Рабочая программа по внеурочной деятельности. (Для работы с комплектом компании Архимед)

ПрОГРАММА начального общего образования
МОУ «СОШ № 218»
Внеурочной деятельности
Общеинтеллектуального направления
курс «КЛУБ ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ»

Пояснительная записка
Статус документа
Программа начального общего образования МОУ «СОШ № 218» по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Клуб юного исследователя» создана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ № 218», комплекта лабораторного оборудования Корнели Мёллер.
Программа конкретизирует содержание требований Федерального государственного образовательного стандарта начального образования внеурочной деятельности по курсу «Клуб юного исследователя», основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; последовательность изучения разделов и тем курса. Основная программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей.

Структура документа
Программа содержит:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики спортивно-оздоровительного направления;
2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;
3) описание места курса в учебном плане внеурочной деятельности;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного курса;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;
6) содержание учебного курса;
7) учебно-тематический план;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Общая характеристика курса «Клуб юного исследователя».

Курс «Клуб юного исследователя» обусловлен тем, что в настоящее время педпрактика испытывает затруднения в том ,что у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач; - низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания - обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания; - обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований. В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Данный курс способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Цель курса
- трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи:
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных опытов, исследований;
- формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска;- выявление творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Место курса в плане внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности МОУ «СОШ № 218» отводит на изучение курса «Клуб юного исследователя», в 1-4 классе 17 ч в год, всего 34 часов.

Ценностные ориентиры содержания курса «Клуб юного исследователя».

Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает три уровня результатов.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Результаты освоения учебного курса «Клуб юного исследователя».

Личностные универсальные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
интерес к новым способам познания новому содержанию;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности;
познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности (неуспешности) исследовательской деятельности:
морального сознания, способности решения моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении.
Регулятивные универсальные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно принимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия, учитывая сделанные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
самостоятельно находить варианты решения задачи.
Познавательные универсальные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач;
высказываться в устной и письменной формах;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать и выделять главное;
осуществлять синтез;
проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно- следственные связи;
обобщать;
подводить под понятия;
устанавливать аналогии;
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации;
фиксировать информацию с помощью средств ИКТ;
строить логические рассуждения;
осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе.
Коммуникативные универсальные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях:
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра;
владеть монологической и диалогической речью.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации полно и точно передавать необходимую информацию;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения;
осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования своей деятельности.

Основное содержание курса «Клуб юного исследователя» (34 ч)

Цель изучения окружающего мира в школе – построение научной картины мира, создание разнообразных моделей природных и социальных явлений. Первым шагом на этом пути может стать моделирование в ролевой игре. Затем в курсе природоведения дети изучают те или иные закономерности, работая с изображениями людей, растений, животных. Наступает стадия вербального освоения темы – рассказы детей, делящихся своим опытом, обобщаются учителем.
И, наконец, сформулированные ребятами законы природы подлежат проверке при помощи специального лабораторного оборудования, по-детски прочного и по-взрослому точного.
Комплект оборудования позволяет провести серию опытов по исследованию основных свойств воздуха, свойств нагретого воздуха; получить представление о том, что такое атмосферное давление и вакуум.  
Модуль «Плавание и погружение» Выполняя эксперименты, дети убеждаются в том, что плавать могут большие тяжелые тела, а тонуть – маленькие и легкие и готовы сделать следующий шаг в познании: оказывается, что от материала и формы зависит – тонут предметы или плавают.
Модуль «Воздух и атмосферное давление» позволяет обучающимся провести серию опытов по исследованию основных свойств воздуха, свойств нагретого воздуха; получить представление о том, что такое атмосферное давление и вакуум.  

Учебно-тематический план
1 год обучения


Темы
Количество часов



Всего
Теория
Практика

Плавание и погружение


Что плавает – что тонет?
1
0,5
0,5


Плавание и погружение сплошных тел.
1
0,5
0,5


Что плавает – что тонет?
1
0,5
0,5


Первые предположения.
1
0,5
0,5


Почему один нож плавает, а другой нет?
1
0,5
0,5


Что плавает – что тонет?
1
0,5
0,5


Строим плот из разных материалов? 
1
0,5
0,5


Вытеснение воды
1
0,5
0,5


Опыт по вытеснению воды.
1
0,5
0,5

Воздух и атмосферное давление





Воздух занимает место
1
0,5
0,5


Воздух тормозит движение
1
0,5
0,5


Ветер – это движущийся воздух
1
0,5
0,5


Сжатый воздух
1
0,5
0,5


Что происходит с сжатым и нагретым воздухом?
1
0,5
0,5


Теплый воздух поднимается вверх
1
0,5
0,5


Кислород, содержащийся в воздухе, очень важен.
1
0,5
0,5


Способы борьбы с пожаром
1
0,5
0,5



Учебно-тематический план
2 год обучения


Темы
Количество часов



Всего
Теория
Практика

Плавание и погружение


Почему корабль плавает? Выталкивающая сила 
1
0,5
0,5


Как вода действует на корабль, когда его спускают на воду? 
1
0,5
0,5


Сила выталкивания 
1
0,5
0,5


Изготовление пластилиновых лодок, установление связи между понятиями «Вода давит» и «Вода вытесняется»
1
0,5
0,5


Игра «Противоборство». Взаимосвязь между понятиями «Вес тянет» и «Вода выталкивает»
1
0,5
0,5


Почему железо тонет, а воск плавает? Плотность 
1
0,5
0,5


Что плавает - что тонет?
1
0,5
0,5


Почему железо тонет, а воск плавает? – Наглядные представления
1
0,5
0,5


Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет? 
1
0,5
0,5

Воздух и атмосферное давление





Имеет ли воздух массу?
1
0,5
0,5


Воздушный океан
1
0,5
0,5


Мы изучаем «ничто»
1
0,5
0,5


Открытие вакуума Отто фон Герике – магдебургские полушария
1
0,5
0,5


Знакомство с действием давления воздуха в различный опытах
1
0,5
0,5


Первые предсказания погоды вакуума Отто фон Герике - барометр
1
0,5
0,5


Вакуум полезен: хранение продуктов питания
1
0,5
0,5


«Волшебные опыты» - давление воздуха
1
0,5
0,5


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Программа начального общего образования МОУ «СОШ № 218» по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Клуб юного исследователя»
не менее 1 экз. на класс


Рабочая программа начального общего образования МОУ «СОШ № 218» по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Клуб юного исследователя»
не менее 1 экз. на класс

Технические средства


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
не менее 1 экз. на класс


Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
не менее 1 экз. на класс


Компьютер
не менее 1 экз. на класс


Нетбуки
на каждого ученика


Мультимедийная доска
не менее 1 экз. на класс


Фотокамера (цифровая)
не менее 1 экз. на класс


Видеокамера цифровая со штативом
не менее 1 экз. на класс


Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение»
не менее 1 экз. на класс


Комплект лабораторного оборудования «Воздух и атмосферное давление»
не менее 1 экз. на класс

Экранно-звуковые пособия


Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения
не менее 1 экз. на класс


Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (в том числе электронные учебники, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы, игровые компьютерные программы), соответствующие содержанию обучения
не менее 1 экз. на класс


Технологические карты, книга с инструкциями (в том числе электронные)

не менее 1 экз. на класс

Оборудование класса


Ученические столы двухместные с комплектом стульев
на каждого ученика


Стол учительский с тумбой
не менее 1 экз. на класс


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
не менее 1 экз. на класс


Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
не менее 1 экз. на класс










13PAGE \* MERGEFORMAT14615




Фђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3фђ Заголовок 415