Тренинговое занятие по формированию ценностного отношения к здоровью у учащихся по теме: «Здоровье – основа жизни»


Подготовила: педагог-психолог МБОУ СОШ №26
Е.Ю.ШансковаТренинговое занятие по формированию ценностного отношения к здоровью у учащихся по теме: «Здоровье – основа жизни».
Участники: учащиеся 8 классов.
Цель: Формирование представления о здоровом образе жизни.
Задачи:
- диагностика осведомлённости учащихся о здоровом образе жизни;
- формирование осознания зависимости здоровья от образа жизни и вредных привычек.
Предполагаемый результат:
- сохранение, укрепление и развитие здоровья учащихся;
- повышение уровня психологической и коммуникативной культуры;
- способность отказываться от рискованных предложений, умение взаимодействовать со сверстниками, управлять эмоциями;
- осознание негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивление им.
Время проведения занятия: 45 минут.
Учащиеся рассаживаются в круг на стульях.
Ведущий: «Мы начнём с того, что каждый по кругу назовёт своё имя и скажет несколько слов о своём настроении. Вспомним о нашем прошлом занятии, что мы с вами делали на прошлом занятии. Начинаем».
-Каждый из нас слышал выражение «здоровый образ жизни» и у каждого из нас есть представление о том, что это такое. Предлагаю каждому по кругу продолжить высказывание: «Я считаю, что здоровый образ жизни – это…», «Главный признак здорового образа жизни – это…», а также ответить на вопрос: «Чем для вас является здоровье?»
После того, как все выскажут свое представление о здоровье и здоровом образе жизни, ведущий предлагает выполнить следующее задание:
- Я предлагаю вам написать на бумаге по порядку 5 самых главных ценностей, то, что очень важно и значимо для вас в данный момент.
- А теперь, когда все написали 5 ценностей, я предлагаю вам еще раз посмотреть на свой список. Подумайте о том, что было, если бы не было той ценности, которая написана последней, предпоследней и т.д. в вашем списке. Расставьте приоритеты еще раз, что важнее.
- Посмотрите, какое место в вашем списке ценностей занимает здоровье.
Далее идет работа с методикой «Моя продолжительность жизни».
Моя продолжительность жизни
Средняя продолжительность жизни постоянно растет. Но каждого, естественно интересуют его шансы на долголетие. Наверное, многое прояснит этот тест.
Инструкция:
Отвечайте на вопросы совершенно искренне, а над некоторыми еще и поразмышляйте. Может быть, вам необходимо в чем-то изменить свой образ жизни.
Итак, внимательно послушайте текст, составленный американскими медиками. Запишите ответы на листочке. Подсчитайте результат.
Тест
Возраст не имеет значения. Все равно 14 вам или 50. Зато чем раньше вы откажетесь от вредных привычек, тем лучше.
Итак, возьмем число 72. Из него нужно будет вычитать или прибавлять к нему набранные в результате ваших ответов очки.
Если вы мужчина, вычтите из 72 цифру 3. Женщинам нужно добавить к цифре 72 цифру 4 – они живут в среднем на 7 лет больше, чем мужчины. Следовательно, у мужчин берется за основу средняя продолжительность жизни – 69 лет, у женщин – 76.
Если вы живете в городе с населением более 1 млн человек, то вычтите 2 года.
Если вы живете в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, то добавьте 2 года.
Если вы планируете в будущем заниматься умственным трудом, отнимите 3 года, если физическим – прибавьте 3 года.
Если вы занимаетесь спортом пять раз в неделю хотя бы по полчаса, то прибавьте 4 года; если два-три раза – прибавьте 2 года.
Если в будущем вы собираетесь вступить в брак – добавьте 5 лет, если нет, то вычтите по одному году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25-летнего возраста).
Если вы постоянно спите больше 10 часов, вычтите 4 года, если по 7-8 часов, то ничего не вычитайте.
Если вы плохо спите, отнимите 3 года. Сильная усталость, как и слишком продолжительный сон, - признак плохого кровообращения.
Если вы нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отнимите 3 года, если спокойный, уравновешенный – добавьте 3 года.
Если вы счастливы, то добавьте 1 год, если несчастливы, отнимите 2 года.
Если вы собираетесь получить среднее образование, добавьте 1 год, если высшее – 2 года.
Если ваша бабушка (дедушка) дожила до 85 лет, то добавьте 2 года, если оба дожили до 80 – 4 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта…), вычтите 4 года.
Если кто-то из ваших родственников, не дожив до 50 лет, скончался от рака, инфаркта и др., вычтите 3 года.
Если вы выкуриваете больше трех пачек сигарет в день, отнимите 8 лет, если 1 пачку – 6 лет, если меньше пачки – 3 года.
Если каждый день вы выпиваете хоть каплю спиртного, вычтите 1 год.
Если ваш вес по сравнению с нормальным для вашего возраста и роста превышает 20 кг, вычтите 8 лет, если 15 – 20, то 4 года, если 5 – 15 кг – 2 года.
Число, которое получится у вас в итоге, и есть тот возраст, до которого вы можете дожить. Но, конечно, вы его превысите, если будете лучше следить за собой и откажетесь от вредных привычек.
Ведущий:
- Как видите, на продолжительность жизни влияют разные факторы. Важное место среди них занимает наследственность. Но очень многое зависит и лично от человека: его привычек, образа жизни.
Давайте отметим еще раз, насколько сокращают в среднем жизнь такие вредные привычки, как курение, алкоголь, агрессивное поведение, пассивный образ жизни и другие факторы.
Влияет на продолжительность жизни и состояние окружающей среды. Не случайно в тесте есть пункт о том, в каком по масштабу населенном пункте живет человек: города с населением свыше 1 млн отрицательно влияют на здоровье живущих в нем людей и, следовательно, на продолжительность их жизни. Как вы думаете, почему это происходит?
Учащиеся отвечают на вопрос. После этого ведущий просит учащихся вспомнить в тесте факторы продолжительности жизни, зависящие от воли человека.
В результате обсуждения подростки приходят к выводу об отрицательном влиянии на экологию города и здоровье горожан следующих факторов: промышленных предприятий, заводов; городского и автомобильного транспорта; недостаточного количества зеленых насаждений как источника кислорода; напряженного ритма жизни и большого количества стрессовых ситуаций в городе; отсутствие полноценной природной среды как фактора умиротворяющего и духовного влияния на человека. На следующем этапе обсуждения ведущий предлагает подумать над тем, что может изменить человек, живущий в городе, для улучшения экологической ситуации.
Далее ведущий знакомит учащихся со следующей информацией:
- Употребление алкоголя, наркотиков, курение имеет для человека, как правило, немало отрицательных последствий. Можно сказать целый букет. Остановимся на отдельных его «цветочках».
1. Эти вредные привычки делают человека нездоровым (например, курение ослабляет возможности дыхания) и непривлекательным (желтые зубы при курении, затуманенный взгляд при приеме алкоголя).
2. Они стоят немалых денег.
3. Алкоголь и наркотики могут привести к нарушению закона (вождение автомобиля в нетрезвом виде, хулиганство и т.д.).
4. Эти привычки подрывают доверие к человеку со стороны окружающих (например, из-за того, что такой человек постоянно забывает что-то важное).
5. Они могут просто погубить того, кто им подвержен (например, смерть от болезни сердца, рака легких, автокатастрофы в состоянии опьянения).
Методика «Что я знаю и чего я не знаю»
Инструкция:
Проставьте по вертикали числа от 1 до 19.
Сейчас я буду зачитывать вслух некоторые суждения, касающиеся наркотических веществ. Если вы считаете утверждение истинным, то рядом с его порядковым номером пишите слово «верно», если ложным – «неверно».
Тест
1.Выписываемые врачами наркотические лекарства безопасны.
2.Ничего страшного в том нет, если взять и смешать лекарства друг с другом.
3.Табак в сигаретах не является наркотиком.
4. Однажды употребивший наркотики – навсегда наркоман!
5. Кофе – наркотик!
6. Наркотики не влияют на течение беременности.
7. Алкоголь является нарквеществом.
8. Люди, которые злоупотребляют наркотиками, вредят лишь себе.
9. Большинство алкоголиков – пропащие люди и лентяи.
10. Можно стать алкоголиком, употребляя только одно пиво.
11. Черный кофе и холодный душ очень хорошо отрезвляют человека.
12. На равное количество какого-либо наркотика все люди реагируют одинаково.
13. Алкоголики пьют ежедневно.
14. Если родители не пьют, их дети тоже не будут пить.
15. Алкоголь не повышает температуру тела.
16. Алкоголь – это стимулирующее, возбуждающее средство.
17. Большинство лекарств безопасны, например аспирин.
18. Пока человек не «колется», он не наркоман.
19. Наркотики разрешают личные проблемы.
Далее ведущий зачитывает учащимся правильные ответы и просит их сравнить со своими.
1 – неверно. Выписываемые наркотические вещества – это наркотики, которые назначаются конкретному лицу при конкретной болезни в конкретное время. Это наркотики, употребляемые другим лицом в другое время или в сочетании с другими наркотиками, такими как алкоголь, могут стать опасными.
2 – неверно. Употребление более чем одного лекарства за один прием может быть крайне рискованным. Они могут дать непредсказуемый результат. Нередко смерть человека наступает из-за смешивания разных нарковеществ, включая алкоголь.
3 – неверно. Табак содержит никотин и является наркотиком, который вызывает зависимость. Табак увеличивает пульс сердца, сужает кровеносные сосуды, уменьшает аппетит и изменяет нормальные функции организма.
4 – неверно. Люди, которые пристрастились к наркотикам или не контролируют употребление алкоголя, могут изменять свое поведение при проведении специального лечения и воспитания.
5 – неверно. Кофе содержит наркотик кофеин, который является стимулятором для нервной системы и мозга.
6 – неверно. Все наркотики, включая алкоголь, сигареты, барбитураты и многие другие, имеют опасное воздействие на беременность.
7 – верно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него.
8 – неверно. Кроме себя они причиняют боль и вред своим семьям и друзьям, сотрудникам по работе и многим другим.
9 – неверно. Около 95-98% алкоголиков – обычные люди, которые работают, имеют семьи.
10 – верно. Не имеет значения, какой тип алкоголя употребляет человек. Предрасположенность к тому, чтобы стать алкоголиком, сопряжена с личностью. Пиво содержит этиловый спирт, но в меньшем количестве по сравнению с вином и водкой. Поэтому люди, пьющие пиво, должны больше его выпить, чтобы опьянеть.
11 – неверно. Единственное, что может отрезвить человека, - это время. Избавление организма от 30 г алкоголя занимает у печени примерно один час работы.
12 – неверно. Реакция на наркотик очень индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость), способ приема наркотика и даже мировоззрение. Большинство доз наркотиков рассчитано, как правило, на взрослых мужчин, поэтому взрослая доза будет слишком сильной (а потому и опасной для жизни) для детей и старшеклассников.
13 – неверно. Некоторые алкоголики выпивают только по выходным дням, некоторые не пьют (воздерживаются) месяцами. Но нередко бывает так, что как только алкоголик выпил, он уже не может остановиться.
14 – неверно. Молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице и в школе.
15 – верно. Алкоголь понижает температуру тела, он вызывает у пьющих ощущение тепла, поскольку кровь приливает к поверхности кожи. Когда это происходит, температура тела понижается, поскольку тепло поверхности тела легко утрачивается.
16 – неверно. Алкоголь – это депрессант. Он отрицательно влияет на рассудительность и самоконтроль.
17 – неверно. Даже общеупотребляемые лекарства типа аспирина могут быть вредными для здоровья. Любое лекарство, если оно употребляется неправильно или не по назначению, может быть опасным.
18 – неверно. Люди принимают наркотики разными способами: нюхают, глотают, вводят внутривенно. Зависимость возникает не от способа принятия наркотика, а от него самого.
19 – неверно. У людей всегда имеются проблемы, и обращение к наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди.
Домашнее задание
Карта здоровья
Инструкция для учащихся
Это задание вы должны выполнить вместе с родителями. Сначала начертите на бумаге следующую таблицу. Она заполняется дома, в спокойной обстановке. В графу «Мои действия» могут входить такие, как, например, регулярное посещение врача, соблюдение режима дня, советов врача и родителей, занятие спортом, диета и другие действия.

Мои болезни, недостатки
внешности, вредные привычки Рекомендации врачей, специалистов, родителей Мои действия
Рефлексия занятия
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Какие факторы влияют на продолжительность жизни человека?
- Считаете ли вы, что здоровье – главная ценность?
- Что необходимо человеку, для того чтобы быть здоровым?