ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Планета загадок

Управление образования администрации г. Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43 города Чебоксары»


Рассмотрено:
На заседании ШМО протокол №1 от 29.08.2014г.
Руководитель МО учителей начальных классов


Лазарева Л.П.
29 августа 2014 г.

Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ № 43» г.Чебоксары




Петрова Л.Л.
30 августа 2014 г.
Приказ №128а от 30 августа 2014


ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
Планета загадок

в 3 Г классе на 2014 – 2015 учебный год
учителя начальных классов
Емельяновой Алины Ивановны












Чебоксары 2014 г.

I. Пояснительная записка

Программа «Планета загадок» разработана с целью расширения знаний по предмету «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас» для 1 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.
В результате расширения реализуются следующие учебные цели:
Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
       К числу основных задач данной программы относятся обогащение экологических предоставлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование новыми яркими, запоминающимися примерами. Программа, охватывающая различные области знания, предоставляет для этого большие возможности. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ экологической ответственности. Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом,  важнейшая задача этого курса. Тем самым предлагаемый учебный материал позволяет обеспечить новый, более высокий уровень экологической образованности и воспитанности учащихся.       К числу задач относятся также:       - расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;      -   укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;     -   последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

II. Общая характеристика
      В целом преподавание программы «Планета загадок» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах.       В содержании программы интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии, экологии. При этом необычное, загадочное, удивительное дети находят как в далеких «путешествиях», так и в ближайшем природном окружении. Привлечение доступных палеонтологических и исторических сведений позволяет совершать также и своего рода путешествия во времени: рисует картины жизни на Земле на разных этапах ее развития, дает возможность проследить многие драматические события, связанные с теми или иными научными открытиями, судьбами ученых.       Как уже отмечалось, организация работы с различного рода детской познавательной литературой должна быть постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе. Это рассматривание окаменелостей  остатков ископаемых организмов, работа с готовыми гербариями и коллекциями насекомых, рассматривание образцов минералов и горных пород, овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав. Предусмотрена также работа с географическими картами. Это следует делать не только при знакомстве с историей географических открытий, но и при изучении других вопросов данной программы (история открытия удивительных растений и животных, родина комнатных растений и экзотических фруктов, области распространения интересных насекомых, животный мир океанов и т. д.). Помимо имеющихся в школе настенных карт, целесообразно использовать географические атласы для младших школьников.       Занятия в классе следует по возможности дополнить экскурсиями. Это могут быть экскурсии в природу, в ботанический сад и зоопарк, в морской аквариум и дельфинарий, в музеи  краеведческий, геологический, палеонтологический, зоологический.
Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данная программа играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Проектная деятельность, реализуемая данной, программой имеет ряд особенностей:
Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
В результате освоения содержания программы «Планета загадок» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.
III. Описание места учебной программы в учебном плане
Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю. Общее количество часов - 135, из них 22ч – экскурсии, 40ч – практические работы.
IV. Описание ценностных ориентиров

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Личностными результатами изучения курса «Планета загадок» являются:
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, причастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Планета загадок» являются:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни
человека;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Познавательные УУД:
Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения; смысловое чтение; анализ объектов, синтез как составление частей целого; доказательство; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД: постановка вопросов; умение выражать свои мысли полно и точно; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция)
Регулятивные УУД: целеполагание; волевая саморегуляция; прогнозирование уровня усвоения; оценка; коррекция.
Предметными результатами изучения курса «Планета загадок» являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
Предмет «Планета загадок» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Уровни результатов освоения программы.
Первый уровень результатов освоения программы «Планета загадок»: уровень представления (знакомства). Обучающийся, выведенный на этот уровень, способен узнавать объекты и процессы, если они представлены ему сами (в материальном виде) или даны их описание, изображение, характеристика. На этом уровне школьник обладает знанием- знакомством и способен произвести опознание, различение и соотнесение. А так же
духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - уровень воспроизведения. Обучаемый может воспроизвести (повторить) информацию, операции, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией.
Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов -- уровень умений и навыков. На этом уровне усвоения учащийся умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые. Здесь различают две разновидности усвоения - умение и навык. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.
Четвёртый уровень результатов - уровень творчества. Как известно, творчеством считают проявление продуктивной активности человеческого сознания. Чтобы вывести обучаемого на уровень творчества, недостаточно, чтобы он овладел знаниями, умениями, навыками по определенному - пусть даже весьма широкому - набору учебных элементов. Необходимо «добывать» необходимые знания и умения. Нужно пробудить и развить в нем творческие способности. А это возможно только при условии, что в процессе обучения будут применяться специальные творческие задачи исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности, т.е. будут реализовываться мотивационные знания.
Программа «Планета загадок» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
любовь к природе
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).




















Содержание
программы первого года обучения


Природа то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы.
Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания. Границы сред обитания.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения пища и укрытие для животных; животные распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.
Человек часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Правила поведения в природе. Географическая карта и план.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня школьника, личная гигиена. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телефон, телеграф. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина- Россия, Российская Федерации. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Президент Российской Федерации – глава государства. Москва – столица России.
Родной край – частица России. Родной город: название, основные достопримечательности.





























Тематическое планирование. Содержание программы
1 год обучения - (33ч)


Кол-во
часов
Тема занятия
Деятельность учащихся
Дата проведения

1.
2 ч.
Я – школьник. Как сохранить свое здоровье?
Знаешь ли ты свой организм?


Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.



2.
2 ч.
Что такое природа?

Наблюдать объекты и явления природы. Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их.



3.
5 ч.
Почему происходит смена времен года?
Чем отличается одно время года от другого?

Понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Вести дневник наблюдений. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий «Времена года». Работать в группе.
Выбирать вид деятельности


4.
18 ч.
Какая бывает природа?

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Определять части растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Называть и узнавать виды изученных лишайников. Знать роль лишайников в природе. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние дикие животные; культурные дикорастущие растения.
Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил.


5.
1 ч.
Как влияет человек на природу?
Что такое круговорот веществ в природе?

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества. Характеризовать влияние человека на природные сообщества. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения


6.
3 ч.
А Человек – это природа?

Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.
Выполнять групповые задания


7.
1 ч.
Человек – это хозяин или гость природы?
Что такое глобус?

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок)


8.
1 ч.
О чем ты узнал на занятиях?
Брейн-ринг «Что, где, когда?»
Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной)















Основные требования к уровню подготовки по окончании


ЗУН
Учебные действия
Универсальные учебные действия

Природа вокруг нас.

Обучающиеся должны знать:
Определение «природа». Основные типы веществ. Называть явления природы
Обучающиеся должны уметь:
Характеризовать особенности веществ и явлений природы
Наблюдать объекты и явления
природы
Характеризовать их особенности.
Группировать (классифицировать)
объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
Приводить примеры веществ, описывать их.

Познавательные Обще-учебные действия
Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
Выделение познавательной цели;
Выбор наиболее эффективного способа решения;
Смысловое чтение;
У П логические Д
Анализ объектов
Синтез как составление частей целого;
Доказательство;
Установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Разрешение конфликтов.
Управление действиями партнера( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляция
Прогнозирование уровня усвоения
Оценка;
Коррекция
Личностные УУД
Смыслополагание.
Самоопределение

Времена года
Обучающиеся должны знать:
Основные признаки времен года
Обучающиеся должны уметь:
Описывать и узнавать по описанию времена года
Понимать тексты о природе.
Описывать сезонные изменения в
природе.
Характеризовать признаки времен
года.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Вести дневник наблюдений.
Проводить групповые наблюдения
во время экскурсий «Времена года».
Работать в группе
Выбирать вид деятельности


Природа живая и неживая
Обучающиеся должны знать:
Признаки живого. Знать виды растений и животных и их признаки. Правила ухода за растениями и животными
Обучающиеся должны уметь:
Отличать объекты живой и неживой природы. Применять на практике основные знания по уходу за растениями


Группировать (классифицировать)
объекты живой или неживой природы по отличительным признакам
Различать природные объекты и
изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.
Наблюдать простейшие опыты по
изучению свойств воды.
Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе.
Наблюдать простейшие опыты по
изучению свойств полезных ископаемых.
Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.
Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).
Приводить примеры хвойных и
цветковых растений, выделять их
отличия (на примере своей местности).
Определять части растения.
Сравнивать и различать деревья,
кустарники и травы.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Рассказывать о роли растений в
природе и жизни людей.
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).
Выращивать растения в группе (из
семян, побегов, листа).
Различать съедобные и ядовитые
грибы (на примере своей местности).
Называть и узнавать виды изученных лишайников.
Знать роль лишайников в природе.
Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.
Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира
Характеризовать способы питания,
размножения; условия, необходимые для жизни животных.
Рассказывать о роли животных в
природе и жизни людей.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.
Различать растения и животных,
используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).
Группировать (классифицировать)
объекты природы по признакам:
домашние дикие животные; культурные дикорастущие растения.
Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил.


Единство живой и неживой природы
Обучающиеся должны знать:
О круговороте веществ в природе
Обучающиеся должны уметь:
Прогнозировать влияние деятельности человека на экосистему

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.
Характеризовать природные сообщества.
Характеризовать влияние человека
на природные сообщества.
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения


Человек – часть природы
Обучающиеся должны знать:
О пагубном влиянии человека на природу
Обучающиеся должны уметь:
Бережно относится к природным объектам
Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Приводить примеры зависимости
удовлетворения потребностей людей от природы.
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.
Выполнять групповые задания


Наша страна на карте и глобусе
Обучающиеся должны знать:
Основные условные обозначения
Обучающиеся должны уметь:
Составлять план местности
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок)


Тело человека
Обучающиеся должны знать:
Основные приемы оказания первой медицинской помощи
Обучающиеся должны уметь:
Оказать помощь при порезе, ушибе
Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой
помощи при несчастных случаях.
Характеризовать правила оказания
первой помощи при несчастных
случаях.
























Содержание
программы второго года обучения

Человек часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Растения - живые организмы. Свет, вода, почва - условия жизни растений. Уход за дикорастущими растениями, их многообразие и полезные свойства.
Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.
Деревья, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения.
Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)
Уход человека за одомашненными животными. Бережное отношение человека к животным
Простейшие правила ухода за кошкой, собакой.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств: воды, воздуха.
Откуда берется бытовой мусор.
Разнообразие растений и животных.
Объяснение названий растений и животных. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Тематическое планирование. Содержание программы
2 год обучения - (34 ч)



Тема занятия
Часы
Деятельность учащихся
Дата проведения

1.
«Я и мир вокруг меня».

2 ч.
Понимать тексты о природе.
Описывать сезонные изменения в
природе.
Характеризовать признаки времен
года.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Вести дневник наблюдений.
Проводить групповые наблюдения
во время экскурсий «Времена года».
Работать в группе
Выбирать вид деятельности


2.
«Загадочный мир веществ».

3 ч.
Группировать (классифицировать)
объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.
Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.
Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Группировать (классифицировать)
объекты природы по признакам.
Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил.


3.
Почему надо охранять природу?
Почему книга красная?


3 ч.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Приводить примеры зависимости
удовлетворения потребностей людей от природы.
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.
Выполнять групповые задания
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок)


4.
«В мире растений». Игра-ознакомление с многообразием растений.

3 ч.
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями.
Характеризовать особенности растений, домашних животных (на примере своей местности).
Уметь наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать


5.
«Некультурные». Знакомство с дикорастущими растениями.

2 ч.
Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.
Проводить наблюдения в группах
Сравнивать и различать деревья. кустарники и травы.
Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Уметь различать объекты неживой и живой природы, части растения; использовать приобретенные знания для ухода за растениями.


6.
«Чудо-растение». Проектная деятельность.


Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.
Проводить наблюдения в группах
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов
Уметь наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать.


7.
«Что вырастет из семечка?».


Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.
Проводить наблюдения в группах
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений
Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов


8.
«Нет повести печальнее на свете». Экологическая сказка по теме «Грибы. Лишайники».


Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.
Проводить наблюдения в группах
Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях
Различать съедобные и ядовитые
грибы (на примере своей местности).
Называть и узнавать виды изученных лишайников.
Знать роль лишайников в природе.
Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.



9.
«Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог».

Уметь приводить примеры представителей разных групп животных (2-3 представителя из изученных)
Знать разнообразие животного мира
Характеризовать условия, необходимые для жизни домашних животных
Отрабатывать простейшие приемы ухода за домашними животными



10.
Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь подтверждать свои ответы примерами


11.
«В мире животных».


Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь подтверждать свои ответы примерами
Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов


12
Викторина «Знатоки природы».


Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации


13
Деятельность человека. Сказка «Очень страшная история».




Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов
Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы


14
«Что вокруг школы?» Ориентирование на местности.


Знать о происхождении мусора, понятии «отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях.
Уметь выполнять правила поведения в природе.
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.


15
«Берегите добрый лес – он источник всех чудес».

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов
Знать зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе.
Анализировать связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода.


16
Подведение итогов.
Игра-путешествие


Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае.
Уметь выполнять правила поведения в природе
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу)
Оценивать конкретные примеры поведения в природ



























Наименование разделов и тем
Количество часов


общее
на экскурсии
на практические работы

«Я и мир вокруг меня».
2
1


«Загадочный мир веществ»
3

2

Почему надо охранять природу?
Почему книга красная?
3
1
1

«В мире растений». Игра-ознакомление с многообразием растений.
3

1

«Некультурные». Знакомство с дикорастущими растениями.
2

1

«Чудо-растение». Проектная деятельность.
2



«Что вырастет из семечка?».
2

1

«Нет повести печальнее на свете». Экологическая сказка по теме «Грибы. Лишайники».
2

1

«Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог».
2



Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.
1



«В мире животных».
2

1

Викторина «Знатоки природы».
1



Деятельность человека. Сказка «Очень страшная история».
3



«Что вокруг школы?» Ориентирование на местности.
2
1


«Берегите добрый лес – он источник всех чудес».
3
1


Подведение итогов.
Игра-путешествие
1



Итого
34
4
8



Содержание
программы третьего года обучения

Организм и окружающая среда. Экология  наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.       Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.       Разъяснение сущности и значения экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с малярийными комарами на острове Калимантан.
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Использование с этой целью атласа-определителя «От земли до неба».       Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.
      Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс.       Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны.      Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс.       Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.)
      Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.       Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (знакомство с 34 конкретными заповедниками по выбору учителя и учащихся)
  Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.       Светолюбивые и теневыносливые растения. Роль света в жизни животных.       Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты  типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
      Многообразие растений: знакомство с интересными представителями изученных на уроках групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами.       Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные (речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).
экологические связи в живой природе на примере дубового леса («дуб и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».       Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере дубового леса и других примерах по усмотрению учителя).       Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни дубового леса: желуди дуба  лесные мыши  сова).       Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.       Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковина улитки, сходство мух-осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи и другие примеры по выбору учителя).
      Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.       Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.       Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.)       История спасения бобра, соболя, стерха  примеры активных действий человека по охране животного мира.            Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).       Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (очистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных без применения опасных веществ, и т. д.).
 Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Исключение загрязненного района из использования как места отдыха людей. Долговременные последствия аварии нефтеналивного судна.       Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС).       Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.       Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.


Тематическое планирование. Содержание программы
3 год обучения - (34 ч)



Тема занятия
Часы
Деятельность учащихся
Дата проведения

1.
Что такое экология?
      
2 ч.
Знать понятие об экологии, простейшую классификацию экологических связей.
Уметь разъяснять сущность и значение экологии.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
5.09
12.09

2.
 Как распознавать растения и животных ближайшего природного окружения?
3 ч.
Понимать тексты о природе.
Описывать встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных).
Характеризовать признаки схожих видов.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания..
Проводить групповые наблюдения.
Работать в группе.
Выбирать вид деятельности.
19.09
26.09
3.10

3.
 Кому угрожает исчезновение?       

1 ч.
Группировать (классифицировать)
объекты живой природы по отличительным признакам.
Характеризовать виды изученных представителей редких организмов.
Описывать их внешний вид.
Характеризовать условия, необходимые для жизни организмов.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.
Уметь объяснять причины сокращения численности этих живых существ.
10.10

4.
Как охранять природу?       

2 ч.
Знать охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения
17.10
24.10

5.
 Какова роль неживой природы в жизни живого?       

3 ч.
Классифицировать теплолюбивые и холодостойкие растения.
Приводить примеры Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.
Выполнять групповые задания
31.10
14.11
21.11

6.
Есть ли жизнь в почве?       

1 ч.
Познакомиться с живыми обитателями почвы.
Характеризовать особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
28.11

7.
Как разнообразен мир природы?       

4 ч.
Проводить групповые наблюдения.
Раскрывать возможности массовой информации.

Понимать и пересказывать и тексты о природе.
Характеризовать условия, необходимые для жизни различных животных.
5.12
12.12
19.12
26.12

8.
Что такое экологическая пирамида?
4 ч.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения.
Анализировать связи в живой природе.
Знать о экологической пирамиде, пищевой сети и их значении для охраны природы.

Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной)
16.01
23.01
30.01
6.02

9.
 Кого и что надо охранять?       
5ч.
Знать условия, необходимые для жизни животных
Понимать и пересказывать и тексты о природе.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Работать с текстом и иллюстрациями учебника


Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения.
Анализировать причины сокращения численности этих животных и меры их охраны
Уметь приводить примеры активных действий человека по охране животного мира.
13.02
20.02
27.02
6.03
13.03

10
Мастерим домики для птиц       
1ч.
Моделировать в ходе практической работы условия жизни птиц
20.03

11
Учимся передавать свои знания другим ребятам

3ч.
Моделировать в ходе практической работы условные обозначения правил поведения в природе и экологических памяток.
Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов
Уметь выполнять правила поведения в природе.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу)
Оценивать конкретные примеры поведения в природе
3.04
10.04
17.04

12
 Влияет ли состояние природы на здоровье человека?       

2ч.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и дополнительных источников
24.04
8.05

13
Как уберечь человечество от экологической катастрофы?

2ч.
Уметь использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

15.05
22.05

14
 Подводим итоги нашей работы за год. Итоговый тест.       

1
Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае.
Уметь выполнять правила поведения в природе
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу)
Оценивать конкретные примеры поведения в природе

29.05




Наименование разделов и тем
Количество часов


общее
на экскурсии
на практические работы

Что такое экология?
2



Как распознавать растения и животных ближайшего природного окружения?
3
1
2

Кому угрожает исчезновение?
1

1

Как охранять природу?
2

1

Какова роль неживой природы в жизни живого?
3

1

Есть ли жизнь в почве?
1
1


Как разнообразен мир природы?
4
1
1

Что такое экологическая пирамида?
4

1

Кого и что надо охранять?
5

1

Мастерим домики для птиц
1

1

Учимся передавать свои знания другим ребятам.
3
1
1

Влияет ли состояние природы на здоровье человека?
2

1

Как уберечь человечество от экологической катастрофы?
2

1

Подводим итоги нашей работы за год. Итоговый тест.
1



Итого
34
4
12




Содержание
программы четвертого года обучения

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).        Практические работы с картой.
Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.  Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.
 Практическая работа: рассматривание окаменелостей.        Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо  соль. Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.). Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и   др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).       Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.       Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).       Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
      Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан  самый крупный жук. Скарабей  священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа  самая крупная бабочка.       Охрана насекомых.       Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.


Тематическое планирование. Содержание программы
4 год обучения - (34 ч)



Тема занятия
Часы
Деятельность учащихся
Дата проведения

1.
Вводное занятие.

2 ч.
Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников.
Понимать и пересказывать и тексты о природе.



2.
 Тайны за горизонтом       

4 ч.
Понимать тексты об исторических событиях.
Выбирать вид деятельности.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения).

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации


3.
Жили-были динозавры... и не только они

5 ч.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных в Древнем мире.
Рассказывать о жизни в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. Сравнивать и различать современный и Древний мир.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.
Различать растения и животных современного мира и Древнего мира,
используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать особенности древних растений и животных.
Уметь составлять рассказ о пошлом.


4.
Тайны камней.       

4ч.
Характеризовать камни.
Анализировать свойства камней и их внешний вид.
Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения


5.
 Загадки растений       

5 ч.
Понимать тексты о исторических открытиях.
Описывать внешний вид, характерные особенности экзотических фруктов, распространенных дикорастущих растений.
Группировать объекты живой природы по отличительным признакам.
Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения.


6.
 Утконос и компания       

3 ч.
Понимать тексты о исторических открытиях.
Описывать внешний вид, характерные особенности удивительных животных..
Группировать объекты живой природы по отличительным признакам.
Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения.


7.
  Планета насекомых       

4 ч.
Понимать тексты в стиле научных статей.
Описывать внешний вид, характерные особенности насекомых..
Группировать насекомых по отличительным признакам.
Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения.


8.
 Загадки под водой и под землей.

5 ч.

Понимать тексты в стиле научных статей.
Описывать внешний вид, характерные особенности подводного животного и растительного мира .
Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения.

Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной)


9
 Что такое НЛО?
      

1ч.


Понимать тексты в стиле научных статей.
Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения. Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной)



10

Заключение
Что мы узнали и чему научились за год.






1ч.
Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае.
Уметь выполнять правила поведения в природе
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу)
Оценивать конкретные примеры поведения в природе




Наименование разделов и тем
Количество часов



общее
на экскурсии
на практические работы

Вводное занятие.

2



Тайны за горизонтом

4

2

Жили-были динозавры... и не только они

5
2
1

Тайны камней

4
1
2

Загадки растений

5
2
2

Утконос и компания

3
1


Планета насекомых       

4
1
2

 Загадки под водой и под землей

5
1
1

Что такое НЛО?

1



Заключение. Что мы узнали и чему научились за год.


1



Итого

34
8
10


Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.

К



Печатные пособия

Комплект таблиц
Таблица №1 «Комнатные цветы»
Таблица №2 «Садовые цветы»
Таблица №3 «Части растений»
Таблица №4 «Земля. Луна»
Таблица №5 «Насекомые»
Таблица №6 «Птицы»
Таблица №7 «Рыбы»
Таблица №8 «Звери»
Таблица №9 «Зимующие птицы»
Таблица №10 «Перелётные птицы»
Таблица №11 «Дикие звери»
Таблица №12 «Домашние животные»
Таблица №13 «Динозавры»
Таблица №14 «Наша страна»
Наглядные пособия :
Неживая живая природа. Зима
Неживая живая природа. Весна
Неживая живая природа. Лето
Неживая живая природа. Осень
Явление природы в живой и неживой природе.
Деревья кустарники и травы
Ядовитые растения
Красная книга. Растения
Красная книга. Животные
Ориентирование. Стороны горизонта
Водный и воздушный транспорт.
Наземный и подземный транспорт.
Строение тела человека.
Путешествие в космос.
Тела, вещества, частицы
Круговорот воды в природе.
Связи в живой природе.
Цепи питания.
Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные.
Паукообразные земноводные и пресмыкающиеся .
Размножение и развитие животных.
Водоросли, мхи, папоротники, грибы.
Распространение семян.

К















К


Технические средства обучения

Классная доска
Д


Компьютер (тип моноблок с акустической системой)
Д


Проектор (SAMSUNG)
Д


Принтер, сканер
Д


Экранно-звуковые пособия

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010
Уроки Кирилла и Мефодия окружающий мир 1 класс
Уроки Кирилла и Мефодия окружающий мир 2 класс
Уроки Кирилла и Мефодия окружающий мир 3 класс
Уроки Кирилла и Мефодия окружающий мир 4 класс
Видеофильмы (труд людей, технологические процессы, народные промыслы и др.)
Зимнее настроение
Времена года
Дары осени
Авторские презентации:
Времена года
Овощи, фрукты.
Распространение семян.
Дикие, домашние животные.
Вода и её свойства.
Экологическая викторина.
Куда девается мусор.
Птицы.
Кошки. Собаки.
Насекомые
Д


Демонстрационные пособия

-натуральные: гербарии
коллекции минералов и горных пород
изобразительные: муляжи плодов
- физический глобус Земли
-компас
- атлас для начальных классов;
-настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России»,
«Карта природных зон мира»,
«Карта природных зон России»
Д


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воды, воздуха.
Компас.
Часы с синхронизированными стрелками.
Пробирки для опытов
Муляжи овощей.
Муляжи фруктов.
Глобус
13 шт.


7 шт.


Оборудование класса

Ученические двухместные столы, стулья.
К


Стол учительский с тумбой.
К


Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр.
К


Магнитная доска.
Д


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) справочник единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (выход в Интернет).

Приложение
Итоговый тест. 3 класс.
Фамилия, имя .
1. Как называется наука о животных?
1) ботаника
2) зоология
3) астрономия
2. Назовите животное, которое относится к рыбам.
1) дельфин 2) бегемот 3)карп
3. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
1) коровы, бегемоты, жирафы 3) волки, лисы, кабаны
2) лоси, тюлени, киты
4. Какая из цепей питания указана правильно?
1) сосна – дятел – жук-короед 3) слизни – капуста – жаба
2) рожь – мышь – змеи – орлы
5. Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?
1) звери 2) птицы 3) рыбы
6. Какое слово пропущено: икринка - - взрослая рыба?
1) личинка 3) головастик
2) малёк
7. Какое слово пропущено: яйцо – личинка - - бабочка?
1) куколка 3) икринка
2) птенец
8. Какие животные занесены в Красную книгу?
1) тигр, морж, фламинго, орёл-беркут 3) свинья, овца, утка, индюк
2) корова, лошадь, гусь, петух
9. Какие живые существа обитают в почве?
1) муравьи, мухи, тараканы 3) дождевые черви, кроты, медведки
2) бабочки, жуки, мыши
10. В какой строчке указаны только тела?
1) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода
2) парта, доска, стол, стул, лампа
3) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар
11. В какой строчке указаны только вещества?
1) алюминий, железо, медь
2) алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз
3) кусок сахара, капля росы, кристалл соли
12. В каких телах промежутки между частицами наибольшие?
1) в твёрдых телах 3) в газообразных телах
2) в жидких телах
13. Какие вещества входят в состав воздуха?
1) водород, медь, цинк 3) хлор, фтор, йод
2) кислород, азот, углекислый газ
14. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
1) вода с поверхности испарилась
2) вода впиталась в поверхность пола
3) вода осталась на подошвах обуви учеников
15. Как нужно охранять воздух от загрязнения?
1) остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться автотранспортом, превратить Землю в один огромный заповедник
2) фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов












13 PAGE \* MERGEFORMAT 144115




15