Выступление на педсовете Информационно-коммуникационные технологии
Учитель информатики
МКОУ «СОШ № 9 города Аши
( с профессиональным обучением)»
Чертова О.В.
Информационно-коммуникационные технологии.
В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией, т.е. процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством которого является компьютер.
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых программ оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по таким каналам, как учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.
Поэтому использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальным вопросом современного школьного образования.
Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Рассмотрим на примерах применения ИКТ в практике преподавания информатики.
1. Применение информационных технологий для создания дидактического материала. Для этой цели используются следующие программы: текстовый редактор; электронные таблицы; технологии сканирования и обработки текстовой и графической информации; технология подготовки презентации. Например, это может быть кроссворд, созданный в электронных таблицах. Наведя мышку на первую клетку загаданного слова во всплывающем окне можно увидеть вопрос. Отгаданное слово записывается в соответствующие пустые клетки с помощью клавиатуры. Таким образом, можно проверить знания учащихся после изучения темы.
2. Использование на уроках электронных учебников, видеофильмов, анимации, чтобы проиллюстрировать объяснении темы.
3. Использование ресурсов сети Интернет. Большой интерес вызывает у учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке. Можно организовать работу в группах, при изучении темы «Глобальная сеть». Поставить два вопроса: «Польза сети Интернет?», «Вред сети Интернет?». Учащиеся находят массу фактов с примерами по своим вопросам. Причем каждая группа пытается доказать свою точку зрения.
4. Составление тестов в различных компьютерных программах. При этом учащиеся должны не только владеть основными знаниями и умениями, но и предусмотреть наиболее вероятные ошибки, которые можно допустить при выполнении теста. Для составления теста может использоваться сред
·а программирования.
В 11 классе изучается раздел «Технология программных продуктов». Как один из вариантов рассматривается создание теста средствами языка программирования Gambas. Некоторые учащиеся берут эту тему на выпускную квалификационную работу по профессии «Оператор ЭВ и ВМ». Например, Аминева Н. разработала проект на языке Gambas «Тест по изобразительно-выразительным средствам русского языка». В тесте организован подсчет количества ошибок, в конце выводится оценка за работу.
5. При изучении нового материала компьютер может решать проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Поэтому часть нового материала можно давать на самостоятельное изучение в виде презентации.
6. Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью, т.е. с помощью компьютера решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки. Это – возможность для учащихся проявить свои творческие способности.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к урокам, так и во время их проведения.
У учителя недостаточно времени для подготовки.
Не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
При недостаточной мотивации учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку при работе за компьютером.
Излишне используя ИКТ, учитель может перейти от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Используя современные ИКТ –технологии нельзя забывать о здоровьесберегающих образовательных технологиях в учебном процессе. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания.
Основными моментами здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе с применением ИКТ являются:
Нормы времени работы обучающихся за компьютером во время учебного занятия:
Для обучающихся начальной школы 10-15 минут;
Для обучающихся средней ступени 20-25 минут;
Для обучающихся старшей ступени 30 минут.
Выполнение требований техники безопасности во время занятий.
О сохранении своего здоровья нужно помнить любому человеку, работающему за компьютером. Вы можете ознакомиться с «Памяткой при работе за компьютером» и комплексом упражнений для расслабления и укрепления зрения.
Применять ИКТ-технологии можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и учитель и ученик должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать при планировании программного материала и конкретного урока.
Применение ИКТ - технологий в учебном процессе хотя и трудоемко, но оно оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Вывод можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».
Заголовок 1Заголовок 315