможности арттерапии по отношению к подросткам с эмоциональными нарушениями имеют огромный потенциал.
В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира; через рисунок, игру, музыку, сказку мы можем помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций, поэтому арттерапия является наиболее доступным методом решения данных проблем.
Общая характеристика программы
Цель программы: гармонизация эмоциональной сферы подростков средствами арттерапии, реабилитация "Я": идентификация с положительными образами, формирование адекватной самооценки, переориентация поведения.
Задачи:
формирование представлений о себе, изучение и выражение своих чувств и эмоций;
формирование эмоционально-позитивного самовосприятия;
развитие коммуникативных навыков;
развитие способностей к различным видам творческой деятельности.
Формы и методы работы:
сказкотерапия;
игротерапия;
релаксация;
функциональная музыка;
упражнения.
Ожидаемые результаты:
повышение уверенности в себе;
снижение тревожности, агрессивности;
улучшение взаимоотношений;
улучшение мотивационно-потребностной стороны продуктивной деятельности;
реализации интересов творческой личности;
формирование коммуникативных качеств личности;
психологический комфорт каждого учащегося;
укрепление здоровья учащегося;
развитие творческой активности учащегося;
укрепление связи между семьёй и школой;
улучшение функций восприятия;
позитивное отношение к школе.
Место предмета в учебном плане: Данная программа ориентирована на 35 часов в год, из расчета 1 учебный час в неделю, проводится с периода сентябрь по май. Занятия проводятся с группой, состоящей из 4-6 человек. Длительность занятия от 20 до 60 минут.
Условия реализации программы: Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
конкретное планирование деятельности,
кадровое обеспечение программы,
методическое обеспечение программы,
педагогические условия,
материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвует:
педагог- психолог школы.
Научно-методическое обеспечение:
методические пособия,
интернет-ресурсы,
мультимедийный блок
Методическое обеспечение
Основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга, структурными составляющими которого являются ритуал приветствия (в кругу), разминка, двигательно-активная игра, традиционное прощание (в кругу). В качестве основных средств обучения используются игры и упражнения (при необходимости – психотерапевтические приемы и техники), с помощью которых решается целый комплекс задач. Принципы ведения занятий основаны на гуманистической психологической парадигме.
Виды используемых методических средств: ролевые игры; психогимнастические игры; эмоционально-символические методы; дискуссионные игры; релаксационные методы; рисуночные методы; когнитивные методы; метод направленного воображения.
Организация занятий.
Пространство кабинета организовывается таким образом, чтобы получилось три условных круга: свободное от мебели пространство, в котором можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев (количество стульев равно числу присутствующих); столы для работы, расположенные также по кругу.
В течение всего цикла занятий нарисованные картины развешиваются так, чтобы комната впитывала атмосферу группы и отражала текущий процесс.
Таким образом, каждый рисунок постоянно находится в поле зрения. Он излучает свою атмосферу, и любой ученик практически всегда может обратиться к нему. Если есть фотоаппарат, рисунки можно фотографировать и протоколировать процесс.
Правила проведения занятий.
Самое главное условие эффективности таких занятий – добровольное участие в них детей.
2. Существенным фактором, влияющим на принятие или отвержение предложений инструктора, является легкость, уверенность, с которой он их преподносит. Ребенок легко заражается чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать его занятиями, надо самому увлечься.
3. Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, необходимо закончить занятия. Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла о страхе или жадности).
4. Симпатия и понимание создают атмосферу, в которой на первом плане будет не соревновательный момент, не критика и стремление быть лучше, а ребенок с его чувствами.
5. Нужно заранее обговорить, что любой из учеников всегда может отказаться от дальнейшей работы, при этом он не должен мешать остальным. Часто ребенку важно осознать, что источник упрямства, нежелания, вялости кроется в нем самом. Педагог-психолог может сказать примерно следующее: Ты делаешь это для себя, а не для меня. Разреши себе попробовать только один раз, и если тебе не понравится, оставь это. Тогда ты по крайней мере будешь знать, что действительно хочешь отказаться от работы.
Материалы к занятиям.
Выбор учеником материала, которым он будет пользоваться на занятии, имеет большое значение. При известных условиях материал указывает на область конфликтов и на степень готовности к эмоциональному самовыражению.
Краски больше, чем другие материалы позволяют эмоциям, настроениям и образам перетекать через руки (рисование пальцами) прямо в материал и отображаться с минимальным контролем.
Акварель можно наносить по-разному: они могут быть яркими и тусклыми, четкими и размытыми, тяжелыми и легкими.
У восковых мелков очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем выше перечисленный материал, и таким образом, открывают только часть возможностей психической саморегуляции. Они позволяют выразить себя в форме и цвете тем ученикам, кто пугается текучей, не предсказуемой стороны бессознательного.
Фломастеры требуют во время рисования сильного контроля. Использование фломастеров вскроет момент подавления страха перед богатством собственных переживаний и ощущений. Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, часто выбирает простой карандаш, значит, что-то, возможно, препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.
Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.
Для групповых рисунков используется оберточная или обойная бумага. Кроме этого требуются дополнительные материалы: материал для коллажа, ножницы, клей ПВА, посуда для воды.
Общие рекомендации при проведении тренинга по арт-тарапии (Лебедева Л.Д):
Оптимальное число участников арт-терапевтической группы от 3 до 15 человек. Пространство для занятий включает круг из стульев, рабочие места (парту и стул) для индивидуального творчества, а также свободную от мебели часть класса, в которой можно легко перемещаться.Участники имеют равные права и равную ответственность за происходящее.
Правила арт-терапии.
В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.
Учащийся вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.
Учащийся может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения. (“Включенность” детей в групповую коммуникацию во многом определяется педагогической этикой и мастерством психолога.)
Учащийся имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.
В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!
Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.
Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.
Содержание программных занятий
Календарно- тематическое планирование. Все занятия носят практический характер, теоретическая часть занятий присутствует на всех занятиях в виде сказок, бесед, практическая часть представляет собой арт- терапевтические упражнения. В календарно-тематическом планировании не указаны тестовые занятия, о чем говорится в примечании.
Примечание: Перед началом занятий проводится ряд диагностик и тестов на выявление тревожности и агрессии.
1. Тест школьной тревожности
2. Выявление уровня агрессивности.
После проведения всех занятий проводятся контрольные тесты и диагностики .
1. Тест школьной тревожности.
2. Выявление уровня агрессивности.
Эти диагностики вводятся в общий календарный план.
3. Содержание тем программы
Занятие 1. – 2 часа
Диагностика.
Занятие 2.- 1 час
«Знакомство.»
Цель: гармонизация личности через развитие способности самовыражения и самопознания.Задачи:1. Профилактика внутренней конфликтности
2. Развитие способности самовыражения
3. Развитие рефлексии
4. Обращение агрессии в приемлемые способы самовыражения.
Время работы: 40 минут
Упражнение: Имя, качество
Цель: познакомить участников и создать свободную от барьеров атмосферу в группе.
Время работы: 5 минут.
Ход упражнения: Каждый из участников по очереди представляет себя группе, называя свое имя и личностное качество, начинающееся на первую букву своего имени.
Упражнение: Настроение
Цель: предоставить возможность участникам выразить свои чувства.
Время работы: 10 минут.
Ход упражнения: Группе дается инструкция: «Нарисовать свое настроение». Все участники, по желанию используя цветные карандаши, на листе бумаги изображают свое настроение «здесь и сейчас». В случае если кто-то из участников изобразил плохое или мрачное настроение, ведущий может предложить ему нарисовать на новом листе то, что могло бы улучшить это настроение.Когда участники справились с заданием, педагог собирает все рисунки. После этого листы с рисунками передаются по кругу. Первый участник, получивший рисунок, высказывается, что ему в нем нравится, после чего передает рисунок следующему.
Обсуждение. Нахождение совместными усилиями общего и отличительного во всех рисунках.
Упражнение: Я и мое любимое животное
Цель: способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления. Время: 10-15 минут.Ход упражнения: Каждый участник по очереди говорит о своем любимом животном. Далее группе дается инструкция: «Представить себя именно своим любимым животным». Участники описывают свои образы вслух, после чего педагог дает инструкцию изобразить свой образ на бумаге, то есть, если любимое животное участника кошка, он представляет, как бы выглядел, если бы был кошкой и изображает этот рисунок на бумаге.
Когда рисунки готовы, они одновременно демонстрируются группе. Группа высказывает свое мнение относительно рисунка, после чего высказывается сам автор.
Упражнение: Сотворение мира
Цель: творческое самораскрытие участников. Время: 15-20 минут.
Ход упражнения: Каждый участник получает чистый лист бумаги А3. дается инструкция: «Придумать свой мир (страну, континент, государство). На листке, слева участники обводят свою руку. Далее, каждый из полученного контура делает флаг этого мира, используя карандаши, цветную бумагу.
После того, как рисунок выполнен, необходимо:
- подчеркнуть характерные и отличительные особенности своего мира;
- кто населяет этот мир;
- сферы деятельности;
- предметы импорта и экспорта;
- приблизительная численность населения;
- чем занимается население, наиболее востребованные профессии;
- угрожает или может ли угрожать миру что-либо;
- культурные традиции (флаг, герб, правила, мифы, легенды, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в этот мир).
После этого происходит презентация готовых миров.
Обсуждение. Что было сложного в упражнении? Что было легко?
Упражнение: Цель: тренировка в необычном способе передачи обратной связи. Время: 10 минут.Ход упражнения: Каждый участник получает лист бумаги, на котором он молча рисует свое пожелание группе. По сигналу ведущего каждый передает рисунок своему соседу справа (слева). Участник, получивший рисунок, продолжает его. Упражнение продолжается до тех пор, пока рисунки не вернутся к своим авторам.
Обсуждение.
Упражнение: Завершение
Участники по очереди высказываются, с чем они уходят, группа поддерживает аплодисментами каждого говорящего.
Занятие 3. – 1 час
Мое настроение»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, преодоление негативных переживаний.Материалы: бумага А4, цветная бумага, масляные краски, клей, ножницы, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, кисточки.
Процедура: Предлагается изобразить настроение или чувства при помощи только форм, линий, цветов, текстуры, тональности и т. д., но не с помощью конкретных предметов. Можно попросить ребенка изобразить его настроение сейчас или же как он себя чувствовал в какой-то конкретной ситуации. Лучше всего это упражнение дать после обсуждения того, как различные цвета и формы могут создать различное настроение (например, красный может выражать возбуждение, гнев или энергию; гладкие формы могут казаться более спокойными, чем острые).
Однако важно помнить о том, что восприятие цвета или формы может различаться у разных людей и народов. Нельзя приписывать цвета и формы определенному настроению или чувству, нельзя давать им какое-то одно толкование.
Вопросы:1. Какое чувство вы испытывали когда рисовали рисунок?
2. Какой ваш любимый цвет?
3. Почему были выбраны именно эти цвета?
Занятие 4. - 1 час
«Что мне в себе нравится...»
Цель: Повышение уверенности в себе, формирование положительной Я –концепции, повышение самооценки.Материалы: цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, бумага А4.
Процедура: Это упражнение можно начать с общего обсуждения, например, того, «что нам нравится в самих себе». Или поговорить о качествах или поведении, которые мы ценим, а затем изобразить это в виде движений.
«Я нравлюсь себе, когда я двигаюсь так...»
«Я чувствую себя слабым, когда я делаю так...»
«Я чувствую себя сильным, когда я выгляжу таким...»
«Я чувствую себя в безопасности, когда я сделаю так...» и т. д.
Вопросы:1. Что вам нравится в самих себе?
2. На кого ты хотел бы быть похож?
3. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования?
4. Какие качества вы цените в других?
Занятие 5.- 1 час
«Прекрасный сад»
Цель: развитие воображения, самоинтереса, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии.
Материалы: цветные карандаши, фломастеры, ножницы, цветная бумага, бумага А4, бумага А3.
Процедура: Воспитанники изображают себя в виде какого-нибудь растения, реального или выдуманного. По желанию они рассказывают о своем рисунке (лучше всего в парах). Затем они их вырезают и размещают на большом листе бумаги, формируя один красивый сад (можно добавить границы и т. д.).
Вопросы:1. Какое твоё любимое растение или цветок?
2. Если бы ты был растением, то каким? Почему?
3. Какие бы у тебя были листья? С зазубринами или гладкие?
4. Были ли бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета?
5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования?
Занятие 6.- 1 час
«Дружба»Цель: Развитие групповой сплочённости, сотрудничества, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими.
Материалы: цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, бумага А4.
Процедура:1. Визуализация. «Закрой глаза и представь себя в качестве друга. Мы все можем быть хорошими друзьями людям, которые нам не безразличны, по крайней мере, некоторое время.
2. Рисунок. «Я хороший друг, потому что...». Каждый может представить свои качества как друга как угодно, например, как собрание рисунков, картинок-настроений.
Вопросы:1. Какой ты друг?
2. Представь, что ты дружишь сам с собой. С какими проблемами ты помог бы себе справиться?
3. Чем с тобой было бы интересно заниматься?
4. Чем бы ты мог помочь? Чем ты можешь поделиться с собой как с другом?»
5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования?
Занятие 7. – 1 час
«Сундук того, что меня огорчает»
Цель: Преодоление негативных переживаний, снижение психоэмоционального напряжения. Материалы: цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, цветной картон, бумага А4.Процедура: «Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук все, что тебя огорчает или сердит, и там всё этонадежно заперто. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь достать это из сундука. А когда закончишь можно положить это обратно. Нарисуй или построй свой сундук. Затем нарисуй или создай изображения того, что тебя огорчает или сердит, и положи их в сундук».
Вопросы:1. Как вы себя чувствуете?
2. Как бы вы назвали свой рисунок?
3. Что изображено на рисунке? Расскажи?
4. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования?
Занятие 8. – 1 час
«Волшебные зеркала»
Цель: формирование положительной Я-концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.Материалы: цветные карандаши, фломастеры, бумага А4.
Процедура: Воспитанникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.
Вопросы:1. Какой человек выглядит симпатичнее?
2. На кого ты сейчас похож?
3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
4. На кого ты хотел бы быть похож?
5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?
Занятие 9. – 1 час
«Нарисуй свой страх»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, ленточки, пуговицы, бисер, бумага А4.
Процедура: Воспитанникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Воспитанники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего воспитанникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
Вопросы:1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
5. Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?
Занятие 10.- 1 час
«Защитный амулет»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Материалы: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.
Процедура: Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.
Вопросы:1. Представьте свой амулет другим.
2. Как действует ваш амулет?
3. Какими свойствами он обладает?
4. Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?
5. Почему были выбраны именно эти материалы?
Занятие 11. – 1 час
«Создай каменную картину»
Цель: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки.
Необходимое время: 20- 30 минут.
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, картон, пластилин, картинки различных животных, краски, кисточки.
Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков, картон с вырезанной и приклеенной картинкой животного, рыбы, птицы (или сам вырезает и приклеивает). На картинке размазывается пластилин, в который утапливаются камушки. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.
Инструкция: Выберите понравившуюся вам картинку животного, вырежете ее и приклейте на картон. На картон с помощью пластилина наклейте камушки, выбранные вами, украсив тем самым выбранную картинку. Для младших школьников и старше можно предложить самим придумать картину.
Занятие 12 – 1 час
«Что мне в себе нравится...»
Цель: сапознание себя, оценка своего состояния
Это упражнение можно начать с общего обсуждения, например, того, «что нам нравится в самих себе». Или поговорить о качествах или поведении, которые мы ценим, а затем изобразить это в виде движений.
«Я нравлюсь себе, когда я двигаюсь так...»
«Я чувствую себя слабым, когда я делаю так...»
«Я чувствую себя сильным, когда я выгляжу таким...»
«Я чувствую себя в безопасности, когда я сделаю так...» и т. д.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
«Нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем нарисуй лучи и вдоль лучей напиши свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы лучей было как можно больше»
Занятие 13- 1 час
«Что говорят газеты»
Цель: развитие творческого потенциала, самораскрытие личностных черт характера
«В газетах, журналах, по телевидению и в кино мы видим изображения женщин и мужчин, которые считаются красивыми. Мы можем начать думать, что станем красивыми, только если будем выглядеть, как они. Давайте взглянем по-новому на то, как нас заставляют выглядеть». Из журналов вырезаются картинки, и из них составляются изображения (можно составить вместе фрагменты частей или вообще менять их местами). Изображения могут быть странными и нере
альными. Их можно делать индивидуально и всем вместе. Законченные картинки кладутся рядом, сравниваются и обсуждаются (преувеличенные картинки подчеркивают давление и абсурдность «нормы»). «Как на нас или на наш образ влияют изображения? Как они влияют на наше понятие того, как мы должны выглядеть?»
Занятие 14- 1 час
«Рисунки тела»
Цель: сапознание себя, оценка своего состояния
Каждый по очереди ложится на большой лист бумаги, в то время как партнер обводит его.
Вариант 1. Дети раскрашивают свои контуры (их просят быть как можно ближе к реальности).
Эти изображения могут стать основой для обсуждения, подчеркивающего различные вопросы: «Есть ли явно преувеличенные области? Пропущенные? О чем говорит цвет? Что чувствует человек по отношению к своему рисунку? Как он себя видит? Почему?»
Вариант 2. Вместо того чтобы раскрашивать контур «близко к реальности», их можно раскрасить «эмоционально» («раскрась области, которые тебе нравятся/не нравятся/напряжены/где живет страх/уверенность и т. д .»).
Занятие 15- 1 час
«Дружба»
Цель: формирование толерантности, чувства споричастности
1. Визуализация. «Закрой глаза и представь себя в качестве друга. Мы все можем быть хорошими друзьями людям, которые нам не безразличны, по крайней мере, некоторое время. Какой ты друг?
Представь, что ты дружишь сам с собой. С какими проблемами ты помог бы себе справиться? Чем с тобой было бы интересно заниматься? Чем бы ты мог помочь? Чем ты можешь поделития о собой как с другом?»
2. Рисунок. «Я хороший друг, потому что...». Каждый может представить свои качества как друга как угодно, например, как комикс, собрание рисунков, картинок-настроений.
Занятие 16- 1 час
«Фруктовый/овощной салат»
Цель: развитие фантазии, уверенности в себе
Это вариант предыдущего упражнения. Все рисуют себя в виде фрукта или овоща (который, как им кажется, больше всего похож на них). Затем их вырезают и кладут на изображение большой салатницы.
Занятие 17- 1 час
«Издание буклетов в обложках с названиями»
Цель: развитие фантазии, уверенности в себе «Жалобы», «Гнев», «Счастье», «Вещи, которые мне нравятся», «Мои желания», «Вещи, которые я ненавижу», «Если бы я был(а) мамой», «Кое-что обо мне».
·
Занятие 18- 1 час
«Маски»
Цель : развитие самоинтереса, осознание многогранности своего Я и принятие различных его сторон, повышение самооценки.
Ход работы: подросткам предлагается сделать маску. Темы работы над масками могут быть разными: «Маска для родителей», «Маска для друзей», «Персона», «Тень» и др. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала его. Перед началом работы следует рассказать о том, что есть маска для человека, для чего в разных культурах применяются маски. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяется место для глаз и рта. Затем, используя краски, карандаши, журналы и др., маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. Подросток сам должен придумать ее и воплотить на бумаге. Следующий этап маску необходимо вырезать, одеть себе на лицо. Затем маска «оживает» и ей предоставляется время для выступления. Далее группа делится на пары и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на себя маску партнера, подросток повторяет те слова, которые сказала маска, будучи одетой на партнере.
«Хозяин» маски должен рассказать о том, что он чувствует, когда видит свою маску на другом человеке и слышит свои слова. Затем те же действия совершает второй партнер.
Занятие 19 - 1 час
«Герб и символ»
Цель: интеграция «Я-схем», повышение самооценки, формирование культурной идентичности, развитие креативности, форомирование принадлежности и ценностного отношения к семье, повышение уверенности в себе.
Ход работы: подросткам предлагается из бумаги, пластилина или соленого теста изготовить символ или герб, отражающий как можно полнее свойства его личности. Следует привести примеры известных в истории гербов и символов, рассказать о смысле включенных в гербы образов.
После выполнения этого задания необходимо провести обсуждение. Каждый подросток должен представить свой герб или символ, расшифровать образы, включенные в него. Можно сделать выставку гербов и символов
Занятие 20- 1 час
«Вырезанные формы»
Цель: развитие воображения, актуализация чувств и снятие эмоционального напряжения.
Ход работы: ребятам предлагается на листах бумаги начертить какую-нибудь фигуру, затем вырезать ее и создать на ней изображение. Затем рисуется другая фигура, которая тоже заполняется изображением. Когда у каждого есть по 2 готовые фигуры, можно сделать выставку фигур с последующим обсуждением. Ребята должны ответить на следующие вопросы:
- зависит ли содержание созданного образа от формы фигуры;
- на какие размышления наводит форма фигуры и т. д
Занятие 21- 1 час
«Окружающая среда»
Цель: осознание своих телесных границ, причинно-следственных связей человека и среды, социальная идентификация, развитие вариативности мышления.
Ход работы: подросткам предлагаются журналы, в которых необходимо выбрать понравившуюся фигуру человека и вырезать ее. Эта фигура приклеивается на лист бумаги и вокруг нее создается окружающая среда (предметное пространство или пейзаж). Затем проводится выставка и обсуждение.
Занятие 22- 1 час
«Метафорический автопортрет»
Цель: развитие интереса к себе, осознание различных ролей и развитие гибкого ролевого поведения, формирование эго-иден-тичности, развитие креативности.
Ход работы: необходимо представить себя в виде какого-нибудь предмета или животного, которым подросток себя ассоциирует. Можно нарисовать с одной стороны листа предмет, а с другой животное либо растение. После создания образа необходимо рассказать о нем от первого лица либо придумать историю (сказку), в которой бы рассказывалось о том, кто он, как его зовут, что он любит и что не любит и т. д.
Далее разрабатывается и разыгрывается сценарий, в котором должны участвовать все эти герои.
Занятие 23- 1 час
«Коллаж»
Цель: развитие самоинтереса, повышение самооценки, рефлексия различных «Я~схем», развитие креативности.
Ход работы: необходимо вырезать из газет и журналов картинки, лозунги, слова, части текста и из них составить композицию на заданную тему.
Если для завершения композиции не хватает материала (его не нашлось в предлагаемых журналах), тогда разрешается дорисовать ее фломастерами и карандашами. Темы могут быть различными, но в контексте данной работы наиболее интересны темы «Грани моего Я», «Я глазами разных людей», «Я глазами родителей», «Я глазами учителей», «Реальное Я Идеальное Я» и т. д.
По окончании работы каждый коллаж должен быть назван и представлен.
Психолог получает достаточно большое количество информации о каждом подростке или о всей группе, если работа групповая. Во-первых, появляется возможность отследить стратегии взаимодействия подростков в группе в процессе деятельности, определить социальный статус подростка. Во-вторых, анализируя коллаж, делаются выводы об уровне развития Я-концепции подростка, ее полярности, степени выраженности тех или иных качеств. Часто у подростков с негативной Я-концепцией в коллаже присутствует тема разрушения. Негативного намного больше, чем позитивного, поэтому при обсуждении работ ребята начинают со своих отрицательных черт, не зная, что сказать о положительных.
Занятие 24- 1 час
«Автопортрет»
Цель: психодиагностика, развитие интереса к себе, повышение самооценки,
развитие позитивной Я-концепции, развитие саморегуляции и
самоуправления.
Ход работы: подросткам предлагается, используя различные материалы,
создать свой автопортрет. Существует несколько вариантов такой работы:
Обвести свою фигуру на ватмане или куске обоев, затем дорисовать автопортрет. Можно использовать для заполнения фигуры разные материалы, придумывать оригинальную одежду, отражающую внутренний мир подростка, отобразить в рамках силуэта свои ощущения в разных частях тела и др.
Нарисовать шарж на себя с преувеличением тех черт, которые не нравятся в себе. Рекомендуется сделать изображение в полный рост, используя при этом различные материалы.
Вылепить из соленого теста, пластилина или глины свой автопортрет, фигуру или маску. Перед работой над маской подросткам предлагается закрыть глаза и медленно исследовать руками свое лицо, стараясь запомнить его особенности, а затем приступить к лепке. Можно усложнить это упражнение. Для этого подросткам предлагается вылепить свой автопортрет с закрытыми глазами.
Занятие 25- 1 час
«Рисование истории»
Цель: диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, разрешение внутренних конфликтов, снятие эмоционального напряжения.
Ход работы: ребенку предлагается нарисовать иллюстрацию к какой-либо истории. Затем психолог проводит с ребенком обсуждение. Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему предлагается нарисовать рисунок на тему «Если бы эта история продолжилась, то как бы развивались события?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему».
Следующие рисунки создаются по принципу комиксов, пока проблемная ситуация не разрешится. После каждого рисунка психолог проводит обсуждение.
Занятие 26- 1 час
Рисунок в круге «Мандала»
Цель: спонтанное самовыражение, расслабление, развитие вариативности мышления, креативности.
Задачи: актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие оригинальности, гибкости, ассоциативности мышления, воображения.
Необходимые материалы: гуашь, акварель, пастель, цветные карандаши, пластмассовые стаканчики, кисточки, клеенка, бумага А3, салфетки для вытирания рук, релаксационная музыка.
Упражнение «Путаница»: Участники, стоя в круге, запутываются, держась за руки друг с другом. Водящий должен их распутать так, чтобы получился круг.
Упражнение «Пальцы»: На счет «3» по сигналу ведущего участники должны выбросить одинаковое количество пальцев. Каждый раз психолог побуждает ребят подстроиться друг под друга, быть внимательнее к остальным.
Арт-терапевтическое упражнение «Мандала». Беседа о круге. Круг – символическая фигура, гармоничная, целостная.
- Что в жизни, в природе вам встречалось круглое?
- Какие ассоциации у вас вызывает «круг»?
Детям предлагается нарисовать что-либо в круге (какой-то узор либо конкретный образ), начиная с центра. Дать название своей работе, рассказать о ней.
По результатам проводится обсуждение: Какие чувства вы испытывали в процессе работы? Что вы хотели, чтобы у вас получилось? Что получилось в итоге? На что похоже изображение? Дайте ему название. Что вы вкладываете в тот или иной цвет? Нравится ли вам результат? Что хотите исправить?
Коллективная работа. Большой круг, размером с ватман, делится на секторы. Каждый ребенок рисует в своем секторе на тему «Радость».
Обсуждение: Придумайте название изображению. Расскажите о своем секторе. Каково ваше участие в создании картины? Какие чувства вызывает общая картина?
Рефлексия. Обсуждение занятия.
Занятие 27- 1 час
«Монотипия»
Монотипия это рисование на стекле с последующим отпечатыванием на бумаге, затем дорисовка любыми материалами, придание объема, дополнение коллажем, изготовление рамки.
Цель: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.
Занятие 28- 1 час
«Парное рисование»
Цель: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.
Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы должны лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться. Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».
После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам (что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне о том, что именно будут рисовать и т. д.).
Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.
Занятие 29- 1 час
Мое дерево
Цель: развитие самосознания, самовыражение, повышение самооценки, формирование способности к эмпатии.
Задачи: актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, полвышение уверенности в себе, развитие воображения, креативности, сплочение группы, создание доброжелательной атмосферы в группе.
Необходимые материалы: краски, бумага, ватман, клей-карандаш, релаксационная музыка.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Упражнение «Подарок по кругу»: участники по кругу дарят друг другу один и тот же подарок (невербально). В итоге сравниваются тот подарок, который дарил первый участник с тем подарком, который получил последний участник (по принципу «Сломанный телефон»).
Упражнение «Подарок по кругу 2». Участники по кругу дарят соседям подарок, пытаясь передать его смысл без слов. Адресат старается угадать, что это за подарок.
Ведущий просит детей закрыть глаза и постараться увидеть лес, в котором каждый выступает в образе дерева. Можно показать движениями, как это дерево себя чувствует.
Дереву радостно, когда оно не одиноко. Ребятам предлагается подойти друг к другу как можно ближе, как они сами этого захотят.
Далее ребятам предлагается всем вместе создать образ сильного и могучего дерева, взявшись за руки, образовав огромный надежный ствол. Ветви тянутся вверх, переплетаясь между собой. Дерево ничего не страшится.
Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать образ своего дерева, а потом придумать рисунку название и историю, которую дерево хотело бы рассказать от первого лица.
Обсуждение: Где бы твоему дереву хотелось бы расти? Есть ли у дерева друзья, враги? Боится ли оно чего-нибудь? Какое у него настроение? Что нужно этому дереву для радости?
После этого участникам предлагается отделить образ от фона (оторвать без использования ножниц) и создать лес из изображенных деревьев, расположив рисунки на большом листе бумаги (ватмане).
Каждый вправе сам решить, где ему поместить свой рисунок: в лесу, в рощице, в одиночестве. Далее каждому участнику предлагается дорисовать подарки рядом с деревьями других участников, чтобы им жилось лучше, украсить рисунок птицами, животными, другими деталями.
Рефлексия. Обсуждение занятия.
Занятие 30- 1 час
Цель: Рисование на руках
Цель: познание себя, повышение уверенности в себе, спонтанное самовыражение.
Задачи: снижение уровня тревожности, развитие навыков эффективного взаимодействия, развитие воображения, ассоциативного мышления.
Необходимые материалы: Акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки для вытирания рук, релаксационная музыка.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Упражнение «Кто это». Участники стоят в кругу, закрыв глаза и подставив ладони. По сигналу ведущего все начинают топать, за это время психолог выводит одного из участников в центр круга и тот касается своими руками ладоней каждого. Затем по сигналу психолога все снова топают, а центральный участник становится на свое прежнее место. Задача участников отгадать человека, высказав свое мнение о том, какие это были ладони, какое касание, кому эти руки могли бы принадлежать.
Арт-терапевтическое упражнение «Рисуем на руках».
Детям, используя гуашевые краски, предлагается на одной из своих рук нарисовать то, какими они себя видят, выразив это через цвет, форму, образы и символы.
После завершения первого задания, ребятам предлагается разбиться на пары и друг другу на свободной руке нарисовать то, каким они видят своего напарника.
Затем происходит обсуждение: Какие чувства и мысли вы испытывали, когда рисовали на своей руке? А когда рисовали на вашей руке? Почему вы себя изобразили именно так? А почему своего напарника вы изобразили именно так? Что общего между двумя рисунками на ваших руках? Чем они отличаются? Что показалось интересным, неожиданным?
Рефлексия.
Занятие 31- 1 час
«Обмен»
Цель: исследование межличностных взаимоотношений и конфликтов.
Необходимое время: 30 минут - 1 час. Материалы: Бумага, цветные мелки или карандаши. Подготовка: Специальной подготовки не требуется, но полезно, чтобы руководитель имел опыт в терапии искусством.
Процедура: Выберите партнера. Положите между собой и партнером большой лист бумаги, возьмите каждый по нескольку цветных мелков. Внимательно посмотрите друг другу в глаза и затем спонтанно начинайте рисовать. Старайтесь выразить свои чувства. Если вы хотите общаться с партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов.
Когда закончите рисовать, обменяйтесь с партнером впечатлениями о том, что происходило во время упражнения. Говорите о любых эмоциях, которые у вас вызывает рисунок партнера. Посмотрите, не можете ли вы провести параллели между тем, как вы рисуете, и тем, как функционируете в группе. Постарайтесь узнать что-то о своем партнере.
Занятие 32- 1 час
«Мой портрет глазами группы»
Цель: развитие самосознания, самоинтереса, эмпатии, творческого мышления, креативности.
Задачи: снятие тревожности, эмоционального напряжения, развитие оригинальности, ассоциативности мышления, повышение самооценки, развитие навыка рефлексии.
Необходимые материалы: листы бумаги, фломастеры, краски, цветные карандаши, релаксационная музыка.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Упражнение «Пожелание по кругу»: ребята желают что-то своему соседу справа то, что они хотели бы пожелать себе.
Упражнение «Ассоциации»: ребята по кругу называют ассоциации определенных понятий, не повторяясь. Например, ассоциации со словом «Праздник», «Каникулы», «Школа», «Арт-студия».
Арт-терапевтическое упражнение «Мой портрет глазами группы».
Ведущий обращается к участникам группы с предложением каждому получить свой психологический портрет? И не просто словесный портрет с перечислением достоинств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге их облика. Определившись с натурщиком, которому предлагается занять «горячий стул», ведущий продолжает:
Все остальные участники группы становятся художниками. У каждого лист бумаги и принадлежности для рисования.
Не стоит пытаться создать портрет нашего натурщика в духе реалистической традиции. Не стоит стремиться к внешнему сходству. Необходимо отказаться от попыток правильно нарисовать глаза, нос, рот, верно передать цвет одежды и нюансы прически. Мы же поставим перед собой более сложную и интересную задачу: каждый из нас должен создать именно психологический портрет человека, сидящего перед нами. Для этого можно применять изобразительные средства, предоставленные в наше распоряжение художниками-модернистами, и исходить из единственного принципа: «Я вижу так!». Пусть ваши рисунки будут иметь метафорический смысл и тонкий подтекст. Может быть, понимаемый вами внутренний мир человека, чей портрет вы изображаете, породит в вашей душе цепочку ассоциаций или создаст конкретный образ, отражающий нечто важное в нем. Может быть, вы воспринимаете его психологический облик в виде какого-то реального предмета, а может, это какой-то узор, абстрактный орнамент или набор цветовых пятен. Ограничений для вас нет никаких, будьте свободны в выборе способов изображения его внутреннего облика. Помните лишь, что до конца упражнения разговаривать воспрещается.»
Сделав небольшую паузу, ведущий продолжает свой монолог спокойным, чуть замедленным голосом, создавая необходимый настрой, медитативное творческое состояние участников. Можно в этот момент включить и медитативную музыку, но есть опасность, что она не будет вполне соответствовать внутреннему состоянию кого-либо из «художников» и восприятию им натурщика и собьет с верного звучания его «внутренний резонатор».
«А теперь посмотрите внимательно на человека, сидящего перед вами, проникните сквозь внешнюю оболочку, за которой скрывается чуткая и нежная субстанция – человеческая душа. Какова она у этого человека? В чем ее отличие от других душ? Каковы ее особенности, делающие этого человека уникальным созданием во Вселенной? Разглядите внутренним взором образ этой души. Услышьте звучание музыки этой души. Почувствуйте форму и поверхность, ощутите материал этой души. Поймите сущность этой души И перенесите свое понимание на бумагу. Творите!»
После завершения рисования проводится обсуждение: почему именно так «художники» увидели «натурщика». «Художник» – автор поясняет что именно он хотел передать в рисунке. Выслушивается мнение «натурщика». После рефлексии каждый «художник» дарит рисунок лицу, на нем изображенному.
Рефлексия. Обсуждение занятия.
Занятие 33- 2 часа
Диагностика
Тематическое планирование занятий
№
п/п
Тема
Цель
Количество часов
1
Диагностика
Тест школьной тревожности
Выявление уровня агрессивности.
определить потенциальную «группу риска»
2 часа
2
Знакомство
создание доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе, более близкого знакомства друг с другом
1 час
3
«Мое настроение»
снижение психоэмоционального напряжения, преодоление негативных переживаний.
1 час
4
«Что мне в себе нравится...»
повышение уверенности в себе, формирование положительной Я –концепции, повышение самооценки.
1 час
5
«Прекрасный сад»
развитие воображения, самоинтереса, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии.
1 час
6
«Дружба»
развитие групповой сплочённости, сотрудничества, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими.
1 час
7
«Сундук того, что меня огорчает»
преодоление негативных переживаний, снижение психоэмоционального напряжения.
1 час
8
«Волшебные зеркала»
формирование положительной Я-концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.
1 час
9
«Нарисуй свой страх»
преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
1 час
10
«Защитный амулет»
снижение психоэмоционального напряжения.
1 час
11
«Создай каменную картину»
развитие воображения
1 час
12
«Что мне в себе нравится...»
сапознание себя, оценка своего состояния
1 час
13
«Что говорят газеты»
развитие творческого потенциала, самораскрытие личностных черт характера
1 час
14
«Рисунки тела»
сапознание себя, оценка своего состояния
1 час
15
«Дружба»
формирование толерантности, чувства споричастности
1 час
16
«Фруктовый/овощной салат»
развитие фантазии, уверенности в себе
1 час
17
«Издание буклетов в обложках с названиями»
развитие фантазии, уверенности в себе
1 час
18
«Маски»
развитие самоинтереса, осознание многогранности своего Я и принятие различных его сторон, повышение самооценки.
1 час
19
«Герб и символ»
интеграция «Я-схем», повышение самооценки, формирование культурной идентичности, развитие креативности, форомирование принадлежности и ценностного отношения к семье, повышение уверенности в себе
1 час
20
«Вырезанные формы»
развитие воображения, актуализация чувств и снятие эмоционального напряжения.
1 час
21
«Окружающая среда»
осознание своих телесных границ, причинно-следственных связей человека и среды, социальная идентификация, развитие вариативности мышления.
1 час
22
«Метафорический автопортрет»
развитие интереса к себе, осознание различных ролей и развитие гибкого ролевого поведения, формирование эго-идентичности, развитие креативности.
1 час
23
«Коллаж»
развитие самоинтереса, повышение самооценки, рефлексия различных «Я~схем», развитие креативности.
1 час
24
«Автопортрет»
психодиагностика, развитие интереса к себе, повышение самооценки, развитие позитивной Я-концепции, развитие саморегуляции и самоуправления.
1 час
25
«Рисование истории»
диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, разрешение внутренних конфликтов, снятие эмоционального напряжения.
1 час
26
Рисунок в круге «Мандала»
спонтанное самовыражение, расслабление, развитие вариативности мышления, креативности.
1 час
27
«Монотипия»
Монотипия это рисование на стекле с последующим отпечатыванием на бумаге, затем дорисовка любыми материалами, придание объема, дополнение коллажем, изготовление рамки.
1 час
28
«Парное рисование»
развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного
взаимодействия.
1 час
29
Мое дерево
развитие самосознания, самовыражение, повышение самооценки, формирование способности к эмпатии.
1 час
30
Рисование на руках
познание себя, повышение уверенности в себе, спонтанное самовыражение.
1 час
31
«Обмен»
исследование межличностных взаимоотношений и конфликтов.
1 час
32
Мой портрет глазами группы
развитие самосознания, самоинтереса, эмпатии, творческого мышления, креативности.
1 час
33
Диагностика
2 часа
ИТОГО:
35 часов
Учебно-методическое обеспечение программы
Абакирова, Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: дис. канд. психол. наук: 19.00.01. – М.: РГБ, 2003.
Дженнингс, Сью. Сны, маски и образы, – практикум по арт-терапии/ Сью. Дженнингс, А. Минде., пер. с англ. И.Динерштейн, – М.: Изд-во ЭКСИМО, 2003.
Дмитрук, М. Воду очищает музыка/ М.Дмитрук// журнал «Природа и человек». («Свет») №12, 2004г.
Дьюхерст-Мэддок, О. Целительный звук/ О. Дьюхерст-Мэддок, пер. с англ. В.Козлова. – М.: Крон-ПРЕСС, 1998.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии/ Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко. – Спб.: Издательство «Речь», 2001.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Сказкотерапия как воспитательная система: Мир органичный внутренней природе человека/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева// Детский сад со всех сторон. – 2001. – №6.
Каган, М.С. Социальные функции искусства/ М.С. Каган. – Л.: о-ва «Знание» РСФСР. Ленингр. орг., 1978
Каган, М.С. Философия культуры: Становление и развитие: Учеб. пособие/ Каган М.С., Сергеев К.А., Светлов Р.В. и др.; Под ред. Кагана М.С. и др.; Санкт-Петербург. гос. ун-т. – Изд-во Санкт-Петербург. Петербург. Ун-та, 1995.
Каган, М.С. Культура – философия – искусство (Диалог)/ М.С. Каган, Т.В. Холостова. – М.: Знание, 1988.
Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогв, врачей и специалистов, работающих с детьми./ М.В.Киселева. – СПб.: Речь, 2007.
Колошина, Т.Ю. Арт-терапия в терапии кризисных состояний личности и группы: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 19.00.05/ Т.Ю. Колошина; [Яросл. гос.ун-т им. П.Г.Демидова]. – Ярославль, 2002.
Кон, И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива/ И.С.Кон – М.: Наука, 1988
Копытин, А.И. Арт-терапия в эпоху постмодернизма/ Научн. ред. и пер. А.И.Копытин. – Спб.: Издательство «Речь» совместно с издательством «Семантика-С», 2002.
Копытин, А.И. Системная арт-терапия/ А.И.Копытин. – СПб: Питер, 2001.
Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии/ А.И.Копытин – СПб.: Питер, 2002.
Лебедева, Л.Д. Педагогические основы арт-терапии/ Л.Д.Лебедева. – Спб.: ЛОИРО, 2000.
Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л.Д. Лебедева. – Спб.: Речь, 2003.
Лебедева, Л.Д. Теоретические основы арт-терапии/ Л.Д.Лебедева//«Школный психолог» – 2006г. – №3(361).
Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка/ М.И.Лисина, под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
Маслова, Л.П. Педагогика искусства: теория и практика/ Л.П.Маслова. – Новосибирск, 2000.
Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Медведева, Е.А. Образовательное пространство «Полихудожественная среда» как условие социокультурного становления личности ребенка с легкими формами психического недоразвития/ Е.А. Медведева// Коррекционная педагогика. – 2007 г. – №3(21).
Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстет. воспитания. Кн. для учителя/ Б.М.Неменский. – М.: Просвещение, 1981.
Неменский, Б. М. Пути очеловечивания школы/ Б.М.Неменский// Новое педагогическое мышление, под ред. А. В. Петровского. – М., 1989.
Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию/ К.Р. Роджерс; пер. с англ. М.Злотник. – М.: Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2001.
Сакович, Т.В. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [В 3 ч.]/ Т.В.Сакович. – Ч.1. – Минск, 2003
Сизова, А.В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии/ А.В.Сизова// научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» – 2005. – №3(9).
Сизова, А.В. О новом направлении оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии/ А.В. Сизова // Коррекционная педагогика. – 2005. – №1.
Сорока-Росинский, М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. (Антология гуманной педагогики).
Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т./ Д.И. Фельдштейн. – М.: Издательство Московского психолого-социального института: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
Хрисанова, Е., Сергеева, Н. Артпедагогика в системе современного воспитания/ Е.Хрисанова// Народное образование. – 2003. – № 7.
Чехов, М.А. Литературное наследие: [В 2т.]. – Т.2./ М.А. Чехов. – М., 1995.
15