Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Дню космонавтики


«Космическая одиссея»
Сценарий мероприятия для учащихся 4 – 6 классов,
посвящённого Дню космонавтики.
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
12 апреля весь мир отмечал День авиации и космонавтики. Это особенный день – в этот день в 1961 году гражданин СССР майор Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил полёт в космос, открыв этим эпоху пилотируемых космических полетов.
И сегодня мы собрались в этом зале, чтобы, как и Юрий Гагарин, совершить пусть и виртуальный, но космический полёт к дальним планетам и звёздам. В полёте участвуют команды и болельщики ____ классов. Все эти команды прошли первое испытание и ответили на вопросы космического кроссворда. Их ответы были оценены следующим образом : команда ___ класса получила ___ баллов, команда_________________________________________________________
Как проходит полёт, будут решать сотрудники Центра управления полётами
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ну что ж, знакомство наше закончилось. Ключ на старт!
Первой по курсу находится планета … Меркурий. Это планета вопросов и ответов. Ребята, ваша задача выбрать правильные ответы. Если вы считаете, что утверждение верно, то хлопаете в ладоши, а если нет – то сидите тихо.
Какие утверждения верны:
Марс – самая маленькая планета земной группы.
Луна – единственный естественный спутник Земли.***
Солнечную систему составляют только планеты.
Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий.***
Меркурий имеет мощную атмосферу.
На Венере плотная облачная атмосфера.***
Марс значительно больше Земли.
Только на Земле имеется водная оболочка.***
Планеты Меркурий, Венера, Марс названы в честь древних астрономов.
У полюсов Марса расположены белые полярные шапки. Моря на Луне заполнены соленой водой.***
Итак, по итогам второго конкурса команды набрали следующее количество баллов
Следующая по курсу планета – Венера. На этой планете командам будет нужно назвать как можно больше созвездий. Даём вам на размышление 2 минуты. Пока команды заняты работой, мы с болельщиками поиграем в игру. Дорогие болельщики, ваша задача назвать как можно больше предметов, необходимых космонавтам для полёта в космос. Ваши выигранные баллы будут добавляться командам.
Спасибо болельщикам, а теперь мы хотели бы узнать результаты работы команд. Просим капитанов команд передать список названий созвездий нашему жюри.
А мы продолжаем наше путешествие и прилетаем на 3 планету Солнечной системы… Земля. Здесь, как известно, живут разумные существа – это люди. Именно они способны решать сложные задачи. А способны ли участники команд решить предложенную им задачу.
Решите задачу:
Ученые обнаружили более 30000 звезд. 12 ноября 1833г. Люди наблюдали, как падали звезды.
В секунду падало 20 звезд, а звездопад шел в течении 1 часа.
Сколько звезд осталось на небе через 1 час.
Пока наши команды решают эту сложную задачу, мы с болельщиками споём песню. Только сейчас вы будете не землянами, а жителями Красной, Синей и Зелёной планеты. Жители Красной планеты должны пропеть куплет песни "Во поле берёза стояла", но вот все гласные они заменят одной, например, «О»:
- "И";
- "У";
(Болельщики исполняют песни).
Спасибо болельщикам. А мы предоставляем слово капитанам команд.
Слово предоставляется нашему многоуважаемому жюри.
Спасибо, уважаемое жюри. Мы, наконец – то на нашей планете - Земля. Наше путешествие почти подошло к концу. Осталось ещё одно, но важное задание. Дорогие участники команд! Вы должны прочитать дневник путешествия по Солнечной системе космического корабля капитана Врунгеля. Он, как известно, был известный выдумщик и обманщик. Просим вас прочитать текст и найти ошибки в нём.
Наш космический корабль уже много световых лет находиться в пути, путешествуя от одной планеты к другой.
Сначала наш путь лежал к самой ближайшей нашей планете – Сатурну. Это планета земной группы отличается самыми красивыми кольцами.
Изучив эту планету наш звездный корабль был направлен на 4 – ю планету Солнечной системы - Уран, который из – за содержания большого количества железа в грунте имеет красный цвет.
Следующей планетой по маршруту была планета – гигант Венера, которая отличается самой высокой температурой + 480 С из – за плотной атмосферы, состоящей в основном из углекислого газа.
Конечным пунктом нашего полета была наша соседняя планета Луна.
Найдите ошибки в тексте и обоснуйте ответ.
Пока наши команды изучают текст, мы с вами, уважаемые болельщики, откроем книгу рекордов Вселенной. Дорогие ребята, вы должны продолжить мою мысль, итак,
САМАЯ:
Большая планета - Юпитер;
Маленькая планета – Плутон;
Близкая к Сатурну – Меркурий;
Дальняя планета – Плутон;
Большой остероид – Церера;
Яркая звезда – Сириус;
Близкая звезда – Срлнце;
С наибольшим количеством спутников – Сатурн;
Яркие кольца – Сатурн;
Близкая галактика – Магеллановые облака.
Спасибо болельщикам! А сейчас мы предоставляем слово командам.
Спасибо, уважаемые члены команд. Вы выполнили всю работу, а сейчас можете присоединиться к своим болельщикам. Пока жюри подводит окончательные итоги, предлагаем вашему вниманию слайд – шоу.
Итак, наступил самый волнующий момент нашего праздника. Мы предоставляем слово членам жюри.
Наш конкурс подошёл к концу. Мы благодарим вас за участие и прощаемся до новых встреч.
ДНЕВНИК КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ:
Какие утверждения верны:
Нептун - самая маленькая планета Солнечной системы.
Плутон – самая дальняя планета Солнечной системы.***
Самая большая планета – Сатурн.
Все планеты – гиганты имеют кольца.***
Большое Красное пятно находится на Юпитере.***
Все планеты – гиганты имеют много спутников.***
Все планеты – гиганты имеют твердую поверхность.
Плутон – самая маленькая планета Солнечной системы .***
Только Сатурн имеет кольца.
Самая большая планета Солнечной системы – Уран.
Первой планетой, открытой с помощью телескопа ,был Уран.***
Планета Плутон была известна еще древним грекам.
1. Планета гигант это -:
А) Венера;
Б) Марс;
В) Плутон;***
Г) Земля.

Самая большая планета Солнечной системы – это:
А) Нептун;
Б) Сатурн;
В) Юпитер.***
3. Самая маленькая планета Солнечной системы – это:
А) Нептун;
Б)Уран;
В) Плутон;***
Г) Меркурий.
Большое Красное пятно находиться на:
А) Сатурне;
Б) Нептуне;
В)Юпитере***
Планеты – гиганты – это Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Все они имеют огромные размеры, окружены довольно плотными атмосферами. Эти планеты состоят преимущественно из газов и лишены твердых поверхностей. Все они имеют кольца и многочисленные спутники. К планетам – гигантам не относится Плутон – самая маленькая и наиболее удаленная от Солнца планета.
Какие утверждения верны?
Звезды – небесные тела, которые светят отраженным светом.
Ближайшая к Земле звезда – Солнце.***
Солнце – это гигантский пылающий шар.***
Солнце по размерам почти такое же, как Луна.
Солнце неподвижно.
Самые большие звезды называются сверхгигантами.***
Солнце относится к звездам – карликам.***
Созвездия – это участки звездного неба.***
Какие утверждения верны:
Млечный путь – это особое сияние в воздухе нашей планеты.
Млечный путь состоит из множества звезд.
Галактика – это огромное скопление звезд, звездная система.
Солнце находиться в центре Галактики.
Наша Галактика неподвижна.
Галактика состоит из ядра и спиральных рукавов.
Пространство между звездами ничем не заполнено.
Световой год – расстояние, которое проходит све
Галактика – это:
А) Солнце и обращающиеся вокруг него планеты;
Б) несколько звезд;
В) Гигантское скопление звезд, звездная система.***
Какие утверждения верны?
Мантия – это верхняя оболочка Земли.
Ядро состоит в основном из железа и никеля.
Земная кора находится в центре нашей планеты.
Слово «рельеф» в переводе с греческого языка означает «покрывало».
Земная кора состоит из горных пород.
Горные породы состоят из минералов.
Горные породы всегда образованы множеством минералов.
Гранит – это минерал.
Земная кора вместе с верхним слоем мантии сложена из подвижных плит.
Материки совершенно неподвижны.
Кроссворд
По вертикали 1. Небесное тело, чье название в переводе с греческого означает «Блуждающая». 2. Звездная система. 3. Небесное тело, ядро которое состоит из смеси замерзших газов. 4. Планета, которая была первой обнаружена при помощи телескопа. 5. Гигантский пылающий газовый шар.
По горизонтали: 2. Комета, которая каждые 76 лет проходит рядом с нашей планетой. 6. Очень яркий метеорит больших размеров, сопровождаемый не только световыми, но и звуковыми явлениями, который древние люди ошибочно принимали за огнедышащих драконов, огненных змей. 7. Небесное тело, упавшие на поверхность Земли. 8. Небесное тело неправильной формы, также называемое малой планетой.
Кроссворд
По вертикали 1. Небесное тело, чье название в переводе с греческого означает «Блуждающая». 2. Звездная система. 3. Небесное тело, ядро которое состоит из смеси замерзших газов. 4. Планета, которая была первой обнаружена при помощи телескопа. 5. Гигантский пылающий газовый шар.
По горизонтали: 2. Комета, которая каждые 76 лет проходит рядом с нашей планетой. 6. Очень яркий метеорит больших размеров, сопровождаемый не только световыми, но и звуковыми явлениями, который древние люди ошибочно принимали за огнедышащих драконов, огненных змей. 7. Небесное тело, упавшие на поверхность Земли. 8. Небесное тело неправильной формы, также называемое малой планетой.
Самая маленькая планета земной группы:
1. А) Марс;
Б) Земля;
В) Венера;
Г) Меркурий.***
2. Самая дальняя от Солнца из планет земной группы:
А) Марс;
Б) Венера;
В) Марс;***
Г) Меркурий.
3. Самую плотную облачную атмосферу из планет земной группы имеет:
А) Меркурий;
Б) Венера;***
В) Земля;
Г)Марс.
4. Спутники имеют:
А) Меркурий и Венера;
Б) Земля и Марс;***
В) Меркурий и Земля;
Г) Венера и Марс.
В состав Солнечной системы входят 9 планет с их спутниками. Планеты делят на планеты земной группы и планеты – гиганты. К первым относятся Меркурий, Венера, Земля, Марс. Все они значительно меньше, чем планеты – гиганты.
Какие утверждения верны?
Вселенная – это Солнце с обращающимися вокруг него планетами.
В представлениях древних народов центром Вселенной была Земля. ***
Долгое время господствовало мнение, что Земля плоская.***
Аристотель предложил систему мира, по которой в центре Вселенной находиться Солнце.
Аристарх Самосский высказывал мысль о том, что Земля обращается вокруг Солнца.***
Птоломей создал модель Вселенной, в центр которой поместил Землю.***
Система Птоломея была быстро отвергнута и забыта.
Аристотель и Птоломей считали Землю неподвижной.***
В моделях Вселенной по Аристотелю И Пталомею в центре располагается:
А) Луна;
Б) Солнце;
В) Земля.***
2. Одним из первых мысль о том, что в центре Вселенной находиться Солнце, высказал:
А) Аристотель;
Б) Аристарх Самосский;***
В) Птоломей.
3. Первым предположил, что Земля имеет форму шара:
А) Аристотель;
Б) Пифагор;***
В) Птоломей.
Вселенная – это космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль. Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. Долгое время ее центром считалась Земля. Именно этой точки зрения придерживались древнегреческие ученые Аристотель и Птоломей, создавшие свои системы мира.
Ведущий: На Планете Белого Солнца живут изобретатели. Они изобретают различные машины. Приглашаем на эту планету бортинженеров. Ваша задача - нарисовать корабль, на котором вы прибыли на эту планету.
(Дети рисуют корабли и сдают рисунки жюри).
Ведущий: А мы пока поиграем с экипажами. Сейчас вы по очереди будете называть фантастические произведения. Победит тот, кто назовёт самое последнее произведение.
(Выполняется задание).
Какие утверждения верны:
Н. Коперник был сторонником системы Птоломея.
Н. Коперник создал новую модель Вселенной, в центре которой поместил Солнце.***
Н. Коперник утверждал, что Земля – одна из планет, которые обращаются вокруг Солнца.***
Дж. Бруно первым использовал телескоп для изучения небесных тел.
Г.Галилей открыл спутники Юпитера.***
Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью Галактики.***
Вселенная – это наша Галактика.
Новую систему мира, опровергнувшую учение Птоломея, создал:
А) Аристарх Самосский;
Б) Н. Коперник***
В) Г. Галилей.
2. Первым для исследования небесных тел использовал телескоп:
А) Н. Коперник;
Б) Дж. Бруно;
В) Г. Галилей.***
Великий польский астроном Николай Коперник создал модель Вселенной, согласно которой центром мира является Солнце, а вокруг него обращаются Земля и другие планеты. Взгляды Н. Коперника распространяли и развивали Дж. Бруно и Г. Галилей. Согласно современным представлениям, Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью гигантского скопления звезд – Галактики. Вселенную составляет огромное число галактик.
Ведущий:
Звездная карта: