Доклад к презентации Личностно-ориентированное воспитание во внеурочной деятельности
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ. ФИЛИАЛ №3
Доклад
по теме педагогического совета
«Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного подхода»
Тема выступления «Личностно-ориентированное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности»
Подготовила Прокопчук И. В.,
учитель филиала №3
ГКОУ ЦО СО
2017 год
Личностно-ориентированное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности.
Нет ничего труднее,
как перевоспитать человека,
плохо воспитанного.
(Я. Коменский)
I. (СЛАЙД 2). Личностно-ориентированный подход – это общепедагогическая технология, которая дает возможность обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности обучаемого, развитие ее неповторимой индивидуальности. Личностно- ориентированный подход – есть важнейший принцип воспитания.
Основными исходными положениями процесса обучения и воспитания являются следующие принципы личностно – ориентированного подхода: (СЛАЙД 3).
принцип самоактуализации: необходимо побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;
принцип субъективности: следует помочь учащемуся стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;
принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в классе и школе;
принцип творчества и успеха: благодаря творчеству обучаемый выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;
принцип доверия и поддержки: вера в учащегося, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению.
Методы личностно – ориентированного подхода: диалог, игра, рефлексия, педагогическая поддержка, диагностика, создание ситуации выбора.
II. Характерные особенности обучающихся филиала №3.
Личность всегда обнаруживает свою системность и ее особенности меняются во взаимосвязях и взаимообусловленностях. Наши обучающиеся не просто дети, это люди с устоявшимся своим мировосприятием. В массе поведение и
личность наших обучаемых характеризуются следующими особенностями:
изменение (или искажение) характера социальных связей,
сопротивление педагогическим воздействиям;
активное непринятие коллективных норм и ценностей;
отрицательное отношение к учебной и другим видам просоциальной деятельности;
неумение контролировать свое поведение и давать ему адекватную оценку;
склонность к дурным привычкам;
поиск вины в ком-то
И всего лишь малая часть обучаемых нашей школы имеют позитивный настрой к обучению, а значит и к преобразованию своего внутреннего потенциала. (СЛАЙД 4).
И с грузом такого арсенала характеристик нашего обучаемого нам необходимо сформировать личность, способную брать ответственность на себя, имеющую свой взгляд на окружающую действительность, умеющую ставить цели, готовую к саморазвитию и самообразованию, и, самое главное, личность, обладающую духовно – нравственным потенциалом. (Слайд №5).
Как известно, путь к формированию и изменению личностных смыслов человека — это изменение его деятельности, связей с миром и другими людьми. Не стоит формировать личность, пытаясь по очереди сформировать определенные качества, способности. Эффективно только целостное и системное педагогическое воздействие на обучающихся.
Условно состав обучаемых филиала №3 условно можно разделить на следующие категории:
учащиеся, обладающие положительной социальной установкой. Учащиеся данной категории легко усваивают учебную программу, у них проявляется позитивное отношение к учебе, доброжелательное отношение к окружающим;
обучаемые, имеющие потенциально положительные установки, несмотря на то, что учатся они с неохотой, но положительно воспринимают процесс обучения;
учащиеся, которые не хотят учиться (отсутствует мотивация к обучению), но посещают занятия по принуждению администрации колонии;
учащиеся, которые обладают асоциальными установками, проявляют полное неприятие к учебе.
На начало 2015-2016 учебного года в процентом соотношении состав учащихся филиала №3 выглядел следующим образом(СЛАЙД 6):
Отсутствие учебной мотивации -42% + асоциальная установка – 12% = 54%
Учащихся с положительной социальной установкой составило 9% + с потенциально положительной социальной установкой – 37% = 46%
На конец 2015 – 2016 учебного года наблюдается положительная динамика. Отсутствие учебной мотивации - 17% + асоциальная установка – 6% = 23%. Учащихся с положительной социальной установкой составило 31% + с потенциально положительной социальной установкой – 46% = 77%.
(СЛАЙД 7,8)
Все это результат проведенной воспитательной работы с обучающимися учителями филиала №3.
Воспитательный процесс, как известно, длится в течение всего срока обучения. А основная наша задача «Перевоспитание и исправление асоциальной личности» уже заведомо предполагает индивидуальную работу с каждым обучаемым, чтобы хоть как-то приблизить его к параметрам национального воспитательного идеала, прописанного в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (СЛАЙД 9).
«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Мне близки слова советского писателя Олега Михайловича Куваева: «Во всяком человеке – Человек с большой буквы, иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но попробовать нужно всегда.»(СЛАЙД 10).
И как мне кажется, основная задача учителя, работающего с необычным контингентом – найти, пробудить в человеке – человека, спасти его от нравственного и духовного оскудения.
Содержание воспитательной цели нашей школы воплощена в модели ученика (СЛАЙД 11):
В основе моей воспитательной работы лежат такие общечеловеческие ценности, как: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. (СЛАЙД 12). И приоритетное место здесь занимает ценность личности человека. Именно на уважении к ней, на учёте её индивидуального развития и базируется личностно-ориентированное воспитание.
В целях получения информации о нравственном развитии, социализации личности учащегося, результатах процесса воспитания, очень интересными, как мне кажется, представляются (Слайд 13):
1. Методики программы «Диагностика и мониторинг уровня воспитанности»
- Оценка уровня воспитанности учащихся (Приложение №1)
- Методика выявления коммуникативных склонностей воспитанников (Приложение №2)
- Методика «Социально – психологическая самоаттестация коллектива»(Приложение №3)
- Методика для изучения социализированности личности воспитанника (Приложение №4)
- Методика изучения удовлетворенности воспитанников жизнью в школе (Приложение №5)
- Методика изучения эффективности воспитательных средств (Приложение №6) //diagnostikaimonitoringurovnyavospitannostishkol-nikov
2. Диагностика воспитательного процесса //diagnostikavospitatprocessa/
3. Методика С. М. Петровой. Анкета «Пословицы»
4. Методика Н. Е. Щурковой.
Изучение и работу по данным методикам я начала в 2016-2017 учебном году.
Анализируя учебно-воспитательный процесс и приступая к планированию постоянно опираюсь на полученные результаты в ходе проведения следующих форм работы (СЛАЙД 14):
- наблюдение;
- беседа;
- тестирование;
- анкетирование;
- диагностика.
Все это мне позволяет оценить результативность воспитательного процесса. Диагностику провожу два раза в год. Это помогает спроектировать процесс воспитания с учетом индивидуальных возможностей личности каждого ученика.
Воспитательную работу составляю с учетом рекомендаций МОиН Самарской области и реализации принципа свободы выбора учащимися тем будущих классных часов.(СЛАЙД 15). Ежемесячная воспитательная работа в классе строится по принципу: один раз в месяц ученическое собрание, мероприятие по патриотической или гражданской тематике, по пропаганде ЗОЖ, по духовно-нравственной тематике.
По результатам анкетирования учащихся в начале 2016 -2017 учебного года была выявлена тематика классных часов (СЛАЙД №16):
1. Семейные ценности – 72%
2. Право (именно права осужденного) – 63%
3. История Отечества – 44%
4. Труд – 37% (Именно такой процент обучающихся 11 класса задействованы на производстве ФКУ ИК-13).
5. Знание -33%
6. ЗОЖ – 27%.
В своей практике я использую следующие формы работы: (СЛАЙД 17)
викторины, классные часы, беседы, дискуссии, литературно-музыкальные композиции, конкурсы, игровые формы проведения мероприятий, групповые и индивидуальные творческие задания.
Включение учащихся в деятельность и общение осуществляется с использованием личной мотивации с учетом системы ценностей обучающихся.
Главной проблемой при внедрении личностно-ориентированного подхода является обеспечение необходимых условий для полноценного индивидуального развития личности. (СЛАЙД 18) И здесь в первую очередь необходимо способствовать развитию следующих функций личности:
способность человека к выбору;
умение оценивать свою жизнь;
поиск смысла жизни, творчество;
формирование образа «Я»;
ответственность (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за всё»);
самостоятельность личности.
Воспитание, формирование личности обучаемого осуществляется каждый день в урочное и внеурочное время.
Воспитательный процесс начинается с доброжелательного тона учителя к ученикам. Несмотря даже на то, что в силу определенных обстоятельств в класс явился агрессивно настроенный обучаемый. Такт, уважение к своей личности наш обучаемый всегда ценит. (СЛАЙД 19)
Выявление характера взаимоотношений участников образовательного процесса: учитель - ученик, ученик – ученики, учитель – ученики – администрация учреждения, учитель – ученики – семья помогает усилить воспитательную силу воздействия на личность ученика. В случае негативного отношения провожу корректировку поведения учащегося посредством беседы, разъяснения. Самое главное дать учащемуся понять, что он как личность неплохой, а поступок не соответствует его природной целесообразности, и он является неотъемлемой частицей общества. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт. Тем самым способствую выработке у учащегося умений анализировать и оценивать свои поступки, действия, поведение, что приводит к формированию адекватной самооценки.
Неординарен характер взаимоотношений учитель – ученики – администрация учреждения. Среди наших обучаемых есть индивиды с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении, к которым зачастую применение форм словесных убеждений не всегда приводит к положительному результату и здесь учитель вынужден прибегнуть к методу наказания (доведение информации до представителей администрации). В то же время учитель выходит с ходатайством о поощрении учащихся, проявивших ответственность в сфере деятельности учебно-воспитательного процесса.
Отрадно отметить то, что у большинства обучающихся нашей школы приоритетной ценностью является семья. (СЛАЙД №20) В процессе проведения классных часов с данной тематикой наблюдается активизация деятельности учащихся. Зачастую от решения контекстуальных задач в процессе диалога, дискуссии, размышления ребята приходят к обобщению своего личного опыта, анализируют свое отношение к поднятым проблемам. Такие мероприятия часто заканчиваются словами: «Если бы я тогда не сделал…; если мог бы вернуть…, лишь бы дождались …, зацеплюсь за семью, никуда не пойду…». Конечно говорить о полноправном партнерстве семьи и школы не приходится. Но и здесь есть тоненькая связующая нить – родительский день, еще один день в жизни ученика – осужденного встречи со своими близкими. И каждый хочет, чтобы его член семьи услышал о нем только хорошее.
В каждом обучающемся есть задатки способностей. (СЛАЙД 21) Организуя работу в течение всего учебного года я стараюсь выявить и направить на дальнейшее их развитие, через познавательные беседы и игры (заочные путешествия, викторины и т.д.), просмотр и обсуждение увиденного и услышанного, а также диспуты, помогающие развивать диалогическое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, мыслить с самим собой, выдвигать необычные гипотезы, подкреплять их мыслительными экспериментами.
Каждое мероприятие направленно на реализацию определенных действий. Есть ребята, которые неплохо справляются с оформительской деятельностью, но не могут выступить перед публикой, другие могут выразительно прочитать стихотворение, но не любят вступать в дискуссии, третьи – дискутировать с места, но к выйти к доске - никогда, четвертые – выполнить творческую работу, но остаться в тени, пятые – неожиданно для учителя могут смастерить что-то своими руками, шестые – сидя за партой, не проявляя никакой активности не могли и предположить, что когда-то они сумеют преодолеть сомнения и выйти на сцену. (СЛАЙД 22)
Хочу обратить ваше внимание на одно стихотворение. Его написал наш ученик Манухин Илья. В течение двух лет мы не могли обнаружить в нем способность писать стихи. И только в этом году, при подготовке к мероприятию, посвященного Дню Матери, Илья предложил свое стихотворение. (СЛАЙД 23). После мероприятия выяснилось: Илья полная сирота и мамы своей он никогда не видел.
В нашей школе каждый класс отвечает за проведение какого - либо общешкольного мероприятия. При подготовке мероприятия распределяю деятельность среди учащихся: кто-то участвует в инсценировке, кто-то читает стихи, играет на музыкальном инструменте. Всё происходит с учётом индивидуальности. Репетиции тоже имеют большое значение в воспитании обучаемых, так как во время их проведения учащиеся общаются и незаметно для себя показывают то, на что они способны. Подобные формы работы позволяют учащимся проявит способность к самовыражению и самореализации. И что немаловажно учащиеся сами проводят самооценку своей деятельности, понимают характер происходящих изменений, касающихся структуры их знаний, развития умений.
Роль школьных традиций в формировании личности обучающихсяПроводимые общешкольные мероприятия способствуют развитию национального самосознания, исторической памяти, развитию творческих способностей, формированию патриотической личности.(СЛАЙД 24)
1. Праздник первого звонка
2. День учителя.
3. День Матери.
4. День здоровья
5. Новогодний марафон.
6. Армия во все времена.
7. О женщине замолвите слово.
8. Великой Победе посвящается.
9. Конкурс «Ученик года»
10. Праздник последнего звонка.
12. Родительский день.
Все это создает общность переживаний, определенное единство, укрепляет контакты, обогащает эмоциональную жизнь школы, формирует творческую личность.
Остановлюсь на одной из традиций школы. (СЛАЙД 25) Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Ежегодно проводится мероприятие «Великой Победе посвящается». (СЛАЙД 26) Ко Дню Победы организовывалась акция «Письмо неизвестному солдату». (СЛАЙД 27) В акции приняли участие 10 человек, которые написали письма неизвестному солдату. Что отрадно отметить, в прошлом учебном году учащиеся продемонстрировали гордость и желание на мероприятии иметь на груди «Георгиевскую ленточку». (Три года назад ребята категорически от этого отказывались). Некоторые учащиеся попросили оставить «Георгиевскую ленточку» у себя. (СЛАЙД 28) Как известно, на личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Ежегодно проводится конкурс «Лучший ученик года». (СЛАЙД 29) По сути, этот конкурс - признание личности развивающегося человека, уважение уникальности и своеобразия обучаемого. Только в сотрудничестве учителя и ученика в течение всего учебного года достигаются критериальные показатели обучающегося для участия в конкурсе: хорошая учеба, уверенность в себе, уважение одноклассников, эрудиция, мир увлечений. На этом конкурсе ребята демонстрируют не только свои знания, но и компетентность, умение вести диалог, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
В заключение своего выступления хочу ваше внимание обратить и еще на один немаловажный факт в личностно-ориентированном воспитании обучающихся нашей школы: в составе учащихся моего класса 8 человек, достигших 30-летнего возраста, из них, на сегодня, 7 учащихся дали письменное согласие на продолжение обучения в филиале №3. И это я считаю не только моя заслуга, это заслуга всего нашего коллектива. (СЛАЙД 30) Коллектива, который опирается простые постулаты в своей работе:
- если ученика подбадривать, он учится верить в себя;
- если ученика хвалить, он учится быть благодарным;
- если ученика поддерживать, он учится ценить себя;
- если ученика окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.