Сообщение:Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС
Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС
(Выступление на заседании методического объединения начальных классов 2015г.)
Ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать информацию адекватно к конкретной ситуации. На уроках и внеклассных мероприятиях формируется умение работать самостоятельно и оказывать помощь товарищам. Обучаясь общению, школьники учатся учиться, компенсируют собственную неумелость с помощью других людей: учителя, одноклассников, родителей. В процессе совместной деятельности формируются такие качества, как доброжелательность, взаимопомощь, добросердечность, навыки самоконтроля.
Личностное развитие означает, что растущий человек постепенно учится управлять на основе интересов и потребностей своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути их решения, становиться субъектом учебной деятельности, а потом собственной жизни.
Развитие личности - это процесс становления готовности человека к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими задачами различного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутого.
Это означает, что в период модернизации образования процесс обучения должен строиться на других психологических основаниях: не только на учете возрастных и типологических особенностей школьников, но необходимы конкретные условия для самораскрытия заложенных в ребенке природных сил и возможностей.
В современных условиях учителю начальных классов приходится решать целый комплекс профессиональных проблем. С одной стороны добиться соответствия знаний, умений и навыков школьников требованиям учебных программ, независимо от способностей их усвоить, с другой стороны создать комфортность пребывания школьника в классе и в школе и создавать оптимальные возможности для интеллектуального развития всех учеников в классе.
Полноценное развитие ученика обеспечивают:
изучение его индивидуальных характеристик и включение в процесс управления собственными физиологическими и психическими состояниями – саморегуляция;
предоставление возможностей для личностного самоопределения – высказывание собственного мнения и формирования отношений к себе самому, другим людям, явлениям природы и общественной жизни;
раскрытие индивидуальности – осознание человеком себя, своих особенностей – самосознание – в творчестве:
признание ученика субъектом, то есть способным ставить цели и осуществлять их – обучение способам деятельности.
Организуя учебный процесс, нужно постоянно иметь в виду следующее: учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения, материал должен быть доступным детям. Важно, чтобы ученики поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Очень важно организовать дифференцированный подход к учащимся, способствующий организации возможностей каждого из них. Дифференцированный подход создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей.
Главная цель моей работы с детьми научить их мыслить. Именно поэтому ученики стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы одноклассников, с удовольствием принимают участие в спорах по тем или иным вопросам как с преподавателем, так и с классом. Дети всегда находятся в постоянном поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое.
Стараюсь подбирать материал так, чтобы ориентировать на развитие мышления, как логического, так и творческого. Особое внимание уделяю развитию пространственного мышления. Развитие словесно – логического мышления, отработка операций сравнения, обобщения, выделение существенных признаков происходит в течение всей начальной школы. Усложнение происходит за счет материала: от игрового к учебному, от простого к сложному, от репродуктивного воспроизведения к творческому самовыражении.
Приведу примеры таких задач: «Какая буква лишняя?», «Какое слово лишнее?», «Сколько треугольников?», «Выбери нужное число» и другие.
Ценность таких задач состоит в том, что при их решении стимулируется мыслительная деятельность, ведь задача не может быть решена «с ходу», она «сопротивляется», а именно это заставляет ребенка «напрягать» мысль, думать. При таком условии развивается умение преодолевать трудности как главное качество мыслящего человека.
Большое внимание уделяю тренингу мышления, он полезен всем учащимся, а особенно тем, которые испытывают трудности. На практике использую подбор нестандартных заданий (игры, задачи в стихах, ребусы). Например:
Под березой семь мышат
В сухих листиках шуршат.
И для них нашлась работа-
Ищут листики для счета.
По одиннадцать берут,
В школу весело идут.
-Сколько листиков собрали мышата? (77)
В поле бабочки летали,
Лепестки цветков считали.
На одном цветке их пять,
Сможете вы сосчитать,
Сколько будет лепестков,
Если десять всех цветков? (50)
Таких заданий придумано много. Большой наблюдательности требуют от учащихся логические цепочки, которые нужно продолжить вправо и влево. Для этого нужно установить закономерность.
а)5, ,15, , 25, , (5, 10, 15, 20)
б)6, , 24, , 96,(6, 12, 24, 48, 96)
Важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит и качество работы учителя.
Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания, при выполнении которых дети что-то придумывают, изобретают, должны предлагаться систематически. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности. При их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Примером таких заданий могут упражнения: «Прочитай пословицу, используя соответствие знаков и букв».
В работе с детьми часто использую развивающие игры. Они развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, умение находить ошибки и недостатки. В совокупности эти качества и составляют, что называется сообразительностью, творческим складом мышления.
Накоплен большой опыт материала на разгадывание анаграмм и их расшифровку. Большой интерес у ребят вызывают анаграммы, в которых нужно после их прочтения выделить «лишнее» слово, группируя слова по какому-то признаку.
Например: навес – весна, сосна – насос, мышка – камыш, бака – кабан.
Или «Прочитай слова и найди лишнее»: нубар – б
·уран, ювьга – вьюга, урдара – радуга.
Большой азарт испытывают дети в заданиях вида «Отними букву». Из каждого слова удали одну букву, а остальные переставь так, чтобы получились названия различных животных.
Например: купол – клоп, бульдог – голубь, воронко – корова и т.д.
Среди задач проблемного характера ввожу в уроки «философские задачи»
Например:
1.Дополни высказывания
Ночь – тишина, а день - -------------
Весна – рассвет, а осень - ------------
2.Соедини линиями слова, противоположного значения.
Доброта трудолюбие
Честность лживый
Правдивый несправедливость
3.Соедини линиями начало и конец пословиц.
Труд человека кормит, а .люби и саночки возить.
Не имей сто рублей, а ..лень портит.
Любишь кататься..имей сто рублей.
Уделяю большое внимание развитию зрительного и слухового восприятия. Зрительное восприятие детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение материала, считываемого с доски, учебника и других пособий. От уровня зрительного восприятия детей зависят методы работы учителя: количество и характер наглядных пособий, правильный их подбор, время и место их применения на уроке.
На уроках математики использую арифметические ребусы, головоломки, в которых требуется восстанавливать неизвестные цифры в тех или иных записях вычислений.
Арифметические ребусы принадлежат к одному из типов логических задач. Учащиеся начальных классов отличаются любознательностью и для них решение логической задачи – это поиск. Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьника. Это особенно важно в начальной школе, когда еще формируются , а иногда только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.
Большое внимание на уроках и внеклассных занятиях уделяю решению заданий по выбору учащихся, так как задания такие – это один из видов дифференциации. Для выбора задания предлагаю упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разной умственной деятельность. Чтобы выбор задания учеником был сделан осознанно, у него должна быть сформирована самооценка (Кому было интересно на уроке и что именно заинтересовало? Кто считает, что понял этот материал? Дай словесную оценку своей домашней работы) и т.д.
На уроках используются и другие формы оценивания детей: взаимооценка при работе в парах. (Кому понравилась работа в паре? Кому скажем «спасибо за помощь»? Такая работа по формированию оценки, взаимопомощи, самооценка важна для дифференцированного обучения. Различают внутреннюю и внешнюю дифференциации. Внешняя дифференциация – это разделение детей по классам разных уровней (выделение классов коррекции, классов одаренных детей и т.д. или по группам в одном классе (сильных, средних, слабых). Внутренняя дифференциация – это создание условий для свободного выбора задания. Когда каждый день ведется работа по формированию правильной самооценки, ученик может взять нагрузку по силам, привыкнет за годы обучения в начальной школе рассчитывать свои возможности и использовать их в полной мере. Перейдя в среднюю школу, он будет готов к осознанным действиям по выбору факультативов, программ.
К такому выбору ученика надо готовить специально. Нужна постоянная воспитательная работа, В результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успеха в учении, кто работает энергично, активен, на пределе своих возможностей. В классе на первых порах приходится помогать детям в выборе заданий. Некоторые переоценивают свои возможности, другие тратят много времени на выбор. Но так как упражнения на выбор можно давать почти каждом уроке и по любому предмету, то постепенно сам выбор начинает происходить достаточно быстро и все более правильно. Сначала объясняю, какое задание попроще, какое посложнее, но со временем дети сами оценивают трудность задания за себя, т.е. определяют к выполнению какого задания они более подготовлены, и оно не вызывает у них затруднений и ошибок. Если ребята выберут более трудное задание и сделают не так много, но желание сделать, интерес, с которым ученик работает приносят больше пользы, чем общая обязательная работа для всех, но безрадостная работа. Не надо бояться, что дети будут выбирать только легкие задания, наоборот они стремятся выбрать задания посложнее и учителю приходится тактично помогать в выборе. Важно предлагать задания на выбор не только для работы в классе, но и дома. Если задания на выбор предлагаются систематически на всех уроках, то у детей вырабатывается способность не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работы по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи, без обид, которые возникают при делении класса на различные группы самим учителем.
Процесс овладения учебными предметами может быть интересным, увлекательным и очень эффективным. Этому в немалой степени способствует методика обучения средствами субъективизации.
Субъективизация предполагает качественно новую роль школьников в организации и осуществлении учебной деятельности – их прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. В соответствии с данной методикой учащимся передается часть функции учителя. В практическом плане это означает, что школьники сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на всех или отдельных его структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, сами делают выводы и обобщения.
Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей пользоваться приемами, облегчающими учебный процесс. Не зря говорят: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими».
Труд учителя – тяжелый труд, но тру радостный, когда видишь добрые плоды своей работы. Заложишь прочный фундамент знаний, научишь любить учиться, разовьешь мыслительные способности, значит можно быть спокойной. Я верю, что мои дети будут всегда стремиться учиться хорошо.
Используемая литература.
Волина В. Занимательное азбуковедение. – М.:Просвещение, 2007г.
Сухих И, 800 загадок, 100 кроссвордов. – М.:Новая школа, 2006г. Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. – Киров, 2000г Кордемский В.А.Математическая смекалка. – Юнисам, МДС, 2014г.
Учитель начальных классов МБОУ «Руханская средняя школа» Трубаева.Т.Н.
Заголовок 415