КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОМА. 5 КЛАСС.
Урок 17. Обеспечение личной безопасности дома
Предмет: ОБЖ.
Класс: 5.
Цель: рассмотреть основные правила обеспечения личной безопасности в криминогенных ситуациях, которые могут произойти дома, в лифте, в подъезде, при разговоре по телефону.
Ход урока
Организация класса.
Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Обеспечение личной безопасности дома».
Цель урока: рассмотреть основные правила обеспечения личной безопасности в криминогенных ситуациях, которые могут произойти дома, в лифте, в подъезде, при разговоре по телефону.
Проверка домашнего задания.
Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).
Активизация учебной деятельности.
Назовите основные правила личной безопасности.
Дайте определение криминогенной ситуации.
Охарактеризуйте преступные действия, совершаемые грабителем, мошенником, вором, хулиганом, насильником, пьяным человеком.
Изложение программного материала.
Самым безопасным местом для человека является его дом. Однако при определённых условиях и он может стать опасным. Чтобы этого не случилось, необходимо хорошо знать и соблюдать правила безопасного поведения дома. Соблюдение этих правил ограничит возможности преступника.
Никогда не открывайте дверь, не посмотрев в глазок и не спросив, кто пришёл.
Если вы дома одни, не открывайте дверь никому, даже если люди представились работниками коммунальных услуг, полиции или почты. Попросите зайти позже.
Если вас просят принести попить или разрешить позвонить, объясните, как дойти до ближайшего магазина или телефона-автомата.
Никогда и никому не рассказывайте о распорядке жизни членов своей семьи.
Если вам необходимо выйти из квартиры, прежде чем открыть дверь, посмотрите в глазок – нет ли за дверью посторонних.
Выйдя из квартиры, закрывайте за собой дверь.
Если вы вышли и увидели посторонних людей, вернитесь обратно в квартиру.
Не просматривайте почту около ящика, поднимитесь домой и посмотрите там.
Если к вам решили прийти друзья, лучше встретить их на остановке и после этого привести домой.
Если дом оборудован домофоном, перед входом в подъезд наберите номер своей квартиры и попросите родителей вас встретить.
Не выходите на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
Помните о правилах безопасного поведения, предупреждающих нападение в лифте:
Входите в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за вами зайдёт в кабину.
Если в вызванном вами лифте уже находится незнакомый человек, не входите в кабину.
Если вы вошли в лифт с незнакомым человеком, не стойте в лифте к нему спиной и наблюдайте за его действиями.
Помните также о правилах безопасного поведения при разговоре по телефону:
Никогда и никому не говорите, что вы дома одни.
Поднимая трубку, не называйте своего имени.
Если просят назвать адрес, не называйте, попросите позвонить позже, назвав время прихода родителей.
Не участвуйте в опросах по телефону.
Если вас пытаются втянуть в непристойный разговор, положите трубку и сообщите об этом родителям.
Правила поведения в опасных ситуациях, которые могут произойти дома
Если вы открываете дверь, а в квартире – воры:
Не теряйтесь, постарайтесь быстро выйти и захлопнуть дверь, закрыть её на ключ, ключ оставить в замке.
Стучите в двери соседей, просите их прийти на помощь. Просите соседей срочно позвонить в полицию.
Если злоумышленники сумели открыть дверь, немедленно покиньте лестничную площадку и бегите вниз к выходу. При помощи соседей вызовите полицию. Постарайтесь, не подвергая свою жизнь опасности, задержать злоумышленников в доме до прихода полиции.
Если произошло нападение в лифте:
Кричите, шумите, стучите по стенкам кабины. Защищайтесь любыми способами. Если незнакомец пытается зажать вам рот, постарайтесь укусить его за руку.
Постоянно нажимайте кнопку ближайшего этажа и кнопку вызова.
Если двери лифта открылись, постарайтесь выскочить на лестничную площадку, позвать жильцов дома на помощь и выбежать на улицу.
Оказавшись в безопасности, немедленно позвоните в полицию по телефону 02, сообщите, что с вами произошло, точный адрес, сообщите приметы и направление ухода нападавшего.
При угрозе нападения в подъезде поднимите шум, привлеките внимание соседей, постарайтесь выскочить на улицу.
При внезапном нападении в подъезде оцените ситуацию и, по возможности, защищайтесь любым способом. Попытайтесь выиграть время, пока подоспеет какая-либо помощь. Оказавшись в безопасности, немедленно сообщите о случившемся родителям и позвоните в полицию.
Запомните, звонок в дверь, звонок по телефону, встреча с незнакомым человеком у подъезда дома, в лифте, на лестничной клетке могут стать неожиданностью только для человека неподготовленного. Для человека, владеющего правилами личной безопасности, опасные ситуации при встрече с незнакомыми людьми маловероятны. Когда человек знает, откуда ему грозит опасность, как избежать встречи с ней и как себя вести в опасной ситуации, он защищён.
Итог урока.
Задание.
Внимательно прочитайте рассказ «Чудачка Светка» из книги В. Н. Мошкина «Как уберечься от преступника»:
«Как-то я была в гостях у своей одноклассницы Светланы. Её родители уехали по своим коммерческим делам, а нас оставили вдвоём в квартире. Многое меня удивило у них. Да и Светлана тоже странно себя вела.
Во-первых, живут они на четвёртом этаже, а на лоджиях металлические решётки. В подъезде внизу дверь железная с кодовым замком. Мало им, вход в квартиру охраняют две стальные двери! А Светка! Звонит кто-то по телефону. Она трубку берёт: «Слушаю вас! Извините, папа занят. Куда вам позвонить?» Как она такое говорит, ведь отца её дома нет?! А тут ещё неожиданный звонок у входной двери. Поиграть не дают! Света подошла к двери, посмотрела в глазок и молча отошла. Я ей говорю: «Пришли ведь!» Она мне шепчет: «Молчи! Это чужие!» Я ей было: «Ну и что, может, что-то срочное». Но Светка не только дверь не открыла, но и меня от неё увела, попросила молчать».
Проанализируйте поведение Светы в ситуации, которая описана в рассказе. Как бы вы поступили в подобном случае?
Запишите свои действия в дневник безопасности.
Домашнее задание.
Ответить на вопросы к заданию урока, обсудить свои действия в подобном случае с родителями. Записать свои действия в дневник безопасности.
15