Мастер-класс по ИЗО В гостях у Деда Мороза


Мастер – класс, графика, «В гостях у Деда Мороза»
Уроки ИЗО и ДПИ – это прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для ребёнка младшего школьного возраста своеобразной реализацией. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. Но так как в учебном плане этот предмет занимает всего 1 час, то необходимо использовать все возможности, чтобы урок превратился в сказку, в путешествие по картинной галерее, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок. Поэтому уроки ИЗО целесообразно интегрировать с чтением, музыкой, МХК, трудовым обучением.
Цели:
Учить детей наблюдать за красотой зимнего леса.
Учить соблюдать в изображении пропорции, размер.
Воспитывать чувство радости от передачи красоты природы в рисунке.
Оборудование:
для учащегося: цветная бумага синего цвета, белая гуашь, кисть.
ХОД:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте учителя и уважаемые наши гости!
I.Вступительная беседа
– Сегодня у нас с вами интересное занятие. Сейчас я вам прочту небольшой текст, а вы его внимательно послушайте, а потом скажите, о каком времени года идет речь (чтение текста учителем).
– Всё куда-то скрылось, подевалось. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле. Где вы, зеленые листья? Где вы, кусты и травы? Где, вы, быстрые бабочки? Льды закрыли озера, снега укутали землю. Солнце все ниже и ниже. А тени длинней и длинней. И день короче воробьиного носа...
– Итак, о каком времени года эти строки? (О зиме)
– Как догадались? Докажите.
– Сегодня на уроке мы поговорим о зиме, а именно, о зимних деревьях.
– Мы можем стать художниками – волшебниками, попасть в сказку и затем ее изобразить.
– Представим, ребята, что мы попали в волшебный сказочный лес!
– Кругом стоит таинственная тишина, пурга намела огромные сугробы снега. Повсюду деревья, как сказочные великаны и гномы.
II. Работа с репродукцией.
– Одни – старые, ветвистые, между ними тянутся к свету совсем молоденькие, юные росточки. Березки, нежно задумавшись, опустили свои тонкие ветви. Рядом распушили иголки густые темные ели и под ними, возможно, найдут укрытие разные зверюшки.
– Посмотрите, какие разные деревья по характеру: ели пушистые, густые; березки стройные, гибкие; а старые деревья корявые и ветвистые.
– Сейчас я прочту отрывок из стихотворения Сурикова, а вы скажите, о какой шапке идёт речь:
Темный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
– Итак, как вы поняли, что это за шапка (Снежная шапка, которая лежит на ветвях деревьев)
– Да, действительно, на ветвях деревьев лежит белый пушистый снег.
III. Анализ натуры.
– А теперь еще раз посмотрим на репродукции, внимательно рассмотрим деревья...
– В какую общую фигуру можно вписать, например, березу (В треугольник, вершина которого направлена вниз)
– А сосну? (В треугольник, с вершиной внизу)
– А ёлочку? (В треугольник, вершина которого направлена вверх)
– Рассмотрим березку. Сколько крупных деталей у дерева? (Одна – ствол)
– На что похож ствол? (На ленточку, которая сужается кверху)
– А какие мелкие детали вы можете выделить у дерева? (Его ветки, оставшиеся листья, ягоды у рябины, крона у сосны)
– Посмотрите, все ветки у деревьев разные: и по длине, и по толщине и самое главное, что все они растут от ствола, а не отдельно от него.
Определитесь, какое дерево будете рисовать, какое больше нравится.
IV. Показ порядка выполнения работы.
– Обратите внимание, что почти на всех иллюстрациях, да и на самом деле, деревья окружены синеватым пространством: это снег и небо.
– И поэтому мы с вами будем изображать деревья на цветной бумаге синего или голубого цвета. Работать будем гуашью.
– Как мы с вами расположим лист бумаги? (Вертикально)
– Почему? (Т.к. деревья вытянуты вверх)
Учитель располагает лист вертикально.
– Как мы будем располагать дерево на листе бумаги? (В центре, огранич. высоту дерева вверху и внизу)
– С чего начинаем изображение дерева? (Со ствола)
– Один ствол дерева, мы с вами говорили, похож на вьющуюся ленту, которая сужается кверху, вьющаяся лента не прямая и ствол не может быть совсем прямым.
– Давайте с вами изобразим березку. Какого цвета у неё ствол? (Белого)
– Итак, набираем на кисть белую гуашь, начинаем изображать ствол снизу вверх, от более широкого к более узкому. Он может быть искривлен или прямой.
– Для рисования мелких веточек и крупных используем разные кисти. Дорисовываем сюжет, ведь вы в гостях у Деда Мороза( след по хрустящему снегу, жилище, …
– А теперь нам нужно изобразить снег. Для этого мы берем белую гуашь и в некоторых местах: на стволе, ветвях, земле изображаем снег.
V. Закрепление.
– С чего начинаем работу? (Выбираем положение листа и определяем границы)
– С чего начинаем изображение? (Со ствола)
– Что изображаем потом? (Ветви, листья, ягоды, крону)
– Что изображаем последним? (Снег)
VI. Практическая работа.
Все репродукции убраны.
Все работают самостоятельно
VII. Итог
– А теперь из ваших работ мы вырастем сказочный зимний лес, помогать мне будет…..(ученик) (Выставка и оценка работ)
– Вот так!
Учитель "двигает" деревья, чтобы они загораживали друг друга.
– Видите. Из-за елочки мы не видим весь ствол березы.
– А из-за кустика видна только верхушка елочки.
Работы распределяются по принципу: сказка, реальность.
Учитель дорабатывает общую работу набрызгом(снег)
Похвалы, поощрения.
Трофимова Галина Васильевна, учитель ИЗО