Рабочая программа по внеурочной деятельности. (Для работы с комплектом компании Архимед)
ПрОГРАММА начального общего образования
МОУ «СОШ № 218»
Внеурочной деятельности
Общеинтеллектуального направления
курс «КЛУБ ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ»
Пояснительная записка
Статус документа
Программа начального общего образования МОУ «СОШ № 218» по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Клуб юного исследователя» создана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ № 218», комплекта лабораторного оборудования Корнели Мёллер.
Программа конкретизирует содержание требований Федерального государственного образовательного стандарта начального образования внеурочной деятельности по курсу «Клуб юного исследователя», основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; последовательность изучения разделов и тем курса. Основная программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей.
Структура документа
Программа содержит:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики спортивно-оздоровительного направления;
2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;
3) описание места курса в учебном плане внеурочной деятельности;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного курса;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;
6) содержание учебного курса;
7) учебно-тематический план;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Общая характеристика курса «Клуб юного исследователя».
Курс «Клуб юного исследователя» обусловлен тем, что в настоящее время педпрактика испытывает затруднения в том ,что у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач; - низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания - обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания; - обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований. В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Данный курс способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Цель курса
- трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи:
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных опытов, исследований;
- формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска;- выявление творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Место курса в плане внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности МОУ «СОШ № 218» отводит на изучение курса «Клуб юного исследователя», в 1-4 классе 17 ч в год, всего 34 часов.
Ценностные ориентиры содержания курса «Клуб юного исследователя».
Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает три уровня результатов.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Результаты освоения учебного курса «Клуб юного исследователя».
Личностные универсальные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
интерес к новым способам познания новому содержанию;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности;
познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности (неуспешности) исследовательской деятельности:
морального сознания, способности решения моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении.
Регулятивные универсальные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно принимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия, учитывая сделанные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
самостоятельно находить варианты решения задачи.
Познавательные универсальные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач;
высказываться в устной и письменной формах;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать и выделять главное;
осуществлять синтез;
проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно- следственные связи;
обобщать;
подводить под понятия;
устанавливать аналогии;
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации;
фиксировать информацию с помощью средств ИКТ;
строить логические рассуждения;
осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе.
Коммуникативные универсальные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях:
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра;
владеть монологической и диалогической речью.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации полно и точно передавать необходимую информацию;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения;
осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования своей деятельности.
Основное содержание курса «Клуб юного исследователя» (34 ч)
Цель изучения окружающего мира в школе – построение научной картины мира, создание разнообразных моделей природных и социальных явлений. Первым шагом на этом пути может стать моделирование в ролевой игре. Затем в курсе природоведения дети изучают те или иные закономерности, работая с изображениями людей, растений, животных. Наступает стадия вербального освоения темы – рассказы детей, делящихся своим опытом, обобщаются учителем.
И, наконец, сформулированные ребятами законы природы подлежат проверке при помощи специального лабораторного оборудования, по-детски прочного и по-взрослому точного.
Комплект оборудования позволяет провести серию опытов по исследованию основных свойств воздуха, свойств нагретого воздуха; получить представление о том, что такое атмосферное давление и вакуум.
Модуль «Плавание и погружение» Выполняя эксперименты, дети убеждаются в том, что плавать могут большие тяжелые тела, а тонуть – маленькие и легкие и готовы сделать следующий шаг в познании: оказывается, что от материала и формы зависит – тонут предметы или плавают.
Модуль «Воздух и атмосферное давление» позволяет обучающимся провести серию опытов по исследованию основных свойств воздуха, свойств нагретого воздуха; получить представление о том, что такое атмосферное давление и вакуум.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Плавание и погружение
Что плавает – что тонет?
1
0,5
0,5
Плавание и погружение сплошных тел.
1
0,5
0,5
Что плавает – что тонет?
1
0,5
0,5
Первые предположения.
1
0,5
0,5
Почему один нож плавает, а другой нет?
1
0,5
0,5
Что плавает – что тонет?
1
0,5
0,5
Строим плот из разных материалов?
1
0,5
0,5
Вытеснение воды
1
0,5
0,5
Опыт по вытеснению воды.
1
0,5
0,5
Воздух и атмосферное давление
Воздух занимает место
1
0,5
0,5
Воздух тормозит движение
1
0,5
0,5
Ветер – это движущийся воздух
1
0,5
0,5
Сжатый воздух
1
0,5
0,5
Что происходит с сжатым и нагретым воздухом?
1
0,5
0,5
Теплый воздух поднимается вверх
1
0,5
0,5
Кислород, содержащийся в воздухе, очень важен.
1
0,5
0,5
Способы борьбы с пожаром
1
0,5
0,5
Учебно-тематический план
2 год обучения
№
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Плавание и погружение
Почему корабль плавает? Выталкивающая сила
1
0,5
0,5
Как вода действует на корабль, когда его спускают на воду?
1
0,5
0,5
Сила выталкивания
1
0,5
0,5
Изготовление пластилиновых лодок, установление связи между понятиями «Вода давит» и «Вода вытесняется»
1
0,5
0,5
Игра «Противоборство». Взаимосвязь между понятиями «Вес тянет» и «Вода выталкивает»
1
0,5
0,5
Почему железо тонет, а воск плавает? Плотность
1
0,5
0,5
Что плавает - что тонет?
1
0,5
0,5
Почему железо тонет, а воск плавает? – Наглядные представления
1
0,5
0,5
Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет?
1
0,5
0,5
Воздух и атмосферное давление
Имеет ли воздух массу?
1
0,5
0,5
Воздушный океан
1
0,5
0,5
Мы изучаем «ничто»
1
0,5
0,5
Открытие вакуума Отто фон Герике – магдебургские полушария
1
0,5
0,5
Знакомство с действием давления воздуха в различный опытах
1
0,5
0,5
Первые предсказания погоды вакуума Отто фон Герике - барометр
1
0,5
0,5
Вакуум полезен: хранение продуктов питания
1
0,5
0,5
«Волшебные опыты» - давление воздуха
1
0,5
0,5
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Программа начального общего образования МОУ «СОШ № 218» по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Клуб юного исследователя»
не менее 1 экз. на класс
Рабочая программа начального общего образования МОУ «СОШ № 218» по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Клуб юного исследователя»
не менее 1 экз. на класс
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
не менее 1 экз. на класс
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
не менее 1 экз. на класс
Компьютер
не менее 1 экз. на класс
Нетбуки
на каждого ученика
Мультимедийная доска
не менее 1 экз. на класс
Фотокамера (цифровая)
не менее 1 экз. на класс
Видеокамера цифровая со штативом
не менее 1 экз. на класс
Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение»
не менее 1 экз. на класс
Комплект лабораторного оборудования «Воздух и атмосферное давление»
не менее 1 экз. на класс
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения
не менее 1 экз. на класс
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (в том числе электронные учебники, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы, игровые компьютерные программы), соответствующие содержанию обучения
не менее 1 экз. на класс
Технологические карты, книга с инструкциями (в том числе электронные)
не менее 1 экз. на класс
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
на каждого ученика
Стол учительский с тумбой
не менее 1 экз. на класс
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
не менее 1 экз. на класс
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
не менее 1 экз. на класс
13PAGE \* MERGEFORMAT14615
ФђЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 3фђЗаголовок 415