Статья на тему:Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов.


Придумать, выдумать- вот что значит сочинить для каждого ребенка «от шести до десяти»! Только так можно вообще научиться сочинять. Фантазировать -это значит мечтать ,воображать, изобретать, созидать мысленно, умственно. Фантазия- это сила ума!
Наши дети- фантазеры и мечтатели, выдумщики и придумщики! С какой радостью, живя в мире своих фантазий, ребенок верит в то, что обычное становится необычайным и удивительным.
Вглядываясь на небо, ребенок оживляет картину увиденного.и небо становится необычным, волшебным , чудесным, сказочным ….
Вот чему радуется ребенок!
Я плыву по небу,
Двигаясь все выше
Я плыву и вижу,
Небо голубоеДом, тропинку, маму...
Ребенок сочиняет! Он играет с облаком. Облако для него не примета атмосферных осадков в виде дождя или мокрого снега, а волшебный ковер- самолет. И здесь малышу открывается новый мир! Посмотрела Оля в зеркало- там уже не Оля, а ее двойник Яло! Нарисовали цветную картинку-и вот она оживает: в комнате стоит слоненок! Такие тонкие грани между миром волшебным и миром реальным преодолеваются на уроках русского языка в игре.
Появляются якобы оживляющие урок литературные герои «со стороны»:то Незнайка заглянет на урок с очередным заданием, то Буратино своим носом разольет чернила на примеры. Еще большей «вечностью»наполнены игры с «оживлением».
Тут тебе и дедушка Глагол, и царица Грамматика. Все же это безусловно, привлекает ребенка. Каждый урок стараясь увлечь детей, я удивляю с помощью красивых «галстучков », прилепленных к лингвистическим терминам и явлениям! При изучении согласных(ТВ и мягк.)» оживляя их» дети становятся звуками, одевая соответствующие галстуки( гласный-красный, согласный ТВ - синий, согласный мягк -зеленый)-игра превращение. Игра в русский язык заменяет сам русский язык! В «образе» гораздо интереснее, а главное -легче представить себе, то о чем хочется рассказать, сочинить, написать.
Превращение -наикратчайший и наилегчайший именно для ребенка младшего школьного возраста путь к фантазированию. Малыш превращается в кого угодно и во что угодно, от имени этого»кого» или «что» рождаются новые картины и образы.
Он начинает чувствовать, перевоплощаться ……
Вот одно из упражнений учебника для 1класса-«Правило с картинкой». Детям предлагается запомнить слова с гласными после шипящих: «Рисую жирафа и пишу жираф..и т. д» Рядом на странице животное и растение. Для малышей это не просто слова, которые надо писать правильно, и не просто картинки, которые иллюстрируют слова с жи- ши. Кто-то сам превращается в жирафа, который ищет себе нового друга, а кто-то, наоборот, становится колючим шиповником, не желающим иметь никаких друзей. Главное- пробудить фантазию ребенка ,не дать ей уснуть на уроках развития речи, об. Грамоты и чтения, русского языка и др., которые призваны научить придумывать и сочинять.
Сочинять, как., сочинять вместе с так можно назвать многие творческие задания.
Сотворчество - новая ступень к сочинительству. Прекрасным материалом для этого становятся стихотворные тексты. Школьник превращается в настоящего поэта и пишет свое стихотворение вместе с ним, пишет, как он! Вот упражнение по теме»Буквы и слова»-Чуткое ухо(составь стихотворение)
Дружно—Рыбы
УдарилисьЛедоход
Об ледНачался
Об лед
И на реке
Ребенок проходит по пути рождения стихотворного сочинения вместе с поэтом.
Можно сочинить такое: Рыбы
Дружно
Ударились
Об лед,
И на реке
Начался
Ледоход. (2 класс)
В 3-4 классах процесс сотворчества –сочинительства – превращается в настоящую интеллектуальную игру, в результате которой рождается новый текст. Ребенок учится сочинять и выбирать нужное, самое точное слово. Вот одно из упражнений для уч-ся 3 класса по теме «Слово и предложение»:.До чего же лето
Мчится:
-----------Начинается
И сразу же!
Слова для справок: медленно, быстро, скоро ,кончается ..
Вот жучок по нитке золотистой,
словно маятник,
Под деревом качается.
Он качается, качается, качается...
Быстро школьные
Что напишешь после глагола мчится: быстро или медленно? Обосновывается выбор каждого слова, дети учатся не просто вставлять нужное слово в текст, они учатся слово чувствовать: можно ли соединить слова мчится и медленно? Почему нельзя?
«Начинается - и сразу же продолжается»-можно ли написать так? Что быстро кончается: уроки или каникулы? Можно конечно, вставить и слово уроки, но стихотворение потеряет звучание, станет нестихотворением.
Новое упражнение- новый шаг к сочинительству. Помечтаем(3 класс)
Я х.чу получить в подарок гитару знаменитого музыканта!
Я х.чу увидеть красоту мира в пустыне!
Я х.чу прокатиться по снегу с высокой горы!
Я мечтаю поехать в Мексику и увидеть огромный какту.!
Я мечтаю полететь в космос на летающей тарелке.!Я мечтаю прокатит.ся на обл.ках!
Я мечтаю найти зуб мамонта!
Второклассники находят глаголы с приставками, повторяют правило написания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова и —МЕЧТАЮТ!
Задуматься о своей мечте, пусть самой маленькой, выговорить ее, написать о ней—большое дело для ребенка—сочинителя.
Научить малыша мечтать не менее важно, чем научить его жить в реальном мире.
Ученику легко войти в образ персонажа—такого же школьника, как он,—и написать сочинение «за Федю»,»за Мишу», пережив вместе с ним опасное морское приключение и заботу о вылупившемся из яйца цыпленка. Главная задача—сформировать интерес к сочинительству и желание заниматься им .Учащимся предлагаются различные темы сочинений! «Путешествие осеннего листочка»,»0 чем шепчутся листья»,»Подарок товарищу»,»Шпионские сочинения» и др.
Детские тексты окрыляют самого ребенка, дают ему новые силы для открытии и свершений.
«Учусь сочинять не только на текстах взрослых людей, писателей, поэтов, но и на текстах таких же людей как и я сам»-примерно так думает нам маленький исследователь.
Тема:»Мир вокруг тебя»-песенка черепахи. Ты—черепаха. Что ты видишь? Расскажи. Психологической подготовкой служит песенка: Я на солнышке лежу, Я на солнышко гляжу Все лежу и лежу, И на солнышко гляжу.
Уч-ся предлагается выбрать свое предложение, представив его не словами, а образами, красками.
-Сделайте в своем альбоме такой рисунок, чтобы я угадала, какое предложение вы выбрали.
Ребенок»зашифровывает»в рисунке свое отношение к окружающему миру, учительница»расшифровывает»нарисованное каждым ребенком и у каждого спрашивает, верно ли предположение о выборе предложения. Радуемся оба: и ребенок, который образами и красками умеет передавать отношение к миру, и учительница, понимающая своего ученика без слов.
Выбранные детьми теплые цвета—символ радостного отношения к окр.миру холодные—свидетельство того, что окр. мир воспринимается холодно, враждебно.
Далее уч-ся можно предложить написать сочинение на тему:»Я черепаха» Детям предлагается схема, помогающая настроится на собственное
сочинение—войти в образ: Я (какая?)черепаха.
Мне нравится(что?)
Я не люблю
Мир вокруг меня очень
Меня окружают (кто?)
Они (что делают?)
Я смотрю на (какие?)(что?)
И мне становится(как?)
Отвечая на вопросы, дети уже пишут о себе -черепахе, а затем переходят к продолжению истории. Истории завершены, но ведь их обязательно хочется рассказать соседям. И здесь дается время для того, чтобы каждый рассказал свою историю соседу по парте. Самые интересные истории одобряются другими черепахами. Выйти из черепашьего мира нем менее важно, чем войти в него. И опять те же волшебные слова, заклинания(«Раз, два, три) Я уже не черепаха! Смотри!), зажмуривания и разожмуривания»Приведу пример одного из сочинений:
Я —веселая обезьянка. Очень люблю шутить, заигрывать с кем-то, смеяться. Зовут меня Магнолия. Мне 7 лет. Вокруг меня очень яркий и интересный мир. Это разные животные на берегу моря. У каждого из них своя жизнь. Мне нравится веселиться с нами, беседовать, играть. Когда я смотрю на голубое небо и пышные облака, мне становиться хорошо и весело. Я очень люблю греться под теплыми и нежными лучиками солнышка. Как прекрасен этот мир! Сочинения конечно же, получились разные. У каждой обезьянки свой характер, свое представление о мире. И конечно, не животный , а человеческий мир—вот что открывает каждый создатель ,в образе животного.
Таким образом, шагая, по ступенькам из года в год ребенок самостоятельно открывает для себя новый мир – мир творчества!
Колесник С. Д.
Учитель начальных классов 1