Консультации для родителей по развитию речи Советы родителям по работе правильного речевого дыхания


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ НАД ПРАВИЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования личности ребенка.
Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, губы, но и дыхание, и голос.
В системе русского языка есть звуки, которые произносятся без участия голоса, другие — с голосоподачей.
Без участия голоса С голосоподачейП-Пь, С-Сь, Ц, К-Кь,
 Х-Хь,
Ш, Щ, Ч, Ф-Фь» Т-ТьМ-Мь, Б-Бь, Й, 3—Зь, Г—Гь,
Ж, В-Вь, Д—Дь, Р-Рь, Л—Ль,
Н-НьА, Ы, Э, О, У,
Я, И, Е, Ё, ЮУпражнения:
«Кораблик». Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.
«Игрушки. Разнообразные дудочки трубочки помогают формировать сильную струю воздуха.
«Султанчик», «Сдуй ваточку», «Забей гол». Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку ЯЗЫКОМ, чтобы воздух проходил по середине язычка. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос — выдох делаем через рот, не поднимая плеч.
«Чайник закипел», «Шторм в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку — чайник закипает, усиливаем выдох — он кипит, еще усиливаем выдох — вода бурлит. Не забываем — плечи не поднимать!
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МИМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ДЕТЬМИ
«Мама и детеныш»
Цель. Развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.
Описание игры. Ребенок играет в паре со взрослым. Один выполняет роль мамы любого знакомого животного, другой — детеныша. Затем меняются ролями. Взрослый говорит, что мамы могут ласкать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши — реагировать на эти действия. Этот своеобразный диалог сопровождается выразительной мимикой. Животных называет взрослый. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т. п.
«Оживи камешки!»
Цель. Развитие наблюдательности, выразительности движений.
Описание игры. На берегу воображаемой реки лежат «камешки» (силуэты животных). Их можно «оживить», если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими «камешек», а взрослый отгадает с первого раза.        
«Сказочные зайцы»
Цель. Развитие воображения, наблюдательности, выразительности движений и речи.        
Описание игры. Взрослый вспоминает сказки, в сюжете которых участвуют зайцы. Ребенок рассказывает, какие это зайцы, или изображает, как они себя ведут, не называя данной сказки. Взрослый отгадывает, из какой сказки этот заяц.
Ребенок должен быть знаком со сказками: «Лиса, заяц и петух», «Заяц-хваста», «Сказка про храброго зайца», «Колобок», «Лиса и заяц», «Теремок», «Заяц и еж» и др.
«Колобок»
Цель. Развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи.
Описание игры. Взрослый катит ребенку мяч. Это всеми любимый и известный даже самым маленьким Колобок. Ребенок, поймав мяч, должен сказать ему несколько, слов или задать вопрос, сопровождая фразу соответствующей мимикой (выражением лица).
Например:
Ты кто? (Удивление.)
Колобок, я знаю, из какой ты сказки! (Радость)
Колобок, убегай от лисы. (Тревога.)
Колобок, я знаю — ты не придешь ко мне в гости. (Печаль.)
«Снежинки»
Цель. Развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображением.
Описание игры
Вариант 1. Ребенку дают снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается рассмотреть свою снежинку и рассказать, что она чувствует.
Вариант 2. Ребенку дают снежинки, вырезанные из бумаги, и предлагается схематически изобразить любую эмоцию на своей снежинке; затем рассказать, что снежинка чувствует.
«Нарисуй облако»
Цель. Развитие воображения, сосредоточенности.
Описание игры. Ребенку предлагается нарисовать облако, свое, с определенным настроением. Настроение облака может быть таким, как у автора рисунка, или придуманным и интересно (сюжетно) обоснованным, например как в стихотворении
Я. Акима «Облака»:
Облако за облаком
По небу гналось –
За облачком-лодкой
Облако-лось.
Лось шагает ходко,
Не хочет отстать,
Но рогами лодку
Не может достать. (Возможная эмоция — досада.)
А ветер гонит, гонит,
Торопит облака,
То с налету тронет,
То шевельнет слегка.
Стала меньше лодочка,
Вытянулся лось,
И от лося облачко
Вдруг оторвалось. (Возможная эмоция — радость.)
Где же лось прыгучий?
Позабудь о нем.        
Обернулась туча
Скачущим конем.
А за ним ребенок—
Белый жеребенок.
Вот какай конница
Теперь за лодкой гонится! (Возможная эмоция — восторг.)
А ветер пуще, пуще
 Поднялся,
И выросли у лодки
Паруса.
Догоняйте, рысаки,
Лодочка вертка... (Возможная эмоция — разочарование.)
Я лежу у реки,        
Я гляжу из-под руки,
И бегут надо мной
В небе облака.