Подготовка учителя НОО к уроку в условиях реализации ФГОС. Технологическая карта урока учителя НОО.

МО НОО, Куликовская Т.Г.
Учителями МО НОО школы накоплен огромный опыт работы по ФГОС. Пятый год учителя реализуют системно-деятельностный подход в обучении и организуют учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Новый стандарт впервые определил системно-деятельностный подход  как основу организации образовательного процесса.
Каждый учитель МО организует на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволяющая ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность обучающихся специально организует учитель, и какой результат рассчитывает получить.
Отразить системно-деятельностный подход в обучении и организовать учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС НОО помогает технологическая карта урока.
Технологическая карта урока это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Учителя МО составляют технологическую карту урока в виде таблицы, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителями параметрам. Такими параметрами являются этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Карты отличаются по количеству и структуре разделов в зависимости от степени детализации хода урока.
1
Структура урока усвоения новых знаний
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление - в знакомой ситуации (типовые) - в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3
Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. - с целью подготовки к контрольному уроку - с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4
Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5
Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6
Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Но при составлении любой технологической карты учителя МО учитывают узловые блоки:
1
Целевой
блок
Тема урока.
Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи -образовательной, развивающей, воспитательной. Кроме этого, в данном разделе нужно отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.
Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО, здесь необходимо отразить как личностные, предметные, метапредметные.

2
Инструментальный блок
Задачи урока (образовательные, развивающие и воспитательные) - ряд действий, которые необходимо решить на данном уроке.
Тип урока
Учебно-методический комплекс урока должен отображать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение.

3
Организационно-деятельностный
блок
Основные понятия - ключевые слова, названия, правила, которые должны быть усвоены учениками.
Организация пространства, т.е.форма проведения урока (фронтальная, групповая, индивидуальная, парная и т.д.)
Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии.
Действия обучающихся как раздел технологической карты отражает деятельность обучающихся. Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые направлены на формирование и развитие УУД.
Диагностика результатов урока отображает в технологической карте разнообразные методы контроля и самоконтроля обучающихся, подведение итога урока.
Домашнее задание


Наибольшие затруднения при составлении технологических карт вызывает формулировка цели урока как решение триединой задачи – образовательной, развивающей, воспитательной. Учителя МО Федирко Галина Борисовна, Глебова Евгения Юрьевна, Курочкина Лариса Ивановна, Винникова Елена Александровна, Куликовская Татьяна Геннадьевна, Баер Мария Евгеньевна, Перелыгина Ирина Юрьевна, Идельбаева Зиля Ибрагимовна выработали методические рекомендации по формулированию целей урока.

Варианты формулировок

образовательных целей урока
сформировать понятие;
дать общую характеристику явления;
устранить пробелы в знаниях;
выработать знания и умения;
изучить основные этапы творческого пути;
исследовать зависимость;
научить анализировать, выделять (главное, существенное);
охарактеризовать содержание, основные положения, взгляды;
приблизить к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др.;
обобщить знания, умения по;
проконтролировать степень усвоения следующих терминов и понятий, изученных и сформированных на предыдущих уроках;
сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие УУД по данному учебному материалу.

развивающих целей урока
развивать интерес к конкретной деятельности на уроке;
развивать интерес к предмету;
развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;
развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;
формировать (закрепить, отработать) умение планирования и самоконтроля;
содействовать развитию воли и настойчивости;
развивать эмоции обучающихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций);
развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;
учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;
учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;
учить устанавливать межпредметные связи;
развивать у учащихся умения выделять главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;
формировать умение преодолевать трудности в учении. закалять волю.

воспитательных целей урока
пробудить чувства обучающихся (удивления, гордости, уважения, сопричастности);
пробудить чувство ответственности, долга;
вызвать чувство удивления и гордости;
подвести учащихся к выводу;
убедить обучающихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения;
дать почувствовать, увидеть, что решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;
создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий, упражнений и операций;
содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие следующих понятий: патриотизм. гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения;
формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию


Учителя МО Неверова Юлия Анатольевна, Синенкова Елена Ивановна, Ефремова Оксана Юрьевна, Шишкова Татьяна Васильевна, Борисова Альмира Рустамовна, Камакина Ольга Ивановна, Калёнова Елена Александровна выработали методические рекомендации по формулированию деятельности учителя и обучающихся.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на
Формулирует задание
Напоминает обучающимся, как
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет:
- индивидуальный контроль;
- выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Диктует.
Дает:
- комментарий к домашнему заданию;
- задание на поиск в тексте особенностей...
Организует:
взаимопроверку;
коллективную проверку;
проверку выполнения упражнения;
беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
оценочные высказывания обучающихся;
обсуждение способов решения;
поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
самостоятельную работу с учебником;
беседу, связывая результаты урока с его целями.
Подводит обучающихся к выводу о
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Озвучивают тему и цель урока.
Записывают слова, предложения.
Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.
Выполняют упражнение в тетради.
По очереди комментируют
Обосновывают выбор написания
Приводят примеры.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.
На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.
Составляют схемы слов (предложений).
Проводят морфемный анализ слов.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания по карточкам.
Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
Озвучивают понятие
Выявляют закономерность
Анализируют
Определяют причины
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в паре.
Сравнивают
Читают текст.
Читают план описания
Подчеркивают характеристики
Находят в тексте понятие, информацию.
Слушают стихотворение и определяют
Слушают доклад, делятся впечатлениями о
Высказывают свое мнение.
Осуществляют:
самооценку;
самопроверку;
взаимопроверку;
предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)


Особенно, отмечается качественная работа по составлению ТК:
- творческой группы Баер Мария Евгеньевна и Федирко Галина Борисовна (УМК «Школа 2100»),
- творческой группы Перелыгна Ирина Юрьевна, Баер Мария Евгеньевна, Винникова Елена Александровна, Ефремова Оксана Юрьевна, Шишкова Татьяна Васильевна, Борисова Альмира Рустамовна, Калёнова Елена Александровна, Курочкина Лариса Ивановна (УМК «Школа России»).

Технологическая карта должна стать помощником, а не лишней, ненужной нагрузкой для учителя. Она должна быть компактной. И написание технологических карт не должно занимать все время, не оставляя времени ни на качественную подготовку к уроку, ни на свободное время.
Технологическая карта должна создаваться не для проверяющих, а для продуктивной работы учителя.

Создание технологической карты позволяет учителю: осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; соотнести результат с целью обучения после создания продукта набора технологических карт. Преимущества технологической карты: использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы; освобождается время для творчества учителя; обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса; снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); обеспечивается повышение качества образования. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Необходимо отметить, что члены МО НОО активно участвуют в методической работе. Учителя начальных классов Камакина Ольга Ивановна, Баер Мария Евгеньевна, Идельбаева Зиля Ибрагимовна, Ефремова Оксана Юрьевна, Курочкина Лариса Ивановна, Калёнова Елена Александровна, Синенкова Елена Ивановна,
Глебова Евгения Юрьевна, Неверова Юлия Анатольевна, Перелыгина Ирина Юрьевна, Федирко Галина Борисовна, Куликовская Татьяна Геннадьевна, Борисова Альмира Рустамовна, Винникова Елена Александровна обобщили опыт работы по применению современных образовательных технологий на уроках через публикацию на сайте Всероссийского фестиваля педагогического творчества Ассоциация творческих педагогов России (г. Санкт – Петербург) в разделах «Педагогические идеи и технологии: среднее образование», «Проектная и творческая деятельность обучающихся», «Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях», «Организация досуга и внеклассной деятельности».
Руководитель Учреждения Холодова Галина Александровна и заместитель директора по УВР Неверова Юлия Анатольевна награждены Грамотами за создание условий для профессионального развития и обмена опытом между педагогами образовательных организаций, использующих информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Неверова Юлия Анатольевна, Куликовская Татьяна Геннадьевна являлись участниками конкурса учебно – методических разработок педагогических работников общеобразовательных учреждений Оренбургской области «Современный урок», представив технологическую карту урока с УУД на конкурс. Результативность участия – Диплом МО ОО.
Куликовская Татьяна Геннадьевна стала призёром городского конкурса «Современный урок», обобщив опыт работы и представив технологическую карту урока по окружающему миру с УУД. Результативность участия – Диплом Управления образования города Орска.





Таким образом, технологическая карта урока в начальной школе рассматривается учителями МО НОО как инструмент практической реализации требований ФГОС НОО.










Подготовка учителя НОО к уроку в условиях реализации ФГОС.
Технологическая карта урока учителя НОО.