Рабочая программа по внеурочной деятельности Мой край родной (2 класс)


Пояснительная записка

Рабочая программа модуля № 2 «Животный мир Сибири» адаптирована и составлена на основе 3-хлетней модифицированной программы дополнительного образования «Животный мир Сибири» по первому году обучения (автор – Побежимова И.А., утв. ГМС ГИМНЦ 1.12.2009).
Рабочая программа «Животный мир Сибири» предназначена для детей 2 класса школы. Программой предусмотрено 1 занятие в неделю. Всего программа рассчитана на 34 часа.
Целью программы является развитие личности ребенка посредством знакомства с животным миром родного края.
Задачи программы:
Образовательная: структура программы позволяет познакомить ребят с разнообразием животного мира.
Развивающие: развивать в детях наблюдательность, инициативу. Способность проявлять свои теоретические и практические навыки.
Воспитательные: воспитывать такие личностные качества, как доброта, бережное отношение к животным, взаимопомощь, культуру труда и этику общения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные результаты
По окончании курса учащиеся должны знать:
Что изучает наука зоология
Предков современных животных
Строение животных
Сезонные изменения в жизни животных
Диких, домашних животных и отличать их
Животных, живущих у нас в живом уголке
Правила поведения в природе
Приспособленность животных к суровым условиям
Учащиеся должны уметь:
Ухаживать за животными в живом уголке
Описывать внешний вид животного
Работать с карточками
Вести дневник наблюдений
Узнавать из жизни животных из других источников
Пользоваться простейшими лабораторным оборудованием
Выступать на публике, через участие в конкурсах и игровых познавательных программах.

Метапредметные результаты

Личностными результатами:
Сформированность интереса к изучаемому курсу.
Регулятивные УУД:
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с педагогом.
Самостоятельно формулировать цели задания после предварительного обсуждения.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные УУД:
Умение работать в группе.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Учиться уважительному отношению к позиции другого человека, пытаться договариваться.

Способы проверки:
Результаты обучения детей оцениваются в виде:
1. мониторинга (входящего, промежуточного, итогового);
2. в виде самостоятельных, творческих работ (после прохождения тем)
3. в виде итоговых презентаций, решения кроссвордов, выставки творческих работ.
Учебно - тематический план.


Название темы
Всего часов
содержание

1
Знакомство с разнообразием животного мира
5
Проводить простые наблюдения за животными в уголке живой природы.

2
Домашние животные
4
Знакомство с домашними животными. Применять на практике, полученные знания по содержанию и уходу за животными.

3
Дикие животные
24
Знакомство с животными Прибайкалья. Выполнять правила поведения в природе. Бережное отношение к природе. Работать с литературными источниками. Работать с бумагой и с природным материалом. Изготавливать простейшие кормушки для птиц.

4
Итоговое
1
Игра « В мире животных».


Всего часов
34







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа «Животный мир Сибири»

№ занятия
Дата
план
Дата
факт
Тема занятия
УУД




Знакомство с разнообразием животного мира Сибири.
Классы животных
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
-  Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
-  Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная « энциклопедия внутри учебника »).                                                          
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в уст ной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).                                                                                              
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
-  Совместно договариваться о   правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполни теля, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уро ков).






Знакомство с разнообразием животного мира Сибири.
Класс млекопитающих. Класс птиц.





Знакомство с разнообразием животного мира.
Класс пресмыкающиеся.
Класс земноводные Класс рыбы





Знакомство с разнообразием животного мира.
Класс насекомые. Класс паукообразные.
Класс ракообразные.





Знакомство с разнообразием животного мира Байкала.
Байкальская нерпа.





Домашние животные. Разнообразие.
Наша безопасность





Домашние животные -их значение для жизни человека.





Домашние животные – содержание в домашних условиях, уход, болезни





Домашние животные-любимцы- разнообразие, породы, их назначение, воспитание, уход, кормление, болезни.





Дикие животные. Разнообразие Наша безопасность





Дикие животные их значение для человека.





Дикие животные Иркутской области- их разнообразие





Сезонные изменения в жизни диких животных. Значение в жизни леса.





Отряд грызуны
Знакомство с разнообразием животных живого уголка





Кролики - Внешний вид. Породы.





Кролики- содержание в домашних условиях





Кролики. Болезни животных и меры предосторожности





Морские свинки





·Г°
Морские свинки -породы, содержание, особенности поведения





Морские свинки - особенности кормления, разведение, уход





Хомяки - разнообразие





Хомяки -породы, содержание, особенности поведения





Хомяки – корма и кормление, разведение, уход





Лабораторные крысы -породы, содержание, особенности поведения





Лабораторные крысы –корма и кормление, разведение, уход





Декоративные японские мыши-корма и кормление, разведение, уход





Декоративные японские мыши- содержание в домашних условиях, особенности поведения





Шиншиллы -породы, содержание, особенности поведения.





Шиншиллы-особенности кормления, разведение, уход





Отряд насекомоядные. Лесной и степной ёж. Внешний вид





Лесной и степной ёж -породы, особенности поведения





Лесной и степной ёж -особенности кормления, разведение, уход





Лесной и степной ёж-содержание в домашних условиях





Итоговое занятие: Игра « В мире животных»





ИТОГО : 34 ч.











Методическое обеспечение

Обучение в рамках программы должно быть интересным и привлекательным, поэтому при её прохождении используются различные методы и приёмы.
Занятия проводятся как теоретические, так и практические. Теоретический материал даётся в виде лекций, рассказов, презентаций, просмотров видеофильмов, экскурсий. На разных этапах занятия будут использоваться тесты, викторины; работа в парах, работа в малых группах.
Практические занятия проводятся в виде лабораторных и практических работ, работ с цветной бумагой, пластилином, соленым тестом, засушенными листьями.
Методы:
Наглядный;
Словесный;
Практический;
Игровой.

Приемы:
Лекция (рассказ, беседа, дискуссии;
Экскурсия;
Экологические игры;
Наблюдения.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, групповые (работа в малых группах), игровые и др.

Материальное обеспечение: кабинет, мультимедийное оборудование, таблицы, телевизор.
Методическое обеспечение
-карточки-задания для усвоения нового материала
-карточки-правила (исправлять допущенные ошибки или добавлять недостающие правила)
-кроссворды по каждому изучаемому разделу
-тесты по каждому изучаемому разделу
- загадки по каждому виду животных
-загадки с подсказкой
-рассказы - загадки
-экологические игры, сказки, ситуации
-загадки – обманки
Список литературы для педагогов:
Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о животных», Ярославль: Академия развития,2003.-240 с.: ил. - (Расширяем кругозор детей)
Анашкина Е.Н. «Тропой натуралиста», Ярославль Академия развития 2006-288с.
Герасимов В.Ф. «Природа Братска и его окрестностей». Братск: МП «Братская типография»,2001-176с.
Ерёменко Н.И. «Дополнительное образование в образовательном учреждении» - Волгоград: ИТД «Корифей»
Коняева О.В. «Азбука живой природы растения и животные леса » издательство Родничок 1999
Кузнецов Б.А.»определитель позвоночных животных фауны России», рыбы земноводные, пресмыкающиеся, пособие для учителей М. просвещение 1975 208 с,
Кузнецов Б.А.»Определитель позвоночных животных фауны России», млекопитающие, пособие для учителей М. просвещение 1975 208 с,
Костромина О.А. «Полевой практикум на экологической тропе» (в помощь преподавателям). Братск: Мп «ИД «Братск», 2001г.-116с. »
Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». М.-«ВАКО»,2004,336 с. - (В помощь школьному учителю)
Михайлов В.А. Хомячки: Животные в нашем доме. – М. ЮНВЕС,2000-48 с, ил.
Михеева А. В. «Руководство к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных», под ред. Учебное пособие для педагогов, М. просвещение 1996 - 200 с.,
Навдаев П.А. Деревенское подворье. Издание второе, исправленное и дополненное.- М, «РИПОЛ КЛАССИК»,2000.-352с,
Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дополнительных учереждений.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.-128с.
Наземные звери России справочник определитель М. изд., ЮКМК 2002 298 с.,
Рахманов А.И. Хомяки морские свинки / Содержание. Кормление. Лечение мелких домашних животных – М.: «Аквариум»,1999 – 160 с. Ил.
Райков Б.Е. Римский – Корсаков М.Н. «Зоологические экскурсии» М. топикал, 1994- 640 с.,
Сухаревская Е.Ю. Занимательное естезвознание. Природа Земли: Учебное - методическое пособие для преподавателей, слушателей ИПК. - Ростов н./Д: Издательство «Учитель,» 2003.-160с,
Садовская Л. Евсеева Т. «Заповедники мира», 2007-184 с.
Сысоев В.С. «Приусадебное кролиководство», - М. Росагропромиздат,1990 – 192 с
Цветкова И.В. «Экология для начальной школы. Игры и проекты» Популярное пособие для родителей и педагогов
Экзотические домашние животные СПБ: 2006,176с.,
Экологическое образование до школы, в школе, вне школы. Братск: МП «Издательский дом «Братск»,2004-164 с.










Список литературы для учащихся:
Атлас животных М. издат. ЭКСМО 2003 96 с.,
Арди Франсуа «Растения и животные», изд. Астрель 2000 – 128 с.,
Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о животных» Ярославль академия развития 2000 240 с.,
Бреем А.Э. «Жизнь животных», звери М. ТЕРРА 2000 – 832 с.,
Большая энциклопедия для школьников изд. ОЛМА – ПРЕСС 2001г.
Волцит О.В. «Животные», М; ООО издат. АСТ 2000 304 с.,
Драйвер Ева – Мария «Тайны живой природы», изд. АСТРЕЛЬ АСТ 2000 64 с.,
Козлов М.А. Олигер И.М. «Школьный атлас – определитель беспозвоночных». М: просвещение 1991- 207 с.,
Козлов М.А. «Живой мир», изд. Золотой век 2000 624 с.,
«Крысы»,Г.Гаспера ООО аквариум лтд 2002 64 с.,
Коняева О.В. «Азбука живой природы растения и животные леса » издательство Родничок 1999 г
Ласуков Р.Ю. «Звери и их следы», карманный определитель М.
Пейроль С. «Развитие животных», изд. АСТ – 2001 64 с.,
Русо М. «Ночные животные », ДРОФА 2001 64 с.,
Рахманов А.И. «99 советов. Морские свинки. Уход и содержание» М. аквариум ЛТД 2002 112 с.,
Райков Б.Е. Римский – Корсаков М.Н. «Зоологические экскурсии» М. топикал, 1994- 640 с.,
Стерри Полл «Детёныши животных. Мир животных» 2001
Стерри Полл «Олени, лоси, горные козлы. Мир животных»1999
Стоунхауз Бернард «Животные защищаются» Оникс 21 век 2001 48 с.,
Убогий Ю.В. «Братья и сёстры; рассказы о животных». Калуга 1998 – 96 с.,
Хензель Вольфганг «Медведи», изд. АСТРЕЛЬ 2000 – 64 с.,
Хомяки и другие грызуны М. АСТ 2001 64 с.,
«Энциклопедия животных» изд. ОЛМА – ПРЕСС М. 281 с.,2001
«Энциклопедия для детей, птицы и звери» М. АКВАНТА 2004 448 с.,
«Энциклопедия для детей, биология»М; Мир энциклопедий Аванта 2007 704 с.,
«Энциклопедия живой природы», М АСТ – ПРЕСС 1999 – 328 с.,
Элман Р. «Медведи. Мир животных»2000

Заголовок 115