Проект «23 февраля» в коррекционной группе №4 для детей с задержкой психического развития
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад № 9 «Колобок»
Проект «23 февраля»
в коррекционной группе №4
для детей с задержкой психического развития
Авторы проекта: логопед Шибаева В.А.
дефектолог Матвеева А.В.
г.о. Мытищи, февраль 2017г.
ПРОЕКТ "23 февраля"
Группа: №4 (ЗПР, старшая группа)
Авторы проекта: логопед Шибаева В.А., дефектолог Матвеева А.В.
Актуальность проекта:В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Именно во время формирования ребёнка как личность, встаёт острая необходимость заложить в его сознании патриотические чувства, чувство гордости за своё Отечество, вызвать желание быть такими же, как настоящие воины. Для этого необходимо дать представления об армии, о том, каким должен быть настоящий мужчина, что нужно делать для достижения своих целей, для того, чтобы быть сильными, смелыми, ловкими.
Цель проекта: формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, формирование у детей интерес к военным профессиям.Формировать у детей представление о празднике « 23 февраля». Воспитывать уважение к труду и его результатам, приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
Коррекционно-образовательные задачи:
•Закрепить представления детей о военных профессиях, дать знания детям о Российской армии, уточнить их представления о родах войск.
•Обогащать лексику дошкольников (защитники, Отечество, Родина, танк, подводная лодка, танкист, моряк, летчик, пограничник).
•Воспитывать доброжелательное отношение к чужому труду.
Коррекционно-развивающие задачи:
•Развивать у детей познавательную активность, творческие способности;
•Совершенствовать культуру речи;
•Развивать выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения;
•Формирование умения развивать сюжет на основе знаний, полученных детьми при восприятии из окружающей действительности, из литературных произведений.
Коррекционно-воспитательные задачи:
•Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о военных профессиях;
•Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, гордость за нашу историю;
•Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
Участники проекта: дети старшей группы, дефектолог, логопед, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: краткосрочный, с 13февраля по 22 февраля.
Тип проекта: совместный, творческий;
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: создание игровой ситуации; использование художественного слова; показ; беседа; песочная терапия, объяснение; повторение.
Предполагаемый результат:повышение знаний у детей о Российской армии.
проявление у детей интереса к армии, уважения к защитникам Отечества.
стремление детей к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья.
повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта Содержание работы
Подготовительный этап(1 февраля по 12 февраля) 1. Разработка плана реализации проекта;
2.Изучение методической литературы по данной проблеме;
3.Подбор демонстрационного материала для реализации проекта;
4.Подготовка презентации или видео
5. Подборка загадок и подвижных игр для реализации проекта;
6. Организация предметно-пространственной среды: демонстрационный материал
«23 февраля»,оформление тематического уголка к сюжетно-ролевой игре «Наша Родина под Защитой!», папка-передвижка
«23 февраля».
Основной этап (13 февраля- 22 февраля) -Работа с детьми:
-непосредственно – образовательная деятельность с детьми
- тематические занятия по теме;
проведение с детьми бесед о российской армии, о защитниках нашей Родины; по темам «Наша армия», «Кто такие защитники Отечества?»;
-изготовление подарков папам, просмотр видеофильмов и презентаций;
-Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседа;
-Игровая деятельность: подвижные и дидактические игры.
Заключительный этап (20-22 февраля) -Презентация реализации проекта
- Физкультурное развлечение «Лучше папы друга нет!».
-Сотворчество педагогов и детей, оформление стенгазеты (коллективная работа).
-Фото-коллаж о проделанной работе с детьми в родительской группе в контакте -ссылка -https://vk.com/gruppa4_kolobok-Выставка поделок «Мой папа-наш защитник!».
Совместная деятельность педагога, детей и родителей
№ Мероприятие Дата Ответственный
1 Занятие по формированию целостной картины мира 13.02.2017 Дефектолог Матвеева А.В.
Оформление тематического уголка «Наша Родина под защитой!», размещение объявлений, оформление гардероба ширмой «23 февраля». 2 НОД с психологом 13.02.2017 Психолог Григорова В.В.
3 НОД по речевому развитию 14.02.2017 Логопед Шибаева В.А.
4 НОД с психологом 16.02.2017 Психолог Григорова В.В.
5 НОД по речевому развитию 16.02.2017 Логопед Шибаева В.А.
НОД по ФЭМП 15.02.2017 Дефектолог Матвеева А.В.
6 НОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование.
15.02.2017 Воспитатель Князева Ж.В.
7 Физкультурное развлечение «Лучше папы друга нет!» 21.02.2017 Инструктор по физ. культуре Дмитриева Е.А.,
Князева Ж.В., Земскова И.Ю.- воспитатели, логопед Шибаева В.А., психолог Григорова В.В.
8 Чтение художественной литературы - А.Барто«Кораблик», Андрей Ошнуров «В нашей армии», А.Митяев «Почему армия родная?». Беседа по теме. 20.02.2017 Воспитатель Князева Ж.В.
10. Изготовление поделок -для пап. В течение недели Воспитатель Земскова И.Ю.
11. Оформление стенгазеты «Защитники группы №4» 17.02.2017 Дефектолог Матвеева А. В.
Логопед Шибаева В.А.
Реализация проекта (основной этап)
№
п/п Образовательные области Совместная деятельность взрослых и детей
1. "Социально-коммуникативное развитие"
Сюжетно-ролевая игра «Военные»
Чтение художественной литературы -А.Барто«Кораблик», Андрей Ошнуров«В нашей армии», А.Митяев «Почему армия родная?» 1.Игровая деятельность: Сюжетно-ролевые игры «Военные», «Лётчики».
Задачи:
-изучить программную методическую литературу по заданной теме;
проанализировать возрастные особенности детей;
-формировать умение развивать сюжет в ходе игры;
-учить детей выполнять правила ролевых отношений управления, подчинения, равноправия;
-совершенствовать умение строить игру по предварительному коллективно- составленному плану – сюжету (определять персонажей, последовательность событий и действий);
-воспитывать доброжелательные партнёрские отношения.
2. Беседа «Храбрый герой»
3. Загадывание загадок по теме
4. Чтение художественной литературы
5.Дидактическая игра «Военные профессии».
2. "Познавательное-информационная часть"
НОД «23 февраля-день рождения Российской армии»
Чтение стихотворения
С. Я. Маршака «Февраль»; беседа о Дне рождения российской армии; игра «Поехали на экскурсию», беседа по картинкам о танкисте, летчике, моряке, солдате, физкультминутка «Полетаем».
НОД по формированию элементарных математических представлений «Наша армия»
1.НОД «23 февраля-день рождения Российской армии».
Цель: расширение и обобщение начальных представлений об армии, о родах войск, о том, что 23 февраля - день рождения российской армии.
Задачи: 1. Познакомить с некоторыми видами военной техники (танк, военный самолет, подводная лодка, корабль) и военными профессиями (танкист, летчик, моряк, солдат).
2. Закрепить знания о противоположностях: высоко-низко, далеко-близко, быстро-медленно, тихо-громко.
3. Учить образовывать множественное число имен существительных.
4. Совершенствовать умение выкладывать из счетных палочек сложные фигуры по графическому образцу, развивать мелкую моторику рук.
5. Обогащать, уточнять, расширять и активизировать словарь за счет слов: танк, самолет, корабль, армия, военный, танкист, моряк, солдат, летчик, флот и т. д.
6. Воспитывать уважение к службе в армии, желание служить в ней.
7. Формировать навыки сотрудничества
Материал для занятия: картинки «Военные профессии» или презентация на эту тему; образец выкладывания из счетных палочек самолета, корабля, танка; игрушки – танк и самолет.
2. НОД по формированию элементарных математических представлений «Наша армия».
Цель: Закрепить знание детей о государственном празднике – Дне защитника Отечества, закреплять названия военных профессий, военной техники; Формирование элементарных математических представлений.
Образовательные задачи: Совершенствование конструктивных навыков. Совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур. Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах 10. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Соотнесение числа и цифры. Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах 10. Закрепление знаний о составе числа. Формирование навыка сравнения предметов по величине и раскладывании их в порядке возрастания.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развитие творческих способностей. Развитие умения решать проблемные ситуации, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, развитие координации речи с движением.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Закрепить умение и желание детей работать совместно, радоваться своим успехам и успехам других, поддерживать эмоционально – благоприятную обстановку во время занятия.
Воспитание коммуникативности, навыков сотрудничества, самооценки, инициативности, самостоятельности.
Оборудование:
Геометрические фигуры, доска. Плоскостные изображения танков, карточки с цифрами, пластмассовые солдатики в красных и синих мундирах, контейнеры с плоскостными изображениями ракет.
3.
НОД по речевому развитию «Наша Армия».
НОД по речевому развитию «Как ребята Защитников спасали» 1. НОД «Наша Армия».
Цель: закрепить начальные знания об армии, военных профессиях и военной технике. Сформировать у них первые представления о защитниках Отечества.
Образовательные задачи:
1.Закрепить у детей уже накопившиеся понятия (танк, военный самолет, корабль) и военными профессиями (танкист, летчик, моряк, солдат).
2.Обогащать, уточнять, расширять и активизировать словарь за счет новых слов: подводная лодка, пограничник, Родина, Отечество.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Развивать внимание, память и мышление. Активизировать работу зрительного и слухового анализаторов.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Закрепить умение и желание детей работать совместно, поддерживать эмоционально-благоприятную обстановку во время занятия.
2. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных российских воинов.
Материал для занятия: презентация.
2. НОД «Как ребята Защитников спасали»
Цель: закрепить начальные знания об армии, военных профессиях и военной технике. Сформировать у них первые представления о защитниках Отечества.
Образовательные задачи:
1.Закреплять представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину
2.Уточнять словарь по теме: армия, Отечество, профессия, танкист, пограничник, летчик, моряк, защищать, охранять, служить, управлять, работать.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Развивать внимание, память и мышление.
2.Развитие связной речи, речевого слуха, артикуляционной и мелкой моторики, координация речи с движением.
3.Развивать умение преобразовать существительные единственного числа во множественное число.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Закрепить умение и желание детей работать совместно, поддерживать эмоционально-благоприятную обстановку во время занятия.
2. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных российских воинов.
Предварительная работа:
Просмотр презентации, беседа по теме.
Оборудование: картинки с изображениями военных, конверт, мяч, магнитная доска, раскраски на тему «23 февраля».
4. "Художественно-эстетическое развитие"
-Рисование «Самолеты»
Задачи: учить детей рисовать гуашевыми красками по трафарету.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Беседа о военной технике.
-Изготовление поделок «Подарок папе»
5. Эмоционально-волевая сфера
НОД
Цель: формировать чувство патриотизма, способствовать сплочению детского коллектива
Задачи:
1. Воспитание чувства патриотизма, ответственности, сплоченности.
2. Развитие теплых, дружеских отношений между детьми, умение работать в команде.
3. Развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, произвольности, обогащение словарного запаса.
4. Снижение психоэмоционального напряжения у детей.
Материалы и оборудование:
-Проигрыватель и носитель с музыкальными фрагментами для физминутки;
-Эмблемы со значками военных моряков и летчиков, «чудесный мешочек»;
-Разрезные картинки с военной техникой: воздушной (самолеты, вертолеты) и морской (корабли, подводные лодки)
-Карточки разных цветов (карточки из картона: голубой – моряки, зелёный – пехотинцы; белый– лётчики).
6. "Физическое развитие
Совместное спортивное развлечение «Лучше папы друга нет!»
Цель: Способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.Задачи:- Привлечь детей и родителей к занятиям физической культурой.- Обеспечить высокую двигательную активность детей.- Воспитывать любовь к Родине-проявление у детей интереса к армии, уважения к защитникам Отечества.
-стремление детей к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья.
-повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Заключительный этап
-Презентация реализации проекта;
-Сотворчество педагогов и детей, композиция на тему проекта, оформление стенгазеты (коллективная работа);
-Фото-коллаж о проделанной работе с детьми в родительской группе в контакте - ссылка - https://vk.com/gruppa4_kolobok;
Взаимодействие с родителями:
1. Папка-передвижка «23февраля»
2. Конкурс совместных рисунков «Мой папа –наш защитник»
3.Фото-коллаж о проделанной работе с детьми в родительской группе в контакте -https://vk.com/gruppa4_kolobok
5.Спортивный праздник «Лучше папы друга нет!».
Результаты:
Дети с удовольствием играли в сюжетно-ролевую игру «Военные»,получили знания о военных профессиях. Дети получили знания, которые могут применять в сюжетно – ролевых играх. В группе пополнена предметно-развивающая среда с атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр. Таким образом, ознакомление с военными профессиями и собственная деятельность детей позволила осознанно освоить тему «23 февраля», что послужило начальной ступенью к социализации. Для себя же поставили цель: продолжать далее разрабатывать проекты, знакомить детей с новым и интересным; как можно чаще проводить совместные мероприятия с родителями. Поставленные задачи решены, цели достигнуты.
Список используемой литературы:
Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.-448 с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2009-208 с., переиздание.
Селихова Л.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста(5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 206. – 96с.
Формирование целостной картины мира. Познавательно- информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2016.-144с.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР, 2-е издание, М.: Мозаика-Синтез, 2009.- 176с.
Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР с 6 до 7 лет.