Рабочая программа курса Изучаем родной край
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
с углублённым изучением отдельных предметов
Аннинский муниципальный район
Воронежская область
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов
протокол №
от « » августа 2012 г.
Утверждена педагогическим советом
школы
протокол №
от « » августа 2012 г.
«Утверждаю»_________
Директор школы
Е.В.Азовская
приказ №
от « » августа 2012 г.
Рабочая программа
курса «Изучаем родной край»
для 2 Б класса
на 2012 - 2013 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Толстолуцкая Ирина Игоревна
п.г.т.Анна
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество недельных часов – 1 Количество часов в год – 34
Уровень рабочей программы – базовый
Классификация рабочей программы – типовая
Цели программы:
Формирование целостного представления о природном и социальном окружении. Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование навыков диалогового общения и социального
взаимодействия.
3. Развитие способности чуткого отношения к людям, сопереживания.
4. Формирование социально приемлемых форм поведения.
5. Воспитание целеустремленности и настойчивости.
6. Формирование умения самостоятельного и совместного принятия
решений.
7. Формирование умения решения творческих задач.
8. Формирование навыков организации рабочего пространства и
использования рабочего времени.
9. Формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование).
Рабочая программа составлена на основе программы для начальных классов, авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов.
Типовая государственная программа рассчитана на 1 ч в неделю, 34 ч в год.
№ п\п
Тема занятий
Кол-во часов типовой программы
1
Лиственные и хвойные деревья региона
(дикорастущие растения)
3
2
Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)
2
3
Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены.
2
4
Дикорастущие растения (деревья,
кустарники и травянистые растения
региона)
6
5
Культурные растения (садовые деревья,
кустарники, травянистые растения)
6
6
Деревья, кустарники, травянистые
растения края, занесенные в Красную книгу России
8
7
Деревья, кустарники, травянистые
растения региона
2
8
Определитель растений региона
(деревья, травы, кустарники)
2
9
Подготовка и защита проектов научного общества учащихся.
3
Содержание тем учебного курса
Тема: «Кустарники региона (дикорастущие растения)».
Выделение листьев кустарников одной формы, но разных размеров.
Определение названия кустарников, на котором растут листья той или другой
формы. Различение (узнавание) листьев разных кустарников (не более трех -
четырех).Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки,
фотографии). Разработка и исполнение дизайна условных обозначений
деревьев, кустарников, трав. Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и
раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков с
целью отбора лучших в определитель растений.
Тема: «Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой
зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в
природе (этические нормы, отношение к природе)».
Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах
поведения в природе (лесу, парке, ботаническом саду и др.), правилах
гигиены. Ознакомление с образцами предупредительных знаков, например,
«Не ходите по зеленому газону», «Не кормите уток», «Не ломайте деревья»,
«Выгул собак запрещен» и т.д. Эта часть занятия проводится в форме
викторины «Отгадываем предупредительные знаки». Индивидуальная
разработка, осуществление и защита дизайна предупредительного знака «Не
ломайте ветки деревьев и кустарников».
Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в определитель растений.
Тема: «Дикорастущие растения (деревья и кустарники региона)»
Различение (узнавание) деревьев и кустарников по кроне и листьям
(знакомым по выкройкам, рисункам), коре, семенам на природе.
Сбор опавших листьев и плодов этих растений с целью дальнейшего
засушивания. Фотографирование этих растений родителями детей –
участниками этого внеурочного мероприятия (фотографирование учащихся
класса, учителя и родителей, около выделенных деревьев и кустарников).
Зарисовка листьев детьми.
Тема: «Культурные растения (садовые деревья и кустарники региона)»
Сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и
травянистые растения растут на садовых участках (беседы с садоводами –
родителями, родственниками, знакомыми).
Посещение (при наличии условий) садовых участков с целью
различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений сбора
листьев и плодов.
Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников,
фотографирование (с помощью родителей) плодовых деревьев и
кустарников.
Поиск информации в интернете, справочниках, книгах об одном из
растений с целью составления рассказа «Что я узнал(а) интересного об этом
плодовом дереве (кустарнике)».
Подготовка отчета о выполнении домашнего задания в форме
рисунков, фотографий этого растения и рассказ о нем.
Презентация результатов выполнения домашнего проекта «Почему я
предлагаю выращивать на садовых участках в нашей местности это
растение».
Тема: «Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в
Красную книгу России»
Поиск информации в интернете, справочниках, книгах о растениях, в
Красных книгах России с целью составления картотеки «Редкие и
исчезающие растения нашего края».
Посещение ботанического сада, заказника, заповедника (при наличии
условий) с целью ознакомления хотя бы с одним из видов исчезающих
деревьев (кустарников, травянистых растений).
Подготовка отчета о выполнении домашнего задания в форме
рисунков, фотографий, картотеки растений нашего края, нуждающихся в
защите.
Презентация результатов выполнения домашнего задания «Картотека
редких и исчезающих растений нашего края».
Тема: «Растения нашего региона» (подготовка к выставке)
Отбор материала, собранного в результате индивидуальной и
коллективной проектной деятельности, в определитель растений края.
Подготовка материала к выставке (с помощью родителей,
библиотекаря школы)
Разработка и выполнения дизайна пригласительных билетов на
выставку.
Тема: «Определитель растений региона (деревья, кустарники, травы)»
Презентация «Определителя растений» в условиях проведения
выставки индивидуальных отчетов (поделок) учащихся.
Тема: «Подготовка и защита проектов научного общества учащихся»
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности ( выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятие цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи, видео ресурсы, Интернет).
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- вести наблюдения в окружающем мире;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- работать в группе.
Результаты изучения курса
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п
Тема занятий
Кол-во часов
Примечание
1
Лиственные и хвойные деревья региона
(дикорастущие растения)
3
2
Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)
2
3
Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены.
2
4
Дикорастущие растения (деревья,
кустарники и травянистые растения
региона)
6
5
Культурные растения (садовые деревья,
кустарники, травянистые растения)
6
6
Деревья, кустарники, травянистые
растения края, занесенные в Красную книгу России
8
7
Деревья, кустарники, травянистые растения региона
2
8
Определитель растений региона (деревья, травы, кустарники)
2
9
Подготовка и защита проектов научного общества учащихся.
3
Литература
Для учителя:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
Королева А.В. «Естествознание для малышей» журнал «Начальная школа» 1998г. №10
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П «Нетрадиционные уроки в начальной школе» (Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
Региональное УМК «Краеведение»
Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми»
Для обучающихся:
Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин «100 вопросов и ответов». .-М.:ЗАО Росмэн, 2006.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2007.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко АСТ, 1995.
Подпись учителя:__________________И.И.Толстолуцкая
15