Программа самообразования учителя информатики на 2015-2018гг.
Программа самообразования
Тема: «Развитие мотивации на уроках информатики
как средство повышения уровня обученности учащихся»
Составила: Харабарь И.В.
учитель информатики
КГУ «Урицкая средняя школа
отдела образования
акимата Сарыкольского района»,
II квалификационная категория
Сарыколь2015
Актуальность
В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, появляются новые информационные технологии. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, в том числе информационной компетенцией.
Современные информационно-коммуникационные технологии играют доминирующую роль во внедрении новых государственных образовательных стандартов. Образовательно-воспитательный процесс сопровождается применением ресурсов сети Интернет, цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и т.д. В этих условиях важными задачами школы является развитие логического мышления, формирование научного мировоззрения, формирование информационной культуры личности. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации.
В рамках обучения информатике на первый план выходит формирование следующих универсальных учебных действий:
Умение корректно осуществлять обобщение согласно задачам и условиям коммуникации;
Умение осознано понимать роль и место информационных процессов в различных системах;
Умение пользоваться понятиями и методами информатики в различных предметных областях;
Умение осуществлять полноту и выдержанность классификаций информационных систем.
Формирование вышеперечисленных видов универсальных учебных действий обеспечивают развитие информационной культуры учащихся.
Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умений учиться.
Определения, ключевые компетенции.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных областях познания.
Компетентность – умение активно использовать полученные данные и профессиональные знания, и навыки в практической или научной деятельности.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей. Целью компетентностного подхода является качество образования, особенностью компетентностного обучения является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, в котором исследовались бы условия происхождения и становления данного знания. Результатом обучения, должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Цель: Совершенствование методики преподавания предмета «Информатика», повышение уровня обученности учащихся школы, уровня педагогического мастерства педагога.
Задачи:
формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
формировать информационную культуру школьников на уроках информатики;
изучить и применять новые интерактивные технологии в процессе обучения;
внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии;
обеспечивать программирование своей деятельности, воплощение творческого замысла.
продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания информатики;
разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
Реализация программы на 3 года (2015-2018 уч.г.)
Алгоритм работы над индивидуальной темой самообразования
Выбор темы самообразования.
Обоснование выбора, указание её актуальности.
Формулирование цели и задач работы.
Разработка плана работы над темой.
Внедрение инноваций в практику соей педагогической деятельности.
Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над темой.
Отчёт по теме работы.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.Обоснование: перечисленные источники знаний одновременно способствуют как личностному, так и профессиональному росту.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план
Групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей математики, информатики, физики, а также через участие в жизни школы и через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
Программа самообразования
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию, я наметила основные разделы работы по самообразованию:
Содержание деятельности Сроки Форма
результатов
Раздел 1. Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы
1. Изучение и анализ научно-методической литературы.
2. Обзор информации в Интернете по информатике, педагогике, психологии.
3. Изучение новых программ, учебников, УМК по информатике, выяснение их особенностей и недостатков.
3.Совершенствование работы с педагогическими технологиями (личностно-ориентированной и технологией уровневой дифференциации) через предметные издания и Интернет. сентябрь
октябрь
в течение года
систематически Конспекты
Памятки
Рекомендации
Размещение ссылок на сайте-портфолио
Раздел 2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
1. Изучение и внедрение в практику своей работы проектно-исследовательской технологии на основе мотивации и активизации учащихся.
2. Разработка календарно-тематического планирования по информатике и рабочих программ для учащихся 9-11 классов.
3. Разработка конспектов уроков информатики.
4. Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для учащихся.
5. Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов.
6. Разработка комплекта задач для проведения областной и школьной олимпиады (9-11 классы). в течение года
август
в течение года
в течение года
октябрь
ноябрь Рабочие программы и
учебно-тематические
планы
Дидактические материалы
ЦОРыРаздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
1. Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах.
2. Продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
3. Разработка пакета учебных материалов в электронном виде (паспорта кабинета, комплекта тестовых заданий, УМК по информатике и др.)
4. Обобщение и оформление материалов в методическую копилку школы.
5. Аттестация на первую квалификационную категорию. (получение) в течение года,
по плану МО
в течение года
в течение года
октябрь Комплекты методико-дидактических электронных материалов
портфолио достижений учителя
Раздел 4. Участие в системе методической работы
1. Проведение открытых уроков в рамках работы ШМО
2. Организация работы с одарёнными детьми и участие с ними в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Участие в работе сетевого сообщества портала http://www. http://so.orley-kost.kz/, http://infourok.ru/
6.Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения информатике.
7.Совершенствование знания современного содержания образования учащихся по информатике.
8.Проведение мониторинга уровня сформированности предметных компетентностей учащихся школы. 2015-2016
в конце года Размещение информации на сайте
Конспектов открытых уроков на персональном сайте.
Контрольные срезы
Раздел 5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации
в течение года Размещение информации на персональном сайте-портфолио.
Раздел 6. Методическая тема работы учителя: «Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся». в течение года Учебные проекты учащихся. Размещение на сайте - портфолиоОжидаемый результат самообразования:
повышение качества преподавания предмета (для учащихся: качество обученности не менее 50%; участие в конкурсах – не менее 40%);
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, создание мультимедийных материалов (презентаций) для уроков информатики;
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;
продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
Планируемые результаты самореализации:
Разработка комплекта электронных уроков по информатике;
Разработка пакета материалов в электронном виде, в том числе:
комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);
комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
создание банка творческих и проектно-исследовательских работ учащихся;
пакета сценариев открытых уроков с применением информационно-коммуникационных технологий и интерактивной доски,
постоянное ведение электронного портфолио-сайта учителя.
выступление на семинарах, конференциях, мастер-классах.