Консультация на тему Развитие творческих способностей через занятия изобразительной деятельностью
Развитие творческих способностей через занятия
изобразительной деятельностью.
Способность к творчеству является высшей специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, даёт возможность использовать не только действительность, но и видоизменять её.
Творчество художника – это определённая деятельность, создающая новые оригинальные предметы, произведения искусства. Это отражение является не простым фотографированием явлений, а создание художественного образа, с выражением в нём своих эмоций, чувств, благодаря чему образ может волновать и других людей.
Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства, так как иначе художник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.
Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие.
Творчество состоит из следующих этапов: - возникновение идеи, замысла;
- вынашивание замысла;
- реализация замысла;
- появление художественного образа.
Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества.
Одна из задач воспитателя – учить ребёнка видеть мир. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т.е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком, это отражается на изображении.
Образы воображения у младшего дошкольника ещё неустойчивы, фрагментарны. С возрастом дети уже могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.
Дошкольникам доступно овладение изобразительными умениями и навыками. В 2-3 года ребёнок легко усваивает навык правильно держать карандаш и кисть, пользоваться ими. К 6 годам овладевает достаточным запасом навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приёмы при изображении новых предметов.
Вначале у детей происходит познание свойств материалов. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает изобразительный характер. У ребёнка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.
Таким образом, первый этап творческого процесса – возникновение замысла – имеется и в деятельности ребёнка. Но если у художника после возникновения замысла обычно идёт длительный период его вынашивания, то у ребёнка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребёнок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он ещё не может предвидеть результат работы и ход её выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменение содержания работы в процессе изображения, включение в рисунок не относящихся , включение в рисунок не относящихся к образу деталей.
Старший дошкольник уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет.
В процессе работы ребёнок реализует этот план, дополняет его в соответствии с содержанием.
Мы видим, что все три этапа творческого процесса есть и в деятельности ребёнка, но соотношение этих этапов иное, чем у взрослого художника.
Существенными предпосылками для развития детского творчества являются:
1. Систематическое обогащение эстетического восприятия и развитие наблюдательности. От воспитателя требуется тщательный отбор наблюдений, их систематичность, последовательность, их повторность и усложняемость.
2. Забота о материале, его разнообразии.
3. Промежутки между занятиями рисованием не должны быть длительными.
4. Создание благоприятной творческой атмосферы. Благоприятная творческая атмосфера и в то же время деловая атмосфера занятий определяется хорошей подготовкой воспитателя, его заинтересованностью занятиями.
Некоторые воспитатели считают нужным рисовать, лепить «вместе с детьми». Они создают повод для подражания работе воспитателя и таким путём хотят поднять качество детской работы. Это ложный и вредный путь. Видеть хорошую работу воспитателя в труде – всегда полезно и нужно. Положительно наблюдение рисования и лепки воспитателя, но не в то время, когда дети сами рисуют и лепят
Большое значение в учебном руководстве имеет рисование по замыслу. Если оно остаётся без надлежащего руководства, то быстро теряет свою силу и прелесть для ребёнка, ибо качество рисунка перестаёт его удовлетворять. Опираясь на достижения в изображении предметов, этот вид рисования крепнет и развивается. Уважение и внимание педагога к этому виду детского творчества, требовательность к его качеству, индивидуальная помощь в процессе работы, периодические критические просмотры с детьми их рисунков положительно влияет на рисование по замыслу детей.
В развитии детского творчества наблюдаются три характерных момента:
1. Ребёнок сам или с помощью воспитателя ставит перед собой определённые творческие или технические задачи и работает над их преодолением. В таком случае мы видим, что ребёнок достаточно загружен, тратит значительные усилия и достигает новых результатов в работе. Эти моменты требуют поддержки, поощрения со стороны воспитателя и, быть может, некоторых указаний, если ребёнок не справляется с заданием.
2. Бывают другие моменты, когда ребёнок с интересом и удовольствием повторяет своё новое достижение в различных вариантах и тем закрепляет его. Эти моменты ценны и необходимы, т.к. они делают опыт ребёнка прочным и осознанным, реализует его в новых замыслах. Со временем ребёнок с лёгкостью начинает выполнять задание и в этот момент воспитатель ставит перед ним новые задачи, наталкивать на новые замыслы.
3. Бывают наконец, в работе ребёнка моменты, явно требующие помощи и указаний. Это когда ребёнок особенно затрудняется, тратит много сил и не находит удовлетворяющего его пути. Это тормозит работе и воспитатель должен предвидеть моменты неудач и вовремя прийти на помощь.
Но не всегда следует стоять на позиции «предупреждение трудностей». Важно, чтобы ребёнок с ними сталкивался, пытался их разрешить в этом преодолении трудностей он развивается. Заботливо и незаметно для ребёнка воспитатель следит за процессом рисования и приходит на помощь тогда, когда это действительно нужно, когда ребёнок сам не может решить задачу.
Есть дети, которые недостаточно самостоятельны, постоянно обращаются за помощью. Им следует внушать, что они «сами сумеют»; нужно поощрять их малейшую самостоятельность и достижения, отучать от привычки с каждым пустяком обращаются за помощью.
К решению вопроса о месте и роли образца в детском творчестве можно сказать, что образец играет значительную роль, но важно чётко определить типы образцов, место и характер использования их в различных видах рисования и лепки.
Образцом мы считаем тот объект, который служит предметом детского изображения. Образец может быть в виде натуры (сам предмет), в виде изображения ( картинки, фото, скульптура, игрушка), детский рисунок и рисунок воспитателя. Причём детские рисунки показываются в основном для взаимокритики и для использования достижений товарищей другими детьми.
При выполнении ребёнком творческих заданий по собственному замыслу и на тему, если в группе оказывается изображаемый предмет, натура, она оказывает самое положительное влияние на работу. Ребёнок 3-4 лет её не копирует, а рисует по памяти, это рисование «при натуре» (он рисует предмет как видит его сам).
Использование картин, скульптуры, образной игрушки зависит от типа занятия. Они даются чтобы «вспомнить предмет» или посмотреть какой формы та или иная деталь. Но как метод руководства творческим заданием не может быть использовано. А вот при лепке это хорошие помощники в нахождении образа.
В декоративном рисовании, образец имеет большое значение, он вдохновляет и научает, и даже срисовывая ту или иную деталь, т.е. в данном виде творческого рисования оказывается целесообразно даже прямое копирование образца.
В творческой работе есть момент для заимствования, подражания, но вопросы – когда, как и чему подражать – должны внимательно регулироваться воспитателем. Бывает активное подражание – подражание образцу, примеру, технике воспитателя и когда в него вносит свою творческую инициативу. Отрицательное подражание – постоянное заимствование у соседа темы, а также пассивное (без достаточного внимания и старания) выполнение тех или иных упражнений по образцу.
Самое отрицательное по руководству рисованием является безразличное отношение воспитателя к пассивному подражанию детей рисункам друг друга.
В занятиях изобразительной деятельностью большое внимание уделяется предварительному наблюдению, накоплению впечатлений., уважение к замыслу ребёнка и требовательность к качеству работ.
15