презентация по обобщению опыта на конкурсе
ГБОУ СПО НО «КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯЧУДОКВАСОВОЙ ГАЛИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ2013 ГОД
ГБОУ СПО НО «КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»Чудоквасова Галина Анатольевна Образование: высшее, Горьковский государственный педагогический институт им. М. Горького, 1981 г. Почетный работник СПОКатегория: высшая Педагогический стаж: 32 годаЗанимаемая должность: преподаватель математики, информатики и ИКТ
«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находила применение в том или ином деле»А.Н.Крылов
Тема :«Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики и информатики»Образование – это индустрия,направленная в будущее.С.П.Капица
Условия возникновения и становления данного опыта:В феврале 2011 года Президент РФ утвердил Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, одной из целью которой, является обеспечение инновационного характера образованияЗарождение представленного опыта связано с тем, что в наш век информатизации педагогическое сообщество переходит к новым технологиям Основная задача колледжа - это подготовка высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов и эту задачу педагогический коллектив успешно решает, используя хорошую материальную базу
Совершенствование преподавания математики, информатики на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического сотрудничества и передового опыта обученияформирование потребностей к саморазвитию и самообучению через активные формы и методы преподаванияФормирование познавательного интереса студентов на уроках математики, информатики и подготовка их к творческой активности в различных сферах практической деятельности в условиях рыночной экономикиСоздание условий для развития индивидуальных способностей каждого студента на основе личностно-ориентированного подхода к обучениюЦель педагогической деятельности
ЗадачиУсиление роли уроков математики, информатики, как одного из условий качественной подготовки обучающихсяРеализация творческих возможностей преподавателя, как основы успешной учебной деятельности обучающихсяПовышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по математике и информатике
«Образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» Закон РФ «об образовании»
Актуальность темыИспользование программных продуктов на занятиях позволяет максимально точно изучить процессы и явления, происходящие в реальном мире. Это активизирует познавательную деятельность и способствует повышению мотивации студентов к получению новых знаний Устранение противоречий между студентами и традиционными приемами и методами обучениязагруженность студента и преподавателя и отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе, ресурса времениналичие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника и падение мотивации к обучениютребование максимального раскрытия потенциала студента и традиционные формы организации обученияжелание студента достичь профессионального роста в жизни и отсутствие практического опыта самостоятельной добычи новых знанийполучение теоретических знаний по предмету и умение применять их на практике
Перспективность опыта Знакомство с достижениями в области информатизации общества и формирование собственного научного мировоззрения Выявление взаимосвязи предметных дисциплин и изучение соответствующих проблемных вопросов с помощью ИКТ Повышение интереса к овладению знаниями Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов, активный поиск рациональных путей решения проблемных ситуаций Формирование новой информационной культуры студента и его поведения в обществе 21 века Формирование потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности
Педагогическая идеяИспользование компьютерных технологий на занятиях за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для преподавателя повысить мотивацию студентов к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности студента.
Цель педагогического опыта:Создать условия для активации познавательной деятельности студентов средствами ИКТ на занятиях и во внеурочной деятельностиГипотеза:Применение ИКТ на занятиях и во внеурочной деятельности приведет к повышению познавательного интереса студентов к изучаемым дисциплинам. В результате, возможно повышение успеваемости и качества обучения Объект реализации педагогической идеи:Процесс обучения математике, информатике студентов 1-2 курсов всех специальностей с использованием новых информационных технологий
Предмет исследования в ходе становления педагогического опытаКомпьютер на занятии – это средство повышения мотивации и познавательной деятельности студентов.Педагогическая идея опыта использования ИКТ в учебном процессе построена на выдвинутой гипотезе и организации познавательной деятельности обучающихся на интегрированных уроках математики и информатики. Обучение строится в зависимости от способностей студента, его интересов и культурного уровня. Это обеспечивает положительный фон для успешной учебы и развития качеств, необходимых всесторонне развитой личности.Ожидаемые результатыПодтверждение гипотезы и, как следствие, увеличение числа студентов, охваченных исследовательской и проектной деятельностью
Теоретическая база опытаНовые образовательные стандарты коренным образом должны изменить организацию учебного процесса в эпоху полной информатизации общества. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, ведущие педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ на путях модернизации образования. Современная педагогика и психология рассматривают различные виды познавательной деятельности человека, в процессе которой приобретается система знаний. Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес выступает как движущая сила познания. Применение ИКТ на уроках способствует повышению интереса, мотивации к учебе. Это подтверждено психолого-дидактическими исследованиями Доманова С.Р., Полат Е.С.,Роберт И.В., Андреева А.А. и других. В основе педагогического опыта так же лежат основные положения теории Л.С.Выготского («Развитие есть результат обучения…»). Автор опыта заботится о том, чтобы на занятиях каждый работал активно и увлеченно, и использую это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Ведь в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина познавательный интерес выступает как цель воспитания, как средство формирования личности, как условие эффективности учебного процесса, как значимый элемент структуры личности, как мотив учения.
Новизна опыта Поиск, регистрация и накопление информации о затруднениях, которые возникают у студентов в решении различных задач по предметам Поиск и разработка моделирующих программ для имитации типичных проблемных ситуаций Использование этих программ в модельных экспериментах Выбор оптимального решения по результатам экспериментов Отображение существенных связей и факторов между явлениями Приобретение знаний и опыта в конкретной предметной области при организации исследовательской работы1. Состоит в реализации следующей методики для активации познавательной деятельности студентов:2. Заключается в поиске проблемных моментов на «стыке»изучаемых предметов и организации интерактивного диалога на информатике при решении проблемы.3. Состоит в высвобождении ресурса времени преподавателя и студента при изучении смежных тем на уроках «Компьютер на занятии по математике», «Компьютер и домашнее задание» и автоматизации процессов контроля.
«Сближение теории и практики дает самые благотворные результаты, и не одна только практика выигрывает, сама наука развивается под влиянием ее» П.Л. Чебышев
Технология опытаДля создания условий, способствующих организации деятельностного подхода на уроках математики и информатики, применяю ИКТ, что способствует активизации познавательной самостоятельности и активности студентов. При преподавании ставлю задачи:Научить студентов поиску, отбору и анализу необходимой учебной информации;Регистрировать проблемные моменты в изучаемых темах по предметам, требующие построения модели средствами ИКТ;Организовать поиск решения различными способами;Применять наглядность и «живые картинки»для восприятия и познания закономерностей изучаемых явлений;Организовать внеурочную деятельность, проектную и учебно-исследовательскую работу студента средствами ИКТ;Использовать полученные знания на практике, в реальной жизни.Применение ИКТ на занятиях открыло доступ к новым источникам информации и позволило отойти от традиционных форм изложения материала.
Интегрированный урокТехнология опытаУсвоить в большем объеме новые знания по предметамОрганизовать деятельностный подход в обученииДостичь привлекательности уроковДифференцировать процесс обучения
Технология опытаХарактер использования ИКТобучающийразвивающийкоммуникативныйдиагностическийобщекультурный
Обобщая накопленный опыт, выделяю несколько вариантов применения НИТ:Технология опытаПрименение программных мультимедиа средствИспользование компьютера для закрепления пройденного материалаОсуществление контроля посредством ИКТИспользование компьютера при создании мультимедийных проектовИспользование Интернет-ресурсовПрименение ИКТ во внеурочной деятельностиИспользование компьютера при подготовке к экзаменам
Результативность опытаРабота по теме «Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики и информатики» ведется три года. Основными параметрами результативности педагогической деятельности при внедрении информационно-коммуникационных технологий являются:Стабильное качество знаний и успешность обучения;Устойчивый познавательный интерес студентов к предметам и качественная динамика учебной мотивации;Повышение мотивации в обучении; развитие научного стиля мышления (формирование наглядно-эвристического компонента мышления; перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную активность студентов);Повышение информационной компетентности студентов;Формирование новых путей познания мира;Расширение кругозора обучающихся; формирование исследовательских навыков
Результативность работы по информатике (лесное и лесопарковое хозяйство)
Результативность работы по математике (техническая эксплуатация)
Результативность работы
Наши успехи
Наши успехи
Трудности в работеОбучающиеся одной возрастной категории имеют разный уровень психологической готовности и уверенности при работе за компьютеромУ некоторых детей формируется ложная уверенность, что они хорошо разбираются в информатике, а с компьютером вообще на «ты». Реальный уровень знаний по математике, информатике и культура оформления результатов компьютерных работ оставляют желать лучшегоНет достаточной уверенности в том, что «Информатика и ИКТ»-это «инструмент», который можно использовать в любой предметной сфере
заключение В последнее время в российской системе формирования профессиональной компетентности специалистов наметился новый подход к процессу педагогической деятельности на основе ИКТ, которые позволяют повысить эффективность обучения с широким внедрением компьютерных средств и сети Интернет. Применение ИКТ влияет на повышение познавательной активности студентов. Это действительно так. Повышение познавательной активности отражается на успеваемости и качестве знаний обучающихся по предмету. Интерес к урокам математики, информатики вырос. Студентам интересно наблюдать за продуктами деятельности преподавателя и самих студентов. Они с удовольствием берутся за создание проектов, презентаций, собственных фильмов с использованием видео, цифровых изображений и музыки как индивидуальных, так и групповых.
Список литературыЗакон об образовании,2013 г«Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», под ред. Е.С.Полат, 2005г.Ф.Том, «Современная математика – существует ли она?», журнал «Математика в школе», 3-2003г.Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные.-М.: 2003
«Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его самого, так как он зачастую и не предполагает, что обладает ими; силы, способные перевернуть жизнь, стоит их только поднять из глубин и привести в действие» Оризон Свит Марден
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !