РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Арсентьева М. В.
Учитель начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Уватская средняя общеобразовательная школа
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье исследуется вопрос об особенностях организации внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных способностей младших школьников.
Ключевые слова: младший школьник, внеурочная деятельность, образовательный процесс
«Замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».В.А.СухомлинскийВнеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности [1,17].
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношении в классе, между младшими школьниками и классным руководителем, с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания [1,29].
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, младшие школьники прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал [5,3].
Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение школы, является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоения младшими школьниками в рамках программы различных дисциплин [5,3].
Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приемы мыслительной деятельности. Но нередко учитель слишком облегчает ученикам осуществление этого процесса. Учитель сам ставит задачи урока, просит что-то вспомнить для понимания нового, предлагает детям новую информацию, выделяет главное. Опасность заключается в том, что сам ученик не обращается к познавательным действиям. Он не познает, а технически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются и не развиваются, поскольку деятельность учащихся направлена не на познание, а на запоминание. Это приводит к резкому расхождению между ростом объема подлежащей усвоению информации с переходом из класса в класс и уровнем сформированности умений, необходимых для переработки и усвоения знаний [5,4].
Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна. Характерно для младшего школьника не критичность памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу. С возрастом память детей улучшается. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память [4, 77].
У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления [4,78].
Одна из главных задач начальной школы – сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество. Учебное сообщество – это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако в период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работают самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Единицей учебного сообщества в 1-3 классах является организованная взрослым, но действующая без его непосредственного участия и руководства группа сверстников. [2,60].
При развитии познавательных способностей младших школьников лучше организовывать самостоятельную деятельность учащихся в поиске ответов на поставленные проблемные вопросы. Некоторые задания или вопросы изначально должны подразумевать отказ учителя от роли проводника и единственного источника знаний. В качестве источников информации могут быть использованы детские энциклопедии или другая познавательная литература, заранее приготовленная учителем, так и ресурсы Интернета [6,97].
Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована в форме кружков познавательной направленности, научного общества «Грамотейка», клубов по типу – «Что? Где? Когда?» дидактических театров, познавательных экскурсий, викторин и т.п. [6,97].
В качестве примера приведем несколько ступеней (этапов) викторины, под названием «Я всё знаю» для младших школьников (рекомендовано для 3-4 классов), в которую входят темы из разных областей познания:
Ступень 1. Интеллектуальная разминка.
Подумайте и попытайтесь ответить как можно быстрее, кто из сказочных героев мог дать такие телеграммы:
Купил семена, приезжай тянуть.
Помни, всё исчезнет после 12 ночи.
Ушел от зайца, волка и медведя.
Ключ достал, скоро буду.
В гости не приду, мотор забарахлил.
Едва не сдали на металлолом, но девочка помогла.
Купила самовар. Приглашаю к чаю.
Хвост нашли, плакать перестал.
Ступень 2. От частного к общему.
(На этом этапе детям нужно дать подсказку, которую они найдут сами на страницах познавательной литературы с указанием номера страницы и абзаца.)
Подсказка: Понятие – это общая мысль о предмете. Понятия в русском языке обозначаются с помощью слов (стол, балкон), с помощью групп слов, то есть словосочетаний (певчая птица, зеленое яблоко).
Общее понятие объединяет несколько однородных предметов в один класс, например: мебель (общее) – стол, стул, шкаф, диван (частное).Задание: Подберите к каждому частному понятию из левого столбика соответствующее общее понятие из правого столбика:
Осень
Пчела
Снег
Озеро
Запятая
Плюс
Солнце
Земля
Метр
Волга
Осадки
Планета
Единица длины
Знак математических действий Время года
Звезда
Насекомое
Река
Водоем
Знак препинания
Ступень 3. Подумай и ответь.
(На этом этапе любой ответ близкий к верному, можно считать верным, чем больше предположений высказала группа, тем больше балл работы группы.)
Задание: Разрешите противоречие.
Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимкой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь?
Ступень 4. Потерянные буквы.
Задание: Прочитайте фразу, расположив буквы в нужном порядке.
Епврйы опёлт в окмссо ыбл 21 паерял 9116 огда.
Ступень 5. «Что-то тук не так»
Задание: Какие ошибки допустил Незнайка?
Медвежья заслуга.
Желательная резинка.
Бедовый месяц.
Ёлочные устрашения.
Кандидат паук.
С мылом и рай в шалаше.
Ступень 6. Проверьте свою сообразительность.
- Сможете ли вы, поставив бутылку в середину комнаты, вползти в неё?
- Сможете ли вы зажечь спичку под водой?
В такой игровой форме проведения викторины ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует логическое мышление ученика. Задания помогают формированию целостного представления об окружающем мире, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание. В результате чего у детей появляется интерес к различным предметам.
Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей хорошо развиты познавательные способности. Важным фактором активизации познавательной деятельности является поощрение. Поэтому мы старались поощрять детей во время выполнения заданий. (Баллы, жетоны, значки отличника.)
Таким образом, в результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на занятии как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети не бояться ошибок, помогают друг другу.
Список литературы
1.Г. П. Буданова, Л. Н. Буйлова – Пособие для учителей общеобразовательных учреждений // Справочник классного руководителя. – 2011. – М.: Просвещение. – С. 255.
2.А. Б. Воронцова – Проектные задачи в начальной школе // Пособие для учителя 3-е издание. - 2011. - М.: Просвещение. – С. 172
3.Д. В. Григорьев, П. В. Степанов - Внеурочная деятельность школьников // Методический конструктор – 2011. - М.: Просвещение. – С. 221.
4.И. В. Дубровина – Младший школьник // Развитие познавательных способностей. – 2007. – М.: Просвещение. – С. 180.
5.Н. А. Криволапова – Внеурочная деятельность // Программа развития познавательных способностей учащихся. – 2012. – М.: Просвещение. – С. 46.
6.Г. В. Цветкова – Тьюторское сопровождение образовательного процесса // Технология смыслопоисковой деятельности. – 2013. – Волгоград: Учитель. – С. 138.