РАБОТА НА ТЕМУ ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Н.Н.Каминская
государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г.п.Белыничи имени Николая Ивановича Пашковского»Содержание
Введение...
4
I. Методологические подходы к формированию речевого дыхания через различные виды деятельности........................................................................
1.1. Ведущая идея опыта.
1.2. Описание сути опыта
1.3. Результативность и эффективность опыта....
Заключение.
Список литературных источников
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5..
8
8
8
11
14
15
16
17
18
19
21
Введение
Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания.
Л. С. Выготский
Темой моего педагогического опыта является «Формирование правильного речевого дыхания в процессе коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста»
Известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но, кроме своей основной физиологической функции осуществления газообмена (поглощения, из атмосферы кислорода и выделения в нее углекислоты), дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевой выдох в процессе произнесения фонем. Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.
Речевое дыхание основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую методику. В исследованиях 3. В. Савковой отмечается, что речевое (фонационное) дыхание дает не только энергию для голоса, но и принимает активное участие для выравнивания силы звучания звуков.
В практике коррекционного обучения и воспитания детей школьного возраста широкое применение имеют дыхательные упражнения, направленные на формирование правильного физиологического и речевого дыхания. Эти упражнения описаны в пособиях Г.А. Волковой [3,6], Л.И. Беляковой [1] с соавторами, Е.Н. Краузе [5] и др.
В своих исследованиях мне хотелось глубже изучить данную проблему и показать, как влияет правильное речевое дыхание на процесс формирования звукопроизношения у учащихся младших классов.
Основой исследования выступают особенности логопедической работы по развитию физиологического и речевого дыхания с артикуляторно-фонематической дислалией.
В исследовании использовались следующие методы:
анализ психолого-педагогической литературы;
экспериментальное исследование;
коррекционная работа по развитию речевого дыхания;
количественный и качественный анализ данных.
В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей школьного возраста с речевыми нарушениями, среди которых весьма распространенным является артикуляторно-фонематическая дислалия. Любая патология речи ограничивает развитие познавательной и личностной сферы ребенка, а также его способностей и социальных возможностей, являясь причиной неудач в предстоящей учебной деятельности, что подчеркивается в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др.
Среди разнообразных речевых нарушений в работе чаще мы сталкиваемся с артикуляторно-фонематической дислалией [4,7]. Это речевое нарушение, обусловленно несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным признакам в моторном звене производства речи. Выделяют два варианта нарушений. В первом случае артикуляторная база оказывается неполностью сформированной, при отборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) выбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Таким образом, происходит замена одних звуков другими. В роли заменителя выступает звук, более простой по артикуляции. Во втором случае нарушений артикуляторная база оказывается полностью сформированной, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым. Например, одни и те же слова в разное время ребенок может произносить как правильно так и неправильно. Замена и смешение звуков при этой форме дислалии осуществляется на основе артикуляционной близости звуков. Например, меняется “т” на “к”, “д” на “г”, “с” на “сь”, и т.д. (“Коля” “Толя”, “сад” “сядь”, “лук” “люк” и т.д).
Проблема состоит в недостаточной разработанности эффективных методов, отсутствии целостной, основанной на комплексном подходе, системы работы по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей школьного возраста с нарушениями речевой артикуляции.
В рамках комплексного подхода к решению актуальных проблем логопедической практики целенаправленное поэтапное формирование физиологического и речевого дыхания, построенное с учетом взаимосвязи физического, психологического и речевого развития, способствует повышению эффективности коррекционной работы при нарушениях звукопроизношения.
Все это позволяет сделать вывод о необходимости проведения профилактических, коррекционных, а в некоторых случаях, реабилитационных мероприятий по нормализации физиологического и речевого дыхания у детей, в условиях учреждения общего среднего образования, что и обуславливает актуальность темы моего исследования.
Целью данной работы является изучение и анализ особенностей речевого дыхания у учащихся с артикуляторно-фонематической дислалией и поиск необходимых методов и приёмов по нормализации длительности и силы воздушной струи в процессе свободного речевого общения.
В соответствии с целью и актуальностью данной работы, представляется возможным выделить следующие задачи исследования:
проведение анализа специальной литературы по проблеме изучения, диагностики и коррекции артикуляторно-фонематической дислалии у учащихся младшего школьного возраста;
организация экспериментального изучения особенностей физиологического и речевого дыхания школьников с артикуляторно-фонематической дислалией;
подбор комплекса упражнений, направленных на коррекцию физиологического и речевого дыхания учащихся;
проведение коррекционной работы по развитию правильного речевого дыхания в процессе в свободной фразовой речи.
Объектом исследования являются учащиеся младшего школьного возраста с артикуляторно-фонематической дислалией.
Методологические подходы к формированию речевого дыхания через различные виды деятельности
1.1 Ведущая идея опыта
Для изучения особенностей физиологического и речевого дыхания учащихся с артикуляторно-фонематической дислалией было проведено исследование, в котором принимали участие 20 учащихся первых классов (в их число входили дети с артикуляторно-фонематической дислалией и дети, не имеющие речевых нарушений). Все ребята были разделены на группы, по 10 человек в каждой. В экспериментальной группе детей с артикуляторно-фонематической дислалией были 4 девочки и 6 мальчиков, в группе сверстников без речевых нарушений – 5 мальчиков и 5 девочек.
Первостепенная задача эксперимента состояла в следующем: установить длительность и силу выдоха у детей разных групп, определить, какое количество слов (слогов) дети способны произнести на одном выдохе, определить методы и приемы работы по нормализации длительности и силы выдоха и выработке ровного дыхания в процессе свободного речевого общения.
1.2. Описание сути опыта
Эксперимент включал несколько заданий.
Суть первого задания: выявить длительность и силу неречевого выдоха. Дети должны были производить выдох через рот. Чтобы увлечь их заданием, предлагала игровые ситуации: как можно дольше дуть на ватку, снежинку и т.д. Время выдоха фиксировала с помощью секундомера. Силу выдоха, умение целенаправленно посылать воздушную струю определяла в ходе игр «Дует ветерок», «Подуй на снежинку, парус,». Например, следовало подуть на бумажного лыжника так, чтобы он как можно дальше переместился по гладкой поверхности стола. Вначале дети учились делать длительный выдох на основе зрительного примера. Путь, пройденный лыжником, измерялся линейкой.
Второе задание проходило на материале стихотворения А. Барто «Наша Таня» (включает 17 слов или 31 слог), что помогало установить, какое количество слов (слогов) могут произнести учащиеся на одном выдохе. Наблюдая, фиксировала, когда ребенок добирает воздух или делает вдох в процессе речевого высказывания. В процессе чтения стихотворения на подготовленных карточках с текстом (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) отмечала места, где производился вдох.
Полученные в результате исследования данные протоколировала в таблице (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Учитывая, что произносимые слова могут быть различными по протяженности (короткие длинные), при анализе одновременно подсчитывала количество слогов, произносимых ребенком на одном выдохе (иными словами, за единицу измерения брала слова и слоги).
Проанализировав результаты диагностических упражнений, я увидела, что у учащихся экспериментальной подгруппы (с артикуляторно-фонематическими нарушениями речи) в сравнении с подгруппой детей, не имеющих речевых нарушений, заметно страдает длительность неречевого выдоха, в значительной степени увеличивается количество вдохов в процессе произнесения одинаковой по количеству слов фразы. Поэтому следующим этапом моего эксперимента было планирование работы, способствующей коррекции выявленных нарушений. С этой целью я подобрала комплекс игр и упражнений на развитие речевого и неречевого дыхания, ряд чистоговорок, поговорок и стихотворных форм с ритмическим рисунком. Очень нравились детям такие игровые упражнения, как «Загнать мяч в ворота», «Фокус», «Шторм в стакане», «Надуй шар» и другие
В процессе коррекционной работы проводились упражнения на развитие дыхания, которые способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности [11]. Эти упражнения сочетались с движениями рук (вверх вниз, вверх в стороны, вверх на пояс, вверх на голову и т.д.), с движениями туловища (повороты вправо влево, наклоны вперед, круговые вращения), с движениями головы (наклоны к плечу, на грудь, круговые повороты). Например, детям предлагалось подняться на носки, руки потянуть вверх вдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс выдох. Поворот туловища вправо, руки на уровне плеч также отводятся вправо вдох, возвращение в исходное положение: туловище прямо, руки опущены вниз выдох. Поднять голову вверх вдох, опустить медленно на грудь выдох и т. д.
В упражнения на развитие дыхания обязательно включала речевой материал, произносимый на выдохе. Например, подняться на носки, руки потянуть вверх вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук /с/ (или /ш/, /ф/, /х/), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова: с открытыми слогами, закрытыми, двух- и трехсложные; фразы, состоящие из трех пяти слов. Удлинялись фразы, что требовало более длительного выдоха.
Особого внимания и индивидуализации подхода требовала Анна К. Долгое время девочка не умела сосредотачивать артикуляцию на воспроизведении дыхательной струи, выдох получался слабый и короткий. Анна делала большое количество вдохов при воспроизведении даже короткой фразы из нескольких слов. Работу с ней приходилось начинать с самых простых упражнений (подуть на ватку, снежинку и т.д.). На первом этапе приходилось показывать практически каждое упражнение, помогать детям регулировать силу выдоха, его направление, подключая все анализаторы (подуть на тыльную сторону ладони, прослушать звуки воздуха с закрытыми глазами, прочувствовать тепло либо холод воздушной струи и т.д.). Для развития мышечного аппарата использовались специальные игровые упражнения, направленные на увеличение силы сокращений дыхательных мышц, на повышение их выносливости, что укрепляет мышечный корсет и вертикаль позвоночника, способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания.
Постепенно, приобретая навыки, мы переходили к словесной инструкции и более сложным заданиям, по мере выполнения которых мы шаг за шагом добивались поставленных целей.
В работу по коррекции речевого дыхания постепенно привлекались и родители учащихся. Для того, чтобы привлечь родителей к решению данной проблемы, я выступала на родительских собраниях, выпускала красочные буклеты, регулярно обновляла уголки для родителей новой информации по теме. Подбирала специальные упражнения и действия, которые ребенок может выполнять совместно с родителями и под их контролем.
Так, родители узнавали, что развитию речевого дыхания способствуют свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.
Задания усложнялись постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводилась на отдельных звуках, слогах, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов, чистоговорок и т. д. В каждом упражнении внимание детей направлялось на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
1.3. Результативность и эффективность опыта
В результате проведенной коррекционной работы учащиеся экспериментальной группы при проведении заключительного обследования показали довольно неплохие результаты. Заметно увеличилась продолжительность неречевого выдоха, исчезли хаотичные частые вдохи в середине коротких фраз, даже у Анны К. наблюдалось значительно меньше хаотичных вдохов в середине фразы.
Проверка количества слов и слогов, которые учащиеся могли произносить на одном выдохе без дополнительного добора воздуха показала, что на конец эксперимента в процессе чтения стихотворения А. Барто «Наша Таня» ребята в среднем производили 3-4 вдоха, в то время как на начало эксперимента их насчитывалось до 7. В основном все учащиеся научились добирать воздух после воспроизведения полной строки, т. е. воздуха им хватало на то, чтобы озвучить 4-6 слов, не нарушая при этом плавности воспроизведения текста.
Как показали результаты коррекционной работы в сравнении обоих экспериментальных групп, продолжительность неречевого выдоха в группе учащихся с артикуляторно-фонематической дислалией оказалась на 17% выше, чем у сверстников группы учащихся, не имеющих речевых нарушений, а количество вдохов в процессе чтения стихотворения в первой экспериментальной группе, в сравнении со второй, уменьшилось на 47%. (Приложение 2)
Диаграмма 1. Сравнительные результаты проведения диагностики речевого дыхания
Начало эксперимента
Конец эксперимента
Таким образом, эксперимент показал, что у учащихся первой экспериментальной группы в результате проведенной коррекционной работы наблюдалась значительная динамика, в то время как у ребят второй экспериментальной группы наблюдались лишь незначительные положительные изменения.
Заключение
Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания, хотя последнее от речевого отличается тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох. При физиологическом же дыхании после вдоха сразу следует выдох, и только потом пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.
При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть либо короче, либо длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох несколькими и постоянно меняется по своей силе. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, набранного в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения.
В результате правильно спланированной и системно проводимой коррекционной работы у всех ребят экспериментальной группы заметно увеличился выдох во время произнесения фразы в свободном общении, исчезла хаотичность дыхания, дети более свободно и уверенно стали чувствовать себя в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Обращаться с языком
кое-как - значит и мыслить
кое-как: приблизительно,
неточно, неверно
А. Н. Толстой
Список литературных источников
Власенко И. Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. - 1988. - №4. - С. 24- 27.
Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб., 1993, - 326 с.
Киселёва В.А. Комплексное исследование детей со артикуляторно-фонематической дислалией //Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец, М. - Воронеж, 2003, с. 39 - 50.
Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М., 1999. – 680 с.
Лопатина Л.В. Индивидуальные особенности детей со артикуляторно-фонематической дислалией по состоянию неречевых и речевых функций // Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М. - Воронеж, 2003. - С. 108 - 112.
Мартынова Р. И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Автореф. канд. дне. М., 1972, - 22 с.
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. В. Чиркиной. - М., 2002. – 240 с.
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недо-развитием: воспитание и обучение. – М., 2000. – 273 с.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981. – 298 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточка с заданием для определения количества слов, произнесенных ребенком на одном вдохе
Начало эксперимента
Анна К. (подгруппа детей с артикуляторно-фонематической дислалией)
Наша Таня громко
плачет,
Уронила в речку мячик,
Ти-ше,
Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
Конец эксперимента
Анна К. (подгруппа детей с артикуляторно-фонематической дислалией)
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Протокол проведения диагностики в группе детей с артикуляторно-фонематической дислалией
№ п/п
Имя ребенка
Продолжительность неречевого выдоха (в сек.)
Количество вдохов в процессе чтения стихотворения
Начало экспери
мента
Конец экспери
мента
Начало экспери
мента
Конец экспери
мента
1
Анастасия
3
4
4
3
2
Арсений
4
5
3
2
3
Анна
3
5
6
3
4
Максим
4
6
4
3
5
Лилия
3
4
5
4
6
Лера
2
4
5
4
7
Егор
4
6
5
3
8
Тимофей
3
5
4
3
9
Никита
3
7
5
2
10
Евгений
3
4
3
2
· = 3,2
· = 5
·= 4,4
· = 2,9
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Протокол проведения диагностики в группе детей, не имеющих нарушений речи
№ п/п
Имя ребенка
Продолжительность неречевого выдоха (в сек.)
Количество вдохов в процессе чтения стихотворения
Начало экспери
мента
Конец экспери
мента
Начало экспери
мента
Конец экспери
мента
1
Даниил
6
6
2
2
2
Яна
5
5
3
3
3
Ярослав
6
7
2
2
4
Эвелина
6
6
2
2
5
Александр
5
5
3
2
6
Станислав
5
5
3
3
7
Дарья
6
6
2
2
8
Полина
7
6
2
2
9
Екатерина
6
6
3
2
10
Елисей
5
5
4
3
· = 5,7
· = 5,8
·= 2,6
· = 2,3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Игры на развитие речевого и неречевого дыхания.
«Загнать мяч в ворота».
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями
«Подуть через трубочку».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.
«Сдуть снежинку».
Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1x1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.
«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.
«Надуй шар».
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 34 раза в медленном темпе.
«Чей пароход лучше гудит?»
Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. "Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?" Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.
«Капитаны»
Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Тема: Дифференциация звуков [С]-[З] и букв, которые их обозначают в словах и предложениях.
Цели:
Учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают.
Закреплять умение определять место звука в слове.
Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками [С]-[З].
Развивать речевое дыхание.
Развивать у учащихся потребность к правильной и чёткой речи.
Воспитывать чувства взаимопомощи, самоконтроля.
Оборудование: предметные картинки (коза, коса), предметные картинки со звуками [С]-[З], зеркала, карточки с заданиям, тетради.
Ход занятия
1. Организацинный момент
Сядет тот, кто правильно произнесёт слоги:
За-са-са Со-зо-зо-со
Со-зо-со За-за-за-са
Су-зу-су Зы-зы-сы-сы
Внимание!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, зеркало, тетрадка!
2. Основная часть
-Сегодня мы будем говорить о двух чудесных звуках. Если в слове заменить один звук другим, то получится новое слово.
[З]
КО А
[С]
-Прочитайте, какие слова у меня написаны.
-Чем похожи и чем отличаются эти слова?
Похожи: количеством звуков и букв, началом и концом слова.
Различаются: звуками [С]-[З] и буквами «С»-«З», значением слов.
Игра «Водичка-вода» на речевое дыхание (усиление воздушной струи).
-Подуйте звуки [С]-[З] на тыльную сторону ладони
-Когда струя воздуха сильнее?
-А теперь скажите, какие звуки мы сегодня будем учиться различать?
-Сегодня на занятии мы будем учиться различать на слух звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают, в словах и предложениях.
-А сейчас вспомните, как воздух выходит из насоса и свистит: «С»-«С»-«С».
Произнесите его. Обратите внимание, в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
(Губы - растянуты в улыбку, зубы – сближены, кончик языка – упирается в нижние зубы)
-А теперь вспомните, как сердито звенит большой комар: «З»-«З»-«З».
(Разбираем артикуляцию звука)
-Сделайте вывод об артикуляции звуков [С]-[З].
-А давайте подумаем, чем же они отличаются?
-Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко? (При звуках [С]-[З]).
-С голосом или без голоса произносим этот звук?
Вывод: [З] - звонкий, [С] - глухой.
-В слове «коса» звук [С] твёрдый или мягкий?
Дайте характеристику звуку [С].
-В слове «коза» звук [З] твёрдый или мягкий?
Дайте характеристику звуку [З].
Итак, чем же отличаются звуки [С] и [З]?
-А сейчас поиграем. Если вы услышите среди других звуков [З] - хлопните в ладоши, [С] - топните.
(А, В, З, У, К, Ш, С, Д, З, С, С, Л, К, О, З, С)
-Какой буквой на письме обозначен звук [З]?
-Какой буквой на письме обозначен звук [С]?
Буквы выставляю на доску)
Откройте тетради и напишите число.
Дифференциация звуков в слогах
-А теперь такое задание: я буду говорить различные слоги, а ваша задача выбрать слоги со звуком [З] и записать под букву «З», слоги со звуком [С] - под букву «С».
(За, бу, ду, со, мо, зо, ду, са, ло, ма, сы, зы, ка, ды, ты, зу, лу, су)
Прочитайте слоги в первом столбике.
-С каким звуком все эти слоги?
Дайте характеристику звуку [З].
-Прочитайте слоги во втором столбике.
-С каким звуком все эти слоги?
Дайте характеристику звуку [С].
Дифференциация в словах
-Сейчас поиграем в игру «Кто куда спрятался». Работаем устно. Вы отгадываете слово, определяете звук, место звука в слове.
-Кто в левом верхнем углу?
-Что в правом нижнем углу?
-Что над капустой?
-Что под зайцем?
-Кто слева от санок?
-Кто между косой и собакой?
-Кто справа от слона?
-Что между собакой и стаканом?
-Что в левом нижнем углу?
-А сейчас запишите слова со звуком [З].
Прочитайте какие слова вы выписали.
Подчеркните букву «З».
В слове «коза» слышу «З», подчёркиваю букву «З» двумя чертами, т.к. это звонкий согласный.
В слове «коса» слышу звук «С», подчеркиваю букву «С» одной чертой, т.к это глухой согласный звук.
Физкультминутка
Скок-скок, скок-скок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
Всех друзей играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки становись!
На носочки, скок-скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли пятки.
-А теперь мы поиграем в игру «Из двух – третье».
Вам нужно соединить слова первого столбика со словами второго столбика, чтобы получились новые слова.
Записать эти слова в тетрадь.
(Дети самостоятельно записывают слова, затем проверяем, подчёркиваем буквы «С» и «З»)
фа сук
бар оса
пол соль
зал яр
стол ежи
Дифференциация в предложениях
На партах у вас лежат карточки. Прочитайте задание.
ЗАДАНИЕ:
Спиши предложения, вставляя по смыслу слова из справки. Подчеркни буквы «З» и «С».
Зимой стояли сильные .
Собака оскалила острые .
Возле беседки берёза.
Сегодня будет десять мороза.
Слова для справки: градусов, зубы, стоит, морозы.
(В слове морозы слышу звонкий согласный [З], пишу букву «З», подчёркиваю одной чертой).
3. Итог занятия
-Какие два звука мы сегодня учились различать?
-Чем они похожи?
-Чем они отличаются?
-Придумайте слова со звуками [З] и [С].
4. Рефлексия
На доске висят солнышко и тучка.
Если тебе было интересно выполнять задания, то прикрепи солнышку лучик, а если тебе было не интересно, то тучке – дождинку.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015
·15