Брейн-ринг по теме Умники и умницы
Внеклассное мероприятие по математике в 5 – 7 классах «Умники и умницы» Цели:
углубление знаний учащихся по математике,
развитие внимания, развитие логического мышления, памяти;
воспитание взаимоуважения, инициативы, дисциплинированности и ответственности.
Оборудование: компьютер, интер.доска, карточки.
Ход игры:
В игре участвуют три команды ( 2 команды – игроки, 3 команда – штрафники) . Капитаны команд вытягивают жребий, по которому команды занимают свои места после ответов на вопросы ведущего. На столе, у ведущего, лежат карточки с вопросами. В каждом раунде карточки разных цветов, т.к. вопросы на карточках разные по сложности. За правильный ответ на вопрос синей карточки команды получают 2 очка, за ответ на вопрос зеленой карточки – 3 очка, за ответ на красную карточку – 4 очка.
От каждой команды в каждом раунде поочередно выходит один игрок и берет одну любую карточку с вопросом. Игрок читает (задает) вопрос двум другим командам. Дополнительно этот вопрос высвечивается на экране. Отвечает та команда, игрок которой быстрее поднят руку (жюри следит, кто первым поднял руку). Если игрок одной команды отвечает не верно, то право ответа передается другой команде. Если эта команда отвечает не верно, то в бой вступает команда, игрок которой читал вопрос. После ответа игроков правильный ответ высвечивается на экране. Всего 21 вопрос, поэтому семь раз каждая команда сможет взять карточку и задать вопрос двум другим командам. Победит та команда, которая наберет больше очков. За подсчетом очком и правильностью ответов следит жюри из трех человек. В жюри могут быть старшеклассники. Игрок, какой команды выходит первым и задает вопрос, определяется по жребию.
Итак 1 тур – отборочный:
Ведущий: За каждый правильный ответ вы получите орден умника или умницы!
Вопросы отборочного тура
1. На какое число нужно разделить 2 чтобы получить 4? (На 0,5)2. Когда делимое и частное равны между собой? (Когда делитель равен 1)3. Существует ли простое число, являющееся чётным? (Число 2)4. За книгу заплатили 60тг.. и ещё треть её стоимости. Сколько стоит книга? (90 тг..)7. Сколько гектаров в 1 кв.метре? (1 кв. метр = 0,0001га)8. Какой треугольник называют египетским? (со сторонами 3, 4, 5 ед.)9. Заглавия каких литературных произведений начинаются с чисел 3,12? («Три толстяка», «12 стульев» и др.)10. Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности? (Хорда)11. Чьи это слова: «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе?» (С.В. Ковалевская)12. Полтрети – число 100. Что это за число? (600)13 Во сколько раз километр длиннее миллиметра? (В миллион раз)14. Как с помощью одного знака неравенства можно записать, что – 2 < a < 2? (| 2 | < a)15. Кем были предложены знаки умножения и деления? (Лейбниц)16. Кто создал руководство по математике под названием «Начала»? (Евклид)17 Теорема, которая является вспомогательной для доказательства другой теоремы? (Лемма)18. Чьи это слова? «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». (Б. Паскаль)19. Что обозначает слово «градус»? (Шаг, ступень)20. В русском языке в первых учебниках математики встречается понятие «ломаные числа». Что это за числа в современном математическом языке? (Дробь)21. Назовите «математические» растения. (Тысячелистник, столетник, золототысячник.)22. В какие цифры «одеваются» люди? (В костюм-двойку, костюм-тройку и костюм-четверку)23. Какие цифры «пишут» лётчики на небе? (Восьмёрки.)24. Над каким предприятием можно увидеть вывеску с надписью «СТО»? (Над станцией технического обслуживания.)25. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби.)26. Что отличает один поезд от другого с точки зрения математика? (Номер.)27. Какой математический знак напоминает движение верблюда, жующего жвачку? (Знак бесконечности. Чтобы в этом убедиться, сходите в зоопарк.)28. Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей? (От перемены мест слагаемых сумма не изменяется.)29. Какая цифра всегда катается в электричке? (Цифра три – элекТРИчка.)30. Какую математическую фигуру украшают бриллиантами? (Кольцо.)31. Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? (Ауди)32. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи.)
Раунд 1. Задачи – шутки «Один за всех и все за одного» Вызываются капитаны
№1. Упряжка из трех оленей пробежала 60 км. Сколько километров пробежал каждый олень?
№2. Что легче: килограмм пуха или килограмм железа?
№3. Коля поспорил, что определит, какой будет счет в игре футбольных команд «Зенит» и «Динамо», перед началом матча, и выиграл спор. Какой был счет?
Ответ: Каким может быть счет перед началом игры? – 0:0.
№4. Два отца и два сына, дед и внук разделили три яблока так, что каждому досталось по целому яблоку. Может ли так быть?
Ответ: Да, если эти три человека: сын, его отец и дед.
№5. В вазе лежат три апельсина. Можно ли эти апельсины поделить поровну между тремя братьями так, чтобы в вазе остался один апельсин? Резать апельсины не разрешается.
Ответ: Да, одному из братьев надо дать апельсин в вазе.
№6. Представьте себе корабль со спущенной на воду веревочной лестницей. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 сантиметров. Самая нижняя ступенька касается воды. Начинается прилив, который поднимает воду каждый час на 20 сантиметров. Через какое время покроется водой третья снизу ступенька лестницы?
Ответ: Лестница поднимается вместе с кораблем.
№7. Летели журавли – один впереди и два позади, один позади и два спереди, один между двумя и три в ряд. Сколько всего журавлей летело?
Ответ: три журавля.
№8. На столе лежат 3 спички, добавьте к ним еще 2 так, чтобы получилось восемь. Разумеется, ломать спички нельзя.
Ответ: из данных пяти спичек надо составить римскую цифру восемь (VIII).
№9. Два рыбака подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Все же оба рыбака без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали?
Ответ: Двое подошли к разным берегам реки. Поэтому сначала переправился один, а затем в той же лодке другой.
Раунд 2. Смекалка и счет «2 весла в одной лодке»
№1. У щенят и утят вместе 44 ноги и 17 голов. Сколько щенят и сколько утят?
Ответ: 5 щенят и 12 утят.
№2. У овец и кур, вместе 36 голов и 100 ног. Сколько овец?
Решение: если бы у всех было по 2 ноги, то было бы 72 ноги. Остается 28 ног. Так как у овец по 4 ноги, то овец будет 14. Тогда кур останется – 22.
Ответ: 14 овец.
№3. Масса кувшина с соком 5 кг, без сока – 1 кг. Какова масса кувшина, наполненного соком наполовину?
Ответ 3 кг.
№4. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович вступили в бой с великанами. Получив по 3 удара богатырскими палицами, великаны убежали. Больше всего ударов нанес Илья Муромец – 7, меньше всего Алеша Попович – 3. Сколько всего было великанов?
Решение: Так как больше всего ударов нанес Илья Муромец – 7, а меньше всех Алеша Попович – 3, то Добрыня Никитич нанес от 4 до 6 ударов. Всего ударов великаны получили от 14 до 16. Из этого промежутка только число 15 делится на 3. Следовательно, великанов было 5.
Ответ: было 5 великанов.
№5. Задача 18 века. Крестьянину надо перевезти через речку волка, козу и капусту. Лодка вмещает одного человека, а с ним либо волка, либо козу, либо капусту. Если без присмотра оставить капусту и козу, коза съест капусту. Если без присмотра оставить козу и волка, волк съест козу. Как крестьянину перевезти свой груз через речку?
Решение: Покажем на схеме, как крестьянин должен действовать:
1. Крестьянин и коза → 5. Крестьянин и капуста →
2. ← Крестьянин 6. ← Крестьянин
3. крестьянин и волк → 7. Крестьянин и коза →
4. ←крестьянин и коза
Таким образом, крестьянин со всем своим имуществом сможет переправиться на другой берег.
№6. Для нумерации книги для детей понадобилось 204 цифры. Сколько страниц в книге, если нумерация книги начинается с первой страницы?
Решение: Для нумерации страниц с первой по девятую понадобится 9 цифр, для нумерации страниц с 10 по 99 понадобится 90 · 2= 180 цифр. Осталось
204 - 189=15 цифр. Так как с сотой страницы на нумерацию одной страницы потребуется 3 цифры, то всего страниц в книге будет 99+15:3=104.
Ответ: в книге 104 страницы.
Раунд 3. Логические задачи «Бог троицу любит»
№1. Заяц, енот и барсук были в гостях у ежа. Кто-то из зверей ел торт, кто-то пирог, а кто-то ватрушки. Заяц не ел торт, а енот ел ватрушки. Что ел барсук?
Ответ: барсук ел торт.
№2. У Гали, Вали, Тани и Оли есть собаки. У трех девочек собаки маленькие, а у одной – большая собака. У Гали и Вали собаки разного размера. Какого размера собака у Оли?
Ответ: У Оли маленькая собака.
№3. В подъездах №1,№2,№3 жили три щенка: белый, серый и рыжий. В подъездах №1 и №2 жил не серый щенок. Белый щенок жил не в подъезде №1. В каком подъезде жил каждый щенок?
Ответ: Так как в подъездах №1 и №2 жил не серый щенок, то серый щенок жил в подъезде №3. Так как белый щенок жил не в подъезде №1, а подъезд №3 занят серым щенком, то белый щенок живет в подъезде №2. Тогда рыжий щенок живет в подъезде №1.
№4. На опушке стоят три дерева – береза, тополь, клен. Одно высокое, другое низкое, третье – среднее. Под одним растет лопух, под другим крапива, под третьим малина. Береза не низкая, под ней не малина. Клен не высокий, под ним не крапива. Тополь - средний. Под ним растет лопух. Остальные деревья – высокие или низкие?
Ответ: Береза – высокая, под ней – крапива, клен – низкий, под ним малина.
№5. У Пети, Гриши и Вани есть музыкальные инструменты. У кого-то из мальчиков – гитара, у кого-то – саксофон, у кого-то – барабан. Какой-то из инструментов висит на стене, какой-то хранится в чулане, какой-то – на тумбочке. У Пети не саксофон и не в чулане. У Вани не барабан и не на тумбочке. У Гриши – гитара на стене. Какие инструменты у остальных мальчиков и где они хранятся?
Ответ: У Пети – барабан на тумбочке, у Вани саксофон в чулане.
№6. Антон, Андрей, Володя и Паша сидят в одной комнате: кто-то – на стуле, кто-то в кресле, два мальчика – на диване. Паша не сидит на диване. Андрей и Володя сидят на разных предметах. На чем сидит Антон?
Ответ: Антон сидит на диване.
Раунд 4 «Вместе, мы – сила»
Музыкальный конкурс (песня, частушки)
В конце игры жюри подсчитывает баллы. Оглашаются результаты команд, занявших 1,2,3 места.
Во время подсчёта голосов жюри – танец.
После озвучивания баллов звучит праздничный салют ( хлопанье шаров)
Гильманова Г. М..учитель высшей категории
ГКУ СШ № 14 «с дошкольным мини-центром»
с. Косозен Илийского района Алматинской обл.