Программа воспитательной работы с классом Новое поколение
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хорошовская средняя школа имени Героя Советского Союза
К.Ф.Фомченкова»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
СоставительЩербакова Людмила Валерьевна,классный руководитель, учитель первой
квалификационной категории
Хорошово 2016
Паспорт программы
Наименование программы - «Новое поколение»
Срок реализации программы - 2 года.
Основные разработчики программы - Щербакова Людмила Валерьевна, классный руководитель, учитель математики
Цели и задачи– создание единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является развитие жизнеспособной, духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности каждого ребёнка: воспитать духовно-нравственную личность, способную к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Реализация воспитательной программы «Новое поколение» через реализацию воспитательных проектов
Проект «ЗДОРОВЬЕ» (формирование здорового образа жизни).
Проект патриотического и гражданского воспитания учащихся «ИСТОКИ».
Программа ученического самоуправления «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ».
Проект «СЕМЬЯ» (работа с родителями).
Проект интеллектуального воспитания учащихся «ЗНАНИЯ».
Проект эстетического воспитания учащихся «ТВОРЧЕТСВО».
Принципы воспитательной деятельности:
Принцип развития
Принцип индивидуальности
Принцип творчества и успеха
Принцип поддержки и доверия
Принцип ответственности
Исполнители - Классный руководитель
Система организации контроля за выполнением программы, общее руководство программой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе. Контроль за реализацией разделов, направлений программы осуществляет администрация школы
Пояснительная записка.
«Воспитание – великое дело: им решается судьба человека»В. Белинский
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является «живым» системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Цель и задачи программы воспитания
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Новое поколение» является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией – главная цель воспитательной программы. В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
Способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников;
Развивать правовую и демократическую культуры школьников через совершенствование системы самоуправления;
Укреплять сотрудничество семьи и школы, в целях решения проблем обучения и воспитания детей;
Формировать культуры семейных отношений, способность быть хорошим семьянином и жить счастливой семейной жизнью;
Выявлять и развить природные задатки, творческие способности учащихся;
Развивать коммуникативную культуру школьников.
Основные принципы программы воспитания
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются: Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция
классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Принцип умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Рекомендации по реализации программы воспитания
Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы – развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми.
Классный руководитель постоянно взаимодействует с культурно-досуговым центром, библиотекой. Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
Научно-методическое обеспечение программы воспитания
Для реализации программы воспитания классному руководителю необходимо иметь библиотечку методической, научно-популярной литературы, материалы периодических изданий по всем направлениям воспитательной работы. Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской, административно-хозяйственной. Так же необходимо сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д. Работать в методическом объединении классных руководителей.
Направления реализации программы
1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
4.Формирование культуры здоровья.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.
Самоуправление класса Принципы жизнедеятельности классного коллектива: Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо! Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально! Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов. Принципы деятельности органов самоуправления: - добровольность; - демократизм; - гуманизм; - социальная направленность; - творчество; - разновариативность; - самостоятельность. Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса; - формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность; - воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей. Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса. Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
классный ученический совет, его председателя и заместителя;
избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
решает вопросы жизни классного коллектива;
утверждает общественные поручения;
улучшает отчеты об их исполнении;
решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления. Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях. Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующие сектора:
Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин. Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры. Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам:Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, освобождению России от немецко-фашистских захватчиков, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за возложение цветов к аллее памяти воинов-афганцев и участие класса в ежегодном смотре песни и строя.Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.
Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
Сектор «Труда и заботы». Сектор организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий. «Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Реализация воспитательной программы
через реализацию воспитательных проектов
Проект патриотического и гражданского воспитания учащихся «ИСТОКИ»
Цели и задачи проекта
Основной целью проекта является совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
объединить усилия органов местного самоуправления, муниципальных и общественных организаций для целенаправленной подготовки молодежи к службе Отечеству;
определить приоритеты в вопросах воспитания гражданственности, патриотизма, чувства товарищества, возрождения национального самоуправления и создать условия для их реализации;
содействовать проведению мероприятий патриотической, исторической, воспитательной и образовательной направленности, включающие формирование у молодежи уважения к старшему поколению, гордости за историю своей Родины.
Название мероприятия Сроки проведения
Принять активное участие в дне освобождения Смоленщины
Митинги, посвящённые годовщине освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков.
Операция «Долг»(поздравление ветеранов по месту жительства).
Спортивные осенние марафоны, посвящённые годовщине освобождения Смоленщины «Осенний марафон» Сентябрь
Единый классный час, посвящённый Дню национального единства «В единстве наша сила». Ноябрь
Единый классный час на тему правового воспитания с приглашением работников ОВД, ЦРБ. Декабрь
Принять активное участие в торжественной линейке, посвящённой закрытию Года учителя в школе «Учитель! Перед именем твоим….» Декабрь
День Защитника Отечества
Месячник оборонно – массовой работы и военно-патриотического воспитания:
Конкурс – выставка плакатов, посвящённая Дню защитника Отечества «Великая и непобедимая»;
Классный час «Слава защитникам Отечества»;
Военно-спортивная игра «Марш бросок»;«Армейский калейдоскоп»
Праздничный концерт военно-патриотической песни «Виктория»;
«Слава тебе, победитель-солдат!» книжная выставка, беседа, просмотр видеофильма о ВОВ Февраль
Принять активное участие в эколого-трудовом десанте по уборке пришкольной территории Апрель
Принять участие в Празднике Победы.
Классные часы, посвященные 66-летию Победы«Этот день вы приближали, как могли».
Конкурсы стенгазет, посвящённые годовщине Победы «Поклонимся великим тем годам».
Митинги, посвящённые годовщине Победы«Помнит мир спасённый».
Операция «Долг» (поздравление ветеранов по месту жительства). Май
Проект «Здоровье» (формирование здорового образа жизни)
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»
В.А.Сухомлинский
Цель проекта - сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего, старшего школьного возраста, формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.
Название мероприятия Сроки проведения
Санитарно-просветительская работа по формированию
здорового образа жизни
Классные часы по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности:
- «Всего одна рюмка»
-"Наркомания: истоки, сущность, последствия?" В течение учебного года
Октябрь
Январь
Профилактическая деятельность
Меры по улучшению санитарии и гигиены:
генеральные уборки классных комнат каждую четверть;
соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Меры по предупреждению травматизма:
оформление уголков по технике безопасности;
проведение инструктажа с учащимися:
-Цикл бесед о поведении в ЧС, ППБ, ТД дома, в школе, на улице.
-Классные часы, беседы, инструктажи «Уходя на каникулы, помни!».
-Инструктажи по ПДД и ТБ с учащимися, доезжающими на школьном автобусе на учебные занятия.
-Занятия ПДД с обязательной записью в классном журнале по 10 – часовой программе В течение учебного года
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
принять участие в:
спортивных марафонах, посвящённых годовщине освобождения Смоленщины «Осенний марафон».
малой спортивной предновогодней олимпиаде между сельскими школами района.
месячнике оборонно – массовой работе и военно-патриотического воспитания.
В течение учебного года
Проект интеллектуального воспитания учащихся «ЗНАНИЯ»
«Первоначальное учение так важно для человека,
что можно сказать, решает участь всей его жизни».
В. Белинский.
Цель проекта- развитие способностей и познавательных интересов учащихся.
Задачи проекта:
знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями различных людей;
создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;
давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами;
разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.
Основные направления и их реализация
Направление Задачи Содержание деятельности
Организация учебной деятельности учащихся
Развивать умения научно организовать умственный труд.
Формирование ответственности за учебный труд. - Проведение классных часов «Учись – учиться».
- Организация помощи в учебе.
Индивидуальная работа с учащимися Формирование положительных мотивов учения.
Изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Координация деятельности учителей-предметников.
- Диагностика «Мотивы учебной деятельности»
- Наблюдение
- Привлечение к работе с родителями, информирование, совместный поиск путей решения проблем и анализ.
Развитие познавательных интересов Создание условий для развития познавательных интересов учащихся.
- Участие в интеллектуальных играх, предметных неделях, олимпиадах…
-Участие в ролевых играх, конкурсах для проявления и развития способностей.
Проект эстетического воспитания учащихся «ТВОРЧЕСТВО»
Цели и задачи проекта
Проект имеет два направления: социальное и художественно-эстетическое.
Социальное направление
Цель: Создание широких возможностей для творческой самореализации на пользу себе и людям в процессе гражданского становления личности.
Задачи:
Формирование творческой, самостоятельной и активной личности.
Активизация творческой деятельности через органы самоуправления.
Снятие агрессивности сильных по отношению к слабым.
Художественно-эстетическое направление
Цели:
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Расширение и углубление знаний по отечественной и мировой культуре
Приобщение детей к театральной деятельности.
Задачи:
Развитие индивидуальных, творческих способностей учащихся через коллективную творческую деятельность.
Передача и сохранение лучших национальных и школьных традиций.
Название мероприятия Сроки проведения
▪Конкурс поделок из природного материала «Открытка подарок учителю» Октябрь
«Осеняя забава» - осенняя дискотека для старшеклассников Октябрь
▪ Конкурс стенгазет и детских рисунков по безопасности дорожного движения «Зелёный огонёк» Октябрь
День матери
Праздничный концерт, посвящённый Дню матери «О маме можно говорить вечно!» Ноябрь
Новогодний калейдоскоп
Новогодняя карусель
Выставка новогодних плакатов «Новогодняя сказка»
Новогодняя дискотека «Новогодние фантазии» Декабрь
Вечер-встреча с выпускниками «Не забудет никто никогда школьные годы» Февраль
Принять участие в районном фестивале детского самодеятельного творчества «Радуга» Март
Праздник последнего звонка«Детства последний звонок» Май
Выпускной вечер«Прощайте школьные годы» Июнь
Проект «Семья» (работа с родителями)
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»И.Брандт.
Цели и задачи проекта
Цель - выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.
Задачи
1. Изучить образ жизни семьи.
2. Выявлять особенности ситуации семейного воспитания.
3. Характеризовать нравственный микроклимат семьи, ее традиций.
4. Выявлять взаимоотношения семьи и школы.
5. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
6. Повышать роль родителей в жизни школы учащегося.
7. Обследоватьжилищно – бытовых условий учащихся класса. Работа ссемьёй по предупреждению асоциальных явлений.
8. Информировать родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся (постоянно).
Формы работы с семьей Методы изучения семьи
-Беседы Наблюдения
- Лектории Беседа
-Составление рассказа о своей семье Тестирование
- Семейные вечера Анкетирование
- Семейные праздники Деловая игра
План работы с родителями
Четверть Родительский лекторий Родительские собрания Участие родителей в общешкольных мероприятиях
I четверть «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» (классное)
Сбор информации о родителях и детях
Ознакомление родителей с программой развития школы, знакомство с представителями структурных подразделений школы. Линейка 1 сентября
II четверть «Профилактика вредных привычек» (классное) «Закон и порядок» День Матери Новогодние праздники
III четверть «Формирование культуры здоровья учащихся» (общешкольное)
«Поощрение и наказание как метод воспитания в семье»
(классное) День защитников Отечества
8 марта.
IV четверть «Организация летнего отдыха детей» (общешкольное)
«Формирование положительной самооценки подростка – важная составляющая семейного воспитания».
(классное)
«Как можно отдохнуть летом?»
«Забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка» День семьи
Последний звонок Выпускной.
Профилактика преступлений и правонарушений
среди несовершеннолетних
Цель: формирование здорового образа жизни в среде обучающихся и негативного отношения к табакокурению, алкоголю, наркотикам.
Задачи:
профилактика табакокурения, алкоголизма и наркозависимости;
повышать значимость здорового образа жизни;
предупреждать случаи вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье;
предоставлять обучающимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;
ориентировать обучающихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни.
Название мероприятия Сроки проведения
Составление социальных паспортов классов. Сентябрь
Контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся школы и учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию. Еженедельно
Обследования жилищно-бытовых условий учащихся, находящиеся под опекой, учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию и неблагополучных семей. 2 раза в год
Классные часы по правилам поведения «Правила для учащихся». Ежемесячно
Правовая пропаганда. Организовать и провести тематические беседы, игры, викторины и т.п. В течение учебного года
Диагностика
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в классе связано с изучением личности обучающегося, распознаванием норм и отклонений в его развитии, определением степени его воспитанности и осмыслением наблюдаемых явлений с целью выработки обоснованного и конкретизированного плана педагогической деятельности.
Одним из условий повышения эффективности процесса воспитания является изучение и оценка его результативности, управление развитием обучающегося. Это понимается как призывы «дойти до личности каждого обучающегося», осуществлять личностный подход к обучающимся в учебно-воспитательном процессе.
1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процесса психического развития каждого ученика.
2. Оценка результатов диагностики обучающегося производится путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же обучающегося с целью выявления характера и величины его продвижения в развитии.
3. Исследование должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения.
4. Диагностика должна выявлять не только наличный уровень развития особенности, а проводиться с учетом возможной «зоны ближайшего развития».
5. Оно всегда должно быть направлено на решение определенной педагогической задачи.
6. Педагогический оптимизм.
7. Изучение индивидуальных особенностей должно идти с учетом возрастных особенностей.
8. Исследование должно проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
9. Диагностика должна охватывать всех учащихся и проводиться систематически.
Это основные требования к изучению личности учащихся и коллективов.
Для изучения личности учащихся и коллективов используются методы исследования.
а) Наблюдение - универсальный метод, используется в разнообразных ситуациях. Метод длительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности, поведении учащегося. Основной метод в педагогической практике. Анализ внешнего проявления поступка, анализ поведения в естественных условиях.
б) Анкетирование - получение психологической информации с помощью вопросов (массовость обследования, большая скорость сбора информации).
в) Беседа - метод установления в ходе общения психических особенностей учащихся, получение информации с помощью вопросов. В беседе могут быть выявлены особенности характера, мотивы поведения, факты биографии и отношение к ним, оценка сторон жизни. Необходимо использовать косвенные вопросы.
г) Анализ продуктов деятельности. Сочинение (литературные способности, словарный запас, образное мышление). Контрольная работа по математике, рисованию. Чертежи, поделки (индивидуaльно-психологические особенности и способности, уровень развития мышления, знаний, навыков).
Самооценка
Самооценка - одна из разновидностей оценочных способностей.
Процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка и развивается способность к оцениванию вообще, сложен. Иногда, прожив жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о понимании окружающих. Эта задача трудна в то время, когда он как личность проходит период становления, его оценочные способности только формируются.
Самооценка определяет поведение учащихся - это начало становления самосознания, успешного самовоспитания, саморазвития личности. Адекватная и правильная самооценка побуждает к активности, к избавлению от недостатков. Завышенная самооценка приводит к тому, что ученик не реагирует на замечания.
Ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки от которых трудно избавиться. Главная задача - путем педагогических воздействий помочь ученику самому убедиться в их существовании.
Развитие личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка развивается в течение всей жизни.
Самооценка связана с самосознанием, самоконтролем. Значение самооценки велико; чем старше учащийся, тем больше ориентируется на мнение окружающих, а не на свое собственное. Правильная самооценка важна для налаживания нормальных отношений школьников с учителями, родителями, товарищами. Завышенная самооценка - конфликты, трудноразрешимые межличностные противоречия.
Самооценка проявляется в самохарактеристике. В ней можно проследить восприятие своих положительных и отрицательных качеств. На основе того, как характеризует себя человек, можно судить о многих сторонах личности.
Технология диагностики воспитанности и воспитательной работы
через включенность:
Участие в делах
У- участвовал пассивно, в качестве зрителя.
УА - участвовал активно - выступал, участвовал в конкурсах, готовил материал, конкурсы к мероприятию.
О (лидерство) - участвовал в роли организатора - высказывал идеи по организации и проведению, участвовал в разработке сценария, выступал в роли идущего, возглавлял группу учащихся во время подготовки. По уровню участия роли организаторов можно судить о лидерских качествах.
2. Отношение к делу. Проводится опрос после проведения мероприятия, каждый ребенок оценивает прошедшее мероприятие по 7-балльной шкале:
7-очень хорошо, понравилось.
6-понравилось.
5-неплохо, выше среднего.
4-средне.
3-ниже среднего.
2-не понравилось.
1-очень не понравилось, плохо.
После опроса выводится средний балл по классу
3. Отношение в классе. Проводится опрос после проведения мероприятия, каждый ребенок оценивает отношения в классе, между учениками класса, складывавшиеся во время подготовки и проведения мероприятия. По 7-балльной шкале оценивается каждый вид отношений:
1 2 3 4 5 6
А – дружественность Б – доброжелательность В – самостоятельность Г – организованность Д – справедливость Е – заботливость Ж - ответственность После опроса выводится средний балл по каждому виду отношений. Классный руководитель может видеть западающие места в отношениях, выстраивать воспитательную работу по коррекции отношений.
Высчитывается общий балл.
Понимание целей. Проводится опрос после мероприятия. Учащихся просят написать цель проведённого мероприятия. Зачем оно проводилось?
Ответы учащихся оцениваются по шкале:
2 балла – понимание целей близко к задуманному.
1 балл – далеки от понимания задуманной цели, но есть своё понимание, ставят свою цель.0 баллов – не помают целей, нет ответа, или пишут, что не знают.
В экране классного уголка заполняются графы:
Мероприятие Участие Отношение к делу Отношение в классе Понимание целей
Оценивание результатов
Контрольные (целевые показатели): средние по классу.
Участие Отношение к делу Отношение в классе Понимание целей
У – не менее 65%
УА – 75% из участвовавших
УА – 15% из участвовавших Не менее 85% учащихся выставляют 5 баллов и выше Не менее 85% учащихся выставляют 5 баллов и выше Не менее 85% учащихся выставляют 1 баллов и выше
Состояние воспитательной системы
Вариант Участие Отношение к делу Понимание целей Состояние воспитательной системы
А + + + Высокий уровень воспитательной работы
Б + + - Педагогические усилия дают результат, но педагоги не работают (не грамотно работают) над переводом эмоций, чувств в план деятельности.
В + - - Неэффективна, неграмотная работа учащихся, ребята транслируют мысли педагогов.
Д - - - Отсутствие серьёзной педагогической работы в формах коллективных дел.
Е - - + Работа ведётся, но дела не имеют личностного значения для учащихся. Двоемыслие – для себя одно, для учителей то, что они хотят.
Ж - + + Неплохой вариант, но не через участие в делах, а через слухи, мнения, разговоры вокруг него.
З- + - То же, что и «Ж», но слабее, без понимания смысла.
Знаком «+» отмечается уровень, указанный в целевых установках. Если показатель ниже – ставится знак «-».
Спроектированный образ выпускника школы
Нравственный потенциал.
Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину.
Проявление в отношении с людьми доброты, честности, порядочности, вежливости. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах.
Познавательный потенциал.
Желание и готовность продолжать обучение после школы или включиться в трудовую деятельность, потребность в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний.
Коммуникативный потенциал.
Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально устойчивое поведение в кризисных жизненных ситуациях.
Культурный потенциал.
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.
Физический потенциал.
Стремление к физическому совершенствованию; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников. Стремление к здоровому образу жизни.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся по построению воспитательной системы класса способствует достижению положительных результатов:
сформировавшийся у младших школьников интерес к местным народным традициям, историческому и культурному наследию русского народа;
приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре наших предков, к глубинному традиционному наследию;
проявление гражданско-патриотических чувств через поступки и поведение в целом;
раскрытие собственной индивидуальности через практическую деятельность на основе полученных знаний;
стремление учащихся беречь и приумножить лучшие традиции своего народа.
Основой своего успеха я считаю использование воспитательной деятельности индивидуального и системного подхода, то есть заботливое отношение к каждому ребёнку в отдельности и детскому сообществу в целом.