Исследовательская работа по биологии Влияние учебной деятельности на артериальное давление и частоту сердечных сокращений школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Давликеевская основеая общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района
Научно-исследовательская работа.
"Влияние учебной деятельности на артериальное давление и частоту сердечных сокращений школьников"
Выполнил: Кошкина
Вероника Радиковна,
ученица 8 класса,
Руководитель: Хайбуллина Фания Фаридовна,
учительница биологии и химии
2014
Оглавление:
Введение. 3
Теоретическая часть 3
Практическая часть 6
Возрастные особенности артериального давления у учащихся МБОУ «Давликеевская ООШ». 7
Артериальное давление и частота сердечных сокращений утром перед началом учебных занятий .7
АД и ЧСС на уроках стрессовыми ситуациями. 8
АД и ЧСС после уроков физической культуры. 9
АД и ЧСС после окончания учебных занятий (конец учебного дня) 10
Выводы и заключение. 11
Библиография. 12
Приложение. 13-15
Введение
Приступая к созданию своей работы, я узнала, что по данным ВОЗ в России гипертонией страдают 39% мужчин и 41% женщин. По данным Государственного комитета по статистике РФ, артериальная гипертония и ее осложнения становятся причиной смерти более 100 тысяч человек в год. Причём сегодня эта проблема касается, не только пожилых, но и совсем молодых людей и детей. Высокие учебные нагрузки в школе, физические нагрузки, стрессовое состояние все это влияет на давление школьников и может привести к тяжелым последствиям.
Цель работы: понять, что такое артериальное давление, изучить влияние учебной деятельности на изменение показателя артериального давления у школьников и пропагандировать эти знания.
Задачи:
Объяснить артериальное давление с точки зрения физических процессов
Рассказать о том, что такое артериальное давление, как оно формируется и от чего зависит.
Научиться правильно, измерять артериальное давление тонометром.
Провести диагностику исследования зависимости артериального давления от учебной деятельности школьников.
Теоретическая часть.
Артериальное давление (АД) – это давление крови крупных артериях человека. Величина его зависит от силы сокращений сердца, притока крови в артерии, эластичности и сопротивляемости сосудов и других факторов. Различают артериальное давление
максимальное (систолическое- верхнее)
минимальное (диастолическое - нижнее)
пульсовое давление.
Систолическое давление – это уровень давления крови в момент максимального сокращения сердца. Систолическое давление фиксируется в момент максимального подъема пульсовой волны в артериальной системе вслед за систолой левого желудочка.
Диастолическое – это уровень давления крови в момент максимального расслабления сердца. Диастолическое давление отмечается во время спада пульсовой волны, когда происходит диастола сердца. Пульсовым давлением-называют разницу между величиной систолического и диастолического давления.
АД измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм.рт.ст.)
Значение величины АД 120/80 означает, что величина верхнего равна -120, а нижнего -80 мм.рт. ст. Разница в давлении заставляет циркулировать кровь по телу.
Высота артериального давления зависит от:
от частоты сокращений сердца, которое гонит кровь по сосудам,
от качества стенок сосудов (их эластичность), которые оказывают крови сопротивление,
от объема циркулирующей крови и ее вязкости,
от психологического состояния человека,
от употребления некоторой пищи (например, кофе, колы), приема лекарственных препаратов.
от времени суток и др.
Какими методами измеряется артериальное давление? Первое неинвазивное (бескровное) измерение артериального давления было произведено ещё в конце XIX века Рива Роччи (Riva-Rossi, 1896).
Этот метод заключался в сжатии плечевой артерии при помощи специальной резиновой манжеты, заключенной в футляр из шелковой ткани. Манжета соединялась с ртутным манометром оригинальной конструкции и воздух в нее нагнетался с помощью баллона. О величине артериального давления судили по моменту исчезновения и затем появления пульса на лучевой артерии соответственно при подъеме и спуске давления в манжете, беря из этих показаний среднее.
По методу Рива-Роччи определялось только систолическое давление. В 1905 г. русский хирург Коротков обнаружил, что в артерии во время ослабления манжеты возникают шумы. Основываясь на данном открытии, он разработал аускультативный метод измерения артериального давления, который и был назван его именем. С тех пор этот метод считается эталонным.
Для измерения артериального давления в настоящее время широко используются 2 метода:
Метод Короткова
Этот метод, разработанный русским хирургом Н.С. Коротковым в 1905 году, предусматривает для измерения артериального давления очень простой прибор, состоящий из механического манометра, манжеты с грушей и фонендоскопа. Метод основан на полном пережатии манжетой плечевой артерии и выслушивании тонов, возникающих при медленном выпускании воздуха из манжеты.
Преимущества:
признан официальным эталоном неинвазивного измерения артериального давления для диагностических целей и при проведении верификации автоматических измерителей артериального давления;
высокая устойчивость к движениям руки.
Недостатки:
зависит от индивидуальных особенностей человека, производящего измерение (хорошее зрение, слух, координация системы «руки—зрение—слух»);
чувствителен к шумам в помещении, точности расположения головки фонендоскопа относительно артерии;
требует непосредственного контакта манжеты и головки микрофона с кожей пациента;
технически сложен (повышается вероятность ошибочных показателей при измерении) и требует специального обучения.
Осциллометрический метод
Это метод, при котором используются электронные приборы. Он основан на регистрации прибором пульсаций давления воздуха, возникающих в манжете при прохождении крови через сдавленный участок артерии.Преимущества:
не зависит от индивидуальных особенностей человека, производящего измерение (хорошее зрение, слух, координация системы «руки—зрение—слух»);
устойчивость к шумовым нагрузкам;
позволяет производить определение артериального давления при выраженном «аускультативном провале», «бесконечном тоне», слабых тонах Короткова;
позволяет производить измерения без потери точности через тонкую ткань одежды;
не требуется специального обучения.
Недостаток:
при измерении рука должна быть неподвижна.
Исследования направлены на популяризацию и повышение престижа здорового образа жизни, формирование новой политики здоровья в подростковой и молодежной среде через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде здорового образа жизни и создание профилактических программ в массовой профилактике социально значимых заболеваний.
В ходе исследовательской работы применялись методы: теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения информационных ресурсов, сравнительно-сопоставительный анализ, обсуждение, обобщение и систематизация полученных данных в таблицах, анализ и обобщение. А основным методом практической работы является осциллометрический метод измерения артериального давления.
Практическая часть.
Приёмы: Исследования проводилось МБОУ «Давликеевская основная общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района РТ. Из числа школьников выбрана группа для исследования. Среди участников проекта, школьники 2 класса, школьники 6 класса и школьники 8 класса. Изучаемые классы из начальной, средней и старшей школы выбраны для определения возрастных особенностей.
Полученные данные: Наблюдаются изменения артериального давления и частота сердечных сокращений у участников исследования в течения дня. Наблюдаются резкие увеличения артериального давления в результате занятий физкультуры, занятий стрессовыми ситуациями. В конце учебного дня наблюдается разное давление у кого то снижается, у кого то повышается, а у некоторых сравнительно не меняется.
Основные проблемы проекта: изучить, что такое артериальное давление, какое давление считается нормальным. Возрастные особенности артериального давления и частоты сердечного сокращения, как влияют учебные занятия на изменение показателя АД и ЧСС.
В своей работе я выдвигаю гипотезу: артериальное давления и частота сердечных сокращений зависит от возрастных особенностей, наследства, эмоционально-психологического состояния школьников, физической и умственной нагрузи.
Гипотеза:
Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.
А значит, нужно заботиться о своем здоровье с малых лет прежде, чем его утратишь и постоянно накапливать и поддерживать его резервы. Если человек будет больше знать о своём здоровье, о том как какое у него артериальное давление, научится регулировать своё артериальное давление, то сможет осуществить профилактику своего здоровья.
Утром до начало занятий.
Я измеряла артериальное давление и частоту сердечных сокращений утром до начало занятий
Таблица 1
№ ФИО АД мм.рт.стЧСС уд/мин
2 класс
1. Габдрахманов Камиль100-63 105
2. Замалиева Рамиля111-79 114
3. Валиев Назыйр88-59 100
4. Валиев Азат120-61 94
6 класс
1. Габдрахманов Ранил 109-72 86
2. Шайдуллина Илюзя104-64 85
3. Самигуллина Чулпан 93-68 91
4. Баев Айнур102-67 81
5. Тимеркин Данил 101-68 85
8 класс
1. Гараева Гульназ105-62 67
2. Садрутдинова Эндже102-64 82
3. Кошкина Вероника 110-81 98
4. Бикбув Булат 96-78 79
Из моих исследований видно, что артериальное давление и частота сердечных сокращений у школьников участвующих в исследований соответствует возрастным категориям и нет не каких отклонений здоровья.
Возрастные особенности артериальное давления
Возраст Нормальный минимум систолического давления Нормальный максимум систолического давления Нормальный минимум диастолического давления Нормальный максимум диастолического давления
6-9 лет 100 122 60 78
10-12 лет 110 126 70 82
13-15 лет 110 136 70 86
Нормы пульса для школьников
----------------------------------------------------------------------------------- Возраст Среднее значение пульса Границы нормы пульса (уд/мин) (уд/мин)
_______________________________________________________6–8 лет 98 78–118--------------------------------------------------------------------------------------8–10 лет 88 68–108--------------------------------------------------------------------------------------10–12 лет 80 60–100--------------------------------------------------------------------------------------12–15 лет 75 55–95-------------------------------------------------------------------------------------
Влияние стрессовых ситуаций на АД и ЧСС.
Человек каждый день встречается с различными стрессовыми ситуациями, поэтому главное знать, каким образом нужно их встречать. Наиболее опасно, когда такие ситуации застают человека во время малоподвижного состояния (на уроке). Всем известно, что при стрессе вырабатывается гормон надпочечников – адреналин. Он приводит все органы человеческого организма в экстремальную работу. При этом значительно учащается сердцебиение, а так же стимулируется выработка глюкокортикоидов, которые, в свою очередь тоже повышают АД. Так же во время стрессовых ситуаций за счет тромбоцитарных факторов повышается свертываемость крови, что приводит к повышению АД.
Эмоциональный стресс приводит к повышению АД, которое может сохраняться дольше действия самого стимула. При исследовании, которое я проводила руководитель моей работы Фания Фаридовна договорившись с учителями создала на уроках стрессовые ситуации и в момент сильных переживаний, оказалось, что АД может повышаться. Сохраняется повышенным в течение 15 минут и более. В этот момент я измеряла давления учащихся.
Таблица 2
№ ФИО АД мм.рт.стЧЧС уд/мин
2 класс
1. Валиев Назыйр88-67 106
2. Валиев Азат126-97 100
3. Габдрахманов Камил106-70 119
4. Замалиева Рамиля112-72 111
6 класс
1. Самигуллина Чулпан 100-69 109
2. Шайдуллина Илюзя109-69 111
3. Габдрахманов Ранил 111-72 110
4. Баев Айнур112-68 92
5. Тимеркин Данил 111-70 101
8 класс
1. Гараева Гульназ109-72 95
2. Кошкина Вероника 120-90 129
3. Бикбув Булат 120-71 101
4. Садрутдинова Эндже110-72 107
Ели сравнить таблицу 1 и таблицу 2 можно увидеть значительные изменения. Во 2 таблице видно повышение АД и ЧСС, из за сильного волнения на уроке.После занятий физической культуры.
Артериальное давление обычно повышается при физической нагрузке, так как сердцу приходится более интенсивно работать. Легкие физические нагрузки способствуют хорошему кровообращению, а значит и здоровому состоянию всего организма в целом. Регулярное занятие физическими упражнениями укрепляет здоровье, а так же способствует защите его от различных простудных заболеваний. Но все хорошее хорошо в меру. Увеличение физической нагрузки либо резкое увеличение времени занятия физическими упражнениями влечет за собой серьезные последствия. При выполнении физических упражнений увеличивается сердцебиение, так как во всем организме возрастает потребность в кислороде. Вместе с ускорением работы сердца пропорционально увеличивается артериальное давление. Например, после 20 минут работы организма повышается кровообращение и расширяются сосуды, поэтому повышается АД.
Таблица 3
№ ФИО АД мм.рт.стЧЧС уд/мин
2 класс
1. Валиев Назыйр86-68 116
2. Валиев Азат136-100 110
3. Габдрахманов Камил106-70 140
4. Замалиева Рамиля116-72 121
6 класс
1. Самигуллина Чулпан 100-69 118
2. Шайдуллина Илюзя114-69 111
3. Габдрахманов Ранил 119-76 121
4. Баев Айнур112-68 92
5. Тимеркин Данил 111-70 101
8 класс
1. Гараева Гульназ119-68 85
2. Кошкина Вероника 122-97 129
3. Бикбув Булат 128-71 103
4. Садрутдинова Эндже111-72 107
Из таблицы 3 видно влияние урока физкультуры на АД и ЧСС.
Конец учебного дня.
К концу учебного дня под влиянием учебных занятий, или из за усталости у школьников наблюдается разные результаты. У кого то артериальное давления и частота сердечных сокращений увеличилась, а у кого то снизилась. Это наблюдается в таблице 4
Таблица 4
№ ФИО АД мм.рт.стЧЧС уд/мин
2 класс
1. Валиев Назыйр88-59 100
2. Валиев Азат126-67 96
3. Габдрахманов Камил100-63 105
4. Замалиева Рамиля100-69 104
6 класс
1. Самигуллина Чулпан 100-65 87
2. Шайдуллина Илюзя110-70 88
3. Габдрахманов Ранил 116-61 77
4. Баев Айнур112-74 90
5. Тимеркин Данил 101-68 85
8 класс
1. Гараева Гульназ96-56 56
2. Кошкина Вероника 113-85 116
3. Бикбув Булат 124-85 78
4. Садрутдинова Эндже122-80 134
III. Выводы и заключение:
1.Решена поставленная задача: выявлена взаимосвязь АД, ЧСС и возрастных особенностей и влиянием учебных занятий.
2.Удалось получить фактическую информацию о влиянии стрессовых уроков и занятий физической культуры на АД и ЧСС.
3.В результате исследований получен экспериментальный материал в виде таблиц и графиков.
Итак, я выяснила:
1) Что АД у школьников младших классов меньше, а ЧСС у младших учащихся больше.
2) Что для каждого человека характерно своё АД и ЧСС, и следить за ним должен каждый.
3) Что на АД могут действовать различные факторы: возраст, образ жизни, время суток, учебные занятия, физические нагрузки, атмосферное давление.
4) Что на АД от части влияет и наследственность. Это наблюдается у ученика 2 класса Валиева Азата, у него АД сравнительно выше сем у одноклассников ( как у родителей) и у ученицы 8 класса Гараевой Гульназ у неё низкое АД как у отца.
Литература:
Библиография:
Артериальное давление. [Электронный ресурс]. – режим доступа: med-tutorial.ru/.
Н.Б. Садикова Современный справочник медицинской сестры
Колесов Д.В.,Маш Р.Д.,Беляев И.Н. Биология. Человек 8 класс: учебник- М: Дрофа,2009.
Кошель П. Энциклопедический словарь школьника. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2000
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М: Просвещение, 1988
Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. – М: Просвещение, 1989
http://www.medkurs.ru/meal/systems/section2529/16222.htmlЖурнал «Здоровье»,К проблеме обучения основам здорового образа жизни в школе//Защитим детство!.- СПб., 2007 , стр.330
Н.Г. Мамонтов Общая биология
Интернет ресурсы
Приложение I.
ЧСС утром до начало занятий.
Приложение II.
Влияние стрессовых ситуаций на ЧСС.
Приложение III.
Влияние занятий физкультуры на ЧСС.
Приложение IV
Наблюдение ЧСС в конце учебного дня.
Приложение V
Фоторепортаж