Конспект по окружающему миру «Леса умеренного пояса»
Конспект
пробного урока по окружающему миру
проведённого во 2 «В» классе 138 школы
у учителя Мельник Инны Николаевны
студенткой 3 «А» группы ПК №4
Волковой Екатериной Викторовной
Дата: 18 февраля 2013 года
Методист: Школьницкая Оксана Николаевна
Тема: «Леса умеренного пояса»
Цель: Познакомить учащихся с особенностями растений и животных лесной зоны.
Задачи:
знакомство с особенностями сезонного климата зоны лесов;
знакомство с тремя видами лесов: хвойным, лиственным, смешанным;
показать взаимную приспособленность живых организмов- членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
Литература: Учебное пособие А.А. Вахрушев «Окружающий мир» 2 класс 2 часть («Наша планета Земля»), Г. Скребицкий «Раненые деревья»
Оборудование : Презентация «Растения и животные леса», иллюстрации животных и растений тундры и тайги, раздаточный материал.
План урока.
Организационный момент урока1 мин
Повторение по теме «Природные зоны полярного пояса».10 мин
1). Устный опрос
2). Составление пищевой цепи
3). «Найди ошибку в рассказе путешественника»
III. Постановка проблемного вопроса. Актуализация знаний2 мин
IV. Сообщение темы урока.1 мин
V. Работа по учебнику.10 мин
1) Сезонность климата лесной зоны (стр.20)
2) Типы лесов (Стр.21)
3) Физкультминутка
VI. Знакомство с животными лесной зоны..8 мин
(презентация)
VII. Закрепление изученного.5 мин
Тест
Игра «Отгадай по звуку»
VIII. Подведение итогов урока7 мин
Ход урока:
I. Организационное начало урока
Учитель: Здравствуйте. В прошлом полугодии я вела у вас урок окружающего мира по теме «Земля в космосе». Сегодня я тоже проведу урок по окружающему миру. Напоминаю, о том, что меня зовут Екатерина Викторовна. Вы готовы внимательно слушать меня?
Ученики: Да.
Учитель: Тогда мы начинаем урок.
II. Повторение по теме: «Природные зоны полярного пояса»
1)Устный опрос:
Учитель: С какой природной зоной познакомились на прошлом уроке?
Ученики: Природная зона тундра.
Учитель: В каком тепловом поясе расположена эта природная зона?
Ученики: В полярном поясе.
Учитель: Как животные и растения приспособились к жизни в холодном поясе?
Ученики: Полярная сова, волк, морж, тюлень, олень, песец, карликовая берёзка, белая куропатка, мхи, лишайники, морошка, комары.
Учитель:
2) Составление пищевой цепи.
Учитель: На доске картинки растений и животных. Первой задачей вам нужно правильно выбрать те растения и животные, которые заселяют тундру.
Кто хочет выйти к доске и выполнить задание?
Ученик: Выполняет задание.
Учитель: Вы правильно выбрали растения и животные, которые располагаются в тундре. Первый этап задания вы сделали, а теперь нам нужно соотнести картинки растений и животных в порядке пищевой цепи. Кто хочет выйти к доске и выполнить задание?
Ученик: Выполняет задание
Учитель: Пищевая цепь у вас получилось правильно. Теперь нам остаётся обозначить, кто в это пищевой цепи «кормилец», а кто «едок». Кто хочет выполнить это задание?
Ученик: Выполняет задание.
3) Найди ошибку:
Учитель: Послушайте рассказ путешественника. Найдите ошибку в описании природной зоны.
Я остановился и начал копать лопатой яму. Ниже десяти сантиметров лопата зазвенела – там начинается вечная мерзлота.
Мы расставляем палатки, натягиваем марлевые пологи от комаров. Кто-нибудь отправляется за еловыми ветками. Если веток нет, то выдергиваем полярную березку. Она даже зеленая горит неплохо. Разжигаем костёр.
Ученики: Еловые ветки они не могли найти в тундре. Там ели не растут.
III. Проблемный вопрос. Актуализация знаний.
Учитель: Почему такие деревья как ель не могут расти в тундре?
Ученики:
Учитель: В каком тепловом поясе смогут расти эти деревья?
Ученики: В умеренном поясе.
Учитель: Как мы называем место, где растет много деревьев?
Ученики: Лес.
IV. Сообщение темы урока.
Учитель: Кто догадался, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Ученики:
Учитель: Да, сегодня мы познакомимся с лесами умеренного пояса и узнаем, чем эта природная зона отличается от других природных зон.Что вы можете рассказать о лесной зоне?
Ученики:
Учитель: Мы с вами тоже живем в этой зоне. И нам будет легче узнать об особенностях климата.
V. Работа по учебнику.
1)Сезонность климата лесной зоны.
Учитель: Откройте учебник на странице 20. Найдите абзац « Открываем новые знания и проверяем себя». Прочитайте это абзац.
Учитель: Что является особенностью климата лесной зоны?
Ученики: Сезонность климата.
2) Типы лесов.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему эту зону назвали именно лесной?
Ученики: Наличие большого количества деревьев.
Учитель: А какие лесные деревья вы знаете?
Ученики: Ель, сосна, осина, берёза.
Учитель: На какие две группы можно разделить все деревья леса?
Ученики: Лиственные и хвойные.
Учитель: Приведите примеры хвойных деревьев.
Ученики: Ель, сосна, пихта.
Учитель: Приведите примеры лиственных деревьев, которые мы сможем встретить в лесу.
Ученики: Берёза, осина, дуб, ольха.
Учитель: Какие растения более выносливые – хвойные или лиственные? Ответ на этот вопрос вы можете найти в учебнике на странице 21.
Учитель: Как называют лес из хвойных деревьев?
Ученики: Тайга.(плакат)
Учитель: На моей заготовке представлены деревья, которые растут в разных типах лесов. Какие деревья растут в тайге? (1,3,5,7). Кто хочет выйти и выбрать нужные иллюстрации?
Учитель: Как называется лес, в котором растут лиственные деревья?
Ученики: Лиственный лес.(Плакат)
Учитель: Выберите иллюстрации подходящие к лиственному лесу. (2, 8)
Учитель: А бывают ли леса, в которых растут и лиственные и хвойные
деревья?
Ученики: Да.
Учитель: Как вы думаете, как называются такие леса?
Ученики: Смешанные леса(плакат)
Учитель: Какие же виды лисов можно выделить в лесной зоне?
Тайга Смешанный лес Лиственный лес
Учитель: С растительностью лесной зоны мы познакомились, предлагаю сделать нам перерыв на филькультминутку.
3)
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем:
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
А потом наоборот.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели-
И их всех лучи согрели.
·
VI. Знакомство с животными лесной зоны. Самостоятельная работа.
Учитель: Я предлагаю разделиться вам на группы по 4-5 человека. Каждая группа получит по одной иллюстрации лесного животного. Ваша задача написать краткий рассказ о нём. Один участник команды выйдет и прочитает рассказ. Можно писать о том, где обитает животные, чем питается, как выглядит и т.д. А я дополню ваши сведения о животном.
Лисица. Лисица- хищник, причём особенно красивы лисицы в зимнее время. Главный мелкие грызуны: полёвки и мыши. Конечно, она не упустит случая схватить зазевавшегося зайца или тетеревёнка, но если в округе нет мелких грызунов, лисица там будет редкостью. У лисицы великолепный слух: она слышит, как шуршит мышь в траве под толстым слоем снега
Белка. Белка чаще других зверей попадается на глаза. Она житель старого елового леса, питается семенами ели, которые искусно достаёт из шишек. Очень любит лесные орехи и грибы. Которые сушит, наколов на сучок. Для ночёвки она строит гнездо с крышей. В этом же гнезде она летом бельчат выкармливает.
Кукушка. В апреле, когда солнышко припекает жарче, кукушка возвращается из Африки в наши леса. Это довольно крупная птица. Кукушку легко узнать по песенке, которую она выводит: ку-ку! ку-ку! Кукушка не вьёт своего гнезда и не высиживает яйца, которые она снесла. А подкладывает их в гнёзда других птиц, как правило певчим. Питается кукушка гусеницами, очищая лес от вредителей.
Кабан. Кабан – близкий родич домашней свиньи, но похож на неё мало. Это настоящий зверь, мощный и быстрый, вооружённый длинными острыми клыками. Даже волки не рискуют нападать на взрослых кабанов. Перепахивая рылом землю, кабаны поедают корешки, червей, мышей и прочую подземную живность. Опасное время для кабанов – зима с глубоким снегом, когда до земли не докопаться. Для ночёвки в лесу кабаны устраивают толстый плотный настил из еловых ветвей и спят на нём, сбившись в кучу.
Лось. Самый большой обитатель русских лесов - лось. Важно, чтобы в лесу было много молодых осин и рябин, кора их- главный зимний корм лося. Поэтому они часто держатся по зарастающим вырубкам. Летом лоси едят листья и молодые побеги. Лосей часто донимают кусачие мухи, и поэтому они любят принимать ванны, лежа подолгу в небольших лесных водоёмах. Лось –сильный зверь, его оружие не рога, а острые копыта.Копытами лось обороняется от волков и нередко выходит победителем.
Дятел. Дятел предпочитает он хвойные леса. Он прекрасный древолаз, передвигаться по стволу ему помогает строение лап, на которых два пальца направлены вперёд, а два назад. Жёсткий хвост служит ему подпоркой при долблении. Зимой дятел кормится семенами ели и сосны. Под деревом образуется гора пушистых шишек, и называют это « дятлова кузница». Летом дятел поедает насекомых и их личинок, которые живут под корой.
VII. Закрепление изученного.
1) Тест на слайдах
1.Растения - ? - лиса - бактерии гниения.
а) тетерев; б) медведь; в) волк.
2.Какое животное не обитает в тайге?
а) кедровка б) рысь в) лемминг.
3. Какая группа деревьев относится к смешанному лесу?
а) ель, сосна, лиственница, кедр.
б) ель, сосна, рябина, береза, осина.
в) дуб, липа, клен, осина, ясень.
4. Какие животные тайги делают запасы на зиму?
а) лисицы б) белки в) заяц-беляк
5.Какое хвойное дерево сбрасывает осенью все иголки?
а) ель б) сосна в) лиственница
2) Игра «Отгадай по звуку»
Волк, ворона, кукушка, медведь.
Подведение итогов урока.
Учитель: В завершение урока я хочу прочитать вам рассказ Георгия Скребицкого. Внимательно слушайте его и подумайте, как бы вы назвали этот рассказ.
Раненые деревья
Приходит весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы.
Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу и сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают. Вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень листвы.
Помню, в один такой день бродил я в лесу. Неожиданно где-то вдали послышался стук топора.
«Странно, - подумал я, - ведь в этих местах рубка леса воспрещена». Я поспешил на стук. Но он скоро прекратился. Я вышел к опушке. Там уже никого не было видно.
Остановившись и оглядевшись кругом, я заметил возле самой дороги старую, развесистую берёзу. На её стволе ещё издали ярко виднелись свежие следы топора.
Подойдя к дереву, я осмотрел глубокую зарубку. Её сплошь заливал прозрачный берёзовый сок. Обильной струёй он стекал по стволу. Я поглядел вверх, на густые ветви, сплошь усыпанные лиловыми почками. «Они уже не распустятся, - подумал я. – Та влага, которая напитала бы их, теперь без пользы течёт на землю. Дерево постепенно зачахнет, да и погибнет. А чтобы вырастить его, нужно не менее сорок – пятидесяти лет. И такое зло, даже верно, не подумав об этом, сделал кто-то, чтобы глотнуть два-три глотка сладковатого, почти безвкусного сока».
Такая порча деревьев не единственный случай.
Каждую весну тысячи берёз гибнут от топоров и ножей. И ведь не только погибает то дерево, которое надрубили, совсем нет: засохшие деревья – это рассадник всяких вредителей леса. Кроме того, это источник лесных пожаров.
Контрольные вопросы:
-О чём идёт речь в рассказе?
-Как бы вы назвали этот рассказ?
-Что до нас хотел донести автор этого рассказа?
-Что нельзя делать, что бы сберечь лес?
Учитель: Георгий Скребецкий хотел донести до нас всю важность бережного отношения к лесу. Мы должны знать о том, что лес-это дом и пища для животных, лес – творец комфортного для человека климата, Лес используется в различных отраслях народного хозяйства, лес является местом отдыха. Роль леса велика, значит, и человек должен чувствовать ответственность за свои действия в лесу. Каждый из вас должен это знать и по возможности учить других охране наших лесов.
Наш урок заканчивается и хотела бы узнать у вас, что нового вы для себя сегодня открыли?
Ученики: Ответы детей.
Учитель: Мы сегодня с вами отлично поработали. До свидания, успехов вам в учёбе.
P.S. Домашнее задание.
Составить две-три цепи питания, характерные для леса
15