Презентация для учителя урока окружающего мира на тему Леса умеренного пояса
Лысенко Елена Владимировна Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 29 г. СургутаСтаж общий 19 лет, стаж работы в данной должности 19 летI квалификационная категория Образовательная система «Школа 2100»Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема: «Леса умеренного пояса» (тема 22)Тип урока: «открытие» нового знания Структура урока:I. Организационный моментII. Актуализация знанийIII. Постановка проблемы, планирование деятельностиIV. Открытие «новых» знанийV. ФизминуткаVI. Первичное закреплениеVII. Самостоятельное применение знаний VIII. Итог урока Цели Основные общеучебные цели:развивать организационные умения: продолжать учиться;ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;находить информацию в текстах, иллюстрациях;формулировать логично обоснованные высказывания, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;делать выводы на основе обобщения знаний;оценивать результаты работы по заданию;воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в парах.Основные предметные цели: 1-я линия развития (объяснять мир):находить на карте изученные природные зоны (программный уровень);описывать климат, особенности природного и животного мира (необходимый уровень) 2-я линия развития (отношение к миру):определять роль леса в жизни человека. Планируемый результатПредметные:-называть природные зоны и их особенности;-пользоваться картой, находить и показывать зону лесов умеренного поясаМетапредметные:Регулятивные УУД-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;-работая по предложенному плану использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).Познавательные УУД: -перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни. Методы и методические приёмы:метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подводящий к знанию диалог, блиц-опрос, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знанияФорма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.Оборудование:доска, видеопроектор, компьютерСредства обучения:«сигналы» мультимедийная презентация, мультимедийный программный продукт единой коллекции ЦОР, карточки с текстом, игра «Найди нас», тест. Литература для учителя: Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа/Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна.- М.: Баласс, 2010. – 336 с.Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с. Вахрушев А.А. Методические рекомендации к учебнику «Наша планета Земля» 2 класс.- М.: Баласс, 2009.Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Наша планета Земля» 2 класс. Учебник.– М.: Баласс, 2009.Литература для учащихся:Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Наша планета Земля» 2 класс. Учебник.– М.: Баласс, 2009. --Лес. -Наш урок мы начнём с загадки:Дом со всех сторон открыт,Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. Мультимедийнаяпрезентация(Слайд 1, 2) Фронтальная Включениевсего класса (2 минуты) I Организаци-онный момент Ученики Учитель Средство Форма Метод Этап урока Ход урока -Работа с «сигналами». Прежде, чем отправиться на экскурсию в лес, проверим свои знания. Я буду задавать вам вопросы, если вы согласны, показываете зеленый сигнал, если нет – красный. Если правильно ответите на все вопросы, увидите свою оценку.-Зона тундры протянулась с запада на восток, по побережью северных морей (да).-В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день (нет).-Природные условия тундры суровы: длинная зима и короткое прохладное лето (да).-Растения тундры высоко тянутся к солнцу (нет).--Большое скопление птиц на скалах называют птичьи базары (да).--В тундре обитают тюлени, моржи, киты (нет). «Сигналы».Мультимедийнаяпрезентация(Слайд 3) Индивидуаль-ная Блиц-опрос (5 минут) II. Актуализациязнаний Ученики Учитель Средство Форма Метод Этап урока -Она лежит южнее зоны тундры.Выдвижение гипотез(с одобрением выслушивается любая гипотеза)-Какой там климат, какие растут растения, какие животные там обитают.-Составили программу действий на уроке.-Какой там климат.-От того, какой климат,зависит, какие растения и животные будут обитать. Продолжаем изучатьприродные зоны.-Посмотрите на карту природных зон.-Где расположена зона лесов?-Если зона лесов расположена южнее, чем она будет отличаться от других природных зон?-Каков характерный признак зоны лесов?-Что мы должны узнать про лесную зону?-Что мы сейчас сделали?-С чего должны начать?-Почему? Мультимедийная презентация(Слайд 4)Мультимедийная презентация(Слайд 5)Учебник с.104-105План урокаКЛИМАТРАСТЕНИЯЖИВОТНЫЕ Фронтальная, индивидуальная Проблемный вопросПобуждаю-щий к выдвижению и проверке гипотез диалог (5 минут) III. Постановка проблемы, планирование деятельности. Ученики Учитель Средство Форма Метод Этап урока Хорошо гулять по лесу! (Дети шагают)Вот высокая сосна,К солнцу тянется она. (Потягивания – руки вверх)Над поляной дуб старинный, (Потягивания – руки в стороны)Ветви в стороны раскинул. Хорошо гулять по лесу! (Дети шагают)Но учиться интересней! (Дети садятся за парты) V. Физминутка(2 минуты) -Зона лесов расположена в умеренном климатическом поясе.-Ярко выражены четыре времени года.-Зима сурова, но менее продолжительна, а лето теплее, длится дольше.-Здесь лето значительно теплее и дольше, достаточное6 количество света и влаги. -Прочитайте текст, затем ответьте на мои вопросы.-В каком климатическом поясе расположена зона лесов?-Каков климат?-Почему здесь растут деревья, хотя зимой бывают морозы не слабее, чем в тундре? Работа с текстом(Приложение №1)План урокаКЛИМАТ Индивидуальная, фронтальная Проблемный вопрос (15 минут) IV. Открытие «новых» знаний Ученики Учитель Средство Форма Метод Этап урока -Тайга, смешанные и широколиственные леса.-Там растут хвойные деревья.-Растут лиственные деревья, листья которых опадают на зиму.-В тайге более суровый климат, поэтому и растения, которые приспособились к нему.-В лиственных лесах более мягкий климат, поэтому там больше растений.-В природе все взаимосвязано, жизнь растений зависит от климата, в котором они произрастают. - Посмотрите на карту-Какие подзоны можете назвать, судя по цвету?-Что вы узнали о тайге из учебника?-Что можете рассказать о лиственных лесах?-Подумайте, почему именно эти растения можно увидеть в той или иной части?-Какой вывод можносделать? Учебник с.104-105Мультимедийная презентация(Слайд 6)Учебник(с. 21)Мультимедийная презентация(Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13,14) План урока РАСТЕНИЯ Индивидуальная.Фронтальная Сопоставле-ние «открытого» знания с научной формулиров-кой учебника 1. Работа с учебником Ученики Учитель Средство Форма Метод Этап урока -Бурый медведь не может жить в Арктике.-Там суровый климат, мало корма.-В зоне лесов.-Из энциклопедий, книг, Интернета -Распределите животных по местам их обитания.-Почему у вас остались лишние животные?-А почему бурый медведь не может жить в Арктике?-Как вы думаете, где могут жить эти животные?-Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ - они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы. О животном мире леса можно говорить бесконечно.-Из каких источников вы можете добыть новые знания? План урокаЖИВОТНЫЕМультимедийная презентация (Слайд 15)Мультимедийная презентация(Слайд 16, 17) Фронтальная Подводящий к знанию диалог 2. Проблемная ситуация. Ученики Учитель Средство Форма Метод Этап урока Ответы детей.-Растения вырабатывают кислород, которым дышат животные, животные питаются семенами деревьев, осенью запасают семена на зиму. Из несъеденных запасов вырастают новые растения. -Покажите на карте зону лесов.-В чем особенность климата?-Назовите растения этой зоны. -Как они приспособились?-Назовите животных.-Почему растения и животные не могут обходиться друг без друга? Учебник с. 104-105 Фронтальная Блиц-опрос (5 минут) VI. Первичное закрепление -Составляют слова. -В поле спрятаны названиярастений и животных леса, постарайтесь их найти. Слова могут располагаться как угодно. -У вас останутся буквы, расположив их правильно, вы поймете, как поработали сегодня на уроке. Игра «Найди нас»(Приложение №2)Мультимедийная презентация(Слайд 18) Работа в парах. Продуктивное применение 3. Применение нового знания. Ученики Учитель Средство Форма Метод Этап урока Работают в группах по 4 человека (готовность группы показывается поднятыми руками)-б-а, в-а-а, б, в 1.Тайга-этоа) смешанные леса;б) хвойные леса;в) широколиственные леса.2. Хвойные деревья а) кедр, сосна;б) береза, клен;в) лиственница, ель.3. Вечная мерзлота имеетсяа) в зоне тайги;б) в зоне широколиственных лесов;в) в зоне смешанных лесов.4. Растительность зоны лиственных лесов более разнообразна, так кака) теплее;б) почва богата питательными веществами;в) больше выпадает осадков.А теперь сверьте свои ответы с ключом к тесту. Тест(Приложение №3)Мультимедийная презентация (Слайд19) Групповая (5 минут) VII. Самостоятель-ное применение знаний Ученики Учитель Средство Форма Метод Этап урока -С.20-23, чтение текста;- группа «ботаников» готовит сообщения о редких растениях леса; группа «зоологов» - сообщения о редких животных леса. Домашнее задание (2 минуты) - Чем отличается зона лесов умеренного климата от других природных зон?-Какой признак можем назвать характерным для зоны лесов?Ответы детей с опорой на план урока.-Больше солнца, больше выпадает осадков.-Большое разнообразие растений, поэтому обитают разные животные. -Какие вопросы стояли перед нами в начале урока? - Как на них можно ответить сейчас? Для ответа используйте план урока.Выставление оценок- Спасибо за урок. План урокаМультимедийная презентация(Слайд 20) Фронтальная Вывод по проблемеОценивание (4 минуты) VIII. Итог урока Ученики Учитель Средство Форма Метод Этап урока Самоанализ урока окружающий мирпо теме «Леса умеренного пояса»во 2 классе «а», разработанный и проведённыйучителем начальных классов МБОУ СОШ №29Лысенко Еленой Владимировной Образовательная система «Школа 2100» реализует технологию проблемно-диалогического обучения. Анализируемый урок построен с использованием технологии проблемного диалога. При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, возможности учеников 2 «а» класса. Данный урок окружающего мира относится к типу урока «открытия» нового знания. В рабочей программе тема «Леса умеренного пояса» разбита на три урока, данный урок является первым. Учебные задания соответствуют последовательности цели урока. Цели урока были поставлены по двум линиям развития: объяснять мир и отношение к миру, включающими в себя образовательные, развивающие и воспитательные цели. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. Структура урока соответствует типу и особенностям урока окружающего мира по технологии проблемно-диалогического обучения, обеспечивающим творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного диалога. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны. На этапе актуализации и постановки проблемы использовались методы постановки проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подведение к теме с мотивирующим приёмом. Ученикам предлагалось ответить на вопросы блиц-опроса. Это способствовало созданию мотива для изучения нового материала, актуализации имеющихся у учащихся знаний, необходимых для изучения новой темы. Составление плана урока в виде опорных слов позволило учащимся самостоятельно определить проблему и тему урока, а учителю – организовать планирование деятельности учащихся. Выдвижение и проверка гипотез позволили перейти к следующему этапу урока - открытию «новых» знаний. На этапе актуализации и постановки проблемы использовалась фронтальная и индивидуальная формы работы. Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. На этапе открытия «новых» знаний использовалась работа в парах. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, то есть, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию, а также воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы в парах. В соответствии с принципом наглядности, на данном этапе уроке использовалась мультимедийная презентация, содержащая материал для зрительного восприятия. Большое количество слайдов обусловлено объемным содержанием урока, поэтому целесообразно быстрое прощелкивание с 7 по 17 слайд. Применение здоровьесберегающих технологий (тематическая физминутка) позволило снятию умственного и физического утомления. На этапе первичного закрепления использовался блиц-опрос. Это позволило организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи, усилило положительную мотивацию обучения и помогло осуществить выполнение учебных заданий разных видов. На следующем этапе урока была организована самостоятельная работа учащихся с применением новых знаний. Работа в группе позволила организовать взаимопроверку, выявление места и причины затруднений. Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем результатов урока. Организованная работа по технологии проблемного диалога, план урока, знания, которые дети получили в результате исследования, позволили без труда сделать вывод по проблеме. В начале изучения блока о природных зонах класс заранее был разделен на группу «ботаников» и «зоологов» - для более подробного изучения растений и животных той или иной природной зоны. В качестве домашней работы учащиеся получили творческие задания по группам, что тоже способствовало не только деловой, но и творческой атмосфере урока. Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели. Применение технологии проблемного диалога, выбранные методы, формы и средства обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха. По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.