Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.01 « Электротехника» по профессии Автомеханик
Департамент образования и науки Костромской области
ОГБОУ СПО «Шарьинский политехнический техникум
Костромской области»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УМР ОГБОУ СПО
«Шарьинский политехнический
техникум Костромской области»
___________________ Д.А. Земскова
от «___» ____________ 20 ___ г.
Комплект
контрольно-оценочных оценочных средств
учебной дисциплины
ОП.01 « Электротехника»
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии
190631.01 « Автомеханик»
Шарья
Рассмотрено
на ЦМК общепрофессиональных дисциплин
«____» _____________20____г.
Председатель ЦМК ________________ / Шмелева Е.А./
Разработчики:
преподаватель ОГБОУ СПО «Шарьинский политехнический техникум Костромской области», Лелявский И.Ю.
Эксперты от работодателя:
ООО» Альянс-Авто-Шарья»
Директор Кулигин Д.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средствРезультаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке3. Оценка освоения учебной дисциплины3.1. Формы и методы оценивания3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины «Электротехника»
обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по профессии 190631.01 «Автомеханик»
следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, общими профессиональными компетенциями:
У1 измерять параметры электрической цепи;
У2 рассчитывать сопротивление заземляющих устройств;
У3 производить расчеты для выбора электроаппаратов;
З1 -основные положения электротехники
З2- методы расчета простых электрических цепей;
З3- принципы работы типовых электрических устройств;
З4- меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) .ПК 1.1-1.4
ПК2.1-2.3.ПК2.4
ПК 3.1-3.2
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1.1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции Показатели оценки результата
Форма контроля и оценивания
Уметь: У1
измерять параметры электрической цепи;
ОК1- ОК7
ПК1.1-ПК1.4 снятие точных показаний измеряемых
величин;
-расчет погрешностей измерений приборов
Защита лабораторных работ
внеаудиторная самостоятельная работа, контрольные работы
У2
рассчитывать сопротивление заземляющих устройств;
расчет сопротивления с использованием
способов последовательного и
параллельного соединения проводников;
-применение законов Ома для расчета
сопротивления заземляющих устройств
Защита практических работ
внеаудиторная самостоятельная работа, контрольные работы
У3 производить расчеты для выбора электроаппаратов
ПК 1.1-1.4
ПК2.1-2.3.ПК2.4
ПК 3.1-3.2
-снятие рабочих характеристик генератора,
электродвигателя и трансформатора;
-регулирование частоты вращения
асинхронных двигателей
-реверсирование и торможение двигателей
постоянного тока
-анализ работы трансформатора.
-устранение неисправностей в процессе
работы электрических машин Защита лабораторных работ
внеаудиторная самостоятельная работа, контрольные работы
Знать: З1 основные положения электротехники
ОК1- ОК7
ПК1.1-ПК1.4
ПК2.1-2.4
ПК 3.1-3.2
использование электрических и магнитных
явлений в электротехнических устройствах;
-применение законов Ома и Кирхгофа длярасчета электрических и магнитных цепей;
-применение способов соединения
резисторов и конденсаторов вэлектроприборах
Тестовый контроль практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
З2- методы расчета простых электрических цепей
ПК2.1-2.4
ПК 3.1-3.2
расчет цепи методом эквивалентногогенератора;
-расчет цепи методом узловых напряжений;
- расчет цепи методом контурных токов;
-расчет цепи методом наложения
(суперпозиции);
-применение метода нагрузочнойхарактеристики для расчета нелинейныхэлектрических цепей;
-расчет цепи методом узловых потенциалов.
-расчет магнитных цепей с помощью закона
полного тока, законов Ома, Кирхгофа
Тестовый контроль практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
З3- принципы работы типовых электрических устройств
ПК 1.1-1.4
ПК2.1-2.3.ПК2.4
ПК 3.1-3.2
перечисление элементов и узлов
генераторов, электродвигателей,
трансформаторов;
-приведение обмоток трансформатора;
-описание конструкции электрическихмашин и свойства обратимости;
-перечисление видов однофазных
двигателей и двигателей малой мощности Тестовый контроль практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
З4- меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами.
применение аппаратуры защиты
электродвигателей
-использование методов защиты откороткого замыкания
-применение заземления, зануленияУстный опрос
внеаудиторная самостоятельная работа
тестирование
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Электротехника», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов: выполнение практических заданий, устный и письменный опрос, тестирование, , оформление рефератов и презентаций.
Формой итогового оценивания является очный письменный ( по принципу « здесь» и « сейчас») дифференцированный зачет.
5. Структура контрольного задания
5.1. Тестовое задание на тему «Электрические цепи постоянного тока»
5.1.1 Текст задания
Определите правильный ответ:
1. Что такое электрический ток?
а) поток воды в реке;
б) движение электронов;
в) направленное движение электронов.
2. В каких единицах измеряется мощность электрического тока?
а) ваттах;
б) лошадиных силах;
в) килограммах.
3. Как называется прибор с помощью которого измеряют электрическое
напряжение?
а) вольтметр;
б) амперметр;
в) ареометр.
8. Из каких металлов состоит припой?
а) сталь и алюминий;
б) титан и магний;
в) свинец и олово.
9.Под каким углом нужно заправлять жало электропаяльника?
а) любым углом;
б) примерно 45 градусов;
в) острым углом.
10.Основную часть используемой людьми электрической энергии создают:
а) атомные электростанции
б) гидроэлектростанции
в) тепловые электростанции.
11.Электрическая энергия передаётся по линиям электропередачи с помощью
высокого напряжения, потому что:
а) высокое напряжение наиболее безопасно
б) меньше потери в проводах при передаче энергии
в) высокое напряжение удобно использовать
12.Трансформаторы позволяют:
а) преобразовать постоянный ток в переменный
б) преобразовать переменный ток в постоянный
в) преобразовать переменный ток одного напряжения определённой частоты
в переменный ток другого напряжения и той же частоты
13.Диоды используются в электротехнике:
а) в осветительных приборах;
б) в выпрямителях;
в) в трансформаторах.
14.Счётчик измерительной энергии измеряет:
а) силу тока
б) мощность потребляемой электроэнергии
в) расход энергии за определённое время
15.Электрическая энергия измеряется :а) киловатт-часах;
б) амперах;
в) вольтах.
16.Последовательно или параллельно с бытовым прибором в квартире включают
плавкий предохранитель на электрическом щите:
а) можно последовательно, можно и параллельно
б) последовательно;
в) параллельно.
17.Безопасным для человека является напряжение:
а) 42 В;
б) 220 В;
в) 12 В;
18. Радиоприёмник на определённую волну удаётся настроить при помощи__
5.2.1. Текст задания
Тема "Изучение соединений резисторов и проверка законов Ома и
Кирхгофа"
Рассматриваемые вопросы:
1. Формулы и предварительные расчеты:
- Закон Ома для участка цепи -----------------------------------------------------------
- Первое правило Кирхгофа --------------------------------------------------------------
- Второе правило Кирхгофа -------------------------------------------------------------
- Баланс мощностей -----------------------------------------------------------------------
2. Схема электрической цепи для проверки первого правила Кирхгофа
3. Таблица №1 для занесения значений параметров силы тока, напряжения,
сопротивления, мощности на участках электрической цепи
4. Таблица с определением типа прибора, системы, класса точности, рода тока,
цены деления и номинальной величины.
5. Расчетно-графическая часть - значения силы тока и мощности на участках
электрической цепи.
5. Краткие выводы.
5.2.2. Время на выполнение работы: 45 минут
5.3. Лабораторная работа №2
5.3.1. Текст задания
Тема "Нелинейные электрические цепи"
Рассматриваемые вопросы:
1. Формулы и предварительные расчеты
- Сопротивление лампочки в рабочем состоянии _________________________
- Схемы электрических цепей:
а) для снятия вольт-амперной характеристики лампы накаливания
б) для снятия вольт-амперной характеристики стабилитрона
в) для снятия вольт-амперной характеристики резистора
г) для снятия вольт-амперной характеристики транзистора.
2. График зависимости сопротивления лампы накаливания и резистора от тока.
3. Краткие выводы.
5.3.2. Время на выполнение работы: 45 минут
5.3. Лабораторная работа №2
5.3.1. Текст задания
Тема "Нелинейные электрические цепи"
Рассматриваемые вопросы:
1. Формулы и предварительные расчеты
- Сопротивление лампочки в рабочем состоянии _________________________
- Схемы электрических цепей:
а) для снятия вольт-амперной характеристики лампы накаливания
б) для снятия вольт-амперной характеристики стабилитрона
в) для снятия вольт-амперной характеристики резистора
г) для снятия вольт-амперной характеристики транзистора.
2. График зависимости сопротивления лампы накаливания и резистора от тока.
3. Краткие выводы.
5.3.2. Время на выполнение работы: 45 минут
5.11. Контрольная работа по теме №1
5.11.1 Текст задания.
Вариант 1
1.Два проводника сопротивлением 15 Ом и 60 Ом включены в цепь параллельно.
Напряжение на концах участка двух проводников равно 24 В. Найти силу тока в цепи.
2. В контуре проводника магнитный поток изменился за 0,3 с на 0,06 Вб. Какова скорость
изменения магнитного потока?
3. Электрические заряды двух туч соответственно равны +20кл и -30кл. Среднее
расстояние между тучами 30км. С какой силой взаимодействуют тучи? К=9*10 9 Н*м 2
/Кл 2 .
Вариант 2
1. Два проводника сопротивлением по 20 Ом каждый включены в цепь параллельно. К
ним последовательно включен третий проводник сопротивлением 40 Ом. Напряжение наконцах участка равно 10 вольт. Найти силу тока в цепи.
2. Найти емкость плоского конденсатора, состоящего из двух плоских круглых пластин
диаметром 20 см, разделенных парафиновой прослойкой толщиной 1 мм. Относительная
диэлектрическая проницаемость парафина 2,0.
3. Определить частоту переменного тока, получаемого от генератора с 24 полюсами, при250 оборотах ротора в минуту.
Вариант 3
1. Стальная проволока длиной 2,5м и сечением 0,5 мм 2, имеет сопротивление 5,47 Ом.
Найти удельное сопротивление стали.
2. Два конденсатора емкостью 100 мкФ и 0,3 мкФ включены в цепь последовательно.
Найти емкость эквивалентного конденсатора.
3.Найти потенциал электрического поля, созданного электроном на расстоянии 5,З*10 -11
м.
Вариант 4
1. Какое сопротивление нужно включить в сеть с напряжением 220 вольт, чтобы на нем за10 минут выделилось 66 кДж теплоты?
2. В автомобильной переноске сгорела лампочка. В багажнике оказалось несколько ламп
от шахтерского фонаря по 4,5 В. Сколько таких ламп и как их нужно соединить для
восстановления работоспособности переноски, если бортовое напряжение 12 В?
Начертить электрическую схему.
3.С какой силой взаимодействуют два заряда по 10-8 Кл каждый, находящиеся нарасстоянии 5 см друг от друга?
5.11.2. Время на выполнение работы: 45 минут
5.11.3.Переченьобъектов контроля и оценки: У2 З2
За правильное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.
За неправильное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0
баллов.
5.14. Задание для дифференцированного зачета
Структура задания для дифференцированного зачета:
Ответ на два теоретических вопроса.
Решение одной практической задачи.
5.14.1. Текст задания
Перечень теоретических вопросов:
• Химическое действие электрического тока. Аккумуляторы.
• Тепловое действие электрического тока. Электролампы. Нагревательные
приборы.
• Электрическая дуга. Электросварка. Термоэлектричество.
• Магнитное поле. Собственное и взаимное потокосцепление. Закон
полного тока.
• Магнитные цепи и их расчет.
• Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Правило
Ленца. Принцип работы трансформатора.
• Элементы и параметры электрической цепи переменного тока.
• Трехфазный ток. Соединение звездой.
• Трехфазный ток. Соединение треугольником.
• Четырехпроводная трехфазная электрическая система. Роль нулевогопровода. Расчет электрических цепей переменного тока.
• Электромагнитные приборы. Общие сведения и классификация.
• Принцип действия и устройство асинхронного двигателя. Работа
асинхронного двигателя.
• Принцип действия и устройство синхронного генератора.
Принцип действия электрической машины переменного тока.
Электрооборудование в автомобильном транспорте.
• Электробезопасность при производстве работ по техническомуобслуживанию и ремонту автомобилей.
• Универсальные коллекторные двигатели. Потери и КПД машины
постоянного тока.
• Электрозащита. Заземляющие устройства.
• Понятие об электрическом токе. Электрические цепи и их элементы.
ЭДС.
• Элементы и параметры электрической цепи переменного тока.
• Общие сведения об электрических измерениях и измерительных
приборах.
• Закон электромагнитной индукции. Принцип работы трансформатора.
• Понятие об электрическом токе. Электрическая цепь и ее элементы ЭДС
• Соединения проводников. Законы Кирхгофа
• Начальные сведения об электрическом поле. Проводники и диэлектрики вэлектрическом поле.• Классификация электроприводов и аппаратуры управления
электроустановками.
Условияпрактических задач:
1. За 1 час при постоянном токе был перенесен заряд 180 Кл.
Определите силу тока.
2. Сопротивление проводника R = 4,2 Ом, l=10м, S=1мм2.
Определить материал проводника.
3. Для нагревания воды в баке применяют электрическую печь, ток которой
равен 10 A, при напряжении 120В.
Определите к.п.д. печи, если для нагревания воды затрачивается 250 кДж
и нагревание продолжается 4,5 мин.
4. Сопротивление одного провода линии R=0,025Ом. Через нагрузку
течет постоянный ток I=20 А. Определите потерю напряжения в линии.
5. Определите частоту тока генератора f, если число оборотов якоря
генератора n=3000об/мин; число пар полюсов генератора p=2.
6. Какой электрический угол соответствует периоду переменного тока Т?
7. Симметричная нагрузка соединена «звездой». Линейное напряжение
UЛ=380В. Определить фазное напряжение.
8. Линейное напряжение UЛ=380В. Определить фазное напряжение, если
симметричная нагрузка соединена треугольником.
9. Линейный ток IЛ =2,2 А. Определить фазный ток, если симметричнаянагрузка соединена треугольником.
10. В симметричной трехфазной цепи UФ=220 В, IФ=5 А, cos φ=0.8.
Определить активную мощность цепи Р.
11. В симметричной трехфазной цепи UФ=220 В, IФ=5 А, cos φ=0.8.
Найти реактивную мощность трехфазной цепи Q.
12. В симметричной трехфазной цепи UЛ=220 В, IЛ=5 А, cos φ=0.8.
Найти реактивную мощность трехфазной цепи Q.
13. В симметричной трехфазной цепи UЛ=220 В, IЛ=5 А, cos φ=0.8.
Определить активную мощность цепи Р.
14. В трехфазной цепи UЛ =220Вт, IЛ=2А, Р=380 Вт. Определить cos φ.
15. Определить приближенное значение коэффициента трансформации. если
U1 =200 Вт; Р= 1кВт; I2=0,5 А16. Класс точности прибора 1. Чему равна приближенная погрешность
прибора?
17. Э.д.с. генератора 240 Вт. Сопротивление обмотки якоря 0,1 Ом.
Определить напряжение на зажимах генератора при токе нагрузки в 100 А.
18. Магнитное поле трехфазного тока частотой 50 Гц вращается со скоростью
3000 об/мин. Сколько полюсов имеет это поле?
19. Чему равен к.п.д. двигателя, работающего в режиме холостого хода?
20. На какую мощность должен быть рассчитан генератор, питающий
асинхронный двигатель, который развивает на валу механическуюмощность 5 кВт, при cos φ=0.5?
21. Двухполюсной ротор синхронного генератора вращается со скоростью3000 об/мин. Определите частоту тока.
22. Указать площадь поперечного сечения: а) однопроволочного стального
провода ПС04; б) многопроволочного стале-алюминиевого провода АС50.
23. Определить эквивалентное сопротивление трех параллельно соединенных
резисторов R1=4 Ом, R2=2 Ом, R3=3 Ом.
24. Определить эквивалентное сопротивление трех последовательно
соединенных резисторов R1=4 Ом, R2=2 Ом, R3=3 Ом.
25. В генераторе с двумя парами полюсов витки сдвинуты в пространстве
5.14.2. Время на подготовку и выполнение:
подготовка 5мин.;
выполнение и оформление 25 мин.;
сдача зачета 15 мин.;
всего 45 мин.
5.14.3. Перечень объектов контроля и оценки
За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи
выставляется положительная оценка – 1 балл.
За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи
выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Шкала оценки образовательных достижений
Оценка Процент результативности (правильных уровня подготовкиответов) балл (отметка) вербальный аналог
90 ? 100 5 отлично
80 ? 89 4 хорошо
60 ? 79 3 удовлетворительно
менее 60 2 неудовлетворительно
6. Перечень объектов контроля и оценки
У1-У3
З1-З4
За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи
выставляется положительная оценка – 1 балл.
За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи
выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Литература
Для обучающихся
1. Электротехника: учебник для нач.проф.образования / П.А.Бутырин, О.В.Толчеев,
Ф.Н.Шакирзянов; под ред. П.А.Бутырина – 4 изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2007.- 272с.
2. Китаев В.Е. Электротехника с основами промышленной электроники.
Учеб.пособие для проф.-техн.училищ – М.: Высш.школа, 2009 – 254 с.
3. Кузнецов М.И. Основы электротехники. Учебное пособие. Высшая школа, 2008 –
368с.
4. Китаев В.Е., Шляпинтох Л.С. Электротехника с основами промышленнойэлектроники. Учеб.пособие для ПТУ. Высшая школа, 2007 – 416с
5. А.С. Касаткин Основы электротехники: Учебное пособие для сред.ПТУ – М.:
Высш.шк., 2010 – 287 с. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам поэлектротехнике: учеб.пособие для НПО / В.М.Прошин.- Изд.центр
«Академия»,2008.
Для преподавателей
1. Частоедов Л.А. Электротехника «Высшая школа», 2009
2. Атабеков Т.И. Теоретические основы электротехники. Учебник для ВУЗов М.:
Энергия, 2010 – 592 с.
3. Добротворский И.Н. Теория электрических цепей. Учебник для техникумов.- М.;
Радио и связь, 2010 – 472 с.
Дополнительные источники
1. Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники. Учебник для студентов
образовательных учреждений СПО, изд.центр «Академия», 2004 – 506 с.
2. Бессонов Л.А. Сборник задач по ТОЭ, 2003 – 528с.