Поликультурное воспитание. Теория и практика в МБОУ «СОШ №4 г. Урус-Мартан» Чеченской Республики.


Альтигов Зелимхан Вахаевич Директор
МБОУ «СОШ№4г.Урус-Мартан»
г.Урус-Мартан, Чеченская Республика
Поликультурное воспитание. Теория и практика в МБОУ
«СОШ №4 г. Урус-Мартан» Чеченской Республики.
Аннотация: В условиях глобализации вопрос поликультуного воспитания является важным условием для интеллектуального, эмоционального , духовного развития человека. Определяя для развития воспитательного процесса главные задачи, ставя вопросы, учитывая менталитет и традиции, происходит поиск и внедрение новых идей в воспитательный процесс.
Ключевые слова : поликультурное воспитание, толерантность, социализация, полиэтнический социум,этнос Стратегической целью министерства образования и науки РФ является создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую и культурную жизнь общества. В современных социокультурных условиях особую важность приобрело поликультурное образование и воспитание. Поликультурное образование заключается в «формировании человека, способного к активной и эффективной деятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований»
Субъектам поликультурного воспитания присущи такие характеристики , как
Культурная общность
Языковая общность
Статус национального меньшинства или большинства.
Безусловно в поликультурном воспитании задействованы два субъекта: ведущий и малый этносы, непременным условием которых является культурное взаимодействие.
Для того чтобы такое взаимодействие было позитивным, созидательным, креативным, в образовательной сфере определяются теоретико-методические основы поликультурного воспитания: концепция многокультурного образования ( Г.Д. Дмитриев, Н.Б. Крылова); формирование культуры межнационального общения(О.В.Аракелян, З.Т.Гасанов); воспитание толерантности (Г.С.Гершунский, П.В.Степанов); изучение этнопедагогического аспекта в поликультурном воспитании( А.Н.Джуринский, И.В.Жуковский, Г.В.Палаткина).Таким образом сегодня существует рад подходов в определении поликультуного воспитания.
Поликультурное воспитание – это:
- «способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях » ( Г.Д.Дмитриев)
- альтернатива интернационального воспитания
- «подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, формирование представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности»
( Г.В. Палаткина)
Поликультурное воспитание имеет немало общего с интернациональным воспитанием : уважение к другим народам, осознание необходимости взаимопонимания, но оно не несет в себе политической направленности, т.е. здесь делается акцент на культурные , этические и эстетические ценности.
Результатом поликультурного воспитания должно быть
-понимание и уважение других народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;
- осознание необходимости взаимопонимания между людьми народами;
-способности общения;
- осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;
-понимание необходимости участвовать в решении проблем другого этноса и сообщества
-понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества;
Поликультурное воспитание – это важное условие собственного интеллектуального ,эмоционального ,духовного развития человека. Цель поликультурного воспитания – становление образа личности без негативных стереотипов, а также развитие ее общей культуры.
Анализ проведенных исследований позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день недостаточно разработаны именно технологии воспитания обучаемых, которые используя потенциалы национальных культур, способствуют успешной адаптации и социализации мигрантов в инокультурной среде. Помимо этого, не определены психолого-педагогические основы и комплекс мер по организации социально-педагогической поддержки и защиты личности подростка мигранта с учетом региональной специфики.
В связи с этим в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средней Общеобразовательной Школе №4 г. Урус-Мартан» Чеченской республики проводится мероприятия, которые направлены на достижение цели поликультурного воспитания.
Так с начала учебного года в школе было проведено более 50 общешкольных мероприятий разного направления , вводились новые формы проведения классных часов и общешкольных мероприятий. Самой большой трудностью было то, что уровень владения русским языком оставлял желать лучшего. В связи с этим в школе стали проводится ежедневные линейки, на которых звучат Гимны Российской Федерации и Чеченской республики, поднимаются не только вопросы успеваемости и посещаемости, но и проводятся тематические линейки: по ОБЖ, по профориентации, по антитеррору, антикоррупции, правовые линейки. В дни государственных праздничных дат - общешкольные праздничные линейки. В библиотеке открыта «Литературная гостиная» , где с ребятами испытывающими проблемы с русским языком работает библиотекарь. Еще одна из форм работы в этом направлении виртуальное путешествие по музеям мира, по красивейшим городам России и т.д. На сегодняшний день школа работает над проектом «Кавказ наш общий дом» , главной целью которого воспитание толерантности у учащихся.
И мы уверенны, что двигаемся в правильном направлении и все что мы делаем, каждое новшество, которое превносим в воспитательный процесс, даст свои положительные результаты.
Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом.- М: Просвещение
Закон Российской Федерации «Об образовании»// Учит.газета 1992.-№ 23.
Канукова Д.К. Социализация обучающихся учреждений общего и среднего профессионального образования в условиях национального региона: монография , 2016, 155с.
Макаев В,В. Малькова З.А.Супрунова Л.,Л Поликультурное образование –актуальная проблема современной школы// Педагогика .-1999.-№4.
Поляков В.А. профессиональное самоопределение молодежи: Концепция (сообщение) ( В.А. Полякова, С.Н.Чистяковой и др.) // Педагогика .-1993.-№5.