РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ


РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Панченко Татьяна Николаевна
преподаватель КГА ПОУ «ПКЛТТ»
Приморский край, г. Лесозаводск
Использование преподавателем современных информационно-коммуникационных технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Открытая образовательная среда дает педагогу возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы глобальной сети, применять различные формы обучения. Это, например, дистанционное обучение. Кроме того, педагог получает возможность использовать новые сервисы и технологии в организации внеурочной и внеклассной деятельности учащихся. Это соответствует федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения и, несомненно, влияет на качество образования.
Владение информационными технологиями значительно расширяет возможности для личного и профессионального роста педагога. На деятельностном уровне ИКТ применяются не только непосредственно в процессе обучения (использование компьютерных презентаций, автоматизация процесса тестирования, применение видеоуроков), но и для самообразования и саморазвития преподавателя. Например:
создание и ведение сетевых форм реализации образовательного процесса (сайт преподавателя).
работа в сетевых образовательных сообществах, которые строятся и развиваются учителями и для учителей.
осуществление непрерывного самообразования.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает педагогу возможность:
реализовать обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов.
реализовать новые виды образовательной деятельности такие, как проблемный и проектный методы обучения.
формировать критическое мышление обучающихся.
применять интерактивные способы обучения.
применять современные средства общения.
использовать компьютерное моделирование изучаемых процессов.
Всё перечисленное входит в понятие системно - деятельностного подхода в обучении.
Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной, продуктивной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время проводится много виртуальных уроков, они помогают получать знания детям, которые по разным причинам не имеют возможности посещать образовательное учреждение. Уже сейчас мы видим, что роль преподавателя меняется. Раньше учитель был главным поставщиком знаний. Теперь он превращается в соратника и товарища, который направляет ученика в процессе обучения.
Пока что - по статистике, использование ИКТ в образовании не достигло желаемого уровня. Сейчас компьютеры даже если используются, то больше - на занятиях по информационным дисциплинам, а другие преподаватели применяют обычно традиционные модели: используют экран или интерактивную доску при изложении темы. Гораздо реже педагоги организуют групповую работу в коллективе, используя несколько компьютеров или индивидуальную работу студента в различных моделирующих средах. К сожалению, понятно, что далеко не у всех педагогов достаточно компьютеров, чтобы организовать такую работу, Нужно, чтобы компьютерные и Интернет -технологии были реально встроены в учебный процесс и улучшали образовательные результаты, формировали профессиональные компетенции, новые межличностные навыки взаимодействия, повышали мотивацию к предмету. Для этого нужны не только компьютеры, но и множество периферийных устройств, и соответствующее программное обеспечение.
Сейчас продвинутый преподаватель начинает сам создавать свои ресурсы: мультимедийные презентации, фрагменты видеофильмов, интерактивные таблицы, рисунки и даже флеш-анимации. Но с моей точки зрения, преподаватель не обязательно должен разрабатывать электронные образовательные ресурсы сам. Он должен знать о тех ресурсах, которые выложены на федеральных и региональных образовательных порталах, он должен уметь их грамотно использовать, продуцируя новые активно-деятельностные педагогические практики. Задача преподавателя - правильно встроить возможности ИКТ в свой учебный процесс, чтобы студенты во время занятий как можно больше думали и действовали самостоятельно. То есть, не только читали бы учебник, где имеется констатация тех или иных фактов, не только слушали преподавателя, а чтобы сами опытным путем, в процессе правильно выстроенного учебного эксперимента выводили формулы и открывали законы. Как раз это позволяет делать компьютер. С помощью периферийных устройств мы можем проводить разнообразные эксперименты, а с помощью компьютеров – обрабатывать полученные данные. Компьютер позволяет моделировать ситуации, которые преподаватель не всегда может показать в реальной жизни из-за того, что не хватает реактивов или приборов. Правильно встроив компьютер в образовательную деятельность, можно очень сильно повысить творческую составляющую обучения.
Для этого надо, чтобы преподаватели научились грамотно применять ИКТ в учебном процессе, переходя от репродуктивного к активно -деятельностному обучению, формируя профессиональные и общие компетенции. Сейчас это умеют делать, по разным данным, от 12 до 18 процентов педагогов.
Влияет ли Интернет на качество образования студентов? Интернет - это всего лишь инструмент, и всё зависит от того, как преподаватель его применяет и для чего. Сегодня педагоги с помощью Интернета чаще всего просто ищут информацию по своему предмету. Значительно реже они заняты поиском новых форм, приемов и методов для собственно обучения студентов, хотя именно это становится наиболее востребованным в настоящее время для образования. Я считаю, что следует принять Интернет как образовательное пространство, где в рамках дистанционных консультаций, проектов и самостоятельных учебных исследований приобретаются и закрепляются навыки систематического применения технологических инноваций и творчества.
Интернет - не только и не столько источник информации, сколько среда для коммуникации, для взаимодействия. И если мы процесс обучения воспринимаем как процесс общения педагога и студента, то интернет позволяет это общение сделать удобным. Есть такой стереотип, что ничего нет лучше очного образования, когда учитель и ученик «глаза в глаза». Но если перед лектором 50 студентов, то никакого «глаза в глаза» не получится, и вопросы лектору в рамках очной лекции студенты задать не смогут. Если же преподаватель работает с ними дистанционно, то всегда будет возможность пообщаться и в личной переписке, и в группе, и преподаватель услышит каждого. Такое образование более личностно-ориентированное. Сегодня на дистанционные курсы можно приглашать лучших педагогов России - и это очень просто, потому что нет зависимости от географического местонахождения педагога.
Нужные сведения в глобальной сети дети находят и сами. В чем же тут роль преподавателя? Важно не просто найти, но научиться искать и использовать нужную информацию. В этом и состоит задача педагога: организовать деятельность обучающихся, сформировать у ребят навыки эффективного поиска информации, ее оценки и анализа для дальнейшего использования.
Возможности обучения через Интернет нужно развивать. Через Интернет студенту становятся доступными многие образовательные модули. Например, сейчас много говорят о нанотехнологиях, но из печатных учебников о них мало что узнаешь. Нужны модули, которые будут рассказывать ребятам и на фундаментальном, и на научно-популярном уровне о новых тенденциях в науке, о новых открытиях. Информационная грамотность и культура в современном мире – это фактор дальнейшего роста человека.
Фактически применение ИКТ способствует развитию «электронных колледжей», осовременивает учебный процесс и позволяет сделать его гибким. И именно это - основной вектор, по которому должно двигаться образование.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
Иванов А.И.,Пастухова И.П. «Профессионально-методическая компетентность преподавателей колледжей в контексте внедрения федеральных государственных стандартов».- СПО, 2012, № 5.
Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р. и др. «Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя». - Информатика и образование, 2010, № 4.
Творогова Г.А. Системно-деятельностный подход основа ФГОС, http://pedsovet.org.
http://standart.edu.ru/ - Федеральные государственные образовательные стандарты