Статья Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности


Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности
     Учитель формирует творческую личность и готовит ее к активной познавательной деятельности. Творческая познавательная деятельность учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель, как на уроке, так и во внеурочное время.
Очень важно на уроках русского языка и литературы стимулировать интерес обучающихся к самостоятельной творческой деятельности.
Основным стимулом к учебе должен стать  интерес и любознательность, желание познать самого себя. 
Использование игровых технологий позволяет учителю заинтересовать детей. Игровые технологии чаще используются в 5-6-ых классах. Они позволяют сделать почти ежедневные встречи ребенка с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными (программа отводит 6 часов в неделю для изучения предмета).
Продуктивными видами работы в обучении русскому языку и литературе считаю уроки и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы: экскурсии, концерты, КВНы, викторины, устные журналы. В старших классах игровая деятельность предлагает учащимся на моих уроках попробовать на себе роль учителя: старшеклассники готовят тесты для проверки знаний, проводят и проверяют орфографические диктанты, осуществляют взаимопроверку домашней работы.
Важно в своей работе использовать  и нестандартные  формы  уроков. Такие, как  урок - исследование,  урок - размышление, урок - путешествие, урок - творчество, урок - открытие, урок - турнир (викторина, конкурс), урок-литературная  гостиная, интегрированный урок и т.д.  Развитию творческих способностей детей способствуют уроки подготовки и написания сочинения. Сочинение является для ученика доступным средством самовыражения. Некоторые из моих учеников делают первые пробы пера и принимают участие в акции, посвящённой семидесятилетию Победы. В местной газете «Тракт» в рубрике «Какой ценой завоёвано счастье» десятиклассница опубликовала материал, посвящённый своему предку: «Теперь я знаю, где похоронен мой прадед».
Система работы по развитию творческих способностей как средство личностно-ориентированного обучения получает своё продолжение во внеклассной работе. А внеурочные занятия по предмету могут вылиться и в общешкольное мероприятие. Так в ноябре в 9-ых классах было проведено занятие «Ценность эпистолярного жанра. Его особенности». Познакомившись с особенностями написания писем, к празднику Дню Матери ребята организовали общешкольную акцию «Письмо маме».
Внеклассное мероприятие «Моя родословная» нашло продолжение в научно-исследовательской работе одной из учениц. Её исследование на тему «Этимология имён и фамилий генеалогического древа семьи Башкановых» стала одной из лучших на 5 открытой международной научно – исследовательской конференции молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Образование. Наука. Профессия» и заняла третье место.
Традиционным для ребят стало участие в международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». Есть опыт участия и в других конкурсах: «Грамотей-спринт», « Всероссийский молодёжный предметный чемпионат», «Почитай-ка».
Старшеклассники с удовольствием участвуют в конкурсах чтецов, проводимых не только в школе, но и в мероприятиях муниципального уровня. Литературные гостиные по творчеству Эдуарда Асадова, Владимира Высоцкого, муниципальный конкурс «Живая классика», муниципальный конкурс чтецов «Эхо войны сердце тревожит» показали высокий уровень подготовки чтецов.
     Проведение недели русского языка – давняя традиция в нашей школе, цель которой – вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей.
          Неделя русского языка предполагает проведение смотра-конкурса на лучшую тетрадь, конкурса чтецов и тотального диктанта на лингвистическую тему, соревнование “Знаешь ли ты русский язык?”, викторину “Язык мой – друг мой!”, 
           На уроках русского языка используется метод работы и с учебником, и с научно-популярной литературой. Учащиеся составляют план, тезисы, пишут рефераты, доклады.
Тематика исследовательских работ разнообразна:«Онегин и Печорин – герои своего времени», «Чичиков – загадочный герой в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души», «Волшебная цифра семь». Некоторые научно-исследовательские работы учащихся носят краеведческий характер. Так, например, «Особенности эргонимики города Нижнеудинска», «Диалектные слова нашей местности».
Различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка и литературы способствуют развитию творческих способностей школьников. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода, как ученика, так и учителя.