Статья по теме Активизация мыслительной деятельности на уроках математики посредством использования ИКТ.


Активизация мыслительной деятельности на уроках математики посредством использования ИКТ.
1 слайд: В новом тысячелетии мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием и новую проблему – подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информационном обществе.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение писать и читать.
2 слайд: Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации ученика на успех.
3 слайд: Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи:
заметно повысить наглядность обучения;
обеспечить дифференциацию обучения;
облегчить контроль знаний учащихся;
повысить интерес к предмету
4 слайд: Информационные технологии могут применяться на уроках математики различных типов, а также на различных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
На своих уроках, факультативах преследую следующие цели:
формирование навыков анализа полученной информации и ее применения к решению проблем;
развитие таких качеств мышления, как гибкость, критичность, широта, глубина, логичность, быстрота и т. п.
обучение мыслительным операциям сравнения, обобщения, анализа;
обучение умениям делать аргументированные выводы, применять знания к решению новых задач и проблем.
Мною замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда я при объяснении нового материала или закреплении применяю презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы.
5 слайд: На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения теоремы или задачи. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Работу по изучению нового материала можно организовать как на уроке, так и дома. Я думаю, что это было бы неплохо организовать для тех ребят, которые проболели данную тему. После такой работы обязательно предлагаются задания, тесты (печатные или электронные) на понимание изученного самостоятельно теоретического материала. Тесты используются для проверки правильности понимания теоретического материала.
Мне очень нравится использовать на уроке геометрии учебные презентации, разработанные в среде PowerPoint. Эти презентации способствуют:
развитию пространственного воображения учащихся, образного мышления
развитию логического мышления
формированию умения четко и ясно излагать свои мысли
совершенствованию графической культуры
Компьютерные презентации позволяют насладиться красочными чертежами. Доказательство теорем для детей наиболее трудная и скучная сторона геометрии. Поэтому ценным при изложении материала в виде компьютерных презентаций, считаю возможность анимации последовательных шагов рассуждений при доказательстве теорем или решении задач. Например, задачи на построение. По учебнику разобраться очень сложно. Другое дело посмотреть слайд-фильм, где его Величество циркуль все покажет. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Поэтому использование на уроках геометрии в 10-11 классах УМК «Живая геометрия» делает сложный учебный материал более доступным учащимся.
На уроках алгебры и начал анализа использование мультимедийного пособия "Функции и графики" прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование графиков.
Большие возможности дает презентация при организации закрепления изученного материала. Подготовить к уроку на доске несколько задач требует времени на перемене. Подготовленные задачи на доске занимают много места. Конечно, подготовить презентационный материал требует еще большего времени учителя. Но этот продукт можно использовать многократно. Я не люблю использовать наглядные пособия на один урок, передо мной всегда стоит задача использования этого пособия многократно. Но если посмотреть на все папки, которые оформлялись за все годы работы, то они занимают дома не один шкаф. И какое блаженство – флешка!
6 слайд: Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий включает в себя: тесты, дидактические игры, диктанты, самостоятельные работы. Все это также может быть представлено в виде презентаций.
Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Можно организовать защиту рефератов и проектов ребят (поиск информации осуществляется в сети Интернет, в печатных изданиях, а защита проводится в форме презентации).
Другая форма проведения контроля знаний и умений – это тестирование. Тесты могут быть различными: контролирующие, обучающе - корректирующие, т.е. имеющие справочный материал, к которому ученик может обратиться в случае затруднения или неверного ответа. Конечно, использовать для проверки уровня усвоения учебного материала только тесты, нецелесообразно. Однако тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ перед использованием тестов на бумажных носителях. Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний обучающихся: ребята работают с компьютером, и именно он оценивает их знания. Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке (в случае текущего контроля). Одно пока «но» – это нехватка компьютеров у каждого ученика на уроке.
В настоящий момент в моей копилке есть множество презентаций по математике 5 – 6 классов, по алгебре 7 – 11 кл., геометрии 7 – 11 кл., для внеклассной работы по предмету и для классного руководства.
7 слайд: Компьютер – основной технический компонент современных информационных технологий.
Использование компьютера на уроке:
Расширят возможности предъявления учебной информации.
Усиливает обратную связь в системе «ученик – учитель».
Повышает интерес к предмету, эффективность развития и уровня обученности учеников.
Стимулирует развитие творческих способностей детей, развивает память, внимание, последовательность рассуждения и его доказательство, интеллект.
Вызывает появление чувства творческого удовлетворения.
Не вызывает стрессовой ситуации, когда перед учителем и одноклассниками приходится проявлять свою несостоятельность.
Перечислены лишь некоторые из вариантов применения компьютерных технологий в подготовке и проведении урока математики. Компьютерная грамотность участников образовательного процесса растет, развиваются информационные технологии, а значит, расширяются возможности их применения в процессе обучения предмету.
Считаю, что при проведении урока с использованием ИКТ необходимо:
чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, за счёт упражнений, для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения; тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени.
8 слайд: Обучение математике – это искусство, направленное вовсе не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Урок – как музыкальное произведение, рождается со звонком и умирает со звонком, пролетает для нескольких пар глаз одновременно, но в душе и в уме каждого ученика оставляет свой собственный след, рождает тропинку, по которой еще предстоит продираться через дебри и овраги к пониманию, к истине.
Компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако работая с детьми, мы должны помнить заповедь «Не навреди!» Компьютер - только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и его ученики.