Конференция на тему:Проблемная секция: «Развитие индивидуальных особенностей детей»
Августовская конференция работников образования г. Абакана
«Муниципальная система образования:
стратегические ориентиры – эффективные решения»
Дошкольное образование
Проблемная секция: «Развитие индивидуальных особенностей детей»
Портфолио – как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников
Людмила Викторовна Алыпова,
воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Мечта»
Абакан
2016г.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Современное дошкольное образование ориентирует на утверждение личностного начала в ребенке. Как трудно взрослым признать право ребенка на личные достижения, на правомерность собственной оценки своего мировосприятия. Почему? Ответить на этот вопрос позволяет составление портфолио.
Эта работа основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка. Для родителей мы провели серию консультаций на тему Портфолио –как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников.
Портфолио дошкольника – это всегда портфолио – собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты. Не может быть отчета, ребенку не за что отчитываться. При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию – «портфолио как инструмент комплексной диагностики», но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. По нашему мнению, оценочно-диагностический портфолио является непременно частью индивидуальной программы развития ребенка. Однако не стоит соединять портфолио достижений и оценочно-диагностический, т.е. вносить диагностические карты, сравните6льные таблицы в портфолио ребенка. Ре6бенку непонятны данные таблицы, значки, да и диагностика нужна в первую очередь педагогу для осуществлению дифференцированного подхода к ребенку и совершенствования педагогического процесса. Поэтому оценочно-диагностический портфолио составляют педагоги, и хранится он у педагогов.
Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не6 умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы эмблемы. Чаще всего портфолио предоставляет собой папку с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. В работе с дошкольниками можно использовать также электронный портфолио и портфолио – раскраску.
Электронный портфолио является одним из новых видов. Рассмотрим эти виды подробней.Это портфолио, основанный на применении современных информационных технологий. Использование программы Power Point позволяет быстро выполнить яркое, красочное портфолио со спецэффектами и возможностью использовать аудио- и видеозаписи. Это привлекает ребенка. Электронный портфолио мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое. Современные родители больше готовы к данному виду, нежели традиционному.
Существует много преимуществ, но стоит отметить и проблемы: во-первых, не все педагоги владеют компьютерами технологиями и могут дать качественную консультацию в этих вопросах; во-вторых, в дошкольных учреждениях, а в особенности в группах, нет компьютеров, а значит, нет постоянной возможности поделиться с друзьями своими достижениями и открытиями; в-третьих, работа по созданию такого портфолио увлекает детей настолько, что они проводят большое количество времени за компьютером, а это небезопасно для их здоровья. Все это следует учитывать при внедрении электронного портфолио. Электронный портфолио является одним из новых видов. Это портфолио, основанный на применении современных информационных технологий. Использование программы Power Point позволяет быстро выполнить яркое, красочное портфолио со спецэффектами и возможностью использовать аудио- и видеозаписи. Это привлекает ребенка. Электронный портфолио мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое. Современные родители больше готовы к данному виду, нежели традиционному. Существует много преимуществ, но стоит отметить и проблемы: во-первых, не все педагоги владеют компьютерами технологиями и могут дать качественную консультацию в этих вопросах; во-вторых, в дошкольных учреждениях, а в особенности в группах, нет компьютеров, а значит, нет постоянной возможности поделиться с друзьями своими достижениями и открытиями; в-третьих, работа по созданию такого портфолио увлекает детей настолько, что они проводят большое количество времени за компьютером, а это небезопасно для их здоровья. Все это следует учитывать при внедрении электронного портфолио.
Как показала практика, оформление портфолио каждого ребенка различно, особенно индивидуальны портфолио, составляемые с родителями. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя.
Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.
Приведу примеры бесед с детьми при оформлении отдельных страничек портфолио.
Страничка «Моя мечта»
- У каждого человека в жизни есть мечта. Мечта – это то, чего тебе очень хочется. Кто-то мечтает, чтобы люди никогда не болели, кто-то мечтает стать шофером, а кто-то мечтает получить в подарок красивую книгу, игрушку. А у тебя есть мечта? Расскажи о своей мечте другу, портфолио, нарисуй ее на странице «Моя мечта».
Страничка «Мои друзья»
- У тебя есть друзья?
- Расскажи о них, как из зовут, где они живут, во что вы любите играть?
- Посмотри, в твоей книге есть страничка «Мои друзья». Ты хочешь наклеить фотографии или нарисовать портреты своих друзей?
Главное условие – ребенок оформляет сам, ему принадлежит право выбора, а взрослые – его помощники. Страницы портфолио могут быть оформлены рисунками, аппликацией. Это могут быть страницы, оформленные на компьютере, но и в этом случае ребенок – активный участник, а не зритель.
Очень важно сделать родителей своими союзник5ами в этом непростом деле. Поэтому первоначально мы привлекли активную, неравнодушную семью. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.Они оформили портфолио своего ребенка и представили свой опыт на родительском собрании.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка. Приведем примеры некоторых вопросов и записей родителей.
Как ребенок осознает некоторые свои состояния, умения, каковы его представления о себе.
Саша К., 5 л. 9 м. (Пришел из детского сада)
- Бабушка, отгадай загадку. У меня сегодня в детском саду изменилось то, что начинается на букву «ж».
- Не знаю, может, это связано с Жорой.
- Нет, это у меня, со мной на букву «ж», но подскажу тебе: еще есть буква «и», а в конце
мягкий знак.
- Жизнь, так?
- Молодец! Да!
- А как у тебя изменилась жизнь в детском саду?
- Во-первых, я сам правильно заправил кровать, во-вторых, я два раза сделал задания первым и правильно, в в-третьих, мне сказали, что сейчас я стал похож на старшего в группе.
Саша М., 5 л. 4 м.(Отбирает семейные фотографии в свою папку.)
- Саша, что такое семья? – спросил дедушка.
- Семья – это команда родственников, и все любят друг друга. Работа с детьми над портфолио должна проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течение дня, по желанию ребенка.
2. Дети самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку (по его просьбе), а не выполняет работу за него. Ценность не в правильности его заполнения, а в содержании.
3. При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?»
Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть не навязчивыми, не назойливыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала малыша. Умению наблюдать необходимо учиться как родителям, так и педагогам. С этой целью проводятся с родителями семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, так как в данном деле в центре внимания находится ребенок.
Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, так как она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов.
Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах.
Литература:
Адаменко Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики.//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-М.,2008.-№ 1.
Болотина Г.К. Научно-методическое портфолио педагога/Г.К. Болотина//Методист.-М., 2006.- №9.