Методическая разработка из опыта работы МБДОУ №33 Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(из опыта работы МБДОУ №33)
Актуальность проблемы развития детского творчества, взгляды философов, психологов на данную проблему
Условия, необходимые для развития творческих способностей детей
Развитие творческих способностей детей в практической деятельности
- во время непосредственно-образовательной деятельности;
- в самостоятельной деятельности.
Работа с родителями
Итог
Актуальность проблемы развития творческих способностей детей выдвинута «Концепцией дошкольного воспитания». Бурные перемены в нашей жизни ставят перед педагогами задачу формирования личности творческой, ищущей способной использовать свои знания в любой ситуации и творчески преломлять их согласно обстановке, ситуации.
На начальном этапе своего развития ребёнок представляет собой существо бессознательное, живёт только чувствами.
Нет никаких барьеров между сознательностью и бессознательностью, нет никаких ограничений для свободы творчества.
Философы определили творчество как деятельность, которая порождает нечто новое, никогда раньше не бывшее.
Психологи, опираясь на философское определение творчества, рассмотрели его как активную психическую деятельность человека, в процессе которой особо мобилизуется его интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы. Давая определение детскому творчеству, Флирина говорит о том, что
«Детское изотворчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений полученных им через слово, картинку или другие виды искусства».
В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания мы, воспитатели должны поставить в центр внимания всей педагогической деятельности и удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развивать у детей чувство прекрасного, формировать эстетический вкус и творческие способности. Эти задачи решают педагоги ДОУ №33 – формирование творческих способностей детей дошкольного возраста.
А.А. Выготский определил творчество как деятельность, которая создаёт новое, «всё равно будет ли это созданная творческой деятельностью какая-либо вещь внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в жизни самого человека».
Деятельность называется творческой, если в результате создаются новые духовные ценности. Она возникает постепенно, медленно развивается в каждой возрастной ступени в своём выражении.
Творческая деятельность детей связана с другими видами детской деятельности и зависит от накопленного опыта для общего развития ребёнка. Воспитатели стараются развивать детское творчество на основе художественного восприятия предметов народно-прикладного творчества через проживания с детьми информации о народных промыслах с использованием музыки, литературы и практической деятельности.
Важно при организации всего воспитательно- образовательного процесса придать ему эмоциональную окраску, для этого мы создали условия, в детском саду есть красиво оборудованный музыкальный зал, где проходят комплексные занятия, ярмарки, выставки, праздники; оборудовали « уголки интересных игр». Здесь помещены настольно-печатные игры, кубики, шашки. В каждой группе созданы условия для развития художественного творчества детей. В ДОУ оборудован кабинет родного языка. Его целевое назначение включает в себя региональный компонент – знакомство детей с культурой народов, населяющих нашу Республику Татарстан.
Дети знакомятся с предметами крестьянского быта, с традициями, посещают музеи. Им очень понравился музей в МБДОУ №34,
СОШ №9.
Это все делает возможным сотворчество детей, педагогов и родителей: беседы об увиденном, о семье, о родословной, участие в народных праздниках, выставках. Содержание эстетического блока обеспечиваем за счёт реализации программы «Камертон», музыкальное развитие детей от года до 3-х лет, автор Э. П. Костина, занятиями хореографией и музыкальной деятельностью детей. Главная идея современного образования - гуманизация, т.е. обращение к общечеловеческим ценностям, человеческому достоинству. Образование должно быть построено на твёрдой системе моральных и эстетических ценностей, которые берут начало в истории человеческой цивилизации, традициях своего народа. Более благодатной почвы чем народные традиции и народно-прикладное искусство для развития детского творчества и не найти, так как оно понятно и близко детской психологии созвучно с основным видом детской деятельности-игрой.
Оно многоцветно, ярко – что любят дети, оно несёт в себе добро и гуманизм- к чему очень чувствительны малыши.
Основною роль в развитии творческих способностей детей педагоги ДОУ №33 отводят практической деятельности, в ходе которой они овладевают приёмами изобразительной деятельности, характерной народно-прикладному искусству, осваивают изобразительные материалы, знакомятся с созданными народом ценностями, вступают в отношения сотрудничества и взаимопомощи. Велико и значение совместной деятельности педагога с ребёнком.
Ознакомление детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства начинают с его показа и рассказа об истории возникновения этого промысла, воспитатели сопровождают все это с легендами, народными сказаниями. Рассказ воспитателей сопровождается рассматриванием иллюстраций, прослушиванием музыки, созвучной с темой.
Аналоги продуктов народных промыслов педагоги изготавливают сами в присутствии детей в свободные минуты. Дети очень любят наблюдать за этим. В такие минуты у них обычно идут задушевные беседы, в которых все восхищаются народными мастерами, впервые изготовившими эти поделки, одновременно убеждают детей, что это по силам и им самим.
Во время НОД каждый ребёнок получает необходимый для работы материал, заготовки, инструменты. Лепные работы, работы по росписи,
конструированию и рисованию как правило дети осуществляют индивидуально, но с помощью воспитателя. Стараться оказать помощь каждому с учётом его собственных творческих способностей. Некоторым детям достаточно лишь одобрительной улыбки, совета. А к работам детей послабее необходимо приложить и свою руку, для того, чтобы они поверили в свои силы, способности и не потеряли интереса к деятельности.
Результаты работы оцениваются индивидуально, дети и сами должны принимать участие в оценках. Похвалу работ детей, отлично справившихся делать нужно очень осторожно. Например: «Максим, поделись с детьми, как ты смог получить такую красивую роспись!», или «Алина, расскажи ребятам, как ты лепила, что лебедь получился у тебя как живой».
НОД по ознакомлению с народно-прикладным искусством строится по сценарию народных мастерских, ярмарок народных промыслов, где дети-участники-артисты. Отсутствие в нашем детском саду изостудии не позволяет строить с детьми НОД индивидуально, с учётом интересов и способностей детей, поэтому индивидуальная работа проходит в режимные моменты, в самостоятельной деятельности. Лучшие работы участвуют в муниципальных, региональных конкурсах.
Главной задачей при организации воспитательно-образовательного процесса необходимо умение придать ему эмоциональную окраску. Занятия с детьми, дни рождения, ярмарки, встречи с произведениями искусства нужно строить так, чтобы дети полюбили то, что им показывают, педагоги стараются быть чувственными, открытыми, восторженными. Только в этих условиях дети воспроизводят ответную реакцию, активно познают предложенное.
Неоценимую помощь в оказывают родители. В конкурсах, которые организуются ЦДТ, ЦЭТ всегда принимают участие родители воспитанников. Родители охотно принимают участие в организации конкурсов и выставок детских работ и сами мастерят, обучая этому детей.
В этом огромная ценность и необходимость творческого развития детей. С какой гордостью за маму, папу, бабушку приносят дети вышивки, сшитые для кукол наряды, подели, ...
В настоящее время наши воспитанники умеют видеть прекрасное в окружающей жизни и понимать его, различая добро и зло в человеческих отношениях. Воспринимают красоту форм, мнений, красок, умеют посильно вносить элементы прекрасного в быт. К каждому празднику, к знаменательным датам проводятся выставки детских работ, на стенде «Мир детства», которые детям, работникам детского сада и родителям очень нравятся.
Подводя итоги концепции развития детского творчества, хочется отметить следующее:
Творческое развитие детей происходит только в деятельности.
Творчество необходимо развивать.
Развитие творчества требует создания необходимых условий в детском саду.
Творческие способности необходимо развивать, приобщая к традициям народно-прикладного искусства.
Занятия по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством должны носить неординарный характер, быть всегда праздником для ребят.
Всем воспитательно-образовательным мероприятиям следует придать эмоциональную окраску.
Развивать и поддерживать в каждом ребёнке уверенность в своих силах и способностях
Результаты работы – малыши счастливы, они познают себя, окружающий мир и наша задача не дать угаснуть дару фантазии и творчества.
ЛИТЕРАТУРА
Троян А.Н. « Гуманизация педагогического процесса дошкольного учреждения». Магнитогорск 1996г.
Абрамова Т.В. «Дошкольное образование. Настоящее и будущее». Образование 1999г.
Афонасьев А.Н. «Народные праздники». М.1982г. Журнал «Дошкольное воспитание» 6/ 98г.
«Напоить душу красотой» стр.14
Старкова И.А. «Новые подходы в работе с детьми старшего дошкольного возраста в развитии эстетических чувств». Дошкольное воспитание №9/97г.
Бушуева Г.И. « Роль искусства в формировании творческих качеств ребёнка» ИИУМЦ Образование 1999г.
Кузнецова Л.Н. «Художественное эстетическое развитие ребёнка в ДОУ» Образование 1999г.
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Творчество не приходит к детям
по какому-то наитию.
Творчеству надо учить.
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность. Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.
Актуальность данного исследования определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном детстве-периоде наиболее синзетивном для усвоения способов творческой деятельности.
Теоретическое обоснование проблемы. Исследование профессиональной компетентности педагога – одно из ведущих направлений исследовательской деятельности целого ряда учёных.
За последнее время появилось большое количество публикаций, связанных с рассмотрением профессиональной компетентности в образовании. Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, специалистами – практиками, так как нет единого подхода к определению этого понятия.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные положения о профессиональной компетентности педагога в трудах В.А. Сластенина, Л.С.Выгодского, В.В. Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Г.Молчанова, Г.В.Яковлевой и др. В теории педагогического образования понятие “профессиональная компетентность” обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу и употребляется с такими терминами, как “квалификационная характеристика”, “профессиограмма личности”, “профессиональная готовность” (Е.И. Рогов, О.М. Шиян, Н.В.Кузьмин и др.). В психологии принята точка зрения, согласно которой понятие “компетентность” включает знание, умение, навыки, а также способы осуществления деятельности (А.П.Журавлёв, Н.Ф.Талызина, Р.К. Шакуров, А.И.Щербаков).
Таким образом, при всем разнообразии исследовательских подходов, следует определение профессиональной компетентности как интегративного свойства личности педагога, характеризующего его осведомлённость в психолого-педагогической области знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в работе, открыт к динамическому обогащению необходимыми знаниями, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов.
Эта общая характеристика профессиональной компетентности педагога в литературе конкретизирована различными вариантами и моделями профессионально значимых качеств личности.
На современном этапе воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях происходит усиление внимания к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей детей. Благодаря своей специфике, заключающейся, прежде всего в средствах разных видов искусства, художественно-творческих деятельностях, эстетическое воспитание обеспечивает глубокое влияние на всестороннее развитие ребёнка и формирование его личности .... Вопросы теории, методики и практики эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами различных видов искусства, а также формирования художественно-творческих способностей разрабатывались в трудах известных учёных: Л. Г. Арчажниковой, Н. А. Ветлугиной, Т.Н.Дороновой, Б.Т.Лихачёва, Т.С.Комаровой, Н.Н.Ростовцева, Н. П.Сакулиной, К.В.Тарасовой, Р.М.Чумичёвой, С.Т.Шацкого, В.Н.Шацкой и других. Психологическое обоснование роли использования искусства в эстетическом воспитании дошкольников содержится в работах Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, А.А.Люблинской, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона, Е.А.Флериной.
Содержание опыта. Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.
Художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности. А это означает, что, развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнять работу, объективно оценивать его старания. Чтобы заинтересовать детей искусством педагогу необходимо самому хорошо его знать и понимать.
Система нашей работы, разработанная на основе концепции эстетического воспитания и развития дошкольников Т.С. Комаровой, заключаются в следующем:
Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством.
Интеграция работы на основе народного искусства с другими направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, игры и т.д.).
Активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную.
Создание эмоционально-положительного климата на занятиях художественно-творческой деятельностью.
Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности; индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми.
Широкое включение детских работ в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды, оформление и проведение праздников и досугов, выставки.
Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.
Использование разнообразных методов и приемов в работе с детьми, в том числе игровых.
Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков.
Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия.
Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке аппликации, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.
Содержательная составляющая образования должна быть интересна для детей, формировать художественно-творческие способности, строиться на основе интеграции видов искусства и использования разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.
В детском саду необходимо создавать художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают дети. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Рекомендуется широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации; систематически организовывать выставки.
Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей 3-7 лет.
Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.
Педагогу следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.
Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.
Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.
Рекомендуется региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой и других форм художественной деятельности. Предпочтение отдается ближайшему окружению, как природному, так и созданному человеком; знакомству с людьми, внесшими вклад в отечественную историю, культуру. Учитываются местные традиции, характерное для региона народное искусство.
Содержание нового воспитательно-образовательного процесса требует от педагога соответствия новым требованиям. Прав В.А. Сухомлинский, утверждавший, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать, что от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.Грамотное и творческое руководство процессом формирования основ художественной культуры детей дошкольного возраста напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов в области художественно- эстетического воспитания.
Руководителю ДОУ, организующему процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников необходимо вначале выяснить профессиональную подготовленность педагогов и их затруднения в этом направлении. С этой целью предлагаем провести следующие методы: анкетирование, беседа с воспитателями и детьми, наблюдения за профессиональной деятельностью воспитателей, анализ продуктивной деятельности детей.
Выявив основные затруднения педагогов, мы определили знания, умения и навыки, требующиеся педагогу для осуществления педагогической деятельности в этом направлении.
Необходимо знать:
психофизические и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
психологические основы воздействия комплекса искусств на ребенка;
методологические основы диагностики художественно-эстетического развития дошкольников;
основные направления концепции эстетического воспитания дошкольников, содержание программ в области эстетического воспитания дошкольников;
выразительные средства изобразительного искусства;
основы художественного анализа произведений искусства.
Уметь:
определять и конкретизировать художественно-педагогические задачи, содержание и методы с учетом программы, условий, состава детей;
осуществлять отбор художественной информации в соответствии с целью, логикой и возрастом;
организовать коллективную, подгрупповую, индивидуальную и продуктивную деятельность;
установить необходимые взаимоотношения в процессе индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности.
Владеть:
технологией моделирования педагогических ситуаций, направленных на комплексное освоение различных видов искусства в процессе творческой деятельности;
методами активизации эмоционально-чувственной сферы ребенка;
средствами активизации познавательной деятельности детей;
навыками анализа собственной художественно-педагогической деятельности и планирования путей ее совершенствования.
Разнообразие форм методической работы определяется, прежде всего, сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находится дошкольное учреждение. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи воспитателям. Поэтому, развитие системы методической работы с педагогическими кадрами, с целью повышения качества развития художественно-творческих способностей детей, осуществляется в нашем ДОУ в соответствии с рядом важнейших требований. Они вытекают из объективных закономерностей процесса повышения профессиональной квалификации воспитателей, а именно: практическая направленность, системность и систематичность, оперативность и оптимальное сочетание различных форм и методов работы.
Для каждой группы педагогов были определены задачи психологического сопровождения и рекомендуемые формы методической работы, разработана система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу художественно-творческого развития дошкольников.
Таблица 1.
Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Формы работы Тема, цель, содержание. Участники Ответст венныйПрактический
результат
1. Оказание помощи:
Семинар Тема: «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством».
Цель: систематизация знаний педагогов. Воспитатели всех
возрастных групп. Воспита тель по ИЗО Перспективные планы. Конспекты занятий.
Консультации Тема: «Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста». Индивидуальные консультации
Цель: оказание помощи (по результатам изучения работы воспитателей, по запросам педагогов). Воспитатели ВоспитателиСтарший воспита тельПеречень литературы для оказания помощи. Советы и рекомендации по организации и проведению работы с детьми
Открытые просмотры Занятия по рисованию,
лепке, аппликации,
интегрированные
занятия в разных возрастных
группах.
Цель: использование вариативных форм организации занятий, методы и приемы работы с детьми. Воспитатели Старший воспитатель Конспекты занятий.
Самообразо ваниеТемы: «Рисование
нетрадиционными
способами».
«Декоративное рисование в детском саду». «Ознакомление детей с народно-прикладным искусством».
Цель: расширить знания педагогов, познакомить с новинками литературы. По выбору
воспитате-
лей Заведующая,
Старший
воспитатель Библиогафия по теме. Аннатированный каталог.
2.
Тематический контроль Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» Цель: эффективность работы по развитию художественно-творческих
способностей детей в ДОУ
План проведения тематической проверки Группы старшего дошкольного
возраста Заведующая,
Старший
воспитатель Справка по итогам тематической проверки.
3. Педсовет Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ»
Итоги тематической проверки
О создании комфортной обстановки в ДОУ
Решение задач эстетического воспитания
в музыкальной деятельности Деловая игра «Педагогический пробег» Все педагоги Заведующая,
Старший
воспитатель Решение педсовета 4. Изучение, обобщение, распростране ние и внедре ние передово го опыта. Изучить опыт работы МДОУ Д/с № 2 по развитию творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги. Обобщение и распространение опыта работы Гуляевой М.И. по нетрадиционным техникам рисования. Воспитатели Старший Воспитатель
Старший Воспитатель Итоги изучения.
Обобщенный опыт работы. 5. Создание условий. Приобретение пособий, методической литературы в методический кабинет, изостудию, группы.
Дооборудовать уголки по художественно-продуктивной деятельности в группах
в соответствии с возрастом детей. Заведующая,
старший
воспитатель
Воспитатели Заведующая,
старший
воспитатель
Старший воспитатель Выставка
справочных
материалов,
методической
литературы,
пособий. 6. Формы работы с родителями. Выставка творческих работ «Что нам осень принесла» (Поделки из природного материала и овощей)
Участие в конкурсах на оформление группы к праздникам.
Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей» Консультация для родителей «Устроим картинную галерею»
Цель: добиться взаимодействия детского сада и семьи по проблеме Родители Дети
Воспитатели
Воспитатели Родители Старший Воспитатель
Старший Воспитатель
Старший Воспитатель Выставка
творческих
работ.
Наглядный материал для родителей. 7. Формы работы со школой и другими организация ми Круглый стол «Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Совместная выставка рисунков «Зимушка-хрустальная»
Цель: взаимодействие и преемственность в работе детского сада и школы по проблеме
Посещение выставок в ДЮЦ Экскурсии в городской музей, школу искусств. Учителя начальных классов Воспитатели Старший Воспитатель План работы со школой по направлению преемствен-
ность.
Выставка рисунков в ДОУ.
8. Другие
формы
работы Работа творческой группы по проблеме «Художестве нно-речевая и театрально-игровая деятельность детей»
Цель: разработка новых подходов к развитию художественно-творческих способностей детей, взаимосвязь с другими видами деятельности. Воспитатели
творческой
группы Руководитель
творческой группы Методические
Рекомендации,
перспективные
планы
совместной
работы
воспитателей
групп и
специалистов
Результативность. Чтобы оценить систему методической работы в ДОУ, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разным и зависит от конкретного детского сада. Мы использовали критерии, предложенные Ю.К.Бабанским.
Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка или приближаясь к нему, за отведённое время без перегрузки детей.
Второй критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование.
Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворение результатами своего труда.
Разработанная система методической работы по данной проблеме позволила воспитателям значительно повысить свою педагогическую культуру, расширить область собственных знаний и умений, а педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения приобрел ряд инновационных изменений.
В ДОУ созданы все необходимые условия для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Любая деятельность детей, а особенно художественная, требует соответствующей организации предметно-развивающей среды, эстетически обдуманной, так как эстетическое оснащение, чувство прекрасного проявляются в тесном контакте с деятельностью и материальным окружением. Во всех возрастных группах оборудованы уголки по художественно-продуктивной деятельности, где имеются все необходимые материалы для развития художественно-творческих способностей детей.
Изостудия - особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях.
Приходя на занятия в изостудию, дети попадают в атмосферу искусства: звучит музыка, на стенах размещены репродукции картин художников, произведения декоративно-прикладного искусства, скульптура малых форм, а также выставки детских работ, ведь дети полноценные участники организации предметно-развивающей среды.
Наблюдения показывают, что дети охотно занимаются на занятиях по изобразительной деятельности, им нравится заниматься, а педагоги стали работать более творчески. Самой продуктивной формой работы являются занятия по декоративному рисованию, аппликации, лепке, где дети на основе конкретного вида создают узоры, лепят народную игрушку. Периодически проводятся занятия творческого характера, на которых детям предлагается придумать узор для новых предметов, вещей. Например, нарисовать для Снежной Королевы ткань на платье, украсить кокошник, придумать сказочный букет, сказочный лес и т.д. На этих занятиях дети используют полученные знания о закономерностях декоративной деятельности, составляют новые элементы узора, выбирают цветовые сочетания в соответствии с образом, решают композиционные задачи.
В течение года ДОУ принимает активное участие в различных районных и областных конкурсах («Пусть всегда будет солнце», «Подарок городу», конкурс рисунков на противопожарную тематику), где работы наших воспитанников занимают призовые места. Все это является показателем эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей.
Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей - это данные диагностического обследования изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В начале учебного года (2009-2010) после проведения диагностического обследования изобразительной деятельности детей старшей и подготовительной группы мы получили следующие результаты:
Уровень развития изобразительной деятельности детей
старшего дошкольного возраста
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Мы считаем, что такая положительная динамика является результатом эффективной работы детского сада по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Таким образом, из результатов работы видно значительные позитивные изменения по всем наблюдаемым показателям, что свидетельствует об эффективности реализованной нами системы методической работы по проблеме развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Перечисленные успехи - это результат деятельности всех воспитателей ДОУ. Методическая работа сыграла значительную роль в их профессиональном росте и развитии, повышении профессиональной компетентности. Методическая работа, направленная на обучение педагогов современным подходам к воспитательной деятельности, способствовала повышению качества образования, выбору перспективных форм и содержания работы с детьми, но главное - актуализировала их потребность в профессиональном росте и саморазвитии.
Присоединяйтесь!
Зарегистрировавшись, Вы сможете:
Создать свой персональный мини-сайт.
Разместить на мини-сайте свои разработки и получить Свидетельство о публикации в электронном СМИ и Сертификат о создании персонального сайта.Стоимость свидетельства и сертификата - 80 руб. Подробнее...Документы для Вашего портфолио:
По теме: